Как превратить свой город в один из центров комикс-культуры

Как превратить свой город в один из центров комикс-культуры

На «Канобу» продолжается цикл материалов о российских комиксах от Максима Чумина — в прошлом автора рубрики «Лица», а сейчас совладельца издательства Parallel Comics. В восьмом выпуске — рассказ Гоши Елаева, совладельца магазина «Космическая Корова» в Тюмени и по совместительству автору комиксов про локального супергероя Тюмэна.

В историях о владельцах магазинов, издателях и авторах комиксов мы расскажем о том, как делают, выпускают и продают комиксы в России и ближнем зарубежье, и как этот маргинальный вид искусства становится мейнстримом не только в Москве, но и в регионах России.

Так же, как и у всех остальных, мое увлечение комиксами началось с того, что я читал почти все, что выпускали в 90-х в России, — больше всего мне нравился «Фантом». А еще, когда нам приходили письма от дедушки из Ангарска, в них часто были его рисунки и мини-комиксы — вот их я их любил больше всего. Лет в 12, кажется, я обожал рисовать комиксы про одноклассников и учителей, но меня за это чуть не выгнали из школы, и я вообще перестал рисовать.

В нулевых я вообще не читал комиксы и вновь столкнулся с ними только уже после студенчества, когда наткнулся на «Последнюю Охоту Крэйвена» на барахолке в Екатеринбурге — ну и любовь вернулась.

В этот момент я начал задумываться об открытии магазина комиксов, так как ничего подобного в Тюмени не было, а талантливых авторов и художников — хоть отбавляй. Я начал с полки в дружественной кофейне, для которой закупил поставку на последние деньги с зарплаты, как и все остальные герои материалов.

Название «Космическая Корова» пришло ко мне моментально — сразу же вспомнился Кадли из старых «Черепашек-Ниндзя», летающая коровья голова, которая таскала Черепашек во рту через пространство и время.

И я решил: «Пусть будет „Космическая Корова“». Первую вывеску нам нарисовала 10-летняя девочка за кружку какао.

Я не мог уделять проекту все свое время, потому что оставался на основной работе. И ни о каком взрывном успехе не получается сказать, потому что мы скорее постоянно лавируем между кризисами, во время которых магазину грозит закрытие.

Честно сказать, это так или иначе продолжается: вот сейчас мы ищем деньги на предновогодний заказ, чтобы обрадовать наших постоянных клиентов, так как последняя поставка русскоязычных комиксов была… Месяца два назад?

В общем, в один из этих трудных периодов я познакомился с Виталием Лазаренко, которого изначально узнал в качестве художника… У меня тогда дела были совсем плохи, мы разговорились, и он предложил мне свою помощь — вложиться в магазин и развивать его дальше вдвоём. Это было спустя полгода после открытия магазина, а все три года после этого мы уже являемся партнерами по делу.

Надо сказать, ситуация, в которой меня спас Виталя, была довольно глупой и заурядной: кафе, в котором я располагался, закрывалось, и мне пришлось срочно переезжать в другое… Это было тайм-кафе, куда за комиксами приходили в самую последнюю очередь — поэтому книги стояли неделями на полках. С Виталей мы переместились в дружественную кофейню «Сальвадор», где мы остаемся и по сей день.

Периодически мы пытаемся собраться с силой, духом, деньгами — и наконец-то найти собственное помещение для нашего магазина, где мы могли бы делать все, что только захотим. Но каждый раз сама судьба дает знаки, что еще рано; каждый раз случается досадный облом.

То мы соберем деньги, и они срочно понадобятся нам на личные траты; то мы найдем помещение, и у нас начинаются дикие загрузы по работы. Все время нам что-то мешает, и наша повседневная жизнь заставляет забыть о планах. Надеюсь, в следующий раз у нас все получится.

Мы по-прежнему находимся в кофейне, и в ней нас ничего не смущает, мы очень любим ребят, которые ее делают. Я безумно благодарен за их лояльность, потому что многого, чем я горжусь, не вышло бы без их поддержки. Я понимаю, что, с одной стороны, мы им в пользу, но ведь, с другой стороны, мы им и неудобства доставляем: в то время как мы занимаемся какой-нибудь фигней, их постоянные клиентам наверняка не очень удобно.

Говоря о том, чем я горжусь, так это тем, что мы начали выпускать локальные сборники комиксов с участниками, которые в большинстве своем также являются нашими посетителями.

Горжусь, что этот проект помог мне научиться рассказывать о комиксах интересно; что он вообще научил меня публичным выступлениям, потому что до лекций о комиксах в магазине я не мог себя представить в роли оратора. Сейчас я прекрасно представляю, как провести лекцию перед незнакомыми людьми.

А еще, наверное, что главное, так это то, что мы нашли способ привозить книги, которые мы продаем не потому, что это приносит легкую прибыль (скорее наоборот), а потому, что они являются чем-то большим и способствуют развитию нашей культуры комиксов. Мы вот особенно активно привозим авторские комиксы на английском, и их даже покупают ребята, которые интересуются комиксами как искусством. Они, мне кажется, могли бы быть интересны очень большому количеству людей — стоит только отыскать способ понятно и подробно рассказывать об этих историях даже тем, кто далек от комиксов.

«Тюмэн» начался с шутки для паблика нашего магазина на первое апреля: мол, хотели всех разыграть, что мы теперь выпускаем комиксы про супергероя родом из Тюмени.

Шутка тупая, и я ничего от неё не ждал, но она оказалась вирусной, и я подумал, блин, ну теперь уже стоит сделать такой комикс на самом деле. Сейчас я поступил в школу комиксов, чтобы делать истории лучше и интереснее.

Параллельно магазину я много работаю: вот, например, я был в пресс-службе нашего университета, пишу статьи как фрилансер, учусь рисовать комиксы… Мне нравится себя нагружать как можно больше делами, которые связаны между собой, чтобы моя деятельность превратилась в однородный организм и чтобы одно вытекало из другого и работало друг на друга. Сам учишься комиксы делать — научил других; выпустил книжку — оплатил поставку книг; продал книги — оплатил печать нового тиража своей истории…

Благодаря школе комиксов, в которой я учусь (это дистанционная школа Фрэнка Санторо), я начал иначе смотреть на комиксы. Нам дают в качестве заданий, казалось бы, какие-то простые и очевидные вещи — но заставляют смотреть на них под другим углом. Фрэнк объясняет, как работает комикс изнутри и в чем ценность каждого его составного элемента. Об этих смыслах я, вероятно, догадывался, но школа стала возможностью гораздо глубже понять, как комиксы работают.

Я переехал в Тюмень из Тобольска на учебу — и так здесь и остался. Мне очень нравится этот город с детства, когда я ездил сюда с мамой. Мой родной город такой, слишком сонный, тогда как в Тюмени я нашел баланс между этой сибирской размеренностью и активностью больших Москвы и Питера. Тут всегда есть, чем заняться, но при этом меня соблазняет то, что здесь много чего еще не сделано и не распробовано. Мне в таких условиях проще развивать свой магазин.

Осенью я впервые ездил как автор комиксов по магазинам других городов. Это был очень эмоциональный трип, который меня и вымотал, и вдохновил одновременно (а также оставил без гроша в кармане).

В Москве до меня никому не было дела и пришли лишь мои друзья (одна знакомая, например, даже испекла пирожные с Тюмэном!), тогда как в Туле после лекции слушатели полезли обниматься. В Омске меня приняли очень тепло, тем более, что лекция проходила в баре. В основном эта аудитория была заинтересована не в комиксах, а в моем опыте организации локального творческого комьюнити — и я был только счастлив об этом рассказать. В Томском «Иллюзионе» была прекрасная душевная компания, которая, как мне сказали, была больше, чем в «День Бэтмена». На московскую встречу пришло по факту не больше пяти человек, и… Я могу это понять! Москвичей куда сложнее заинтересовать, это гигантский город, в котором постоянно что-нибудь да происходит. В семь часов вечера в воскресенье не каждый будет готов посвятить себя тюменскому андеграунду.

В своих лекциях я старался рассказать, что путь от идеи до реализации, ну, он не такой страшный, как кажется. Я видел огромное множество ребят, которым было интересно послушать именно об этом, у которых сомнения насчет своей пригодности к творчеству, что ли…

Я им старался донести мысли, к которым сам не сразу пришел: что не надо бояться себя, своих идей, постоянно себя корить, отвергать самые разные задумки и бояться. Это основная проблема с авторами в маленьких городах, и вся наша активная деятельность за пределом, собственно, продажи книг — именно про то, что не надо бояться. А надо создавать, верить в себя и любить то, чем ты занимаешься.

О «Тюмэне» рассказывали в наших городских газетах, на нашем телевидении, на TJournal, в конце концов… И я толком все еще не понимаю, как к такой популярности относиться. Когда я делал комикс, я был уверен, что он обязательно спровоцирует заголовки в духе «В Тюмени нарисовали комикс про тюменского супергероя» и тому подобные. Комикс создан для таких публикаций, которые обычно репостят с комментариями «что за херня?». С одной стороны, это хорошо, так как интересный опыт, но такая виральность из разряда «репостнуть, поржать и забыть», для меня как автора имеет мало смысла.

Но я не сильно заморачиваюсь, делаю комиксы для себя и просто пробую. С Тюмэном можно поставить еще большое множество экспериментов, что я обязательно буду делать в ближайшем будущем — ну, а дальше можно делать и более серьезные истории.

В данный момент жизни я думаю, кем я хотел бы себя видеть в будущем: автором комиксов, владельцем магазина комиксов, журналистом… Мне хотелось бы, чтобы все эти стороны моей жизни сосуществовали и работали друг на друга, как я уже говорил, но насколько это получится? Прямо сейчас я совсем не уверен, и меня одолевают большие сомнения, как мне идти вперед. А куда — это я уже представляю.

Людям нравится слушать о нашем магазине: вот, открылись чуваки, начали с нуля, все такое. Но мне кажется, на данном этапе это все еще очень хрупкая вещь. Мне все время кажется, что можно было лучше, что можно было по-другому там и тут — и только тогда бы получилось то, чем бы я стопроцентно был доволен.

Я сейчас пытаюсь найти связь между тем, в каком иллюзорном положении существует наш магазин (по факту, это ведь не магазин даже), и тем, к чему я бы в будущем хотел прийти. Пока мне остается просто мириться с тем, что получается так, как получается, — и хорошо, что получается хоть как-то.

Для меня моя работа над комиксами и магазином — это жизнь, а не только работа или только бизнес. Это органический процесс, который уже слился со мной. Неважно, сколько я потрачу денег, в какой минус я уйду; неважно, что что-то пойдет не так.

Я отношусь к моим проектам сейчас как к процессу постоянного набивания шишек, который меня хоть и парит, но к которому у меня получается относиться легко. И продолжать.

Предыдущие части цикла:

 
Источник

комиксы

Читайте также