Мы хотим рассказать вам о том, как прошло мероприятие и кто нам помогал, а ещё поделиться записями докладов. Среди них вы найдёте рассказ о воссоздании ретрокомпьютеров на современной технологической базе, историю процессоров и операционных систем, а также многое другое.
Музей Яндекса — это место, где мы коллекционируем интересные образцы техники, храним их историю и помогаем нашим гостям во всём этом разобраться. Наш музей открыт публично вот уже больше года, но только недавно мы начали организовывать мероприятия. Во время весенней акции в поддержку «Ночи музеев» мы немного не учли количество желающих прикоснуться к истории, поэтому «Демодуляцию» решили перенести в просторные помещения офиса Яндекса. И не зря. В этот день нас посетило более 500 человек!
Итак, что мы сделали. Прежде всего выбрали и временно перенесли из музея наиболее интересные образцы ретротехники. Например, любой наш гость мог поработать на NeXTcube. На таком же компьютере почти 30 лет назад Тим Бернерс-Ли создал первый браузер-редактор. Рядом мы поставили советский БК-0010.01, «дисководом» которого мог служить и обычный кассетный магнитофон. А ещё «пригласили» прапрадедушку современных рабочих станций — IBM 5150. Считается, что именно в этой модели впервые использовалось сочетание клавиш Ctrl+Alt+Del.
Графический интерфейс рабочей станции AT&T UNIX PC
Игра Zork в терминале Micro PDP-11
Apple iMac G4
ПК КВАНТ 4С с запущенным «Тетрисом»
Инженер-энтузиаст Артём Кашканов привёз из Нижнего Новгорода настоящий релейный компьютер, который разработал сам, — огромный, медленный и очень крутой. Рекомендуем серию его постов на Хабре с рассказом о проекте.
Наши друзья из Музея советских игровых автоматов показывали свои экспонаты, очередь к которым практически не иссякала.
Сотрудник Яндекса Евгений Гагауз привёз на фестиваль личную коллекцию механических вычислительных устройств: арифмометры, сумматоры, аддиаторы, паскалины и старую добрую логарифмическую линейку. На фото — клавишные и дисковый сумматоры.
Про игры и ретроконсоли мы тоже не забыли. И наиболее яркие эмоции были именно здесь.
Техника — это здорово, но мы хотели, чтобы наши гости не только сидели перед мониторами, но и двигались, общались, что-то создавали. Поэтому вместе с нашими друзьями мы придумали ряд активностей.
Участники квеста «Демодуляция» получили самодельные таймеры, которые надо было остановить, перерезав провода в правильном порядке. Подсказки можно было заработать, участвуя в различных активностях. Например, набрав 200 очков в игре «Ну, погоди!» или расшифровав текст, записанный на перфокарте.
Желающие могли принять участие в запуске процессора MOS Technology 6502 — именно его Стив Возняк и Стив Джобс использовали в компьютере Apple 1. С наборами для гостей нам помогли ребята из SmartyKit.
Раньше, чтобы позвонить кому-то, нужно было назвать номер специальному человеку — абонентов соединяли вручную. Неудобно, конечно, но что-то в этом есть. На «Демодуляции» творческая группа Остранна (Геннадий Круглов и Юлия Сальникова) собрала для гостей настоящую неавтоматическую телефонную станцию и несколько аппаратов — можно было не только попробовать поговорить с кем-нибудь, но и подежурить телефонистом.
А ещё наши друзья с retroscene.org (которые не первый год занимаются организацией демопати Multimatograf, DiHalt, CC, CAFe и т. п.) провели конкурс по рисованию на легендарном ZX Spectrum. Участники – от впервые видящих Spectrum до продвинутых – по шестеро садились рисовать, по завершении их работы показывались на большом экране, а победителю, выбранному по аплодисментам зала, вручали небольшой приз. И за компьютеры садилась следующая шестёрка. Конкурсные работы можно увидеть тут.
Кстати, напоминаем, что прямо сейчас идёт наш конкурс по разработке игр для ZX Spectrum. Не проходите мимо!
В общем, скучно не было.
Параллельно с выставкой экспонатов и организацией активностей мы пригласили экспертов выступить с докладами. Сами доклады мы записали на видео, опубликовали на YouTube и делимся ими с читателями Хабра.
- Эмуляторы ретрокомпьютеров помогают всем, кто интересуется историей технологий и старой техникой: программистам, исследователям, ретрогеймерам. Никита Зимин рассказал, какие эмуляторы бывают, как они устроены и сложно ли их писать.
- История звука в игровых консолях. Дмитрий Семеновых выступил с лекцией об истории музыки консольных игр, ключевых композиторах золотой эпохи гейм-девелопмента, а также об их непосредственном вкладе в современную музыкальную культуру.
- Воссоздание ретрокомпьютеров на современной технологической базе: FPGA. Александр Холодов рассказал, что такое FPGA, как они устроены и как их программировать. Обсудим их применение для воссоздания исторических компьютеров на примере проектов MIST и MISTer.
- Ранние приёмы звукового синтеза и алгоритмической композиции на языке Python. Лекция Петра Советова, в которой речь шла о простых приёмах создания звука, которые использовались на компьютерах прошлого, в том числе — в играх. Особое внимание было уделено порождению музыки с помощью программ — так называемой алгоритмической композиции.
- «Спектрофон»: электронный журнал в доинтернетную эпоху. Выступление Юрия Матвеева про «Спектрофон» — электронный российский журнал про ZX Spectrum, выходивший с декабря 1993 по июль 1997 года, всего 24 выпуска. Один из создателей журнала рассказал всю историю издания — от зарождения самой культуры журналов на дискетах до обстоятельств закрытия «Спектрофона».
- Вторая жизнь популярных компьютерных архитектур — эмулятор PDP-11. Георгий Баркан рассказал об истории создания эмулятора DEC PDP-11 российскими разработчиками по заказу производителя. Экскурс в эволюцию аппаратного и программного обеспечения от миникомпьютеров семидесятых до рабочих станций девяностых.
- На демосцене Олег Сенин рассказал, что такое демосцена, историю её возникновения, основные этапы развития как в Европе, так и странах бывшего СССР; познакомил со знаковыми работами последних лет, а также ответил на вопрос: как самому стать частью этого удивительного и многогранного мира киберискусства.
- Под капотом у ретроигр: что скрывали разработчики. С Александром Сурковым поговорили о том, почему игры выглядят и работают именно так, как мы привыкли, и посмотрели, на какие ухищрения шли разработчики компьютерных игр, чтобы удивить игроков.
- «Алиса убивает в полночь», или Страхи перед технологиями в XIX–XX веках. «Если спросить Алису ровно в полночь, то она превращается в злую Алису» — говорит детская страшилка 2018 года. Не нужно бежать к психиатру — появление таких текстов закономерно. Александра Архипова рассказала, как формировались страхи относительно телеграфа, телефона, интернета и голосовых помощников в странах Западной Европы и Северной Америки и в России.
- Тройной Brainfuck, или Что такое безумие. Если и собирать в XXI веке релейный компьютер, то обязательно самый-самый быстрый в мире, чтоб эзотерический язык программирования Brainfuck был для него родным набором инструкций, и чтоб полноценно 16-разрядный был! А ещё неплохо будет потом собрать еще один Brainfuck-компьютер — уже на лампах и декатронах, а также обуздать силу ветра и эффект прилипания струи воздуха и создать нейроморфный процессор на пневмонических элементах. Об этом — на выступлении Артёма Кашканова.
- История домашних компьютеров. Пётр Соболев рассказал о появлении и распространении домашних компьютеров в 1970–1990 годах. На конкретных примерах мы увидели, насколько различные решения были возможны во времена, когда никто ещё не знал, что и зачем нужно обычному человеку от компьютера, и как эти представления постепенно формировались. О том, какие удачные и неудачные технические компромиссы приводили к успехам и провалам компаний.
- Эволюция видеоигр. Ярослав Кравцов открыл много интересных фактов. Какая видеоигра появилась первой? Какую игру написали на компьютере за $120000? Какая курьезная проблема была у первого игрового автомата? В какой игре был первый мультиплеер? Какую игру рекламировал Билл Гейтс с дробовиком в руках? Что общего у «Ну, погоди!» и «Денди»? Какая игра чуть не уничтожила игровую индустрию? Лекция о видеоиграх, которые изменили игровую индустрию.
- За гранью Intel и Linux — необычные процессоры и операционные системы. Лекция Дмитрия Завалишина. Сложившаяся на сегодня архитектура процессора Intel и операционной системы Unix практически доминируют в современном мире. Тем не менее, в истории процессоров и систем существовало множество отступлений от такого порядка вещей.
* * *
Завершился праздник выступлением Дмитрия «Quiet» Смирнова и Леонида «Lenin» Кошелева. Музыканты сочетают электрогитару с восьмибитной музыкой, напоминающей звуки старых игровых приставок и компьютеров с восьмибитными процессорами. Видео, к сожалению, не сохранилось, но можно найти другой их трек.
«Демодуляция» — новый опыт для команды Музея Яндекса. Такого количества энтузиастов, экспертов и просто любителей техники мы ещё ни разу не видели. Благодарим наших друзей за помощь в организации праздника, а гостей — за поддержку и отличное настроение!
Источник