Как Night in the Woods доказывает, что интерактивное кино может быть глубоким (хотя казалось бы)

Noesis и телеграм-канал «Импакт и ауткам» возвращаются из зимней спячки с кучей игр, которые стоит пройти и вам. Если вы по какой-то причине ещё не играли в уже ставшую классикой Night in the Woods — поиграйте. Сразу скажем: похожа она на интерактивную анимированную книжку, хотя есть в ней элементы и платформера, и ритм-игры, и квеста. Её можно пройти за выходные, а можно возвращаться к ней каждый вечер на полчаса. Стоит она вашего времени по двум причинам. Во-первых, это умная и смешная история про вас. Во-вторых, в ней вообще всё сделано хорошо.

Дело происходит в провинциальном городке Поссум-Спрингс. Тут школьный учитель и шеф полиции знают всех лично; молодые люди, решая, куда пойти работать, выбирают между продуктовым и хозяйственным; невозможно прийти на вечеринку и не натолкнуться на бывшего.

Двадцатилетняя Мэй бросила колледж и вернулась к родителям на чердак. У неё нет вообще никакого плана. Утром она просыпается, перебрасывается парой слов с мамой и отправляется гулять.

Собственно, весь игровой процесс состоит из исследования городка. Мэй (антропоморфная кошка) гуляет по улицам, разбрасывая осенние листья, прыгает по крышам и проводам и думает, чем еще заняться. В общем ведет себя так, когда она была тинейджером. Только вот нынешние школьники отчего-то не покупаются на её дружелюбную болтовню и просят тётю избавить их от своих советов и историй. Ближайшие друзья Мэй — крокодилица Беа и лис Грегг — рады её возвращению и готовы проводить с ней время, но довольно быстро становится заметно, как сильно они отдалились друг от друга.

В большинстве историй про героя, повидавшего мир и вернувшегося в родной провинциальный городок, именно он успевает измениться. Обычно герою трудно найти общий язык с застывшими во времени домашними. Но в Night in the Woods Мэй возвращается домой, чтобы всё стало «как прежде», и выясняет, что жизнь не стояла на месте.

Даже кажущиеся вечными родители изменились.

Неторопливый, ни к чему не обязывающий геймплей (гуляешь, разговариваешь, иногда играешь в мини-игры) очень хорошо сочетается с тоном истории. Игрок максимально сживается с историей Мэй. Ты можешь сам организовывать свой распорядок дня и действуешь естественным для себя образом. Каждое утро ты проверяешь почту, бежишь на кухню, чтобы побеседовать с мамой, а потом отправляешься слоняться по улицам.

Сперва тебе всё интересно, ты обшариваешь каждый уголок, знакомишься со всеми, с кем можно. На второй день ты отправляешься тусоваться с друзьями, потом переживаешь произошедшее и утомляешься от впечатлений настолько, что, проснувшись на следующий день, понимаешь: я что-то устал. Не хочу никуда бежать. У меня есть ноутбук, а в ноутбуке — Demontower с монстрами и подземельями.

И вот что важно: почти никакие действия в игре не являются обязательными.

Вообще в Night in the Woods есть как бы основой сюжет. Во время местного осеннего праздника Мэй видит силуэт человека, который, как ей кажется, похитил ребёнка. Друзья не то чтобы верят ей, но поддержать не отказываются. Но игра настолько не располагает к следованию единственной сюжетной линии, что и нам приходится рассказать о ней только сейчас. Атмосфера и прогулки оказываются важнее.

Каждое утро Мэй просыпается и вольна делать, что хочет, каждый день она договаривается потусоваться с кем-то из друзей и каждый вечер она ищет доказательства существования таинственного преступника. Игрок может проигнорировать половину контента и после пробуждения сразу бежать расследовать эту странную историю. Тогда он не узнает, какие стихи пишет одноклассница Мэй, не изучит всё звёздное небо со школьным учителем, не раскроет прошлое своего деда, не познакомится с местным фольклором, не выяснит отношения с родителями, не поучаствует в судьбе одного бездомного, и вообще не проживёт ещё много чего.

Отражением эмоций, которые проживает Мэй, становится её дневник. Она, вообще говоря, ужасно эмоционально закрыта, что совсем не помогает ей сближаться с людьми. Доктор Хэнк посоветовал ей записывать всё, что она чувствует, но она настолько не привыкла выражать эмоции словами, что её дневник выглядит как череда скетчей. В зависимости от того, что с Мэй случится и как она себя поведёт, игрок соберёт свой уникальный дневник — дневник его личного опыта.

Night in the Woods в целом линейна, но вовсе не оставляет такое впечатление.

Выбирая, с кем из друзей проводить вечера, ты выбираешь, какую часть истории увидишь. Чтобы увидеть всё, придётся переиграть. Сперва это показалось мне не самым удачным решением: игра довольно длинная и повторять как минимум половину истории кажется утомительным.

Но на самом деле игра и не предполагает, что ты будешь её перепроходить. Она напоминает, что каждый опыт — ценный или не очень — случаен. Теоретически всё могло сложиться и не так, но ты не знаешь наверняка, как и могло ли вообще. Каждое твое действие теоретически может влиять на происходящее, но ты не знаешь наверняка, как и может ли вообще. Я бы ни за что не подумала, что я не познакомилась со всеми персонажами и ветками, если бы не искала дополнительные материалы об игре. Если вы фанат собирания ачивок и открывания 100% карты, то вы всегда можете вернуться и пройти Night in the Woods другим путём. Вы даже можете пройти Demontower — да, это полноценная игра в игре, довольно непростая.

Большинство мини-игр, правда, элементарны, они служат только для развлечения и внесения какого-то разнообразия в игровой процесс. Но одна из них — особенная. Беа, Грегг, парень Грегга Ангус и Мэй, играют в группе (разумеется!). Теперь, когда Мэй вернулась, они приглашают её на репетиции, где та вынуждена играть песни, написанные за время её отсутствия. На экране появляются струны бас-гитары, с бегущими по ним обозначениями клавиш.

Какими бы разными не бывали ритм-игры, механически они все о состоянии потока. Чтобы пройти дальше, ты должен войти в своеобразный музыкальный транс, навострить уши, поймать такт и сихронизировать слух с движением рук и глаз. Но даже если у тебя неплохо получается приноровиться к мелодии, это состояние потока поймать неисозмеримо легче со знакомой песней. Но Мэй будет слышать на каждой репетиции новую песню. При этом от вашего успеха не зависит ничего (кроме рисунка в дневнике Мэй), игра просто продолжится.Конечно, это метафора жизни, точнее, той её части, с которой Мэй столкнулась и не смогла справиться.

Ты постоянно встречаешься с новыми задачами, решаешь их по ходу дела, как получается, а потом просто вынужден жить с результатами. Отныне, если ты снова попадёшь в подобную ситуацию, ты уже будешь знать, что делать, но ты, разумеется, попадаешь совсем в другую.

Кроме того, игра в группе, конечно, является и образом дружбы как слаженных действий, и способ восстановить связь со старыми друзьями, и демонстрация разрыва — оо, они написали кучу песен, пока её не было.

И так в Night in the Woods устроено все: музыка, анимация, тексты песен, выдуманные знаки зодиака, возможность выбрать не только настоящее Мэй, но и фрагменты прошлого, использование игровых элементов и не-игровых. Нет ничего лишнего, всё работает вместе, как в очень добротном литературном романе.

Наверное, многие отнесли бы эту игру к жанру игрового кино, но сравнение с романом мне нравится больше. Кино часто ограничено несколькими часами, и даже лучшие и самые насыщенные информацией фильмы успевают рассказать намного меньше, чем романы. При неторопливом и внимательном прохождении на Night in the Woods можно потратить больше двадцати часов, и всё это время будет заполнено информацией, которая помогает достраивать в голове игрока полнокровный мир, в котором происходит сразу множество важных историй одновременно. И самое прекрасное, что у всего дополнительного контента есть своя тема и что эта тема объединяется с основной — страхом Мэй перед взрослой жизнью.

Пока Мэй носится по городку, она наблюдает. Она видит, что экономика разрушена: шахты, вокруг которых городок и строился, больше не функционируют. Это ранит её — она вернулась в место своего детства, чтобы то вернуло её беззаботность. А вместо этого закрывается ее любимая и единственная забегаловку с итальянской едой.

Но закрытая забегаловка — это не только беда Мэй, это беда всего городка. История Поссум-Спрингс прописана невероятно подробно. Ее можно узнать из архивных газет в библиотеке (аварии в шахтах, забастовки, давление со стороны государства); от пожилых жителей, каждый день обсуждающих, как вернуть бизнес; от строителей, потерявших работу; от людей, прощающихся с уезжающими от безнадеги друзьями. А рядом со всем этим — консервативно настроенные жители. Они уверены: для спасения города нужно всеми силами удерживать пресловутую стабильность, а не адаптироваться.

Это история одновременно об инфантильности, тоскующей по беззаботному детству, и о консерватизме, тоскующему о временах, когда трава была зеленее. И то, и другое произрастает из неспособности справится с новыми задачами, к ним бегут от страха перед неизвестным и непонятным, а попадают в ловушку регресса и отчаяния.

Почти всем знакомо желание залезть в коробку с надписью «Невзросляндия» и делать вид, что тебе всегда пятнадцать лет. Но игра проводит параллель между попытками подростка сбежать в прошлое и попытками старика и смеётся над мышлением карго-культа.

А еще Night in the Woods прекрасно выглядит: за анимированными ручками Мэй, пытающейся сохранить равновесие или тем, как она тормозит, просто приятно наблюдать. А еще Night in the Woods прекрасно звучит: у игры есть саундтрек, который можно приобрести отдельно, песни ребят звучат лучше, чем то, что можно услышать в инди-плейлистах. А еще Night In The Woods прекрасно играется: геймплей рифмуется с историей, платформинг сочетается с репутацией Мэй-хулиганки, ритм-часть с ощущением потери контроля, а свободное перемещение в пространстве даёт пространство для принятия собственных решений.

Но даже если бы это был неиграбельный и максимально прямолинейный фильм, то его бы стоило посмотреть. Night in the Woods чуткая, пронитальная, реалистично изображает тревоги молодости, экзистенциальный кризис, но остроумно связывает эти вечные вопросы с социальными проблемами. И я не знаю игры, сделанной сложнее, чем эта.

 

Источник

Читайте также

Меню