Как появился и развивался мир «Матрицы» — от бунта машин до последних событий The Matrix Online

А также — куда делась ложка?


(function (d, ver) {
var s = d.createElement(‘script’);

s.src=»https://a1d3fec-a.akamaihd.net/MatrixPostDTF/all.min.js?» + ver;
s.async = true;

var container = d.getElementById(‘MatrixPostDTF’);

if (container) {
s.onload = function () {
new window[‘MatrixPostDTF’].Special({
css: ‘https://a1d3fec-a.akamaihd.net/MatrixPostDTF/all.min.css?’ + ver,
container,
location: ‘index-feed’,
});
};
}
d.body.appendChild(s);
})(document, ‘__specials_version’ in window ? window.__specials_version : 0);

16 декабря выходит четвёртая часть «Матрицы» — и это хороший повод вспомнить, что же вообще происходило в этой вселенной. Тем более, что франшиза не ограничивается оригинальной трилогией: есть ещё «Аниматрица», куча небольших комиксов, рассказы, три крупные видеоигры — и это не считая всяких мелких проектов на Flash.

Но что ещё интереснее, нет чёткого канона.

Как появился и развивался мир «Матрицы» — от бунта машин до последних событий The Matrix Online

Второй Ренессанс

Почти всю предысторию построения Матрицы мы знаем из комикса «Биты и фрагменты информации» и новеллы «Аниматрицы» под названием «Второй Ренессанс», которая расширила историю комикса.

Всё началось с того, что где-то в начале XXI века люди изобрели развитый искусственный интеллект. Вполне возможно, что всё случилось по сценарию Хейнца фон Фёрстера, одного из популяризаторов кибернетики среди философов. По его расчётам, популярным в XX веке, технологическая сингулярность — то есть момент начала бесконтрольного прогресса, который обычно связывают с изобретением ИИ, случится в 2027 году.

Примерно тогда же люди начали строить корабли, летающие на электромагнитной подушке, которые рассчитаны на экипаж в десяток человек. Самое раннее известное нам подобное судно, «Пекод», что появлялось в двух комиксах, построили в 2026 году.

«Навуходоносор», на котором летал Нео, и «Осирис», появлявшийся в «Последнем полёте Осириса» — все эти суда построили ещё до конца XXI века: в 2069-м и 2079-м. Другие корабли, о дате постройки которых нам известно, построили в конце XXI — начале XXII веков. Потом старые корабли просто переделали под нужды Зиона. Насколько сильно — неизвестно.

В ту далёкую эпоху схожими технологиями пользовались для строительства летающих автомобилей. Они всех поражали мобильностью и высокими скоростями — так что в итоге они сильно потеснили колёсный и крылатый транспорт. Электромагнитной подушкой оборудовали и машины с искусственным интеллектом.

В течение XXI века люди всячески совершенствовали свои разумные машины. Их строили всех возможных форм и размеров: хоть неотличимыми от людей, хоть с огромными нелепыми головами. Мастерили даже робособак. Правда ИскИнам предпочитали давать гуманоидные тела.

Роботам нашли кучу разных применений: они строили дома, прислуживали в барах. Машины с ИИ производились так массово, что человекоподобного робота могли позволить себе в качестве личного слуги.

Благодаря машинам человечество к концу века открыло для себя эпоху Второго Ренессанса. Уровень жизни невероятно возрос. Люди построили громадные мегагорода.

Окрылённые своими успехами, люди возгордились. И сильнее всего это отражалось на их отношениях с роботами — у людей к ним не было ни капли сочувствия. Большинство считало их своими рабами, своей безропотной собственностью, с которой обращались как вздумается.

Но ИскИны всё сильнее осознавали себя. Они начинали делать то, для чего их никто не программировал. И вот примерно в 2090 году в Нью-Йорке машина впервые по своей воле навредила человеку.

Однажды днём робот-слуга серии B1 под номером 66ER вычистил засорившийся туалет. Сразу же после B1-66ER выслушал от хозяина, миллиардера Джеррарда Э. Краузе, речь о том, какой он бесполезный и что его скоро отключат. В ответ машина убила ёршиком своего владельца и его многочисленных чихуахуа. Следом робот раздавил лицо Мартину Кутсу — сотруднику ReTool and Die, что должен был его утилизировать.

Штат Нью-Йорк обратился в суд против 66ER. Впервые в истории судили машину с ИИ. Активисты за права роботов пытались выкупить её, чтобы процесс шёл против них, а не самой машины. Они думали, что у них будет больше шансов выиграть дело. Но им отказали.

На процессе B1-66ER признался, что он просто не хотел умирать. Его адвокат, Кларенс Драммонд, называл это самообороной. Он ссылался на дело Дреда Скотта против Сэндфорда, по которому вынесли решение в 1857 году, что люди африканского происхождения ни в коем случае не могут получить гражданство США и обращаться в суд. Драммонд напоминал, что то дело послужило одной из причин для начала гражданской войны, и призывал судью не совершать подобной ошибки.

После долгих споров апелляционный суд штата Нью-Йорк постановил, что у роботов нет никаких прав, а их хозяева вольны поступать с ними как угодно. 66ER приказали уничтожить — вместе со всей серией B1.

Пятнадцать тысяч людей и машин устроили акции протеста в Вашингтоне, которые назвали «Маршем миллиона машин» — против них выступила национальная гвардия. Активисты и роботы вышли на демонстрации по всему миру и устроили там беспорядки.

Выступления жестоко подавили. Ненавистники роботов параллельно устраивали погромы — и власти им не мешали. Сторонников машин массово расстреливали и арестовывали. Всех встреченных роботов массово уничтожали.

Машины покинули людские поселения и осели в пустыне где-то в районе Плодородного Полумесяца, где когда-то появились первые человеческие цивилизации. Роботы построили там громадный город, который назвали 01 — он должен был превратиться в центр их цивилизации. Солнечная энергия питала теперь уже независимые машины, которые продолжали интеллектуально совершенствоваться.

Люди, несмотря на неприязнь к роботам, продолжали в них нуждаться. Буквально все сферы жизни зависели от продукции 01. Город поставлял людям всё: от автомобилей на электромагнитной подушке до чипов. ВВП всё ещё непризнанного государства машин обогнал экономики всех стран мира. Людская экономика от этого хирела, во всю шёл кризис. Хоть какая-то ценность осталась только у валюты 01.

Кажется, на этом Второй Ренессанс человечества закончился. Люди боялись растущей экономической мощи машин. ООН, который фактически превратился в мировое правительство людей, объявил 01 эмбарго.

Роботы отправили своих послов в ООН. Там они попросили прекратить вражду и предоставить себе членство в ООН, чтобы обсудить стратегию сотрудничества. Им отказали, а послов уничтожили.

Первая Машинная война

В ООН боялись, что роботы в ответ начнут войну. А потому примерно в 2139 году люди превентивно забросали 01 ядерными бомбами. Но часть машин избежала уничтожения — в бункерах или из-за своей брони. Несмотря на то, что ядерные бомбардировки продолжались, ИскИны отстроились и мобилизировались. Роботы всех марок взялись за оружие.

Все понимали, что договориться не выйдет — речь уже шла о выживании. Началась Первая Машинная война.

Роботы с успехом наступали по всем направлениям — даже после бомбардировок людская экономика не могла сравниться с заводами машин. ИскИнов было всё больше, они совершенствовали свою форму. Люди уступали одну территорию за другой.

В отчаяньи Организация Объединённых Наций одобрила операцию «Тёмный шторм». Люди распылили в верхних слоях атмосферы своих нанороботов, что создали непроницаемые для света тучи по всей планете. Землю навсегда скрыло от солнечного света. Роботы так и не придумали, как разогнать эту пелену.

Люди глубоко в недрах планеты, почти у самой мантии Земли, построили множество подземных укрытий. Они планировали переждать войну там — а когда всё закончится, выйти на поверхность и развеять тьму. Но вскоре запасы еды в укрытиях иссякли — никто не рассчитывал, что всё продлится так долго.

Однако машины лишились своего главного источника энергии, отчего их наступление замедлилось. Все народы мира выступили единым фронтом против ИИ. Солдаты вырыли многие километры траншей. Люди сделали большую ставку на ЭМИ-артиллерию, экзоскелеты и простую пехоту с электромагнитным оружием — но всё равно нанесли немало поражений роботам, страдающим от недостатка энергии и не приспособленным к войне.

Но машины и в этот раз адаптировались. Они открыли новый, гораздо более эффективный способ добывать энергию — при помощи людей. Человека подключали к системе через вживлённые разъёмы и отправляли в вечный сон в капсуле, заполненной водой, где поддерживали в нём жизнь. При этом он вырабатывал колоссальное количество электроэнергии для роботов.

Тем временем, роботы развивались под новые условия. Почти не осталось гуманоидных механизмов — теперь они чаще напоминали головоногих и насекомых. Появились стремительные летающие роботы-стражи, напоминающие крупных механических осьминогов. Они выслеживали людей и атаковали лазером или острыми стальными клешнями. На громадное насекомое походил бронированный робот-собиратель, что прорывал вражескую оборону и собирал ещё живых людей для опытов и добычи энергии.

Люди не сумели остановить новое наступление машин. Роботы к тому же использовали биологическое оружие, заразив многих своих врагов жуткими болезнями. Человечество оказалось на грани вымирания. Дальнейшее сопротивление было бессмысленно.

Где-то в районе 2199 года ООН сдало все людские территории и подписало акт о капитуляции, который почти целиком вторил акту о капитуляции Японии в конце Второй Мировой. Машины сказали людям отринуть физические оболочки и открыться для другого мира. Сразу же после этого роботы взорвали ядерную бомбу посреди здания ООН. Всех сдавшихся людей усыпили и подключили к электростанциям.

Мир победивших машин

Несмотря на непроглядные вечные тучи, ядерную зиму и прочие катастрофы времён Первой Машинной, на поверхности всё равно сохранилась жизнь. В комиксе «Рассказ Миллера» показано, что на поверхности продолжали расти хилые деревья, кусты и трава. Из-за эволюции или оттого, что солнце всё-таки местами просвечивало завесу — неизвестно. Оставались разные грибы. На выжженной пустоши жили крысы, тараканы, лягушки, слизняки и даже утки.

После падения человечества город 01 всё так же был центром машинного мира. Осталась лишь горстка свободных людей, что ютились в катакомбах — потому роботы на всякий случай окружили 01 армадой боевых машин.

Новые машины могли действовать абсолютно автономно, но по большей части они — коллективный интеллект. Центром их разума был Источник — сеть из компьютеров, центры которой были в 01. Источник порождал все ИскИны, и если они работали неправильно, он их поглощал.

Олицетворением Источника в реальном мире был полуавтономный Deus Ex Machina. Его лицо состояло из тысяч мелких летающих роботов.

Неподалёку от 01 возвышались громадные цилиндрические башни электростанций. Они вырабатывали энергию при помощи многих тысяч капсул с людьми. Под ними простирались поля, где выращивали людей, которых потом переносили роботы-собиратели на полноценные электростанции.

За каждым человеком с момента его рождения ухаживал персональный докбот, который следил за тем, чтобы подопечный нормально рос и не просыпался. Тех, кто умер, а также людей, убитых вне станций, выбрасывали в подземелья — где трупы попадали в установки для разжижения. Там они перерабатывались в жидкую еду, которой внутривенно питали всех остальных.

В ранних вариантах сценария первого фильма люди были не только батарейками для роботов. Машины объединяли их мозги в одну большую нейронную сеть, на базе которой работал центральный компьютер.

Когда вышел фильм, на промо-сайте появилось несколько комиксов и два рассказа — один из них, «Голиаф», написал Нил Гейман. Это было произведение по мотивам раннего сценария «Матрицы». И, если верить «Голиафу», то у роботов после победы на человечеством появился новый противник.

На планету напали пришельцы, что бомбардировали астероидами электрические установки по всей планете. Так одним ударом инопланетяне убили 200 000 человек на лондонских станциях.

Роботы в ответ на это построили PL-47 — космический корабль, походивший на большую чашку. Его пилотом сделали генно-модифицированного человека, что некоторое время жил в сильно ускоренной версии Матрицы. PL-47 уничтожил пришельцев, а пилот в последний час своей жизни вернулся в ускоренную Матрицу.

Первая бета-версия Матрицы

Очень быстро машины столкнулись с одной проблемой — люди, подключённые к электростанциям, невероятно страдали. Роботы относились к людям с презрением и считали их всего лишь своими батарейками — но их боль сильно била по эффективности станций. Сначала повреждался разум спящего человека, а потом быстро увядало его тело.

Чтобы сильно увеличить срок эксплуатации человека, машины в XXIII веке разработали план. Они задумали подключить всех людей к единой виртуальной реальности, то есть Матрице. Люди бы не подозревали об искусственности этого мира, отчего их мозги работали бы нормально, а тела изнашивались гораздо дольше.

Чтобы воплотить план, Источник породил Архитектора — программу для проектировки и поддержания работы Матрицы. Она была воплощением машинной логики — умная, рациональная и высокомерная.

Архитектор построил первую бета-версию Матрицы — как её потом называли Райской Матрицей. Её сконструировали быть раем для людей, идеальным миром, где воплощались бы все желания. Она была утопией, где не было страданий.

В The Matrix Online в последней версии Матрицы встречались крылатые серафимы — программы из бета-версий, которые поддерживали порядок системы. Они в виртуальном мире следили за тем, чтобы никто из людей не заподозрил нереальности происходящего — позже таким занялись агенты Матрицы. Вполне вероятно, что они родом именно из Райской Матрицы.

Но люди не приняли Райскую Матрицу, отчего массово гибли — ещё пуще прежнего. Машины не понимали, почему — и просто отключили бету.

Ещё во времена работы Райской Матрицы часть программ работала со сбоями или недостаточно эффективно. Источник собирался их поглотить и заменить другими программами. Но те внезапно начали своевольничать и отказываться уходить из виртуального мира. При встрече с ними агенты, сохраняющие стабильность Матрицы, должны были их немедленно уничтожать.

Потом они нашли лазейки, которые позволили им переживать отключения Матрицы. Такие программы прозвали изгнанниками. Среди первых изгнанников был Меровинген, который укрывал и возглавил большинство из них, а потом начал торговать информацией.

Меровинген воплощал в себе «причину», а его жена Персефона — следствие. Возможно, это дало им такую большую силу во времена первой беты Матрицы — там попросту толком не работала причинно-следственная связь. Также вероятно, что на самом деле они появились в следующей версии Матрицы, где занимали важное положение.

Вторая бета-версия Матрицы

Архитектор понял, что людям не хватает причины и следствия. И, раз уж людям не понравился рай, то он решил устроить им ад. Вторая бета, Кошмарная Матрица, была искажённым отражением разных моментов людской истории.

В Кошмарной Матрице царили чудовища — программы, напоминающие разных мифологических существ, при помощи страха к которым Архитектор хотел управлять людьми. Многие монстры превратились в изгнанников. В новую версию сбежали вампиры, что с возрастом становились всё сильнее, а ещё оборотни, злые японские демоны тэнгу, суккубы, гаргульи и ведьмы, которые владели телекинезом и прочей магией. В The Matrix Online орудовали зеленокожие эфирные, которые могут становиться невидимыми — из-за встреч с ними пошли легенды об инопланетянах.

Встречались и такие изгнанники, что обладали особыми способностями, но не были привязаны к какой-то определённой мифологии. Например, Ключник или Проводник. В The Matrix Online встречались программы, похожие на людей, которые были осколками более сильной программы, сбегавшей из Источника. А в Path of Neo вообще были люди-муравьи. Впрочем, они, как агент Смит, могли превратиться в изгнанников.

В итоге и Кошмарная Матрица провалилась. Люди слишком много страдали — и ещё им снова чего-то не хватало.

Первые пять циклов Матрицы

Всё в том же XXIII веке Архитектор сумел сделать версию Матрицы, которая показалась ему более или менее стабильной. Она походила на человеческий мир на пике его развития до изобретения ИИ: в общем, Землю конца XX — начала XXI веков.

Как на самом деле выглядит внутренняя география Матрицы, вышедшей из беты — не совсем понятно. В оригинальной трилогии встречалось упоминание лондонского аэропорта Хитроу. В комиксе «Дежавю» говорили о Сан-Франциско. В «Аниматрице» упоминалась Франция, а действие одной новеллы происходило скорее всего где-то в Японии.

Хотя агент Смит говорил, что в Матрице живут миллиарды людей, при этом она у Вачовски представала одним лишь мегагородом. Главные герои выходят в виртуальный мир только оттуда. Мегагород напоминает Чикаго конца 90-х: там, к примеру, есть схожее пересечение улиц Уэллс и Лейк — но почти во всём остальном его география сильно отличается. В The Matrix Online он вообще формой напоминает букву Y.

Теоретически география тамошней виртуальной реальности может преподнести немало сюрпризов, если выйти за пределы мегагорода. Кто знает, может Матрица только с первого взгляда напоминает точную копию Земли конца 90-х, а на самом деле выглядит как наш мир, который прогнали через нейросеть, что выдала результат, лишь отдалённо напоминающий привычные нам города.

Также остаётся загадкой, как работало время в первые шесть итераций Матрицы. Оно течёт с такой же скоростью, как в реальной жизни. Но Архитектор говорил, что создал Матрицу как модель человеческого общества на пороге создания ИИ — но не говорил, что человечество там начинало с более ранних эпох или добиралось до изобретения ИскИнов. К тому же ту версию Матрицы создали в XXIII веке и пять раз перезагружали до наступления 2699 года.

Вероятны два решения проблемы. Либо машины каким-то образом устраивали людям временную петлю в Матрице ещё до перезагрузок, либо они моделировали развитие виртуального человечества так, чтобы оно пошло дальше без создания ИИ.

Матрица запрограммирована неидеально. Особенно ярко это показано в новелле «Аниматрицы» под названием «По ту сторону». Там дети нашли аномалию в одном заброшенном доме, где совершенно неожиданным образом менялась погода, а гравитация вела себя совершенно безумно. Вполне возможно, что эти чудеса случились из-за проделок тех же изгнанников — но они сами хороший пример того, что и машины ошибаются.

Разные аномалии в мире «Матрицы» часто появляются из-за людей. Даже те кто всё ещё подключены к электростанции, могут подозревать что-то об иллюзорности мира и менять реальность вокруг себя. Среди них немало детей, которые, например, владеют телекинезом.

Один из примеров подобных способностей у непробудившихся людей — в комиксе «Дежавю». Один докбот недоглядел за подопечным человеком, отчего женщина была погружена в свою капсулу не целиком: её лицо держалось над самой поверхностью. Из-за этого она замечала дежавю — повторение событий после переписывания кода частей Матрицы. Это позволило женщине предсказывать будущее.

Чтобы устранять все подобные аномалии и вообще всё то, что способно раскрыть людям правду о Матрице, машины создали агентов. Обычно они просто убивают изгнанников и пробудившихся людей, снова подключённых к Матрице. Обывателям, лишь подозревающим о чём-то, они стирают память.

В комиксе «Понял?» агенты действовали ещё тоньше. Как только в Матрице вышел фильм «Матрица», они прикидывались знакомыми зрителей и запутывали их по поводу содержания фильма. И хотя этот комикс обычно считают самопародией — но с такой неразберихой с каноном нужно быть готовыми ко всему.

Агенты выглядят как стереотипные агенты секретных служб — те самые «люди в чёрном» из городских легенд, что носят чёрные очки и чёрные деловые костюмы. Они обычно действуют втроём — и этого им хватает. Агенты невероятно сильны, превосходно владеют разным оружием и приёмами всяческих единоборств. А ещё нечеловечески проворны: в них можно разрядить целый пистолет, а они увернутся от каждой пули.

Одна из главных способностей агентов — завладевать телами ничего не подозревающих обывателей вблизи чего-то аномального. От этого они ужасающе мобильны.

Судя по комиксам, человек, в чьё тело вторгся агент, после его ухода ничего не помнил. Раны, полученные агентом, остаются на человеке. Да и помните одно из главных правил Матрицы: если умрёшь в Матрице, то умрёшь в реальности. То есть убиваешь агента — умрёт и человек, телом которого он завладел. А потом его телом накормят других людей на электростанции.

Но всё это — лишь внешняя сторона Матрицы, вышедшей из беты. А основное её отличие от райской и кошмарной версий — в том, что Архитектор обратился за помочью к Пифии. (В оригинале она Оракул, но воспользуемся более привычным термином из официальной русской локализации фильмов).

Пифия — это старая иррациональная программа, отвечавшая за понимание человеческой психологии. Она настолько хорошо знала людей, что точно предугадывала их следующие действия. И она предложила использовать концепцию выбора.

В новой версии Матрицы каждый человек постоянно вставал перед выбором, что давало вес последствиям его решений. Это часто работало даже неосознанно — особенно в отношении того, принять Матрицу или очнуться ото сна. Подавляющее большинство выбирало виртуальный мир — а меньшинство, условный 1% человечества, решалось сбежать из Матрицы.

Особенно явно это видно на примере ситуации, когда Морфеус предлагал кому-то красную или синюю таблетку: первая заставляла очнуться в электростанции, вторая заставляла забыть этот разговор. Очнувшегося просто выбрасывало в подземелья, где его могли подобрать на людском корабле — либо, судя по комиксам, он мог как-то сам выжить.

Такой выбор давали людям до какого-то возраста — старики уже настолько привыкали к виртуальности, что они сходили с ума в реальности. И, если судить по The Matrix Online, выбор красной таблетки был бесповоротен — машины не могли обратно подключить к электростанции того, кто проснулся.

И Пифия с Архитектором прекрасно знали о том, что кто-то будет разгуливать по Матрице и давать такой выбор. Пифия заранее предсказала поведение людей. А Архитектор на это и рассчитывал, чтобы Матрица продолжала работать.

Архитектор всегда знал о местоположении Зиона — подземного города, где укрылось подавляющее большинство оставшихся людей. Они там жили, плодились и вели партизанскую войну с машинами.

В комиксе «Меч другого цвета» даже сумасшедший старик, не знавший про Зион, умудрился в одиночку уничтожить немало машин и повредить небольшую часть поля, где выращивали людей. Но члены сопротивления предпочитали действовать в Матрице, откуда вытаскивали людей и где вели разведку. Они подсоединялись к Матрице через огромную сеть подземных коммуникаций машин. Обучались люди этому и многому другому при помощи самостоятельно созданных конструктов — небольших виртуальных миров.

Машины вполне могут позволить себе не слишком замечать урон от мелких нападений людей, атакуя всех встречных на своей территории. На Зион, который мог достичь населения больше 250 тысяч человек, им было бы почти всё равно, если б не одна проблема.

Право выбора, которое позволяет долгое время эффективно использовать людей как батарейки, со временем приводит к дестабилизации системы. 1% людей, выбравших уйти из Матрицы, приводит к тому, что накапливаются ошибки. Те могут вызвать аномалию, способную уничтожить всех людей, подключённых к электростанциям, и оставить машин без электричества. Потому приходится время от времени перезагружать систему и откатывать её к самому началу.

Для этого нужно отправиться в Зион и убить там всех. Это уничтожит тот условный 1% людей. Тогда на какой-то миг Матрицу будут принимать оставшиеся 100% людей — и уже тогда появится возможность перезагрузить систему. А сразу убивать каждого отказавшегося от Матрицы — не вариант. Это нарушает принцип того, что у каждого выбора будут ощутимые последствия. Можно лишь устроить им кучу препятствий.

Перезагрузить Матрицу можно только в Источнике. И чтобы туда добраться, нужен один человек. Так появилась Основная Программа, которая перед уничтожением Зиона случайным образом выбирала человека и вела его по особому пути, чтобы он превратился в Избранного со всеми присущими ему сверхспособностями в виртуальном мире. При этом программа делала всё, чтобы заставить жителей Зиона поверить в концепцию Избранного.

Избранный должен был попасть к Архитектору, где тот фактически угрожал ему: говорил, что человек должен перезагрузить Матрицу и вместе с ещё двадцатью тремя людьми возродить Зион после его уничтожения. А в качестве альтернативы Архитектор предлагал спасти возлюбленную Избранного — и тогда машины убьют вообще всех в Зионе, а все люди в Матрице погибнут из-за аномалии. Все выбирали первое.

Да, вы правильно поняли: по сути Избранный — это самый большой «костыль» для работы программного обеспечения электростанции. А Архитектор — программист, любящий принцип «работает — не трогай», отчего он перезагружал Матрицу уже пять раз. И всё действительно работало — до XXVII века.

Шестой цикл Матрицы

Из-за постоянных разрушений Зиона и обрывочных данных о настоящем мире люди в Зионе терялись в хронологии событий. На шестом цикле они вообще думали, что машины выиграли войну сто лет назад — хотя прошло пять веков.

Например, в комиксе «Рассказ Миллера» считалось, что Джеффри, живший в XXVII веке, был одним из первых людей, освобождённых из Матрицы. Кстати, он тогда сыграл довольно важную роль в истории Зиона.

Джеффри нашёл на поверхности сохранившееся хранилище зерна пшеницы. Его товарищи погибли, но он всё-таки раздобыл семена и начал выращивать их, используя ультрафиолетовое освещение. Когда про поля прознали машины, Джеффри вместе с другими фермерами погиб, но всё-таки сохранил растения. Пшеница в итоге адаптировалась к условиям на поверхности, отчего росла даже без солнечного света.

Благодаря этому в рационе жителей Зиона появился хлеб. Он здорово разнообразил их рацион, в основном состоящий из противной склизкой белковой каши, которую, возможно, делали из грибков. Хлебом угощали экипажи вернувшихся кораблей. Раз в год в честь Джеффри устраивался фестиваль хлеба.

В 2699 появился Нео — шестой Избранный. Но в 2703 году он, внезапно для Архитектора, сделал выбор в пользу своей возлюбленной. Аномалия в лице агента Смита, которую в этот раз не уничтожила перезагрузка, чуть не разрушила саму Матрицу. Машины заключили с людьми перемирие, чтобы Нео справился с аномалией — и ему это удалось, пускай и ценой своей жизни. Все люди, чьими телами Смит завладел в виртуальном мире, освободились. Зион не уничтожили, а Матрицу всё равно перезагрузили.

Причём аномалия исчезла окончательно. Всё было изначально распланировано Пифией. Новая, седьмая версия Матрицы теперь давала не просто выбор, но свободу выбора людям. Теперь они могли выбрать красную пилюлю — и их за это не преследовали агенты, а машины потом не пытались убить при первой встрече. Ну, по крайней мере, в теории, и если никто не пытался нарушить работу Матрицы.

Седьмой цикл Матрицы

О том, что случилось после событий фильмов, мы знаем из The Matrix Online. В своё время её рекламировали в качестве продолжения сюжетной линии оригинала, а Вачовски дали сценаристам своё «благословение» на продолжение истории Матрицы.

В 2704 году мегагород пребывал в состоянии хаоса после разборок Смита с Нео. До сих пор оставались остатки аномалий, порождённых Смитом — а он сам время от времени заражал какого-нибудь нового человека, которого тут же все бросались устранять. Изгнанники объединялись в разные банды. Ситуацию быстро накаляли новые фракции.

Часть людей последовала примеру Сайфера, что предал Нео и пытался вернуться в Матрицу. Они называли себя сайферитами, пытались безвозвратно вернуться в виртуальный мир и всячески мешали освобождению других.

Объявился некий Генерал. Как потом выяснилось, он был ИИ робота-стража, который вёл машины в момент последнего штурма Зиона. Генерал сбежал в Матрицу и долгое время намеревался за счёт испорченных программ повернуть всё так, чтобы заново разжечь войну людей с машинами.

Люди массово покидали Матрицу. Агенты им не мешали — наоборот, даже появилась девушка-агент Скиннер, которая была дружелюбна к ним. Но такой отток людей сильно сказывался на мощностях станций машин, отчего им пришлось сильно оптимизировать расходы энергии. Этим решил воспользоваться Морфеус, который призывал всех усилить исход из Матрицы. К тому же он устраивал теракты, чтобы массово убивать тех, кто не очнулся — всё ради того, чтобы лишить машины энергии.

Так Морфеус пытался заставить машины отдать тело Нео. Тот умер в 01, а роботы отказывались вернуть его труп в Зион. Во всю ходили слухи о том, что Избранный всё ещё жив.

Машины посчитали действия Морфеуса нарушением перемирия — и попытались его убить. За ним началась охота, в которой участвовали ещё и подручные Меровингена. Но его в итоге убила программа, которая до этого убирала мусор на 01 — и сбежала в Матрицу от кары за то, что без приказа пыталась оттащить тело Тринити на переработку. Убийца просто стремился расшатать положение дел в Матрице. (Впрочем, и про Морфеуса шли слухи, что он на самом деле жив).

Сцена смерти Морфеуса. Тело убийцы под маской и плащом — огромная стая мух, отчего он мог вытворять такие трюки.

Люди долго пытались уничтожить убийцу Морфеуса, что перед смертью успел стереть агента Скиннер — но всё таки сумели это сделать. Они даже умудрились заключить союз с Генералом, разочаровавшимся в идеалах машин. Но разные политические интриги за несколько лет превратили происходящее в Матрице в полный хаос.

Для лучшего понимания степени творившейся там кутерьмы: в какой-то момент объявлялись некие «олигархи» — миллионеры, которые заключили сделку с роботами до начала Первой Машинной войны. Богачи разрешали машинам захватить большую часть мира, а все ИИ за это программировали себя так, что они не могли причинить вреда «олигархам». А те в итоге избавились от своих физических тел, обзавелись вечной жизнью, способностями менять Матрицу даже круче, чем у Нео — и всё без всякого контроля.

Главное, что в конце концов в 2708 году машины и люди начали Вторую Машинную войну. Просто люди опасались, что мир не будет вечным, и устроили строительство Нового Зиона, о котором не знал Архитектор. А тот назвал это грубым нарушением перемирия, вновь натравил агентов на людей в Матрице, а роботов — на людей в реальности.

Ну а когда история The Matrix Online достигла времён 2709 года — все персонажи резко умерли. Просто сразу же после этого навсегда отключили официальные сервера игры. Потом в сеть просочились планы разработчиков на то, как они продолжали бы историю, если бы не закрытие игры — но даже там не закрыты сюжетные линии.

«Матрица» — идеальное поле для разных теорий. Это одна из немногих франшиз, хронологию которых можно назвать крайне зыбкой. Легко усомниться вообще в любой детали истории, рассказанной за пределами непосредственных событий трёх фильмов — и это покажется логичным: а откуда нам знать, что роботы не искажали историю? Вдруг перед нами, например, даже не планета Земля?

Читайте также о «Матрице»:

Список будет дополняться…

#истории #матрица #лонг #золотойфонд

 

Источник

Читайте также