С самого анонса я был категорически настроен к данному произведению, ожидая копию американского сериала «Чем мы заняты в тени», основанного на фильме «Реальные упыри. Сага» от уже почти легендарного Тайки Вайтити и Джереми Клемента. И меня безумно порадовал тот факт, что я ошибался.
В данной заметке нет ни одного сюжетного спойлера.
«Вампиры средней полосы» оказались крупной, серьезной работой, наполненной смешением жанров.
Тут вам и детектив, и мистика, фэнтази, драма, комедия — и казалось бы, невозможно создать нечто цельное и законченное из подобного ядреного коктейля, однако у режиссера сериала Юрия Маслова — получилось.
Действие разворачивается в провинции, а именно — в Смоленске, не самом богатом, крупном и важном городе России. Все — от интерьеров квартир, больниц, муниципальных учреждений говорит об обыденной провинциальности и российской действительности происходящего действа, что в целом дополняет колорит сериала и играет на его общую тональность.
С самого начала мы наблюдаем за непростыми отношениями не самой дружной семьи скрупулезно прописанных героев — полицейскую Анну (Екатерина Кузнецова), врача Жана (Артём Ткаченко), преподавателя актерского мастерства Ольгу (Ольга Мединыч), молодого тусовщика и раздолбая Женька (Глеб Калюжный) и пенсионера, по совместительству главу вампирского ковена деда Славу (Юрий Стоянов).
Эта «семья» живет вполне себе обыденной жизнью, дед гуляет, ходит по собесам и поликлиникам, а также проводит время с балбесом «внуком», пока остальные зарабатывают на непростую жизнь в провинциальном городе, параллельно прикрывая свою семью от внимания общественности, находя пропитание, и просто пытаясь жить обычной человеческой жизнью.
Во флешбэках, гармонично вписанных в сюжет серий мы узнаём историю персонажей, раскрывающую детали их непростых судеб. Кто-то был убит шальной пулей, кто-то при несчастном случае, кто-то покончил с собой на глазах возлюбленного вампира, а кто-то за работой. Однако объединяет их ровно одно — человеколюбие главы семьи дедушки Святослава Вернидубовича.
Исключительно исходя из его человеколюбия (да-да, у вампира) и сердобольности и образовывается эта семья.
И по ходу действия нам становится ясно, что вампиры — не страшные чудовища, а куда более человечные существа, и уж куда более приятные, чем местная власть.
Про власти стоит написать отдельно — так как ее представители не только протирают стулья и отсиживают попы с больших кабинетах, но и принадлежат к древнему местному роду «Хранителей» — людей, которые охраняют тайну существования вампиров в Смоленске, по древнему договору с кровососами оберегая людей. А договор очень простой и понятный — кровь за кровь, жизнь за жизнь. Вампир, убивший человека, будет предан огню.
Вампиры в сериале не представлены классически. Они не бояться света, чеснока, распятий, святой воды или серебра. Однако, при этом обладают рядом классических способностей — бесконечная жизнь, левитация, огромная сила и скорость, быстрая регенерация, телекинез. Причём у части вампиров есть особые таланты, вроде управления сознанием людей (да-да, привет Сумерки). А в одной из серий мы наблюдаем любовную отсылку толи к «Ван Хельсингу», толи к кинотрилогии «Другой Мир», когда дедушка Слава превращается в огромную летучую мышь. В общем-то, удачно собранные клише очень контрастируют с возможностью гулять под дневным солнышком и кажущимся отсутствием слабостей.
Однако суть из способностей — это кровь, и ничего более. Чем меньше крови выпил вампир, тем он слабее и тем меньше может пользоваться своими.
Первоначально сюжет развивается вокруг, как вы можете догадаться, нарушения этого самого закона «не убий», когда молодой и неопытный вампир, казалось бы, по-глупости убивает несколько человек. Однако, неторопливость первых двух серий быстро развеивается набирающим обороты сюжетом, и события не всегда развиваются очевидным образом, а сюжетные перипетии радуют глаз.
Герой Юрия Стоянова выдержан великолепно — это просто обычный дед, и кажется актеру даже не нужно играть роль сердобольного старика — он уже и так в этом возрасте, поэтому достаточно просто быть собой, однако на мой субъективный взгляд дедушка Вячеслав одна из самых удачных ролей актера.
Тысячелетний вампир мягок, добросердечен, сыпет мудростью прожитых (не совсем) веков, цитатами, и афоризмами, а харизма Стоянова удачно проявляется тогда, когда хитрому старику что-нибудь требуется от других живых или мёртвых Смоленска.
Сюжетно сериал не наследует другим произведениям о вампирах, однако по тональности декораций действительно похож на «Реальных Упырей», но, что больше радует — на очень странного, но притягательного представителя жанра вампирской тематики «Выживут только любовники» с Тильдой Суинтон и Томом Хиддлстоном больше музыкальным сопровождением, некоторой затянутостью части сцен, размеренным и спокойным повествованием.
Философия и смысл достаточно просты и прозаичны — даже тысячелетний монстр, питающийся кровью, хочет просто побыть человеком, о чем прямо и говорит глава семейства. А удел человека в сериале выведен чисто по — русски — терпеть невзгоды. Однако, при всей своей самобытности вы не увидите «клюквы», а скорее провинциальную жизнь, без примеси лишних передёргиваний, если не считать за таковые фэнтезийную часть сериала.
Из минусов можно отметить некоторую затянутость, излишнюю плавность сюжета, не очень (мягко говоря) качественную графику — бюджета явно не хватает на все, однако таких моментов, к счастью, мало. А также аксиому российского кинематографа — чтобы не снимали в нашей стране, получится сериал про «ментов» либо мелодрама.
Однако, несмотря на эти минусы сериал развивается в границах собственной вымышленной вселенной, четко выдерживает заданную самим собой стилистику, прекрасно снят и смонтирован — на уровне западных аналогов, а сценаристы постарались на славу, давая персонажам нужную глубину.
Отдельно стоит сказать про каст и актерскую игру — и к ней нет нареканий вовсе — каждая роль и каждый персонаж выглядят целостно и отрабатывают свои гонорары. А замена печально известного Михаила Ефремова на Юрия Стоянова только сыграла на руку — с персонажем фильма у Ефремова явно совсем немного общего.
По итогу — получился добротный, душевный российский сериал, который действительно заслуживает свои 8.3 на Кинопоиске, и вселяет надежду, что таких самобытных и интересных новинок в наше время будет появляется все больше.