Как создавался «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки

Ровно 17 лет назад, 20 ноября 2004 года, в Японии вышел в прокат один из шедевров Студии «Гибли» — мультипликационный фильм «Ходячий замок». Рассказываем его историю: от разницы с книгой до разработки персонажей и использования CGI.

Как создавался «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки

Разница между книгой и фильмом

История мультфильма начинается в 1986 году, когда был выпущен сказочный роман английской писательницы Дианы Уинн Джонс «Ходячий замок». Главные герои книги — добрая и храбрая девушка Софи, обладающая талантом наделять вещи душой, и Хоул (в книге его имя пишется так), на первый взгляд высокомерный и бесчестный, но на самом деле благородный волшебник.

Режиссер Хаяо Миядзаки решает несколько изменить основную линию повествования книги. Он смещает фокус с классовых и гендерных проблем на безграничную силу любви и разрушительную сущность войны. Несмотря на изменения, Джонс поразило, как глубоко Миядзаки прочувствовал ее произведение.

Писательница отмечала, что режиссер очень точно попал в образы героев. Например, Миядзаки, сам того не зная, сделал Ведьму Пустоши удивительно похожей на тетку Дианы Джонс. Домашний демон Кальцифер со своим незаурядным характером, который в книге был описан по-другому, также впечатлил писательницу.

Режиссер добавил интересные и впечатляющие сцены, которых не было в книге. К примеру, эпизод, где Софи и Ведьма Пустоши поднимаются по длинной лестнице в королевский дворец. Писательница считала, что эта сцена в мультфильме была показана восхитительно.

И сам образ Замка. Автором книги он описывается как «высокое, узкое строение из угля». Однако Замок из аниме, ставший символом произведения — одновременно забавная и устрашающая громадина на птичьих ногах — Джонс оценила очень высоко.

Диана Уинн Джонс говорила о главной идее своей книги так:

Если вы любите кого-то достаточно сильно, с вами начинают происходить удивительные вещи, и вы достигнете многого, пусть даже мир рушится вокруг вас.

Джонс считала, что Миядзаки в своем произведении озвучил ту же мысль.

Начало производства и конфликт с режиссером

Производство мультфильма стартовало в сентябре 2001 года. Изначально режиссером картины планировалось назначить Мамору Хосоду из студии Toei Animation, однако его отстранили из-за разногласий по поводу визуального стиля картины. В интервью Polygon Хосода говорит:

Я должен был сделать фильм таким, каким его сделал бы Миядзаки. Но я хотел сделать свой собственный. Разница между тем, каким видел фильм я, и каким его видела студия, была так велика, что мне пришлось покинуть проект. Если бы я сделал «Замок» так, как этого хотели «Гибли», думаю, моя карьера закончилась бы.

Мамору уверен, что его уход с проекта — хорошее событие, так как он продолжил делать нечто свое вместо того, чтобы копировать Миядзаки. Позже Хосода срежиссировал такие анимационные фильмы, как «Девочка, покорившая время» (2006) и «Волчьи дети Амэ и Юки» (2012).

Судя по сохранившимся раскадровкам, «Ходячий замок» был бы совсем другим под руководством Мамору. В сценах видны современные механизмы, а сам замок выглядит, скорее, летающим.

В 2003 году к работе в качестве сценариста и режиссера был привлечен Миядзаки, который создал «Ходячий замок» таким, каким мы его знаем и любим.

На что опирались при разработке локаций

Место действия картины — альтернативный мир Европы конца XIX века. Миядзаки создал его под впечатлением от посещения европейских городов: в 2001 году во время продвижения фильма «Унесенные призраками» во Франции режиссер побывал в области Эльзас.

Особенно Миядзаки отметил французские города Кольмар и Эгисхайм с мощеными, узкими улочками, фахверковыми домами и черепичными крышами, а еще оценил пасторальные пейзажи Эльзаса. Бертран, гид Миядзаки по Эльзасу, рассказывает, что режиссера очень впечатлил образ европейской рождественской ярмарки.

Некоторые локации в мультфильме один в один повторяют реальные места французских городков.

Фрагменты из документального фильма «Пейзажи «Гибли», в котором путешественники посещают места действия различных мультфильмов студии. Источник: https://vk.com/

Команда студии, работающая над мультфильмом, ездила в Эльзас на поиски натуры, образов, деталей, которые были необходимы для создания в «Ходячем замке» необыкновенной атмосферы. Сотрудники посещали кузницу, где наблюдали за динамикой огня, ведь один из основных героев фильма — огненный демон Кальцифер. А чтобы лучше проникнуться героиней Софи, команда посетила шляпную мастерскую в Эльзасе.

Как Босх, импрессионисты и военные корабли помогли в производстве

За несколько лет до начала производства мультфильма Миядзаки посетил Лиссабон, заинтересовавшись картиной «Искушение святого Антония» Иеронима Босха. Миядзаки целый час провел в Национальном музее старинного искусства за изучением сюжета и деталей триптиха.

Основной сюжет картины — противостояние христианского святого Антония Великого различным порокам, которыми его соблазняют демоны. Загадочные и необъяснимые образы нечисти наполняют картину.

Фрагменты картины «Искушение святого Антония». Источник: https://ru.wikipedia.org

Отдельно стоит отметить часть полотна, где изображен город в огне. Этот образ Хаяо использовал для демонстрации в мультфильме ужаса войны, охватившего город.

Фрагмент триптиха и кадр из мультфильма, вдохновленный этим фрагментом

У «Ходячего замка» есть еще несколько источников вдохновения из мира живописи. Арт-директор Йоджи Такешиге рассказывает, что ему было непросто отойти от своего, типичного для японца, видения цвета. Он привык работать более сдержанными, аскетичными оттенками, а Миядзаки все время просил добавить яркости и красочности. Такешиге вдохновлялся картинами импрессионистов — их умением передать красками атмосферу, ощущение воздуха и света. Также он обращался к работам Яна Вермеера, к его умению работать с цветом и пространством.

Отдельно стоит отметить историю появления образов различных механизмов в мультфильме. Миядзаки славится своим интересом к технике — его отец был директором фабрики по изготовлению авиационных деталей, и Хаяо с детства увлекался техническими устройствами. В «Ходячем замке» это увлечение находит свое отражение. Аппараты различных конструкций и назначений наполняют мир мультфильма в качестве военной техники, жилья и средств передвижения.

Причудливая военная техника наполняет мир мультфильма.

Источником вдохновения для создания этих машин послужили работы французского карикатуриста, иллюстратора и писателя Альбера Робида. Он предсказал многие технические и социальные явления, которые мы наблюдаем сейчас. Творчество Робида считают предтечей стимпанка.

Иллюстрации Альбера Робида. Источник: https://pikabu.ru/

Кроме того, к прообразам механизмов в «Ходячем замке» можно отнести реальную европейскую технику середины XIX — начала XX века, в частности, военные корабли того времени.

Сочетание CGI и традиционных материалов

Студия «Гибли» известна своей приверженностью к рисованию мультфильмов «вручную». «Ходячий замок» не стал исключением: основная часть материала — фоны и персонажи — нарисована от руки и оцифрована. В процессе производства мультфильма было создано почти 149 тысяч анимационных листов, включающих детальную проработку персонажей, их эмоций и движений.

Лишь в некоторых эпизодах применялись технологии CGI — например, при создании «червоточины». Софи проваливается туда после того, как видит сцену заключения сделки между Хаулом и демоном. Запрос Хаяо Миядзаки звучал так: «я хочу, чтобы это выглядело так, будто черная дыра неожиданно прорвала фон кадра».

Мицунори Катаяма, отвечающий за цифровую анимацию в мультфильме, рассказывает:

Я хотел показать, как цвета, окружающие дыру, уходят в черную бездну. Мы создали движущуюся модель дыры и наложили на нее текстуры. Первый вариант получился довольно изящным, будто ниспадающая легкая вуаль. Но Миядзаки захотел, чтобы это выглядело более жутко, как некая точка невозврата. Тогда мы усилили эффект движения пространства, червоточина все время двигалась. Это демонстрировало ошеломляющую мощь черной дыры.

Также технологии CGI применялись для анимации движения деталей самолетов, объектов в спальне Хаула, развевающихся флагов и падающих с неба листовок.

Ведущий аниматор Такеши Инамура рассказывает, что старался сохранить как можно больше ключевой анимации, созданной каждым аниматором. В мультфильме есть и анимации, полностью нарисованные Миядзаки. Например, сцены первого появления Кальцифера или превращения Хаула в монстра. Миядзаки набрасывал аниматорам ключевые кадры, но в итоге увлекался и отрисовывал все сам. А в конце заявлял: «Я беру за это полную ответственность!».

Ответственный за цифровую обработку изображений Ацуши Окуи рассказывает, что во время производства «Ходячего замка» он изменил свое отношение к использованию компьютерной графики, поняв, какие возможности она дает. Команда меняла традиционный подход, используя современные инструменты. Например, если раньше для обработки кожи персонажей пользовались техникой сухой кисти, то теперь в ход пошли цифровые технологии. Также компьютерная графика и спецэффекты пригодились в анимации Кальцифера. В целом, в «Ходячем замке» Окуи исследовал возможности применения цифровых эффектов так, чтобы они не вредили нарисованной вручную графике.

Главные герои: поиск характеров и концепты

Образы Хаула и Софи были разработаны аниматорами студии на основе набросков Миядзаки. Всего было создано около 50-60 листов с концептами Хаула и Софи, работа над их образами закончилась за 10 дней до производства. Ведущий аниматор Акихико Ямашита отмечает, что самым сложным было создание образа Софи-старушки. По задумке автора, ее старость стала для нее освобождением. В итоге она вышла жизнерадостной, энергичной дамой, каких часто можно встретить в мультфильмах студии «Гибли».

Идея оставить волосы Софи светлыми после снятия заклятия пришла во время работы с цветом. Мичийо Ясуда, ответственный за цветовое оформление фильма, скрупулезно прорабатывал каждый оттенок, соотнося его с личностью и эмоциями героя. Они с Миядзаки решили оставить светлые волосы девушки, так как она через многое прошла и очень изменилась за время пребывания старушкой. Это была уже другая Софи.

Диана Джонс говорила, что после выхода книги ей стали приходить письма от фанаток, которые хотели бы выйти за Хаула замуж. Вот и в мультфильме Хаул-сердцеед изображен типичным красавцем: блондином с голубыми глазами.

Миядзаки всегда подчеркивал, что Замок — это отдельный персонаж. Режиссер считал необходимым отразить его энергию и силу, способность возродиться даже после разрушения. Мицунори Катаяма работал над Замком так, словно это был персонаж-человек. К тому же, аниматор старался наделить его чертами самого Хаула, чтобы показать их связь.

Как анимировали Ходячий Замок — и при чем тут рюкзак

Работу по оживлению Замка взяла на себя команда дизайнеров во главе с Мицунори Катаямой. Для начала модель разделили на множество кусочков и обработали в Photoshop. Работа с мелкими фрагментами помогла сделать рендеринг текстур более точным. Затем в программе Softimage все детали собрали в 3D-модель, уделяя особое внимание порядку наложения.

При анимации движения Катаяма вдохновлялся… походным рюкзаком! Со множеством болтающихся на нем туристических принадлежностей. Основное «тело» рюкзака двигалось и заставляло двигаться более мелкие предметы. Примерно такой же принцип применили и в анимации Замка — основная его масса приводила в движение мелкие части.

При разработке возник вопрос — сколько ног будет у Замка? Миядзаки предложил десять, но в конечном счете сошлись на четырех. Как заметил продюсер Тошио Судзуки, так практичнее (и дешевле).

При ходьбе каждая часть Замка как будто движется отдельно, все скрипит и качается. Манера Замка двигаться и его звуки были вдохновлены ткацким станком. Работники студии посчитали, что лучше всего подойдут звуки дерева: характерный скрип подчеркивал вес замка. Поэтому команда «Гибли» пригласила плотника, раздобыла различные стройматериалы и стала экспериментировать. Проработка движений и звуков Замка продолжалась около четырех месяцев.

Как война в Ираке повлияла на мультфильм

Сцены военных сражений играют в фильме значимую роль, это нововведение Миядзаки. Если в книге война происходит «на заднем плане», упоминаясь, скорее, как глупая людская прихоть, то в аниме она становится грозным источником разрушений.

Явный антивоенный посыл связан с событиями, происходившими в Ираке во время создания мультфильма. В интервью изданию Newsweek Хаяо говорил, что был под сильным впечатлением от американо-иракского конфликта. Миядзаки подчеркнул, что создал «Ходячий Замок» потому, что в мире происходит слишком много несчастий вроде экономических кризисов и войн.

Мы надеемся, что фильм поможет людям не терять мужества и надежды. Мир будущего по-прежнему хорош и прекрасен. Он стоит того, чтобы мы жили и исследовали его.

Текст написала Стефания Косюг, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

#мультфильм #ходячийзамок #Визуальныйстиль #Миядзаки

 

Источник

Читайте также