Как снимался "Эдвард руки-ножницы"

Как родился нетривиальный образ Эдварда, который на Западе приобрел культовый статус и теперь без него не обходится ни один сельский Хэллоуин? Рассказываю о создании удивительного фильма Тима Бертона.

Рефлексия Бертона

Тим Бертон родился в 1959 году в семье среднего класса. Детство и юность его прошли в Бербанке. Сейчас это небольшой город с населением чуть более 100 тысяч в округе Лос-Анджелеса. В 60-е и 70-е он был и того меньше. Основными работодателями в Бербанке являются крупные голливудские студии, поэтому неудивительно, что после окончания университета Бертон начал свою карьеру в Дисней в качестве художника персонажей, а впоследствии переквалифицировался в аниматоры.

Как снимался "Эдвард руки-ножницы"

Макабрический образ некоего существа с ножницами вместо рук Бертон нарисовал в 70-е. По собственному признанию, в него он вкладывал подростковую уязвимость, желание идти на контакт и конфликт с социумом, который враждебен к не таким как все. Собственно, будучи интровертом, Бертон рос аутсайдером и предпочитал рисовать в одиночестве, а не пинать мяч на улице. Ну так говорит его мать. А мамы, как известно, не врут. Только иногда лукавят. Так что в образе ставшем Эдвардом действительно есть частичка самого Бертона.

В 1986 году уже будучи режиссером он знакомится с писательницей и сценаристкой Кэролайн Томпсон, которую заинтересовывает рисунок и идея Бертона снять фильм про этого странного парня. Вместе они начинают работать над сюжетом и по началу задумывают сделать мюзикл. Но вы знаете, что с мюзиклом не вышло. Уже после первого драфта Бертон отказался от этой затеи. К мюзиклу он с Кэролайн еще вернется, когда возьмется за постановку «Кошмара перед Рождеством» и «Труп невесты». Тим почувствовал, что нужна другая интонация и жанр, чтобы передать хрупкий внутренний мир героя с сознанием ребенка, который безуспешно пытается встроиться во взрослую жизнь.

Видеоверсия статьи

До работы над образом Эдварда специалисты Уинстона всегда создавали персонажей отталкиваясь от чего-то реального и с учетом анатомического строения. Окраску того же Хищника подсмотрели у рептилий и рыб, а жвала у насекомых. С Эдвардом все было иначе. Бертон хотел, чтобы у героя были ножницы вместо рук. Ничего подобного быть не может в реальности. Но надо было придумать и убедительно воплотить.

Мне пришлось отказаться от привычных правил и представлений о том, что правильно, а что нет. Соединив свое художественное представление с видением режиссера у нас получился один из самых запоминающих киногероев в голливудском кино.

Стен Уинстон

супервайзер спецэффектов

Уинстон со своей командой нарисовал несколько скетчей, развив первоначальную визуальную идею Бертона. Базовый бриф для художников предполагал разработку дизайна перчатки с лезвиями, надев которую актер бы смог двигать ими словно пальцами. Ключевым требованием был комфорт при ношении и свобода в управлении для выразительной игры. Поскольку скетч Бертона не мог служить полноценным руководством из-за своей условности и отсутствия внимания к деталям, то художники в поисках вдохновения и референсов обратились к медицинским каталогам с изображением протезов и хирургических приспособлений времен первой мировой войны. В образе Эдварда должен был угадываться дух викторианский эпохи Англии.

Каждый палец отличался от другого и представлял собой разный тип ножниц. Большие пальцы — это садовые ножницы для срезания роз, а указательный и безымянный уже с лезвиями гораздо большей длинны. Когда Бертона ознакомили с дизайном, то он был приятно удивлен, что художники сумели вместо пальцев сделать ножницы, ведь он рассчитывал всего лишь на фрагменты необработанного металла. Получив одобрение дизайна, художник Шейн Мэхен изготовил скульптуру левой руки, а Джон Розенгрант правой. Студия Уинстона изготовила несколько протезов, предварительно сняв слепки с рук Джонни Деппа, чтобы ножницы идеально сели. Лезвия отлили из легковесной резины обработанной под металл. Вся конструкция крепилась на кожаных перчатках, которые надевал на руки актер.

Каждый палец отличался от другого и представлял собой разный тип ножниц. Большие пальцы — это садовые ножницы для срезания роз, а указательный и безымянный уже с лезвиями гораздо большей длинны. Когда Бертона ознакомили с дизайном, то он был приятно удивлен, что художники сумели вместо пальцев сделать ножницы, ведь он рассчитывал всего лишь на фрагменты необработанного металла. Получив одобрение дизайна, художник Шейн Мэхен изготовил скульптуру левой руки, а Джон Розенгрант правой. Студия Уинстона изготовила несколько протезов, предварительно сняв слепки с рук Джонни Деппа, чтобы ножницы идеально сели. Лезвия отлили из легковесной резины обработанной под металл. Вся конструкция крепилась на кожаных перчатках, которые надевал на руки актер.

В фильме есть сцены, где герой ножницами что-то стрижет. В 99 процентов таких кадров Джонни Депп лишь изображал деятельность, а команда специалистов по эффектам разбрасывала кусты и волосы дополняя иллюзию стрижки. Съемка с нужного ракурса — вот и вся магия. В действительности бутафорские ножницы не отрезали бы толком ничего. Костюм и пластический грим — накладка на лоб для сокрытия бровей — также были разработаны Стеном Уинстоном. Живописный же грим наносила Ви Неил. Процесс гримирования занимал два часа каждый день. Впоследствии обоих художников номинировали на премию «Оскар».

Съемка

Фильм снимался во Флориде и в павильонах в Калифорнии. Бертон искал городок, который бы напоминал Бербанк его детства. Искал и нашел. Таким оказалось сообщество Тинсмит Секл Луц. Только для съемок фасады домов были перекрашены в яркие цвета. Бо Уэлш вспоминал, что местным жителям не слишком понравилась яркая краска, но money, как известно, talks. В сочетании с густыми кучевыми облаками, голубым небом и готическим замком на холме, картина приобретала сказочные очертания. Спустя 25 лет город выглядит следующим образом.

Как видите, деревья подросли и цвет фасадов стал более привычным. Что касается замка на холме, то его снимали в Дэйд Сити — также во Флориде. Бо Уэлш построил полноразмерную декорацию, но для некоторых кадров была также изготовлена миниатюра. Например, в отражении в зеркале заднего вида нам как раз ее и показывают. Кинематографисты попросту загрипповали модель замка на стойке. Заявочные планы — это композитное изображение сделанное при помощи оптического принтера. Замок и гора в этих кадрах также миниатюра, как и заснеженный пригород в сцене с отлетом камеры в самом начале. Никакой компьютерной графики. Машина Голдберга в воспоминаниях Эдварда также настоящая. Это отсылка к дебютной картине Тима Бертона «Большое приключение Пи Ви».

Волшебная музыка

Если вы послушаете музыку Эльфмана к фильмам Бертона, то обязательно обратите внимание на палитру и стиль, который корнями уходит в рок прошлое композитора и его любовь к голливудской музыкальной традиции прошлого века. Справедливо будет сказать, что волшебство фильмов Тима Бертона густо замешано на музыкальных решениях Эльфмана, который любит детский или женский вокал, духовую секцию и четкую ритмическую выразительность. Саундтрек к «Эдварду Руки-ножницы» до сих пор он считает наиболее удачным и самым любимым. В основной музыкальной теме Эльфман использовал любопытный инструмент Челеста. Этот клавишный металлофон вкупе с вокалом добавляет необходимый элемент сказочности и загадочности видеоряду уже на вступительных титров. В 2005 году был поставлен балет по мотивам фильма и несколько музыкальных партий были, разумеется, дописаны Эльфманом. Кстати, у Дэнни нет ни одной статуэтки «Оскар» за лучшую музыку — только номинации. Зато у него 6 премий «Сатурн». Это наивысшая награда для фильмов в жанре фантастики и фэнтези.

Если вы по каким-то причинам не смотрели чудесный фильм «Эдвард руки-ножницы», то я вам даже завидую. Это великолепное кино, которое ничуть не утратило своей силы в отличие от того же «Бэтмена». Более того именно «Эдвард руки-ножницы» — это квинтэссенция незаурядного таланта Тима Бертона — мастера макабрических образов, тонкого юмора и готической эстетики. Прекрасное рождественское кино, нежно любимое самим режиссером.

 

Источник

Читайте также