Как перейти к новой главе после потери или почему «Вверх» является лучшим мультфильмом от Pixar

На протяжении многих лет Pixar радует нас своими великолепными анимационными картинами. Но среди бесспорных шедевров выделяется мультфильм о приключениях старика и бойскаута на огромном доме с воздушными шарами. Работа, ставшая чем-то большим, нежели мультфильмом, для каждого из нас. Поэтому давайте вспомним, чем именно прекрасен мультфильм «Вверх».

Как перейти к новой главе после потери или почему «Вверх» является лучшим мультфильмом от Pixar

Многие из тех, кто читает данное эссе, наверняка являются такими же большими поклонниками анимации, как и я. С ранних лет мы то и дело находили новые мультфильмы и мультсериалы. Экспериментировали, пытаясь найти что-то новое, будь то студия, режиссер, вид анимации, история, главные герои. Поначалу большинству из нас не было важно, какого качества эта самая анимация, в каком году она была сделана и каким именно образом все увиденное нами на экране там появилось. Каждый из нас неосознанное пытался испытать новый экспириенс, тем самым неосознанно вырабатывая собственный вкус и чувство стиля. Как бы это иронично не звучало, но к десяти годам дети 90-х и 00-х имели насмотренность и разбирались в качестве мультфильмов в разы больше, чем любой кинокритик тогдашних лет. Кого-то та или иная анимация вдохновила настолько сильно, что он и сам стал аниматором. Ну а кто-то и дальше продолжает искать что-то новое и оригинальное. Но в независимости от того, кто ты: творец или потребитель, у тебя есть любимая студия, любимый режиссер и самое прекрасное — любимый мультфильм. И таковым мультфильмом для меня является «верх» режиссера Питера Доктера. «Вверх» — мультфильм, который стал для меня чем-то большим, нежели просто красивой историей. Мультфильм, который я пересматриваю как минимум два раза в год. И тот самый мультфильм, о котором я подробно хотел бы сегодня поговорить.

История создания

Работа над историей

В далеком 2004 году, после выпуска оскароносной «Корпорации монстров» молодой, амбициозный и безумно талантливый Питер Доктер садится за написание чернового сценария к будущему шедевру. Главным «героем» будущего творения Доктер решил выбрать дом. Летающий дом должен был стать двигателем сюжета и символизировать побег от реальности.

В работе над сценарием Доктеру также помогали американский актер и сценарист Томас Маккарти, а также Боб Питерсон, которые в будущем были номинированы на премию «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий» как раз таки за работу над мультфильм «Вверх». В процессе работы сценарий огромное количество раз переписывался. Изначально в центре сюжета находился король, живущий в летающем замке с двумя сыновьями. В какой-то момент два брата попадали на землю. И по итогу вся лента была посвящена их путешествию обратно наверх. По сюжету: на своем пути принцы должны были столкнуться со всевозможными испытаниями, чудовищами и существами, одним из которых была огромная птица. В какой-то момент сценаристы поняли, что сюжет картины должен быть чуть более приземленным. Поэтому им пришлось в прямом смысле полностью переписать историю. А от начального варианта сценария в итоговую версию попала лишь птица и само название будущего мультфильма — «Вверх».

Отметая вариант за вариантом, в какой-то момент Доктеру приходит идея: сделать главным героем всей историю пожилого мужчину лет 70-ти. Таким образом на свет и появляется Карл Фредриксен. Ворчливый дед, торгующий воздушными шариками. Придуманный Питером персонаж так же понравился Бобу и Томасу, ведь пожилой мужчина мог стать отличной основой для огромного количества смешных шуток и комичных ситуаций. Помимо явной причины выбора данного персонажа было еще несколько. В поп-культуре принято делать протагониста молодым, энергичным и привлекательным, в то время, как Фредриксен является полной противоположностью «попкультурных ГОСТов». Также своим персонажем Доктер кидал вызов не только поп-культуре, но и указывал на проблемы современного общества. Как бы это грустно не звучало, но в наше время старики не являются выгодной фигурой. Они не могут быть надежной платежеспособной единицей и не способны приносить такую же пользу обществу, как более молодое поколение. Эта тема поднимается и в самом мультфильме, когда пожилого и одинокого человека пытаются лишить всего, что у него осталось. Даже дома.

Образ самого же Фредриксена был частично списан с американского актера и двукратного лауреата премии «Оскар» Спенсера Трейси. Создав Карла, проработав до мельчайших деталей его образ, характер и историю, сценаристы начали строить весь дальнейший сюжет вокруг его персоны. По первоначальной задумке, Фредриксен должен был отправить собственную жену в небо. В дальнейшем сценаристы решили отказаться от этой идеи, ведь выглядела она до безумия странно и необоснованно. Долго думая над тем, как развернуть сюжет, Доктер пришел к идеи создания Рассела, который должен был служить полной противоположностью угрюмому Фредриксену, и двигать дальше как сам сюжет, так и продолжать развивать главного героя.

Технические аспекты

Начать хотелось бы, само собой, с анимации. Прежде чем начать анимировать героев, их полностью воссоздали в виде трехмерной модели. Художники долгое время работали над деталями внешнего вида. Начиная с одежды и заканчивая пропорциями и особенностями каждого героя. После за работу принимаются сами аниматоры. Перед тем как заняться полноценной анимированием полученного материала, команда отсматривает огромное количество всевозможных видеороликов с самой разной анимацией и ищут референсы из реальной жизни, чтобы понять, как двигаются тела и выражаются эмоции. В будущем это все должно помочь создать более правдоподобную анимацию. Для начала они создавали ключевые моменты движений для каждой сцены. Это все особо важные кадры, которые определяют позу, выражение лица и позицию персонажей в определенный момент времени. Затем риггинг-специалисты создают внутреннюю структуру для персонажей (рисунок костей и суставов), что позволяло аниматорам управлять движениями персонажей.

После определения ключевых моментов аниматоры создавали промежуточные кадры между ними. Этот процесс называется интерполяцией и позволяет создать плавные и натуральные переходы между движениями. Работая над мультфильмом, аниматоры пытались создать уникальную анимацию для каждого героя для того, чтобы она полностью соответствовала как характеру, так и эмоциональному состоянию персонажа. Например, способ ходьбы или жесты, которые говорили бы об индивидуальности героя. Однако, работая над отличительными чертами, аниматоры так же не забывали и о физических и механических аспектах своей работы. То же движение воздушных шаров или поведение объектов при столкновении.

Отдельного упоминания заслуживает анимация лиц. Прежде всего, художники и моделлеры создавали трехмерные модели лиц персонажей. Они учитывали множество деталей, таких как форма головы, расположение глаз, носа, рта, а также мимические мышцы. Для анимации лиц используется ранее упомянутая система риггинга, которая создает внутренние элементы для управления мимикой. Это может включать в себя кости, суставы и контрольные точки, позволяющие аниматорам изменять форму и выражение лица. Сложность анимации лица заключается в том, чтобы тесно связать ее с анимацией тела. Все движения должны гармонично совпадать, чтобы создать единый и натуральный образ.

Помимо работы над анимацией лиц и тел, команда аниматоров уделила огромное внимание проработке окружающего мира, второстепенным деталям и сценам в действии. Для того чтобы добиться эффекта реалистичности, аниматоры намеренно создавали второстепенные действия, такие как покачивания ветра, мельчайшие жесты рук, моргания глаз, выскакивающие из под ног камушки, колыхающиеся на ветру, надломленные деревянные палки и многое другое. Для того чтобы анимация казалась более реалистичной, команда аниматоров использовала огромное количество VFX-эффектов. В сценах с действием, таких как погони, визуальные эффекты были использованы для создания пара, дыма и других атмосферных элементов. Это помогло добавить ощущение движения и напряжения. Для сцен, связанных с теми же воздушными шарами и небом, использовались эффекты воздушных потоков и движения. Это создавало ощущение пространства и высоты. Это добавило реализма, о котором я уже не единожды говорил. Визуальные эффекты также использовались для улучшения общей визуальной атмосферы фильма.

Мелодия повествования

Накидывая черновой вариант предстоящего эссе, я поделил работу на несколько блоков и разделов. Двумя главными разделами будущей статьи должны были стать: раздел, посвященный подробному анализу нарративной части произведения, и раздел об уникальной музыкальной составляющей. Однако в процессе написания я пришел к мысли, что сопровождающий приключения героев саундтрек настолько тесно связан как с самой историей, так и с личными историями каждого из героев, что говорить по отдельности о каждом из этих аспектов было бы преступлением. Как бы волшебно и удивительно это все не звучало, но благодаря как раз таки саундтреку история, которую мы наблюдаем на экране, и кажется нам настолько глубокой. Но давайте не будем забегать наперед и сконцентрируемся на деталях.

Начать хотелось бы с того, что я не собираюсь пересказывать сюжет от корки до корки. Я буду останавливаться лишь на ключевых моментах картины, регулярно занимаясь прыганием по таймлайну, дабы потом превратить весь этот хаос во что-то цельное. Поэтому, если вы ещё не смотрели мультфильм, то можете вернуться к прочтению эссе, как ознакомитесь с творением Pixar, чтобы понимать, о чем идет речь. Если же вы смотрели мульт, то приятного прочтения.

Трагедия Карла

Ключевой фигурой всего мультфильма выступает ранее упомянутый Карл Фредриксен. Отправной точкой его финального, как он думает, приключения становится утрата его жены Элли. В далеком детстве маленькая Элли и сам Карл были огромными поклонниками именитого путешественника Чарльза Манца. Насмотревшись телепрограмм с участием Чарльза, Элли загорелась желанием путешествия в Южную Америку, к Райскому водопаду. Однако из-за огромного количества всевозможных обстоятельств у пары так и не получилось воплотить мечту в жизнь. Незадолго до заветного приключения Элли умирает. После потери жены Карл все же решается отправиться в путешествие к Райскому водопаду, тем самым воплотив главную мечту любимой в жизнь. Карл прикрепляет десятки тысяч гелиевых шаров к дому, который они построили вместе, тем самым превратив его в импровизированный дирижабль.

Продвигаясь чуть далее по сюжету, зритель, как и сам Карл, знакомится с пухленьким бойскаутом по имени Рассел, который по случайности попал в его дом. Ну а чуть погодя герои встречают и ранее упомянутого Чарльза Манца, что в дальнейшем сыграет огромную роль в сюжете.

На первый взгляд Карл представлен в виде грубого и крайне сложного старика. Все это можно было бы отнести к самым банальным стереотипам о пожилых людях. Однако, как я писал ранее: Одной из главных задач сценариста и режиссера Питера Доктера была цель развеять стереотипы и показать по-настоящему глубокого и в меру возможностей формата, в котором он работает, сложного персонажа. Главную роль в формировании характера и образа Карла Фредриксена играет история его жизни.

Прежде чем познакомиться с 78-и летним Карлом, мы наблюдаем его биографию чуть ли не с самых пеленок. Нам показывают ту самую роковую встречу Карла и Элли. Их свадьбу, рутину и семейные «приключения». Они прожили всю жизнь вместе. Она вроде бы как была и безумно насыщенная, но в то же время абсолютна сера и пуста. К сожалению, они так и не смогли иметь столь желанных детей из-за бесплодия Элли и в принципе воплотить собственные мечты в жизнь. За считанные часы до собственной смерти Элли дарит Карлу книгу, в которой собрана вся их долгая жизнь — «Моя книга приключений». Сидя с альбомом жены в коридоре местной больницы, Фредриксен понимает, что он отдал бы все, лишь бы начать заново, находясь рядом с любимой. Он бы хотел прожить с ней ту жизнь, которой у них не было.

На моей памяти это одно из самых трогательных вступлений не то чтобы к мультфильму, а в кино в целом. Помимо всей проникновенности, присущей вступлению, в нем также и затрагивается главная тема всего произведения — внутренний конфликт Карла. По мере продвижения сюжета Карл, как герой, будет так или иначе трансформироваться. Его поведение будет меняться от сцены к сцене, а сам герой раскрываться с самых разных сторон. И насколько бы хорошо не был бы прописан персонаж, как мне кажется, мы переживаем те же эмоции, что и он, как раз таки при помощи музыки.

За первые 10 минут мультфильма Карл произносит лишь одно слово, а Элли предстает перед зрителем в роли главного героя. произведение. По большей части она и является двигателем сюжета. Ведь в большинстве сцен мы слышим произнесенные именно ею реплики. И насколько бы странно это не звучало, но за те 10 минут, что она присутствует на экране, зритель успевает к ней привязаться настолько, что в момент ее кончины у тебя могут начать литься слезы. Реплики — это, конечно, хорошо, но присутствует кое-что, что мы неизменно слышим на протяжении всей вступительной части. И этим чем-то является музыкальная тема Элли, написанная известнейшим Голливудским композитором Майклом Джаккино.

На протяжении всего мультфильма мы то и дело слышим данную музыкальную тему в разных ее воплощениях. В моменты нахождения Элли в кадре эта музыка символизирует любовь к жизни, да и в принципе к тому, что ее с мужем окружает. Но с течением сюжета данная музыкальная композиция начинает больше ассоциируется не с Элли, а как раз таки с Карлом. А если быть точным, с его внутренней болью, ностальгией по прожитым вместе с любимой годам и горем, которое он регулярно испытывает. Эта музыка является прямым проявлением эмоционального состояния Карла.

На протяжении первых 10 минут фильма музыка выражает эмоции, которые Карл не может озвучит словами. Именно по этой причине за всю вступительную часть картины главный герой произносит лишь одно слово. Но вся прелесть данного приема заключается в том, что он используется на протяжении всего мультфильма, а не только первые 10 минут, как это может показаться на первый взгляд. В те глубоко эмоциональные моменты, когда Карлу сложно озвучить собственные мысли словами, на помощь приходит музыка. В момент, когда дом впервые оторвался от земли, мы вновь таки слышим еще одну версию музыкальной темы Элли. Карл пытается справиться с болью, отправившись в очищающие его сердце и разум путешествие.

Компаньон и трансформация

Спустя минуты спокойствия наступает момент, который вновь разделяет сюжет на до и после. Стук в дверь. Стук в дверь, разрушающий всю выстроенную самим Карлом гармонию. Рассел прерывает не только спокойствие Карла, к которому тот так яро стремился, но и музыку Элли. Отправившись уже в совместное путешествие, Карл и Рассел попадают в грозовой шторм, после чего терпят крушение чуть ли не возле того самого Райского водопада, к которому Фредриксен изначально и направлялся. Большая часть пути была преодолена, но перед героями стает не менее сложное испытание — преодолеть каньон, разделяющий их, и заветное место прямо на краю Райского водопада. Из-за сложившихся обстоятельств они не могут просто так вернуться дом, из-за чего им приходится тащить на себе дом и «Элли» к которой Карл на протяжении всего путешествия не единожды обращается.

Далее, продвигаясь по сюжету, героям на пути встречаются еще два персонажа, которые по итогу становятся спутниками главных героев чуть ли не на весь мультфильм: Супер бесячая, но в то же время до умиления классная говорящая собака по имени Даг и огромная птица по имени Кевин. Как мне кажется, по изначальной задумке данные персонажи были введены для того, чтобы показать стремление Карла, несмотря ни на что, добраться до желанного им места. Карл, не взирая на все трудности и препятствия, которые ему доводится преодолевать, прет вперед, словно грузовой лайнер, прорезающий толщи льда. В какой-то момент путешественники решают разбить лагерь, дабы переждать ночь. Этот тот момент, когда мы впервые видим трансформацию Карла. Во время своей остановки Рассел впервые решает затронуть тему, касающуюся его отношения с отцом. Весь разговор происходит в полной тишине, однако в момент, когда Рассел указывает на свой значок, мы отдаленно слышим успевшие стать уже родными аккорды музыкальной темы Элли. Спустя 50 минут с момента старта мультфильма мы впервые видим, как Карл проявляет заботу по отношению к кому-то еще, помимо Элли. Интересно будет отметить, что самые трогательные и грустные моменты мультфильма наступают как раз таки тогда, когда Рассел начинает рассказывать о своей жизни. И на восприятие зрителем каждого из этих моментов напрямую влияет наличие или отсутствие музыки.

В момент, когда, по мнению зрителя, должна произойти кульминация, а именно возвращение Кевина к его семье, привычное музыкальное сопровождение отсутствует. На экране появляется Чарльз Манц, а музыкальная тема из себя представляет тревожные оркестровые мотивы. И в тот роковой момент, когда по всем каноном происходящего Карл должен был броситься спасать Кевина, он предает новых друзей, дабы изо всех сил ухватиться за ускользающее от него прошлое в попытках спасти полыхающий дом и собственные воспоминания об ушедшей жене. Рискуя потерять больше, чем он уже потерял, он вновь цепляет к себе дом и продолжает собственное путешествие, пытаясь доставить дом к Райскому водопаду. Но когда Карл добирается до «финиша» мы ничего не слышим. Пустота.

Заходя в собственный дом, Карл берет в руки ту самую «Книгу приключений» Элли, которая по итогу и становиться катализатором финальной трансформации Карла. Когда Карл начинает пересматривать фотографии из альбома, где запечатлены самые обычные вещи и рутина любящих друг друга людей, на фоне, мы вновь, спустя долгое время, слышим музыкальную тему Элли. Карл наконец-то достиг той целостности, к которой так долго стремился. Но не благодаря воплощению их общей мечты, а благодаря осознаю, насколько было важно проведенное вместе время. А также насколько сильно знакомство с Расселом повлияло на его жизнь и на его самоощущение. Начиная с этого самого момента, музыка, которую мы слышали на протяжении всего мультфильма, больше не принадлежит Элли. Отныне она принадлежит Карлу и его новым друзьям, которые стали для него самой настоящей семьей.

Красота мультфильма «Вверх»

Мультфильм «Вверх» — это одна из самых красивых и трогательных историй, которые мне довилось смотреть за всю мою жизнь. Впервые я познакомился с мультфильмом в далеком 2009 году. И начиная с первого моего знакомства, я дважды в год возвращаюсь к пересмотру этой прекрасной ленты. Ведь с каждым годом «вверх» играет все новыми и новыми красками. А сама история рассказывает о том, как справиться с горем, попытавшись начать жить заново, ища новый смысл жизни после потери самого дорогого, что у тебя было. После смерти Элли Карл был настолько одержим осуществлением своей мечты и мечты Элли, что совсем позабыл о тех светлых моментах, которые уже были у них жизни. Они продолжали быть вместе, несмотря на их неудачи и несбывшиеся мечты. Они продолжали быть друг у друга в самые трудные моменты. И хоть у них и не получилось побывать у Райского водопада, они все равно ценили самые скучные вещи, которые делали вместе. Ведь именно скучны вещи, словно пазл, в конце твоих дней, складываются во что-то цельное, что и представляет собой жизнь.

***

Дорогие друзья, большое спасибо за уделенное время. Надеюсь, вам было интересно ознакомиться с эссе, которое я писал чуть ли не без перерывов долгие полторы недели. Если вам понравилась работа, рад буду вас видеть в своем Телеграм-канале, ведение которого и является моей основной деятельностью. Пишу там посты о всевозможном искусстве и кино в частности. Еще увидимся!

#pixar #up #вверх #анимация #кино #мультфильмы #эссе #лонг.

 

Источник

Читайте также