Спин-офф не подходит для новой аудитории и вряд ли порадует старых фанатов.
Последняя полноценная игра во вселенной XCOM вышла четыре года назад. После релиза второй части мы получили только дополнение War of the Chosen, которое исправило множество недостатков оригинала и привнесло много нового контента, а также ряд мелких DLC — после этого серия про борьбу с инопланетными захватчиками ушла в затишье.
Так продолжалось до недавнего времени: в апреле внезапно состоялся анонс Chimera Squad — спин-оффа серии об особом отряде людей и инопланетян, который пытается защищать порядок в Городе-31, где пришельцы и люди перестали быть врагами и живут вместе.
Однако радость быстро сменилась здравым скепсисом: игра обещала более компактные и быстрые миссии, заготовленных заранее персонажей вместо полностью кастомизируемой команды и лишь одну совершенно новую фишку — механику Breach Mod, симуляцию штурма на манер игр про спецназ.
Chimera Squad в целом выглядит как DLC ко второй части — даже графика и ассеты те же. А сама игра позиционируется, как более лёгкий и быстрый аналог XCOM 2, который должен привлечь к серии новую аудиторию. Об этом авторы даже специально оповестили журналистов, рассылая ключи.
Тут можно было бы пожаловаться, мол, оказуалили любимую игру, попортили каноны. Но ведь и XCOM Enemy Unknown 2012 года была этакой облегчённой версией UFO: Enemy Unknown — с огромным числом упразднённых геймплейных механик и расчётом на новичков. Так, может, не стоит делать поспешных выводов и дать Chimera Squad шанс?
Увы, случай совсем не тот. И даже более того — Chimera Squad сломала или испортила всё то, чем была ценна XCOM 2.
Спин-офф не для новичков
Chimera Squad меняет масштабные схватки землян и инопланетян на локальные городские стычки спецназа. Отряд заранее прописанных персонажей пытается раскрыть тайну покушения на мэра города, где инопланетяне и люди живут вместе после великой войны за Землю.
За покушение отвечают три преступные группировки, против которых придётся бороться и искать против них улики. Ну и попутно помогать полиции города спасать людей от ограблений, терактов и массовой стрельбы на улицах.
Как уже говорилось ранее, Chimera Squad — упрощённый в сравнении с оригиналом спин-офф, созданный для привлечения новой аудитории. Оставим за бортом спор о том, что современный XCOM — и так далеко не самая сложная для понимания тактическая игра на рынке, чтобы её нужно было упрощать для новой, неискушённой аудитории. Лучше сфокусируемся на другом — Chimera Squad ничего не делает для этих самых новичков. Это игра именно для тех, кто уже играл в XCOM нового образца.
Да, игра всё же учит в себя играть, но делает она это самым неправильным способом: огромным количеством текстовых гайдов и подсказок. Помните недавний Doom: Eternal и его странные объяснения вроде «как бить босса, которого ты только что встретил»? Так вот: в Chimera Squad вы получаете такую сводку на каждое своё действие, даже самое незначительное.
Chimera Squad объясняет тривиальнейшие вещи целыми абзацами текста: за первый час я увидел около 30 окон, объясняющих механики в духе «если врага убить, он умрёт». Но при этом среди всего этого излишне подробного обучения полезной информации всё ещё не хватает.
Яркий пример — андроиды. Мой отряд может брать на задания роботов, которые подменяют оперативников. Смерть солдата в Chimera Squad карается провалом миссии, а вот роботов можно пускать в расход. Я прочитал каждое обучение, нажал каждую кнопку меню — но так ни разу за всё прохождение ими не воспользовался. Просто потому, что не понял, как это сделать.
Игра меня не научила выводить андроидов в бой, из-за чего всю игру они простояли на складе. Надо ли говорить, что начальный игровой бюджет я вложил именно в них и просто потерял свои деньги?
То же самое и с врагами. Вспомните XCOM 2012 года и вторую часть. Как только в сражениях появляется новый противник — игра акцентирует на нём внимание. Какой-нибудь сюжетный персонаж даст краткую характеристику или намекнёт, как поступить. Chimera Squad же не делает с новыми врагами ничего. Они просто появляются без объяснений ни с точки зрения механики, ни с точки зрения лора. Просто в какой-то момент среди врагов вдруг появляется мутон-берсерк или Кодекс, который во второй части на первых порах был чуть ли не мини-боссом.
Это не проблема для тех, кто прошёл XCOM 2. А что делать новичкам, на которых игра, вроде как, рассчитана? Терпеть поражение, потому что они не знали о способности Кодекса разряжать оружие всему отряду сразу? Или то, что враги-телепаты умеют поднимать мертвецов, и вся армия зомби погибнет вместе со смертью хозяина?
Обо всём этом Chimera Squad заранее не говорит ничего и просто молча бросает новых врагов на игрока — делайте с ними, что хотите. Так что вовсе Chimera Squad не для новичков. Но для кого тогда? Это очень хороший вопрос.
Война на ощупь
Жизнь как новичкам, так и ветеранам серии осложняет ещё одна вещь: интерфейсы и управление. Скажу честно — я орал на игру. Много. Это не метафора. Примерно треть моих действий (если не половина) обернулись провалом или ошибкой из-за того, что я кликнул не на ту клетку или выбрал не то действие — потому что это очень неудобно.
Ты нажимаешь на точку, в которую должен переместиться персонаж, и тут вдруг камера внезапно меняет ракурс и перенаправляет курсор в другое место. Ура, теперь мой полумёртвый оперативник стоит нос к носу с огромным чудищем, а не бежит в укрытие. Или стреляет не по тому врагу, потому что игра решила какое-то время не реагировать на нажатие мышки. Эта проблема тянется ещё с XCOM 2, но исправлять её никто не захотел.
Но вернёмся к предыдущей игре в серии. При выезде на миссию в XCOM 2 вам давали примерную сводку: насколько тяжёлое задание, какие типы врагов ожидаются на местности. Роботы? Берём хакеров и людей, что способны пробивать броню. Жуки-мутанты криссалиды? Используем зажигательные патроны и экспертов ближнего боя.
А вот Chimera Squad не говорит ничего, кроме пространных надписей «средне, сложно, экстремально сложно». Будут там роботы? Неизвестно. Телепаты? Пусть будет сюрпризом. Из-за этого я почти что засофтлочил себе игру, когда отправил совершенно неподходящих оперативников на бой с финальным боссом одной из банд: у меня была девушка-змея, к яду которой у всех врагов был иммунитет, и ни одной гранаты — а у всех была броня, которую можно снять только взрывами. Лишь переигрывание ходов до результата «я во всех попал, а по мне нет» помогли выбраться из передряги — сохранениями здесь можно злоупотреблять безо всяких ограничений.
Они, кстати, очень странные — порой игра сохраняется в абсолютно случайные моменты боя. Зачастую у меня было два сохранения, которые вели к одному и тому же ходу — неудачному, который я сделал только что. Загрузиться на ход пораньше было нельзя. Так что либо играй дальше, либо перепроходи всю миссию целиком.
Интерфейс же плох целиком и полностью. Многие фишки игры я обнаруживал сам где-то в середине прохождения, хотя должен был знать о них ещё в начале.
Половину игры я не использовал гранаты и сканеры перед началом боя, так как интерфейс говорил мне «оперативник не может использовать эти предметы в начале штурма». Как оказалось, он это может, если поставить его сразу за тем солдатом, который входит в здание. А то что граната горит красной надписью, мол, использовать нельзя — игнорируйте, нужно просто кликнуть ЛКМ ещё раз. Интуитивный дизайн, как он есть.
Хотя, стоит сказать, не везде это проблема игры: часть вины лежит на локализации Chimera Squad. Иногда набор слов, объясняющих ту или иную механику, просто не поддаётся логическому осмыслению. Так, перк местного телепата, «Верджа», исходя из описания лечит всех врагов, которых тот берёт под свой контроль. Это бред — зачем мне восстанавливать здоровье врагу? Ответ оказался прост: переводчики всё перепутали, и это «Вердж» лечится за счёт подчинённых врагов.
Это можно было бы не заметить, просто играя на английском. Вот только решился я на это спустя пару часов игры, а сохранения по какой-то неизвестной причине привязаны к языку локализации. Поэтому, чтобы перейти на английский, мне пришлось бы проходить игру сначала. Поверьте, вы не захотите это делать в Chimera Squad — проходить заново одинаковые миссии очень больно.
Словом, у игры один из самых неудобных, непонятных, неотзывчивых и бесполезных интерфейсов. Его можно смело считать главным антагонистом: ничто в Chimera Squad не мешает играть сильнее, чем банальное взаимодействие с юнитами и меню.
Некоторые проблемы управления были ещё в предыдущей игре серии — например, та же меняющая свой ракурс камера и странная система «движение на ПКМ, а навыки на ЛКМ». Но в Chimera Squad они ощущаются ещё более болезненно вместе с плохим интерфейсом, а также лёгкими багами и регулярными вылетами каждые пару часов. Возможно, всё это — проблемы пресс-версии, но должен сказать: я очень громко смеялся, когда игра вылетела сразу после финальных титров. Меня будто выпнули из Chimera Squad со словами «всё, наигрался, а теперь вали отсюда».
Что нового на планете Земля?
Стоит поговорить и о новшествах, которые привнесла Chimera Squad в формулу XCOM. Тут всё очень просто: их практически нет, если, конечно, говорить о серьёзных изменениях. Новых врагов нет, а в качестве игровых боссов — рядовые «великаны» из XCOM 2, вроде огромных роботов-шагоходов или шара-телепата.
Вместо контроля регионов планеты — районы города, которые никогда не выйдут из вашей юрисдикции вплоть до полного поражения. Вместо большой базы с постройками и логистикой — меню казарм, где вы можете улучшать три постройки (инженерный отсек, тренировочный зал и центр специальных операций).
Создавать своих оперативников нельзя, снаряжение продавать нельзя, случайной генерации локаций нет (я по три раза видел одни и те же уровни-близнецы), миссии до жути однообразные.
Но зато есть Breach Mod, или «режим проникновения». Миссии делятся на этапы, от одного до трёх, в начале каждого из которых персонажи выстраиваются у входов на локацию. Вы можете определить, кто в каком порядке выйдет на контакт с врагом и какие средства применит: бросит в комнату гранату, взорвёт стену пакетом взрывчатки, взломает дверь ключ-картой, подсветит врагов сканером и так далее.
На бумаге звучит здорово: эдакий походовый Rainbow Six во вселенной XCOM. На деле — довольно бесполезное нововведение. Breach Mod даёт слишком маленькое преимущество и в целом не меняет хода миссии: вы просто из раза в раз заходите и убиваете пару врагов перед началом честного боя. Да, где-то можно зайти с заднего входа и получить небольшой бонус на первый ход, где-то внезапную атаку может провести оперативник-змея, пройдя через вентиляцию.
Но «Проникновению» не хватает по-настоящему уникальных ситуаций. Вроде комнат с заложниками, которых убьют на следующий ход. Если бы вы заходили с чёрного входа, игра, например, давала бы дополнительное время на их спасение, однако для прохода нужно было бы особое снаряжение.
Такого в Breach Mod, увы, нет: грубо говоря, вы просто выбираете между тем, чтобы войти слева или справа. Иногда этот выбор даёт вам какой-то незначительный бонус, но не более.
Помимо всего этого, Chimera Squad ставит во главу угла персонажей: теперь вы играете не за кастомизируемых «болванчиков», а за заранее проработанных и прописанных оперативников. У каждого своё имя, характер, уникальные способности и неизменяемая внешность.
Но вот досада: персонажи вышли абсолютно никакими. Если вы смотрели хотя бы один утренний мультсериал про команду супергероев или спасающих мир подростков, вы узнаете эти архетипы с полуслова. Серьёзный командир, «повидавший дерьмо». Девушка-веселушка-медик, которая подкалывает товарищей. Инженер с небольшой «шизой», так как все гении чудилы. Местный «мачо», который крут разве что на словах, но вообще-то добрый рубаха-парень.
И ладно бы клише — есть ведь и откровенно плохие персонажи. Гибрида с щитом «Херувима» я сразу выкинул на штабную работу, чтобы больше никогда его не слышать: за первые обучающие миссии он просто вывел меня из себя своими бесконечными попытками кинуть броскую фразу, «смешно» пошутить или показать себя крутым. В итоге ничего, кроме испанского стыда, он вызвать не сумел.
Отдельное оскорбление — это оперативник-змея, «Затяжка» (так её перевели). Геймплейно интересный герой, но как персонаж — ужас. Это истеричная, обиженная на всех хабалка будто вышла из самых тёмных уголков интернет-форумов: все вокруг неё плохие, все ей должны, на всех нужно огрызаться.
У неё нет буквально ни одной фразы, что она могла бы сказать во время лечения, где бы она не грубила медику. А а первое же её появление в игре начинается с оскорбления собственного начальства. В попытках сделать что-то вроде героя-цундере или «edgy girl» разработчики просто создали девушку-сволочь, за которой откровенно неприятно наблюдать.
И этот цирк клоунов — оперативники элитного подразделения XCOM. Они ничего не знают о военной субординации, хамят старшим по званию и ведут себя, как обычные подростки из субботних мультсериалов среднего качества.
Это можно было бы простить: спин-офф, вроде как, решил сменить тон с серьёзных щей о «спасении мира» на более лёгкий, весёлый, — никаких проблем, пожалуйста.
Но, увы, и тут Chimera Squad проваливается: между шутками про украденную еду и взаимными оскорблениями игра внезапно пытается поднять серьёзные темы — например, угнетение инопланетян. Мол, пришельцев в городе притесняют, а люди пытаются провоцировать конфликты и, в целом, ведут себя с ними агрессивно.
Это было бы даже неплохой сюжетной линией, если бы не одно но: по сюжету со времён второй части прошло всего пять лет. Всего пять лет назад инопланетяне держали людей в концлагерях, убивали и перегоняли в зелёный бульон в секретных лабораториях. И после этого сценаристы осуждают злых людей-невежд, которые не хотят жить с пришельцами и испытывают к ним предубеждения — какие негодяи!
Увы, такие сложные проблемы за пять лет не решаются: ещё даже не выросло поколение, которое не застало зверств со стороны инопланетян — люди даже не успели восстановить уничтоженные города. И отговорка «они просто были под контролем злых Старейшин, сами по себе пришельцы добрые» не помогает совсем.
Более того, очень смешно осуждать людей за ксенофобию, когда тот же оперативник-змея постоянно ёрничает на тему того, что работала на инопланетную армию «Адвент» и ела человечину. О да, я уже готов поселиться по соседству с её гнездом вместе со всей своей семьёй — эта милая змея выглядит и звучит дружелюбно.
Chimera Squad можно описать одним словом — непонимание. Игра не понимает, кем она хочет быть: новой игрой для фанатов или спин-оффом для новичков? Я же не понимаю, как в это играть: интерфейс постоянно путает каждое моё действие, а геймплейные фишки открываются разве что случайно, несмотря на наличие полноценного текстового обучения внутри игры. Да и сами разработчики, видимо, не совсем понимали секрет успеха геймдизайна XCOM — только так можно объяснить множественные ошибки и мелкие недочёты, которых во второй части не было.
У Chimera Squad огромый список мелких проблем: бессовестная и местами бессмысленная эксплуатация старых ассетов, отсутствие новых врагов и нехватка новых фишек, баги, затянутый геймплей, спорный баланс. Если всё расписывать подробно — текст станет в два раза больше.
Не удивительно, что Chimera Squad появилась так внезапно и продаётся за столь низкую цену (ещё и с 50% скидкой за предзаказ) — видимо, в студии также осознают, что у них выходит не самый удачный проект. Иначе бы новая игра в одной из самых известных тактических серий трубила бы рекламой чуть ли не весь год, а не за пару дней до релиза.
И это, на самом деле, грустно: на словах локальные сражения особого отряда XCOM в духе игр про спецназ звучат очень интересно. Вот только вместо симулятора полиции в мире, где живут люди и пришельцы, мы получили огрызок от предыдущей игры, затянутый на 30 часов однообразных боёв. Со старыми врагами, локациями и даже проблемами.
Хотя, нет, как раз таки новых проблем в Chinera Squad добавили. Спасибо?