Как создавался «Кто подставил кролика Роджера»

Культовому инновационному кино в этом году исполнилось 32 года.

В честь этого события (извините, что не успел выпустить статью к тридцатилетию фильма, был слишком занят и не зарегистрирован на DTF) я предлагаю вам ознакомиться с историей создания фильма: от поиска режиссёра, к череде выбора актёров на главные роли и не очень удачному первому прокату.

Подготовка к съёмкам

Начнём издалека. В 1981 году на прилавках США появился мистический детектив «Кто вырезал кролика Роджера?» писателя-юмориста Гэри Вульфа. Книга стала крайне популярной и сильно впечатлила Рона Миллера, который на тот момент являлся президентом The Walt Disney Company. Роман, в котором люди и персонажи мультфильмов существовали в одной вселенной так ему понравился, что он увидел в нём материал для потенциального блокбастера и тут же приобрёл права на его экранизацию. Сценаристами проекта стали Джеффри Прайс и Питер Симен. Перед ними стояла задача сохранить детективную историю, но показать анимационную индустрию с более положительной стороны, чем у Вульфа. В книге как мультяшки, так и их начальники не могли похвастаться высокими моральными качествами, а главным злодеем оказывался сам кролик Роджер, который мстил продюсерам за то, что они не давали ему главную роль.

В ходе работы над сценарием, слава о необычном проекте дошла до Роберта Земекиса. В 1982 году режиссёр сообщил Дисней, что будет счастлив взяться за данную киноадаптацию, но в компании отклонили его предложение. На тот момент имя Земекиса ассоциировалось с провальными в плане сборов комедиями: «Я хочу держать тебя за руку» и «Подержанные автомобили», и в студии решили, что он точно не потянет такой амбициозный фильм. Тем временем в 1983 году специалисты Дисней под руководством анимационного режиссёра Даррела Ван Ситтерса создали тестовое видео, объясняющее концепцию проекта. Короткий мультфильм получился многообещающим, однако, из-за последовавших внутри компании смены руководства, работа над «Кроликом Роджером» была приостановлена.

Реанимировать ленту решился Майкл Эйснер, сменивший Рона Миллера на посту директора The Walt Disney Company. Ему удалось привлечь к проекту Amblin Entertainment, продакшн-студию Стивена Спилберга. Спилберг чувствовал, что анимационный нуарный фильм может стать настоящим прорывом в кинематографе, и согласился в нём участвовать при условии полного творческого контроля. Заявленный им бюджет в $50 млн. в Дисней сочли неподъёмным, и в итоге было решено уложиться в $30 млн., что так же по тем временам для анимации было увесистой суммой. «Кролик Роджер» получил зелёный свет и начались поиски режиссёра.

Первым занять пост режиссёра предложили Терри Гиллиаму, снявший до этого крайне успешную «Бразилию», который посчитал замысел картины слишком сложным в реализации и отказался. Тогда Стивен Спилберг пригласил занять режиссёрское кресло Роберта Земекиса, вместе они в 1985 году сняли хитовый «Назад в будущее». Последняя, наряду с кассовым «Романом с камнем» вывела Земекиса на высший уровень в профессии, и в Дисней больше не сомневались на его счёт создавать блокбастеры. Работать над сценарием привлекли всё тех же Джеффри Прайса и и Питера Симена, от которых теперь требовалось создать нуарную ретро-историю. Роберт Земекис решил перенести действие книги из современности в 1947 год — период расцвета мультипликации и нуарных детективов. Так же режиссёр хотел, чтобы в его фильме присутствовал юмор и сценаристы прописали множество отличных шуток.

Материал для детективной истории Прайс и Симен почерпнули из реального случая, который вошёл в историю под названием «трамвайный сговор». В сороковые годы прошлого века несколько автомобильных компаний объединились, чтобы поглотить трамвайную систему «Red Car», размещавшуюся в Лос-Анджелесе, и построить вместо неё автостраду. В фильме же придуманная сценаристами фирма «Cloverleaf Industry» собирается избавиться не только от трамваев, но и от анимационных персонажей, спокойно проживающих в специальном квартале «Мульт-тауне». Коварной операцией по уничтожению мультяшек руководил судья Рок, который (осторожно, спойлер!, не знаю, считается ля за спойлер то, что произошло на экранах чуть более тридцати лет назад) сам оказывается мультяшкой. Над созданием этого твиста сценаристы трудились дольше всего. Они пытались придумать предысторию злодея, но в итоге от этой идеи отказались по причине нежелания лишний раз вспоминать смерть одной из положительных героинь, и было решено не рассказывать о прошлом персонажа, зато таким образом Прайс и Симен придали его личности больше таинственности.

Параллельно с правками в сценарии активно шёл кастинг и разработка анимационных персонажей. В образе детектива Эдди Валиента Спилберг видел Харрисона Форда, но его гонорар оказался слишком большим для и без того дорогостоящего кино. Следующим в списке кандидатов был Билл Мюррей, который в тот момент отошёл от съёмок в кино в сторону философии и пропустил поступившее предложение. На роль хотели пригласить и Эдди Мёрфи, но он отказался по причине того, что не хотел быть в тени кролика-мультяшки. Так же рассматривались актёры в лице Джека Николсона, Эда Харриса, Сильвестра Сталлоне и многие другие, пока в конце концов не был утверждён Боб Хоскинс. Ранее британец уже снимался в криминальных фильмах, правда на не столь комических ролях. Образ Джессики — любовного интереса Валиента, воплотила актриса Джоанна Кэссиди, которая прославилась ролью репликанта Зоры в «Бегущем по лезвию». Главного антагониста, когда-то убившего брата детектива, выбирали из множества кандидатов. Роль предлагали Тиму Карри, Кристоферу Ли, Стингу, но в итоге отрицательного персонажа воплотил Кристофер Ллойд, с которым Спилберг и Земекис работали над «Назад в будущее».

Руководить анимационной частью Земекис предложил Ричарду Уильямсу, в которого он верил больше, чем в Даррела Ван Ситтерса. Автор оскароносной короткометражки «Рождественская песня» не сразу, но согласился. Кролика Роджера он изобразил гибридом многих персонажей Диснея — комбинезон от Гуфи, галстук-бабочка Порки Пига, щёки и уши Багза Банни. Жена Роджера тоже получилась многосоставной — лицо Лорен Бэколл, причёска Вероники Лэйк, фигура Риты Хейворт и наряды с открытой спиной в стиле модели Playboy Викки Дуган по прозвищу «спинка». Завершил образ низкий голос Кэтлин Тёрнер, которая попросила не указывать её имя в титрах. Соседство в одном фильме мульт-персонажей Disney и Warner Bros. — заслуга Стивена Спилберга, который смог договориться о камео героев с «противоборствующей компанией». Во время просмотра можно заметить, что представители обеих студий всегда появляются в кадре вместе — Дональд Дак и Даффи, или Микки Мауз и Багз Банни. Это был осознанный шаг со стороны Warner Bros., которые требовали, чтобы их персонажи занимали равное количество экранного времени наравне с диснеевскими.

Начало производства

Несмотря на то, что действие картины разворачивается в Лос-Анджелесе, основные съёмки проходили в Британии, так как аниматор Ричард Уильямс не хотел поселяться в столице Голливуда. Каждая мизансцена, в которой должны были участвовать анимационные персонажи, выстраивалась в соответствии с его раскадровками, чтобы на постпродакшене вписать в неё мультяшек. Чтобы взаимодействия людей и рисованных героев выглядело реалистично, актёры заранее прошли курсы пантомимы. Помочь им в этом должны были резиновые куклы, имитирующие мультяшных персонажей. Сначала сцена снималась при участии моделей кукол и кукловодов, а затем делался дубль, где актёр, подобно миму, повторяет свои движения с пустотой.

Для создателей было крайне важно достоверно передать зрительный контакт мультяшки и человека. Например, в сцене диалога Валиента и Роджера дома у сыщика, последний стоит на кровати, так персонаж Боба Хоскинса может посмотреть кролику ростом в один метр прямо в глаза, а достичь полного зрительного контакта с судьёй Роком нельзя, ведь свои рисованные глаза он скрывает под пластиковыми линзами, поэтому Кристофер Ллойд ни разу не моргает в кадре. Если мультяшка свободно живёт в человеческом мире, значит он должен способен управляться и с реальными предметами, а не с рисованными, например, как это делает Дональд Дак и Даффи, играя на настоящем рояли, или кролик Роджер, разбивая абсолютно настоящую посуду. Чтобы реализовать подобное, понадобились специальные механизмы, способные имитировать движения рук. В некоторых ситуациях удавалось обойтись без применения сложных конструкций — предметы подвешивали на леску, а кукловоды управляли ими с верхотуры.

Ну и безусловно, достоверный анимационный персонаж просто не может не отбрасывать тень. Эффект достигается благодаря путём совмещения пяти тоновых масок, которые в итоге придают героям реалистичную трёхмерность. Самый наглядный тому пример — сцена с наручниками в подсобке бара Джессики, в которой Роджер активно двигается и параллельно раскачивается люстра. Множество теней, отбрасываемых кроликом, стоило мультипликаторам титанических усилий. Данный опыт был увековечен в профессиональном выражении «качнуть лампу», что означает проделать огромную работу, которую зритель может даже не заметить.

Стремление Роберта Земекиса снимать подвижной камерой стоило аниматорам дополнительных трудов, которые работали в Лондоне на студии Ричарда Уильямса и в Лос-Анджелесе на базе Дисней. Это было в своём роде первой практикой для игровых фильмов с элементами мультипликации, где комбинированные сцены всегда снимались в статике. Но и «Кролик Роджер» в свою очередь стал первой лентой, где анимация занимает целых 55 минут! Из-за этого пост-продакшн продлился целых четырнадцать месяцев, а заявленный бюджет в $30 млн. был превышен более чем в два раза и составил $70млн.

Саундтрек и признание публики

Завершил образ ленты саундтрек, созданный постоянным композитором Роберта Земекиса Аланом Сильвестри в соответствии с концепцией самой картины. Все композиции исполнили музыканты Лондонского симфонического оркестра. При этом все появления Джессики сопровождались джазовыми мелодиями, передающими особое настроение, которое создаёт эта женщина. Кроме того, она сама работает певицей в баре, исполняя блюз. За героиню спела актриса Эми Ирвинг, которая на тот момент была женой Стивена Спилберга.

Первые тестовые показы фильма прошли крайне неудачно — зрители буквально убегали с сеанса. Значительная часть группы создателей была уже не столь уверена в том, что столь дорогостоящий проект окупится, но только не Роберт Земекис, который до последнего был убеждён, что «Кто подставил кролика Роджера» обязательно найдёт свою аудиторию и станет хитом. В итоге, так оно и вышло — фильм заработал почти $330 млн. в мировом прокате и получил восторженные зрительские отзывы и четыре «Оскара», в том числе за лучшие визуальные эффекты и за выдающуюся работу аниматора Ричарда Уильямса.

Самое главное — фильм прошёл проверку временем, и его до сих пор помнят и любят зрители всех возрастов.

 

Источник

Читайте также