Как снимает Альфред Хичкок? / Разбор фильма «Психо»

Чувство дискомфорта, леденящее кровь напряжение и взрывающий нервные клетки шок. Такими словами можно описать один из самых значимых хорроров ХХ века, а именно «Психо» Альфреда Хичкока. (видео оставлю здесь, текстовая версия ниже)

Прошло уже 60 лет со дня премьеры фильма, но его все еще можно назвать эталоном современного хоррора. В этом выпуске мы разберем драматургические и режиссерские приемы Альфреда Хичкока, которые делают фильм новаторским и поймем, как «Психо» разделил весь кинематограф на до и после.

«Ложный» протагонист

Двигателем фильма Альфреда Хичкока является драматургический эксперимент. Режиссер вместе со сценаристом заставляют зрителей поверить, что главная героиня «Психо» — это секретарша, скрывающаяся после ограбления, а сам сюжет будет строиться вокруг похищения крупной суммы денег. Однако ближе к середине фильма девушку убивают. Это происходит внезапно и вызывает настоящий шок. На самом деле, Хичкок использует «ложного» протагониста, чтобы обмануть зрителя. Позднее он скажет: «Я.. играл на публике, как на органе».

Как снимает Альфред Хичкок? / Разбор фильма «Психо»

С другой стороны, это еще и очень разумный продюсерский ход. Ведь на роль секретарши режиссер пригласил довольно известную в то время Джанет Ли. Практически во всех трейлерах и рекламных материалах именно она была центральным персонажем, поэтому люди шли в кинотеатр с полной уверенностью, что будут наблюдать за героиней на протяжении всего фильма.

Этот драматургический прием стал новаторским и был своеобразной «обманкой». Зрителей как раз привлекала та внезапность, с которой создатели избавлялись от секретарши. Но были и другие неожиданные и провокационные драматургические решения.

Психология убийцы

Необычен для всего кинематографа был образ злодея – Нормана Бейтса. Во-первых, он появлялся только спустя полчаса после начала фильма. Во-вторых, именно он являлся центральным персонажем картины. До этого все убийцы и маргиналы в кино, в основном, отводились на второй план, а их действия порой просто не были чем-то мотивированы. В «Психо» создатели фильма погружают зрителя во внутренний мир убийцы, объясняя раздвоение личности через идеи фрейдизма. Герой душевно болен и до сих пор не преодолел Эдипов комплекс.

Здесь Альфред Хичкок тоже «обманывает» зрителя, ведь вплоть до финала мы уверены, что Бейтс и его мать – это два разных человека. Причем они озвучены двумя разными голосами, а в знаменитой сцене в душе лицо матери скрыто в темноте. Оттого и финальный твист выглядит неожиданно и внезапно. Мы видим Бейтса в женской одежде только в конце фильма.

Кроме того, эта сцена была довольно провокационной. В то время в Голливуде было «табу» на переодевание героя в женскую одежду. Сценаристу Джозефу Стефано пришлось со словарем доказывать цензорам, что слово «трансвестит» является не пошлостью, а клиническим термином.

Знаменитое убийство

Однако ядром всего фильма можно считать сцену в душе. Мысль, что именно она имеет важнейшее значение во всем фильме, подтверждает и то, как к ней относился сам режиссер. По словам дублерши тела Джанет Ли Марли Ренфро эпизод с убийством снимали целых семь дней.

Внезапность убийства подчеркивает динамика всей сцены, которая отличается от скорости всего фильма. Сцене в душе предшествует ужин, который протекает медленно и размеренно. А в ванной комнате эпизод длится всего 52 секунды, в которые создатели умещают 78 монтажных склеек.

Интересная деталь заключается в поведении Бейтса при описании комнаты: он не может выговорить «ванная» и заменяет слово на простое местоимение. Вся первая половина фильма построена так, что она ведет к убийству. С самого начала напряжение накапливается и кульминационным моментом, где все это напряжение «взрывается» и является сцена в душе. Действительно, данную сцену можно разбирать часами, однако моей насмотренности на такое не хватит. Для тех, кто интересуется более глубоким изучением сцены в душе, порекомендую документальный фильм «78/52», посвященный только ей, а мы переходим к новаторским приемам киноязыка Альфреда Хичкока.

Киноязык Хичкока

«Психо» был примечателен тем, что в нем использовались известные приемы киноязыка, с помощью которых режиссер либо раскрывал образ злодея, либо шокировал зрителей. В первую очередь, весь фильм был снят на черно-белую пленку. Так Хичкоку удалось сэкономить бюджет картины, а также избежать красной крови в сцене убийства. Обесцвеченная картинка придавала больше ужаса и страха, однако не вызывала отвращения как цветная.

Режиссер не боялся применять смелые визуальные решения. Например, в «Психо» несколько раз используется субъективная камера. Хичкок предлагает зрителям стать тайными наблюдателями, подглядывая за героиней, словно вы убийца и злодей. Для усиления эффекта всевидящего глаза используется объектив в 50-мм, который лучше всего делает приближение к человеческому глазу.

Напряжение в фильме создается режиссером через выбор нестандартных ракурсов. Так Хичкок применяет съемку с верхней точки к нижней – «Взгляд Бога». Например, в этой сцене с помощью такого ракурса лицо матери Бейтса скрыто и достигается эффект внезапного ее появления.

Альфред Хичкок не брезгует применением крупных планов. Они нестандартны и сняты на большей крупности, чем обычно. Особенно интересен финальный план Нормана, который ломает «четвертую стену» и смотрит прямо в камеру, доставляя зрителям чувство тревоги и неуютности.

«Психо» перевернул жанр хоррора, даже можно сказать весь кинематограф. Этот фильм предзнаменовал эстетику насилия в американском кино 70-х, ведь впервые убийство стало «шуткой», развлечением. Фильм разделил весь кинематограф на до и после «Психо».

Дорогие друзья, если вам понравилась данная статья, то можете поддержать автора материально, либо подписаться на канал Youtube, где выходит больше контента о кино и его истории. Спасибо.

 

Источник

Читайте также