За последнюю неделю фильм «Приключения Паддингтона 2» стал самым упоминаемым в России. К сожалению, с художественными победами самой картины это почти не связано. А жаль.
Паддингтон и те самые 100%
С прошлой среды семейный фильм Пола Кинга все негласно объявили знаменем борьбы с вмешательством Министерства культуры в работу прокатчиков и кинотеатров. Особенно после первой большой победы. Но такую роль мог сыграть практически любой зарубежный фильм. Это сейчас и доказывает «Смерть Сталина».
Во всём мире «Паддингтон 2», тем не менее, тоже на слуху благодаря прекрасному сарафану. Восторги критиков воплотились в виде 100% на Rotten Tomatoes, а зрительское одобрение вылилось в 8,2 балла на IMDb. Причина успеха проста: фильм действительно хорош.
За время, прошедшее после событий первого фильма, Паддингтон обжился в Лондоне и подружился со всеми обитателями окрестностей благодаря искренности, вежливости и неуклюжести. Сам фильм точно такой же. Кто-то может с осторожностью посматривать на детский фильм, кого-то смутят шутки про ушную серу и отрыжку. Но кино искренне хочет поладить с каждым. И точно так же, как мишка родом из Глубокого Перу, фильм сам вряд ли понимает, как у него это получается.
Даже Мединский идеально вписывается в это сравнение. Из первого фильма в продолжение перекочевал сосед приютивших Паддингтона Браунов — брюзгливый Мистер Карри, который помешан на порядке в каком-то очень личном его понимании и видит угрозу в совершенно безобидных вещах. Карри считает Паддингтона опасным только потому, что он медведь, а значит опасный хищник. И его не смущает, что этот медведь любит мармелад, а не свежую человечину, всегда здоровается и приносит всем массу пользы. А теперь вспомним, как Мединский возомнил «Приключения Паддингтона» угрозой для российского кино, видя в нём «голливудский продукт». И ему плевать, что продукт на самом деле не особо голливудский, что более компетентные в теме люди никакой угрозы не видят.
Паддингтон и Старый Голливуд
Ещё одна прекрасная новинка проката, «Форма воды» Гильермо дель Торо, значительную часть похвал отхватила за реверансы в сторону голливудской классики. Но почему-то подобное редко звучит и пишется в адрес «Паддингтона». А ведь в его ДНК эти реверансы вплетены так же глубоко, пусть и не так явно.
В «Приключениях Паддингтона 2» не так много конкретных отсылок. Но сама структура сценария наводит на мысли о комедиях Чарли Чаплина и Бастера Китона. Фильм нанизывает на лаконичный сценарий вереницу самодостаточных комедийных номеров и представлений. В первом фильме этот принцип уже наметился, но там ещё было немало традиционной экспозиции и важных для сюжета, но не очень интересных сцен. Тут же всё это талантливо вплетено прямо в номера. Нужно показать дружбу медведя с соседями? Сделаем отлично срежиссированную сцену путешествия Паддингтона по городу, включающую пересадки с велосипеда на мусоровоз. Необходимо показать важность книги, кража которой станет завязкой фильма? Покажем воображаемую прогулку по страницам этой книги. И так далее, до самых титров, и даже на самих титрах.
Но кроме классики начала прошлого века фильм вдохновляется и творчеством одного конкретного режиссёра.
Паддингтон и Уэс Андэрсон
Первый фильм уже наводил на мысли о творчестве Андерсона, но скорее на уровне похожести, чем конкретных отсылок. Зато во втором фильме Пол Кинг официально расписывается в любви к талантливому американцу.
Вездесущая симметрия, цветовая маркировка сцен с преобладанием жёлтого и розового, пряничные, нарочито искусственные декорации. Я это всё про «Паддингтона», а вы что подумали?
В тюремных эпизодах, особенно в сцене побега, начинаются уже прямые отсылки. Но Кинг ни в коем случае не паразитирует на чужой стилистике, а создаёт на её основе собственную, с иной, ещё более воздушной тональностью.
Паддингтон и «Неуправляемый»
Тут уже начинаются совсем субъективные вещи. Но они показывают, как фильм способен вплетаться в культуру даже там, где это совсем не задумывалось.
Буквально за день до «Паддингтона 2» мы с женой дома посмотрели «Неуправляемый» Тони Скотта. И благодаря этому кульминационная сцена погони обросла для нас абсолютно новыми параллелями. После фильма про то, как два машиниста на одном поезде догоняют другой, чтобы пробраться на него, очень забавно видеть то же самое, но с андерсоновскими фильтрами. Причём в фильме Кинга изобретательного и разнообразного экшна в сцене погони даже больше, чем у Скотта. Хотя хронометража на неё выделено в разы меньше.
Не думаю, что только мы увидели какие-то дополнительные, незапланированные отсылки и стихийные шутки. Возможно за эту способность к мимикрии критики так и полюбили фильм. Хотя его и так за многое можно полюбить.
Источник: DTF