От отмененных и измененных фильмов до правильного показа террористов и патриотизма в кино.
В 2021 году была 20-летняя годовщина самого страшного теракта в истории — падения башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, в результате которого погибло почти три тысячи человек. Этот теракт поделил мир на «до» и «после»: он показал, насколько опасен терроризм, и какие изощренные и страшные формы он может принимать.
Теракт отразился на всех сферах жизни людей и культуры — от игр до комиксов. Rockstar переделали GTA 3, изменив цвет полицейских машин и убрав миссию с радиоуправляемым самолетиком, а Microsoft перенесли релиз Microsoft Flight Simulator 2002 на октябрь, хотя игра должна была выйти в сентябре.
От последствий теракта сильнее всего пострадала киноиндустрия и кинематограф. После теракта появилось уйма ультрапатриотичных фильмов, где американский флаг появляется каждую минуту, а над террористами стало модно шутить. Но как американский кинематограф пришел к этому?
Краткая сводка
Для начала необходимо кратко рассказать всю хронологию событий.
Утром 11 сентября 19 боевиков террористической группировки «Аль-Кайда» (запрещена в РФ) захватили четыре гражданских самолета: два самолета Boeing 767 и два самолета Boeing 757 компаний American Airlines и United Airlines.
В результате теракта погибло 2977 человек. Из них 246 жертв были пассажирами и членами экипажа, 2606 людей погибло в Нью-Йорке, 125 человек — в здании Пентагона. Ущерб, нанесенный Нью-Йорку, был оценен в 36 миллиардов долларов, а завалы расчищали 8 месяцев. Весь мир скорбел вместе с Америкой.
Как жилось тогда
Если говорить об 11-м сентября в контексте культуры, то мир можно условно разделить на «мир до 11-го сентября» и «мир после 11-го сентября». В мире до теракта было некое ощущение спокойствия и простоты во всем мире. Масштабные войны остались далеко в прошлом, а теракты с использованием бомб и самолетов были только в боевиках тех лет. Развивалась глобализация, люди стали активно пользоваться Интернетом и с надеждой смотрели в будущее, где все вне зависимости от идей и мыслей жили бы в мире и согласии.
Идея безмятежного будущего и эстетика Y2K прослеживается в клипах, где певцы носили странную футуристическую одежду, в играх по типу WipeOut и в фильмах вроде «Матрицы», которые поднимали тему Интернета и его опасности.
После 11-го сентября люди осознали одну вещь: мир не так прост, как кажется; он гораздо сложнее. Во всем мире будут дальше происходить конфликты и войны. Естественно, это сильно ударила по американцам, которые считали себя неуязвимой нацией и оплотом демократии. После падения башен-близнецов эта уверенность пошатнулась и простые американцы поняли, что они не святоши и не великий народ, раз проглядели террористов. Однако что бы не случилось, пока народ един, то он сможет пережить весь ужас и вернуться к обычной жизни.
Как теракт повлиял на кино и ТВ
Как я написал во вступлении, теракт 11-го сентября очень сильно повлиял на кинематограф и телевидение. Давайте рассмотрим эти две сферы медиа по отдельности.
Кино: изменения, завуалированность, рефлексия
Некоторые фильмы пришлось отменить из-за теракта. Например, долгое время Джеймс Кэмерон планировал снять сиквел комедийного боевика «Правдивая ложь». Все актеры, включая Арнольда Шварцнеггера и Джейми Ли Кертис, были готовы вернуться к своим ролям, а сценарий уже был написан.
По сценарию герои Шварца и Кертис теперь работали вместе и им предстояло остановить сербского террориста, который ограбил хранилищ федерального назначения. Но после 11-го сентября идея сиквела заглохла, да и сам Кэмерон говорил о своем нежелании снимать подобное кино.
Еще одним фильмом, отмененным из-за теракта, стал новый комедийный боевик Джеки Чана под названием «Nosebleed». По сюжету, Джеки должен был сыграть мойщика окон, которому предстояло бы остановить террориста, планирующего взорвать башни-близнецы и, как гласит цитата из сценария, «поставить Америку на колени».
Сценарий был куплен Metro Golden Mayer весной двухтысячного, а режиссером мог стать Ренни Харлин, снявший второго «Крепкого ореха». Но всему этому снова помешал теракт. Сразу после столкновения первого самолета в северную башню вокруг фильма стали появляться слухи, что Джеки Чан мог погибнуть.
В подобное можно поверить: многие знаменитости могли погибнуть, будь они в одной из башен или в одном из самолетов. Майкл Джексон планировал провести встречу в одной из башен, но проспал самолет, а Марк Уолберг решил не лететь в Лос-Анджелес (по такому маршруту летел рейс 11 American Airlines) и полетел на фестиваль в Торонто. Создатель «Гриффинов» Сет Макфарлен опоздал на 11-й рейс из-за похмелья, а Стив Бушеми решил присоединиться к пожарным и вернулся в свою пожарную часть.
Третьим фильмов, пострадавшим от 11-го сентября, стал сиквел «Форреста Гампа». Автор оригинального романа «Форрест Гамп» Уинстон Грум написал продолжение под названием «Гамп и компания». Сюжет снова крутился вокруг Гампа, который попадал в важные исторические события — от крушения Берлинской стены до президентства Рейгана. Но особое внимание в книге уделялось Войне в Персидском заливе, в которой принимал участие Гамп и лейтенант Дэн.
После недолгих размышлений режиссер «Форреста Гампа» Роберт Земекис, Том Хэнкс и сценарист Эрик Рот начали работать над сиквелом, а в начале 2001 года был готов черновой вариант сценария. Спустя время помимо Хэнкса к проекту подключили Хейли Джоэля Осмента («Шестое чувство»), который должен был сыграть сына Гампа.
Но после теракта Земекис, Хенкс и Рот поняли, что после подобного сиквел обласканного критиками и зрителями фильма 94-го выглядил бы как минимум неуместно. Рот вспоминал, что после написания черновика сценария в 2001 году он встретился с Земекисом и Хэнксом и после недолгих раздумий все трое поняли, что подобный фильм выпускать не стоит.
Остальные фильмы, которые были готовы до теракта, в основном были перенесены и подверглись удалению башен-близнецов из фильмов, ибо их показ считался табу. Так, например, пострадал первый «Человек-паук» Сэма Рейми и «Образцовый самец» с Беном Стиллером. Во вторых «Людях в черном» первоначально финальная битва должна была происходить на одной из башен, но после атаки финал изменили и битва происходит возле Статуи Свободы. Пострадали даже фильмы, снятые задолго до теракта. Например, из второй части «Одного дома» была убрана сцена, где Кевин гулял на крыше одной из башен. Она исчезла из версии для ТВ в нулевых, но в 18-м году ее вернули.
Однако бывали случаи, когда фильм не переделывали и оставляли все как есть. Например, создатели «Ванильного неба» с Томом Крузом хотели убрать сцену с башнями, но по итогу оставили ее как дань памяти всем погибшим в теракте. В «Донни Дарко» оставили сцену падения самолета, и многие списывали провал фильма на неё. «Банды Нью-Йорка» заканчивались показом современного Нью-Йорка до теракта, а в «Искусственном интеллекте» Спилберга оставили сцену с разрушенным ВТЦ, так как фильм вышел за три месяца до теракта.
Когда люди уже пережили теракт, стали появляться фильмы, освещавшие те события. В 2004 году Disney выпустил телефильм «Тигриный рейс», повествующий о дочери командира, которая застает 11 сентября во время морского похода. В 2006 году Оливер Стоун снял фильм «Башни-близнецы», рассказывающий о двух полицейских, которые оказались под завалами Южной башни. В том же году вышел «Потерянный рейс» Пола Гринграсса, рассказывающий о рейсе 93 компании United. Они рассказывали о героях тех событий — о пожарных, солдатах и обычных гражданах, спасавших людей во время страшных событий. Эти фильмы прославляли стойкость перед терроризмом и героизм обычных людей.
Некоторые фильмы не говорили об 11-м сентябре напрямую, а делали метафору на это. Это хорошо заметно в «Войне миров» Стивена Спилберга, перенося действия из викторианской эпохи в Нью-Джерси и Бостон после теракта, хоть авторы и говорили, что не закладывали никаких смыслов. Дело в том, что по сюжету фильма все пришельцы были зарыты глубоко под землей. Сам фильм вышел в 2005 году, а в 2004 ФБР опубликовали доклад, согласно которому все причастные к теракту официально проживали в США на протяжении долгого времени. Так что теорию того, что пребывание пришельцев под землей является метафорой на пребывание террористов, исключать не стоит.
Отдельного внимания заслуживает нашумевший фильм Майкла Мура «Фаренгейт 9/11». В те года начали активно развиваться всякие конспирологические теории, связанные с тем, что Bush did 9/11. Фильм стал диким хитом (222 миллиона долларов при бюджете в 6), получил несколько наград на Канском кинофестивале и был обласкан критиками левого толка вроде The Rolling Stones, несмотря на мощную критику от сторонников Буша.
Потом вышли фильмы, которые рассказывали об ответе Соединенных Штатов на теракт. После 11-го сентября США требовали от Афганистана выдать бен Ладена, но Афганистан отказался делать это. Тогда Соединенные Штаты и страны НАТО начали против «Талибана» (запрещенная организация в РФ) операцию «Несокрушимая свобода», в результате которой режим талибов был свергнут. В 2011 году армия США провела операцию «Копье Нептуна», во время которой был убит фанат «Наруто» бен Ладен.
По этим событиям были сняты фильмы «Повелителя бури» Кэтрин Биглоу про саперов в Ираке и «Цель номер один» ー как раз про операцию «Копье Нептуна» и подготовку к ней. Причем «Цель номер один» попала в скандал, в котором создателей обвинили в разглашении секретной информации. Также свою трансляцию начал сериал «Родина», который освещал американко-ираксие отношения в целом.
Также в 2011 году вышла адаптация книги Джона Фоера «Жутко громко и запредельно близко», повествующая о попытках мальчика узнать тайну смерти отца, попутно встречаясь с переживающими горе людьми. Несмотря на звездный состав (Том Хэнкс и Сандра Буллок) и выход в год 10-летия теракта, фильм был разнесен критиками, отмечая слабый сценарий и попытку выехать на теме 9/11.
Телевидение: единство, помощь, аниме про депрессивных девочек
После атаки четыре главных канала Америки — ABC, NBC, CBS и FOX — перешли на круглосуточное новостное вещания, докладывая обо всем в прямом эфире. Аффилированные каналы и каналы, принадлежащие одной компании, тоже перешли на новостное вещание или предлагали зрителям переключить на новостной канал. Также были отменены развлекательные программы и реклама. Все посчитали, что в такое время не до смеха и развлечений.
Многие телешоу и телесериалы подверглись серьезным изменениям из-за теракта. Из «Друзей» вырезали шутку Чандлера про бомбы, а серия «The One After I Do», которая показывалась спустя две недели после атаки, была посвящена погибшим и «людям Нью-Йорка». В заставке «Клана Сопрано» были убраны кадры с башнями. Некоторые эпизоды были вообще запрещены, как например серия «Гомер Симпсон против Нью-Йорка» из девятого сезона «Симпсонов». Чуть позже, как и в случае с кино, на ТВ стали выходить серии, которые касались темы теракта. Например, одна из серий «Улицы Сезам» рассказывала о том, как Элмо пытается пережить травму, связанную с пожаром в магазине.
Подведя итог, можно сказать, что телевидение и кино прошли одинаковый путь. Сначала многие проекты пришлось переделывать или вообще отменять, так как некоторые сцены или темы могли обидеть людей. Чуть позже, когда мир уже пережил трагедию, стали выходить проекты, чьей целью было помочь отрефлексировать страшные события и научиться жить дальше.
От смешного к серьезному и обратно
Одним из главных аспектов американского кино, который подвергся изменению, стал общий показ терроризма на экране. Для начала дадим определение слову «терроризм». Согласно толковому словарю Даля, терроризм ー это:
В разное время террористов в кинематографе показывали по-разному, и террористы тоже были разные. В 80-х главным врагом для американцев был Советский Союз, и поэтому во многих американских фильмах тех лет СССР показывался как этакий оплот зла, которому противостоит Америка. Это хорошо заметно в пропагандистских фильмах 80-х вроде третьего «Рэмбо» и «Красного рассвета» с Патриком Суэйзи.
Чуть позже к русским Иванам, которые DРNНК VOДKA и PLAY бalaлayка, подключились террористы из Восточной Европы. Самый яркий пример ー Ганс Грубер из «Крепкого орешка». Хотя по тому, как выглядит и ведет себя Грубер, нельзя сказать что он прямо так террорист: он интеллигентен, хорошо одевается и по сюжету пытается ограбить «Накатоми», прикрываясь заложниками.
Уже в 90-х, когда Советский Союз распался, в кино стали появляться новые виды террористов: Ирландская республиканская армия, христианские фанатики и радикальные исламисты. Последние стали востребованы в кино после двух событий: первой иракской компании в 90-м и теракта в ВТЦ в 93-м, совершенный сторонниками «Аль Кайды» (запрещенная организация в РФ).
Ярким примером этого можно назвать «Приказано уничтожить» с Куртом Расселом ー по сюжету, герой Курта спасает людей из самолета, захваченного исламскими террористами. Если вы посмотрите на фильмы про террористов 90-х, то в них терроризм показывался как что-то смешное, что хорошо заметно в «Правдивой лжи» Кэмерона.
Уже после теракта отношение к терроризму в кино поменялось. Теперь терроризм ー самая страшная вещь, а террористы используют массовые убийства, пытки и казни как метод устрашения. Примеров огромное количество, начиная блокбастерами по типу «Стартрек: Возмездие», где Хан превратился в террориста, заканчивая фильмами по мотивам реальных терактов вроде «Дня патриота» о взрыве на Бостонском марафоне в 2013 году.
Но «смешной» терроризм остался, просто он перекочевал в другие жанры и главным жанром, где над терроризмом можно было шутить, на долгое время стал жанр комедии. В качестве примера я возьму фильм Трея Паркера и Мэтта Стоуна «Команда Америка: Мировая полиция».
По сюжету фильма, главные герои должны выследить террористов, планирующих устроить масштабный теракт по всему миру. Для этого на первой миссии они летят в Египет, чтобы узнать о планирующихся атаках. Сами террористы предстают перед нами небритыми арабами с оружием на перевес, чья речь состоит из слов по типу «Бакалака» и «Мухаммед».
Помимо террористов с Ближнего Востока главным злодеем фильма является председатель КНДР Ким Чен Ир. Он предстает перед нами маленьким пухлым азиатом в очках, который картавит и живет в огромном дворце. Из-за того, что тема войны на Ближнем Востоке стала очень чувствительной для американцев, Северная Корея выступала как вариант «Б», так как ситуация вокруг страны позволяла гиперболизировать все происходящее там (что мы видим в «Команде Америка») .
Также в кино поменялось отношение ко всем представителям Ближнего Востока. Теперь любого человека со смуглой кожей или в тюбетейке воспринимали как потенциального преступника, и подобное отношение мешало обычным арабам и мусульманам нормально жить.
После 11 сентября, согласно статистике и данным ФБР, в 2001 году было совершено 546 преступлений на почве исламофобии (для сравнения, в 2000 году было совершено всего 33 преступления) . Из-за этого в кино исчезли террористы-арабы и на их место пришли террористы из КНДР или КНР, или же просто ультраправые вроде Дерека Фроста из «Исходного кода».
После теракта шутить над этой темой стало некомфортно и опасно. Неаккуратно вброшенные шутки могли привести к серьезным последствиям. Например, в те годы на ABC выходило сатирическое ток-шоу «Неполиткорректно» с Биллом Марром, и в одном из выпусков после терактов он назвал военную программу США «трусливой».
Кино на это отреагировало и в фильмах на каждом углу стали появляться американские флаги, а сами герои стали невероятно патриотичными. В качестве примера патриотизма в кино можно взять четвертого «Крепкого орешка», который в мире называется Live Free or Die Hard. В четвертой части Джон спасал Америку и боролся с супостатами в канун Дня независимости.
Постепенно в кино стали появляться персонажи, которые в свое патриотизме настолько преисполнились, что не могут жить без упоминания США. Это стало объектом шуток в комедийных фильмах, и мы снова возвращаемся к «Команде Америка».
В фильме герои катаются на разукрашенных в цвета американского флага вертолетах и джипах, а сами персонажи живут на роскошной базе прямо в горе Рашмор. Они спокойно уничтожают культурное наследие других стран, будь это Франция или Египет. Но им за это ничего не будет, ведь они приносят демократию в мир.
Более того, в фильме Паркера и Стоуна высмеивалось отношение медийного пространства к войне в Ираке. По сюжету, на Команду Америка обозлилась Коалиция Американских Лицедеев, или сокращенно К.А.Л. (в оригинале она называется Film Actors Guild ー F.A.G, то бишь в фильме их назвали пида….ми). Актеры вроде Алека Болдуина, Тима Робинса и Сьюзан Сарандон обвинили отряд в совершении военных преступлений на территории дружественной и безобидной страны, а чуть позже К.А.Л. начал сотрудничать с Ким Чен Иром и террористами.
То есть фильм одновременно высмеивал ярых патриотов, которые жили только всем американским, и либералов, критиковавшие действия страны и думавшие, что их слова что-то значат. И это в мультфильме, где есть сцена секса кукол и шутка про то, как одного из героев изнасиловали персонажи мюзикла «Кошки».
Когда американская общественность начала задумываться, а было ли вторжение оправдано, стали выходить фильмы, посвященные войне в Ираке и судьбе простых американских ребят, которые оказались на войне. Такими фильмами стали «Морпехи» Сэма Мендеса, «Поколение убийц» от создателей «Прослушки», «Эта революция» с Розарио Доусон и так далее. Параллельно с ними выходили провоенные фильмы вроде того же «Повелителя бури» и «Цель номер один». Но среди них оказался один фильм, который трудно отнести ни к провоенным, ни к антивоенным фильмам ー «Американский снайпер» Клинта Иствуда.
Среди любителей и исследователей кино ходят споры о том, что можно называть провоенным фильмом и антивоенным. Несмотря на то, что вроде все понятно из терминологии (провоенное кино показывает, какая же война классная, а антивоенное кино показывает весь ужас войны), бывают случаи, что в провоенном фильме появляются нотки антивоенного высказывания. И «Американский снайпер» ー как раз подобный случай.
Если составить некую прямую и на одной стороне поставить максимально провоенные фильмы, получавшие финансирование от Пентагона или иных подобных структур, а на другой ー антивоенные проекты вроде «Иди и смотри» или «Вальса с Баширом», то «Снайпер» будет стоять где-то посередине.
Фильм рассказывает историю Криса Кайла, самого смертоносного снайпера в истории, на счету которого 166 убийств (по неподтвержденной информации — 250 убийств) . К сожалению, в 2013 году Кайл был убит ветераном иракской войны Эдди Рутом, который страдал ПТСР.
С одной стороны у нас имеются все признаки провоенного кино: фильм снимался республиканцем Клинтом Иствудом, а сам фильм делался на мощностях студии RatPac Dune Entertainment, которая в 2014 году принадлежала министру финансов США при Трампе Стиву Мнучину. Фильм рассказывает историю самого известного солдата в истории армии США, да и сам фильм охватывает период войны в Ираке.
В фильме напрямую говорят о том, что американские военные спасают целый мир от врага в лице террористов. Но в первую очередь они спасают Америку от террористов.
Смотря фильм под таким углом, можно посчитать, что «Снайпер» ー типичная провоенная агитка, которую сняли, чтобы прославить американскую армию. Но при этом в фильме много моментов, которые дают понять что фильм не так прост, как кажется.
В фильме очень четко прослеживается тема человека после войны и ПТСР. После войны Крису довольно трудно влиться в обычную жизнь ー он «живет» войной, поэтому еще три раза выезжает в Ирак. Его жена откровенно недовольна этим и хочет, чтобы Кайл уволился и посвятил время своей семье. Есть две подобных сцены: первая, где Кайл собирался убить своего пса прямо на глазах детей, так как он мог увидеть подобное в Ираке, и вторая, где его брат не доволен общим положением дел в Ираке.
#лонгрид #истории #кино #телевидение #башниблизнецы #кинематограф #лонгриды #twintowers