Как случился «Парадокс Кловерфилд» и стоит ли его смотреть

5 февраля онлайн-кинотеатр Netflix без предупреждения выпустил третий фильм во франшизе Cloverfield. Сама картина далека от совершенства, но её маркетинг наверняка войдёт в историю.

Счастье в неведении

Если вы в своё время упустили феномен Cloverfield (в российском прокате — «Монстро»), то на этот поезд уже не запрыгнуть. Сколько ни включай первый фильм франшизы в 2018 году, 2008-й уже не вернётся.

Оригинальный Cloverfield запускали в атмосфере таинственности, и сама его рекламная кампания была частью незабываемого опыта. Зрители приходили в кинотеатр без каких-либо ожиданий, а с кресел поднимались с дрожащими коленками — настолько напряжённым и мрачным у Мэтта Ривза получился фильм.

Свою роль сыграл и недостаток информации — хоть картина и оказалась стандартным упражнением в жанре «found footage», во время просмотра не отпускало ощущение, что от неё можно ожидать чего угодно. И это подкупало.

Поэтому не удивительно, что при развитии своей странной вселенной Джей Джей Абрамс больше думает не о том, как увязать сюжеты картин между собой, а о том, как сделать каждую следующую часть ещё большим сюрпризом для зрителя. И чем быстрее работают современные медиа, тем сложнее достигнуть этого эффекта.

С выходом «Кловерфилд, 10» маркетинговое окно просто сократили до минимума — фильм представили в январе 2016 года, а уже в марте он появился в кинотеатрах. Эффект неожиданности сработал вновь: ажиотажа фанатов вокруг внезапного анонса хватило на внушительные сборы в 110 миллионов долларов при бюджете в 15 миллионов.

Ну а с картиной, которая ранее была известна под названием «Частица Бога», поступили совсем уж бескомпромиссно. «Парадокс Кловерфилд» выпустили на Netflix прямо в день выхода первого трейлера. Миллионы зрителей моментально получили доступ к фильму, о существовании которого ещё вчера могли не знать.

С точки зрения маркетинга — это высшая форма Cloverfield.

Обратная сторона

Однако у всей этой красивой маркетинговой сказки есть обратная сторона, и она немного портит праздник таинственности, придуманный Абрамсом.

Дело в том, что Cloverfield 2 так и не был снят. А 10 Cloverfield Lane и Cloverfield Paradox — это недорогие фантастические фильмы, которые бы с треском провалились в прокате или даже не добрались до экранов, если бы их не взял под своё крыло известный продюсер.

Но при работе с молодыми режиссёрами Абрамс выдвигал одно условие — уже почти готовые картины надо было как-то увязать с оригинальным Cloverfield. Поэтому у триллера с Мэри Элизабет Уинстед появилось соответствующее название, а у Paradox — множество отсылок.

Кенийский режиссёр Джулиус Она придумал «Частицу Бога» задолго до выхода 10 Cloverfield Lane и зарождения самой идеи киновселенной Cloverfield, однако для него контракт с Абрамсом был спасением. Картину пришлось немного переделать, но зато она получила полноценную студийную поддержку.

Но даже после этого не всё складывалось гладко. Сначала у фильма возникли проблемы из-за сильной схожести с триллером «Живое» 2017 года, а потом, если верить инсайдерам, у «Частицы Бога» не задались тестовые показы.

Фильм и без того получился самой дорогой частью Cloverfield, а досъёмки сделали бы его ещё дороже. В Paramount решили, что выпускать картину в прокат слишком рискованно, и продали её Netflix, который, судя по истории с успехом «Яркости», не обращает внимание на негативные рецензии. Онлайн-кинотеатр предложил за 40-миллионный фильм 50 миллионов и взял весь маркетинг на себя, а студия получила гарантированную прибыль.

Так и случилась самая неожиданная кинопремьера в истории.

Что получилось

Выше я предложил вам включить фильм без всякого контекста по одной простой причине — его, как и «Яркость», совсем не поняли критики, но зато полюбили зрители. Разница рейтингов на Metacritc — двухкратная.

Причина у такого разрыва самая очевидная. Если журналисты слышали о «Частице Бога» уже несколько месяцев, то для большинства рядовых зрителей внезапный релиз картины во время Супербоула стал настоящим сюрпризом.

Люди включили фильм с нулевыми ожиданиями и, не успев наслушаться чужих мнений, получили от него удовольствие. А порадоваться тут есть чему.

Несмотря на скромный 40-миллионный бюджет, «Парадокс» щеголяет красивыми спецэффектами и отличным актёрским составом — тут и Гугу Эмбата-Ро из знаменитого эпизода «Сан-Джуниперо» сериала «Чёрное зеркало», и Дэвид Ойелоуо («Джек Ричер»), и Даниэль Брюль («Гонка», «Бесславные ублюдки») и Крис О’Дауд из «Компьютерщиков» в качестве основного поставщика шуток.

Гугу Эмбата-Ро

Эмбата-Ро, исполняющая главную роль, уже второй раз блистает на Netflix — в «Парадоксе» ей, в отличие от большинства остальных актёров, даже есть что играть — на плечи её героини падает самая сложная моральная дилемма.

Впрочем, Гугу — не единственное, что роднит «Парадокс» с «Чёрным зеркалом». Весь фильм похож на длинный эпизод то ли как раз «Чёрного зеркала», то ли недавно перезапущенной версии «Стартрека», где главная задача авторов — постоянно удивлять зрителя и сохранять интригу до конца. Пересматривать такой аттракцион вряд ли будешь, но о потраченном времени наверняка не пожалеешь, да и отношения к франшизе он совсем не портит.

Собственно, поэтому Netflix и оказался для «Парадокса» идеальной партией. Выйди этот фильм в прокат, его бы тут же начали сравнивать с куда более талантливо снятым «Живым», но в онлайн-кинотеатре картина воспринимается как очередная качественная «бэшка» для просмотра после тяжёлого дня, поэтому и требования к ней соответствующие.

Более того, в отличие от 10 Cloverfield Lane, «Парадокс» не просто связан с оригинальным Cloverfield, но и объясняет все фильмы франшизы разом — и прошлые и будущие. Банальным, но безотказным сюжетным ходом Абрамс открыл дорогу потенциально бесконечному количеству сиквелов. Что бы ни придумал очередной талантливый режиссёр, его идею легко будет вписать во вселенную Cloverfield.

Но не ждите всех ответов. К концу фильма вы поймёте, как на Земле появился монстр из первой части, но у вас появится ещё несколько десятков вопросов.

Почти все в выигрыше

Как и в случае с первым Cloverfield, главная фишка третьего — это даже не сам фильм, а то, как его преподнесли публике. Но большинство зрителей не будет разочаровано и самой картиной — это не прорыв в жанре научной фантастики, но увлекательное и местами жуткое кино с мощным финалом.

К слову, концовка тут даёт точно такой же эффект, как в Cloverfield и 10 Cloverfield Lane — прямое продолжение хочется посмотреть немедленно, но не факт, что оно будет. Судя по всему, Абрамсу — главному любителю «мистери-боксов» индустрии — нравится царящая в этой франшизе недосказанность.

Так или иначе, третий Cloverfield оказался выигрышным почти для всех. Работу начинающего нигерийского режиссёра Джулиуса Она теперь увидят десятки миллионов зрителей, о которых он раньше не мог и мечтать. Картина благодаря показанному на Супербоуле трейлеру наверняка станет для Netflix не меньшим хитом, чем «Яркость». Paramount умудрилась заработать на фильме, даже не выпустив его в прокат. Подписчики Netflix неожиданно получили интересный и горячо обсуждаемый фильм, не потратив на него и копейки сверх того, что уже платят. Фанаты «Монстро» узнали ответы на вопросы, поставленные десять лет назад. А Джей Джей Абрамс возвёл маркетинговую идею Cloverfield в абсолют и со спокойной душой отправился делать девятый эпизод «Звёздных войн».

Недовольными остались только критики, но они, наверное, как-нибудь это переживут.

 
Источник: DTF

Читайте также