В 2019 году на BBC вышел сериал «Годы» (в оригинале «Years and Years), рассказывающий историю одной британской семьи на протяжении ближайших пятнадцати лет. Сериал настолько сильно перекликается с существующей реальностью, что даже пугает. Конечно, нельзя принимать его за чистой воды предсказание, но взгляд на будущее из подытоживающего итоги десятилетия 2019-го выглядит очень похожим на то, что будет происходить дальше. В этом посте будут рассмотрены элементы сериала на реальных примерах в реальной жизни:
1) Поляризация общества
В сериале мир где заправляют умеренные политики рушится, и повсюду к власти приходят правительства с заметным правым или левым уклоном. В Испании путем революции приходят коммунисты, во Франции на выборах побеждают ультраправые, а Греция вслед за Британией выходит из Евросоюза.
Уже сегодня можно видеть, как политическая обстановка в европейских странах создаваемая с начала девяностых годов начинает терпеть крах: на выборах в Испании, Германии и Швеции ультраправые и ультралевые силы в парламентах получают столько голосов, что их уже невозможно игнорировать как раньше. Особенно ярко кризис умеренных виден в Германии, где несмотря на огромный авторитет Ангелы Меркель ее партия ХДС (Христианско-демократический союз) и их традиционный соперник СДПГ (Социал-демократическая партия Германии) имеют наименьшую поддержку среди населения за всю историю. В то же время все большую популярность набирают радикальные движения, как например ультраправая «Альтернатива для Германии».
В то же время последние президентские выборы во Франции хоть и выиграл центрист Макрон, но в первом туре его с ультраправой Марин Ле Пен разделяли всего 3% голосов. Нынешние протесты «желтых жилетов» (в которых, как пишет Wall Street Journal, участвовало несколько сотен тысяч человек) охватили всю Францию. И как бы французы не были довольны предыдущим президентом, социалистом Франсуа Олландом, центрист Эмануэль Макрон предстявляется объектом ненависти для всех слоев населения
2) Победы правых популистов в Великобритании на выборах
В сериале есть такой персонаж, Вивьен Рук. Провокационный политик, со своей партией «Четыре звезды», которая своим названием цензурирует известное английское матерное слово сначала становится членом Парламента, а затем и вовсе премьер-министром. Сопровождая свою кампанию провокационной матерщиной, резкими высказываниями в адрес лидеров других государств и подчеркнутой открытостью своему избирателю, она продвигает обычные реформы правых политиков: поддержка британского бизнеса за счет повышенных пошлин на иностранные товары, борьба с нелегальной миграцией и т.д.
В самой Великобритании можно отыскать как минимум два прототипа для этого персонажа. Первый — это Найджел Фарадж. Человек, посвятивший едва ли не всю свою политическую карьеру выходу Британии из ЕС. Он активно продвигал идеи евроскептицизма среди британцев еще до референдума по Брекзиту в 2016, и после него даже успел уйти из политики. Но когда процесс самого Брекзита затянулся, Фарадж вернулся в политику со своей новой Брекзит-партией, название которой ярко очерчивает ее цели. Созданная всего за полтора месяца до выборов в Европарламент, партия Фараджа победила на выборах, набрав более 40% голосов — больше, чем у любой другой британской партии.
Другим прототипом для Рук можно назвать нынешнего премьер-министра Великобритании, Бориса Джонсона. И хотя Борис в отличии от Найджела принадлежит к партии консерваторов (сам Фарадж состоял в ней вплоть до своего ухода из политики в 2016 году), он также является ярым сторонником Брекзита и правого курса в политике. Дональд Трамп, с которым Борис крепко дружит, поддержал его кандидатуру на выборах лидера консервативной партии в 2019. Кроме того, нынешний премьер-министр Великобритании не стесняется в выражениях, чего только стоит его высказывание об африканцах:
«Если бы мы предоставили туземцев Африки самим себе, они бы сейчас занимались исключительно тем, что уплетали бы бананы, не думая о будущем»
3) Искусственная еда
В каждой новой серии появляется все больше новой еды, которая не является органической: рис из водорода, искусственное мясо, несоленая соль и даже не оставляющий похмелье алкоголь.
Эксперименты с едой проводятся в реальном мире уже давно, и экспериментальные продукты стремительно захватывают рынок. Еще в 2013 году ученые научились создали гамбургер, содержащий 140 г искусственного мяса, и с тех пор стоимость его производства заметно упала (примерно в 30.000 раз). Уже сегодня в крупных мегаполисах можно найти рестораны где подают искусственное мясо, а крупные сети вроде McDonalds уже успели объявить о том, что в их рационе появится искусственное мясо.
Что же касается алкоголя, то уже сейчас ведутся разработки синтетического алкоголя. По задумке создателей, он не должен вызвать похмелья, рвотных рефлексов или каких либо заболеваний в принципе, и будет лишь создавать эффект опьянения.
4) Создание границ внутри городов
В определенный момент в сериале города становятся буквально поделены на зоны, с решетками охраняемыми полицией. Криминальные и бедные районы Лондона отделены от более менее благополучных, а те в свою очередь отделены от Сити, центрального района города куда даже добропорядочных граждан редко пропускают.
Этот пример один из наиболее близких к реальности, потому что крупнейшие мегаполисы мира (в том числе и показанный в сериале Лондон) ввели ограничение на движение в центральные районы. Так, например, в лондонский Сити ввели платный проезд на автомобили, причем для дизельных или бензиновых автомобилей введен полный запрет на появление в городе. Кроме того, подобная инициатива активно продвигается и российскими урбанистами.
Это далеко не полный список самых горячих и животрепещущих тем для 2010-ых гг. Помимо всего вышеперечисленного есть и проблемы с наплывом беженцев в западные страны, и пропаганда представляющая даже самые абсурдные меры как оправдание для борьбы с внешним врагом, и растущее неравенство между богатыми и бедными слоями населения, и проблема гомофобии. И хотя их значение нельзя приуменьшать, все же эти тейки были обсуждены уже множество раз в других произведениях 10-ых, а «Годы» умело встраивает их в контекст повествования, окидывая общим взором на главные проблемы 10-ых как декады. И хотя фактически десятилетие еще не завершилось, мы уже достаточно близко, чтобы подвести итоги.