Как мы решили поддерживать ретроигрострой и что у нас получилось

Где-то году в 2014 меня внезапно накрыла идея поиграть в старые игры для ZX Spectrum, в которые мы с друзьями шпилили в школе после (и вместо) уроков, менялись кассетами, переписывали их и создавали свои сборники. А также посмотреть и поиграть во все остальные игры, на которые не хватило времени или они вообще не заезжали на нашу «тучу» и даже в Россию. Но эта статья не про мемуары, а про то, что есть сейчас и что будет в будущем.

В том далёком 2014 году в сети уже существовали библиотеки старых игр, некоторые более-менее полные. Например, архив WoS, собранный энтузиастами из Европы (где спектрум был наиболее распространён) был лучшим на тот момент, но не без проблем: часть игр находилась под копирайтами, и, соответственно, бинарников (то есть образов кассет) к страницам игр приложено не было.

Кроме того, к сайту был прикручен очень убогий онлайн-эмулятор, и чтобы нормально поиграть в игру нужно скачать бинарник и запустить его под оффлайновым эмулятором. А это значительно усложняло весь процесс просмотра игр. Нужно отметить, что игр под ZX Spectrum было написано около 25 тысяч штук и если скачивать каждую, а потом загружать в оффлайн-эмулятор, то нужно потратить, наверное, полгода, чтобы просто бегло просмотреть все.

Для устранения всех вышеописанных проблем я решил написать свой собственный сайт с играми, максимально комфортный для просмотра и дальнейшей игры в ретро-игры под ZX Spectrum.

За полгода работы фактически с нуля был сделан эмулятор на Java (который потом был переписан на JS, так как поддержку сниппетов Java выпилили из браузеров), собрано максимальное количество информации по всем играм, включая бинарные файлы. В эмуляторе добавлен режим сохранения, чтобы можно было проходить игры с комфортом. В самом сайте можно сохранять списки любимых игр, пройденных игр и тому подобное.

Так Viva Games работает до сих пор, нарушает копирайты, и там отсутствует какая-либо монетизация. Сайт на российском домене, на русском языке, а более 90% посетителей – из России или стран бывшего союза. Возможно, поэтому к нам до сих пор никто не пришёл с жалобой на копирайты. Хотя нет, пару раз приходили поляки с просьбой удалить их игры с сайта.

Примерно в 2018 году мне и некоторым другим любителям платформы ZX Spectrum пришла в голову идея попользовать свой жизненный опыт и навыки, полученные в серьёзных коммерческих проектах, для разработки игр под ZX Spectrum. К слову сказать, разработка игр под спек не прекращалась никогда, в год выходило до десятка титлов, но именно тогда начался бум ретро-игр (видимо, сорокалетние старпёры начали скучать по своим молодым годам). И вместо того, чтобы выкладывать свои поделки куда-то на бесплатной основе, мы решили попытаться хоть как-нибудь монетизировать своё творчество. А такая мечта, кстати, тоже была в молодости – мол, вот напишем крутую мега игру и будем диски продавать 🙂

Выкладывать игры на Viva Games, чтобы монетизировать – не вариант. Поэтому был создан новый сайт, ZX Online, уже с международным уклоном (встроенная поддержка трёх основных языков платформы ZX Spectrum), и для того, чтобы избежать каких-либо проблем с копирайтами, мы решили публиковать игры только тех авторов, которые сами пожелают разместить свои продукты на этой площадке. Проще говоря, получился очень нишевый маркетплейс.

Первые несколько опубликованных игр показали неплохие результаты. Несмотря на то, что активных пользователей на ZX Spectrum сейчас всего 20-25 тысяч во всём мире (об этом говорят цифры в пабликах на Facebook), за некоторые из игр удалось выручить более 10 тысяч евро (за каждую). Неплохо для компьютера из 80х годов, обладающего памятью до 128 кБайт?

Ретро-бум в компьютерных играх породил и ренессанс железа этих самых платформ. Для ZX Spectrum, например, группой энтузиастов из Европы не без помощи Kickstarter разработан официальный наследник – ZX Spectrum Next, обладающий не только полной совместимостью со всеми предыдущими моделями, но и феноменальной графикой с поддержкой 512 цветов на пиксель, аппаратными спрайтами, 9 каналами полифонической музыки, 27 МГц для Z80 и много чем ещё. Есть и клоны ZX Spectrum, разработанные соотечественниками, например, ZX Evolution, получившие меньшее распространение, но от этого не менее важные для платформы в целом.

Энтузиасты, пусть и не сразу, подхватили эти новшества и начали писать софт и игры под «новый спектрум». И, надо заметить, что за новые разработки потребители игр заносят неплохую (по меркам ретро-комьюнити) денежку.

Что касается проекта ZX Online, то сейчас он продолжает набирать обороты. Мы принимаем к публикации любые игры, которые могут быть запущены на классическом ZX Spectrum, его клонах или ZX Spectrum Next. Поддерживаем связь с разработчиками новых игр (которые с каждым годом становятся всё сложнее и интереснее). Регулярно выплачиваем и отечественным, и зарубежным разработчикам заработанное (на данный момент ничего не оставляя себе, работаем на энтузиазме и вере в светлое будущее платформы), производим пиар-акции в соцсетях, делаем рассылки, ищем обходные пути и лазейки, чтобы предоставить возможность покупать и продавать по всему миру. Весной мы провели конкурс игр ZX Online Awards 2022 и планируем повторить в следующем году (по-моему, всем понравилось).

В голове масса планов по улучшению ресурса и реализации новых функций.

В общем, друзья! На самом деле я хотел не просто рассказать вам о проекте ZX Online, но и как-то подбодрить, мотивировать на первый шаг в интереснейшем деле ретро-игро-строения. Если вы в прошлом фанатели от ZX Spectrum и у вас была мысль написать что-то своё – почему бы не тряхнуть стариной и не попробовать воплотить в жизнь детские фантазии?

Готов ответить на любые вопросы в комментариях, самые интересные перенесу в текст статьи.

P.S. Да, мы в курсе, что уже давно существует файловый архив itch.io, где энтузиасты выкладывают новые разработки, в том числе и игры для ZX Spectrum. Но у itch.io нет и
никогда не будет той спектрумской специфики и той свободы, которую могут реализовать
и оценить только истинные фанаты.

 

Источник

Читайте также