Продолжил с отмены подписки в фитнес-зал рядом с домом в пользу VR. Но вот беда — энтузиазм и дух исследования новой платформы спал, основные симуляторы, рекомендованные в предыдущей статье, начали понемногу надоедать.
Тогда я перестал отсеивать VR-игры через фильтр спортивного эффекта, и в какой-то момент, играя только ради развлечения, понял, что практически любая игра может стать фитнес-тренажером, если добавить веса на руки. Статья об этой и нескольких других идеях, плюс поделюсь списком игр, которые мне показались подходящими для спортивных и развлекательных целей.
Доказательство тезиса, что VR-игры дают какой-либо спортивный эффект, выходит за рамки статьи, но желающие могут обратиться как к предыдущей статье c несколькими примерами, так и к науке:
Или комментариям пользователей:
At the ripe age of 42 this is the best shape I’ve ever been in, and I normally hate exercise. VR has been a game-changer (link).
I am currently still on my longest streak of steadily losing weight thanks to VR (link).
Договоренности о сокращениях
-
MQ — MetaQuest, шлем виртуальной реальности. Сам пользуюсь MQ3.
-
PCVR — VR-игры, запускаемые на компьютере.
-
PSVR — VR-игры, запускаемые на PlayStation.
-
Нативная игра — игра, которую можно запустить на шлеме, без PCVR.
-
TOTF — Thrill of the fight, боксерский симулятор.
-
11TT — Eleven table tennis, симмулятор настольного тенниса.
-
B&S — Blade & Sourcery, симулятор боя на мечах в средневековье (тут и магия, и дальнебойное оружие, и все что угодно, если добавлять моды).
Все перечисленные игры есть как в нативной версии, которую можно запустить на любом шлеме под android (MQ, Pico), так и в PCVR.
Идеи и принципы
Добавление утяжелителей на руки
I added weights to my controllers. It absolutely has built muscle in my upper body (link).
Идея более масштабная, чем кажется на первый взгляд. Помимо того, что любая игра становится тренажером (даже шахматы), дополнительный вес на руках добавляет эффект погружения, и может заметно улучшить игровой опыт. Например, все игры, где нужно держать оружие — будь то меч или пистолет — становятся на порядок(!) более реалистичными.
Еще один положительный эффект от утяжелителей — стоит их надеть, как вспоминаеся приятное чувство спортивного азарта — если так можно назвать резьню в B&S — и хочется тут же надеть шлем и погрузиться в рубилово с секирой или кувалдой.
Другой аспект в искусственной геймификации. В TOTF всего 10 соперников и 4 уровня сложности. Когда одолел последнего соперника на самой высокой сложности, пропал элемент прогресса в тренировках. Можно придумывать тнудности самостоятельно, например, нокаутировать только ударами в корпус. А можно добавить по 1 кг на руки и сбросить сложность на самую легкую.
Безопасность превыше всего
Сразу хочу предостеречь читателя, что бокс с весами на руках увеличивает вероятность травмы. Для себя решил, что готов мириться с этой вероятность, пытаюсь сократить ее через разминку и аккуратное использование хуков (по классической технике). Кроме того, решил не выходить за среднюю сложность, потому что дальше тяжело победить без скорости.
В играх, которые требуют резких движений, вообще не добавляю веса, и никому не советую.
Какие утяжелители брать?
Мне известны 2 варианта.
Веса, добавляемые напрямую в контроллеры. Видел такие только для MQ2 — гуглится через «утяжелители Kiwi design». Добавляемый вес сильно ограничен: 150 грамм на контроллер.
Веса, надеваемые на предплечья. Я купил две пары — по 1 и 2 кг. Те, что по 2 кг, часто надеваю на ноги.
Приседать не нажатием кнопки, а в реальной жизни
Если игра позволяет отключить приседания по кнопке, отключаем. Если геймплей позволяет играть, используя приседания, пользуемся этим; например, для скрытности в Skyrim при движении полусидя или прячась за укрытием в Contractors.
И конечно же, если намечается игра с приседаниями, не забываем разминать ноги — покрутить суставами. В Pistol Whip, например, уклоняясь от пуль, можно присесть слишком быстро и травмироваться.
Менять игры, чтобы давать разную нагрузку
Как будет видно ниже, даже разные боксерские игры могут давать разную нагрузку. Плавание и скалолазание заметно различаются по движениям, скалолазание и бокс — по интенсивности, бокс и бои на мечах — по величине веса, который приемлемо добавить.
Во что-то можно играть без веса вообще: TOTF, 11TT, Body Combat. Во что-то со средним весом (Assassin’s Creed), а что-то с большим (B&S, особенно если играешь кувалдой).
Я обычно имею одну/две активные фитнес игры (вроде Body Combat и TOTF), одну с сюжетом, когда хочется больше поиграть, а не потериноваться (Assassin’s Creed), 11TT на постоянной основе и одну песочницу (вроде B&S) и чередую их. Ориентируюсь на два фактора — интерес и разнообразие. Например, если последние пару дней играл без весов в 11TT и Body Combat, то сегодня предпочтение отдам игре с тяжелыми весами, вроде B&S.
И раз уж мы заговорили о разнообразии, давайте перейдем к списку игр.
Игры, дающие спортивный и развлекательный эффект
Freediver: Triton Down (PCVR, PSVR, native) — качаем спину, плавая в VR
Плавая с весами в VR, прорабатываешь плечи и некторые мышцы спины (когда наклоняешь корпус, чтобы плыть вниз). Нагрузка по ощущениям отличается и от боксерских игр, и от игр, где надо лазать по стенам/скалам, и от боев средневековым оружием.
Что касается Triton Down (steam, playstation, quest), игра — просто шедевр! Помимо великолепной физики и интересного геймплея, очень понравился story-telling. Главный герой рассказывает историю, как выбирался с тонущего коробля: вы погружаетесь в эти воспоминания, получаете управление и слушаете комментирии о происходящем (произошедшем). Такие приемы всегда воспринимаются лучше, чем сухое представление квеста текстом. Вместо «найдите способ включить генератор», герой вспоминает, как он понял, что только включение генератора даст ему шанс.
Если еще и дыхание задерживать, то, наверное, можно давать игре звание игры с наибольшим погружением. Захватывает и не отпускает до конца — где-то минут на… 45. Да, большой минус подобных игр — они очень короткие и их всего одна штука.
Я попробовал несколько кандидатов из этой серии, но движение оказалось организовано через джойстик (а не через махи руками), так что можете не тратить время: TheBlu, Biolum, Subnautica (не получилось найти рабочий мод, где можно плавать движением рук). Есть многообещающая Subside (PCVR, PSVR планируется), демка выглядить неплохо, но не выигрывает у Triton Down, и многие хвалят опыт плавания в Hubris (PSVR, PCVR) (youtube).
Blade & Sorcery (PCVR, native) — песочница с симуляцией ближнего боя
Сперва я попробовал Battle Talent (похожая игра), но быстро надоело по двум причинам: «укачивало» и ощущалось нереалистично. Сложно погрузиться в мир игры, когда меч весит как контроллер от MQ3.
Спустя 3 месяца после первого опыта, когда вестибулярный аппарат уже был подготовлен к любого рода нагрузкам, а на руках были надеты утяжелители, я то ли случайно, то ли из желания занять себя чем-то минут на 10, запустил этот Battle Talent, и опыт оказался невероятным — в первую очередь как тренировка!
Чуть позже вернулся к ранее удаленной B&S, атмосфера которой мне лично более приятна, чем Battle Talent. Кроме того, B&S — песочница, можно прийти на карту с ареной, запустить бесконечный поток NPC, и махать кувалдой, пока бицепсы не загудят. Режим 1 на 1 — мой любимый, т.к. удобнее контролировать положение своего тела в пространсве и не ударить рукой по стене.
B&S — очень гибкая игра в плане того, что из нее можно сделать, добавляя моды. Ниже еще не один раз о ней пойдет речь.
Так же пробовал Hellsplit: Arena, Swordsman, Dungeons of Eternity, Legendary Tales, но B&S нравится больше всех, хоть и является всего лишь песочницей. Кстати, всего лишь песочницей игра будет не долго, 17 июня — релиз.
Les Mills Body Combat (PSVR, native) — групповые фитнес-тренировки
Впервые попробовал, когда писал предыдущую статью, но не увлекся и удалил сразу же. Теперь жена убедила дать игре второй шанс, и на этот раз я понял, в чем соль.
На момент второй попытки у меня было порядка 4-х месяцев относительно регулярной игра в боксерский симулятор TOTF, при этом последние 2 недели — с утяжелителями по 1 кг на каждую руку. С этими же весами играл неделю в разные игры, по 1-2 часа в день.
Body Combat запустил без всяких утяжелителей и выбрал 20-минутную интесивную тренировоку. Думал, буду один, а тут оказалось, что в комнате 5 человек и висит лидерборд. Очки начисляются за силу и точность ударов. Я решил выиграть и начал работать в полную силу. К слову, помогал не только лидерборд, но и кричащий тренер.
После тренировки обливался потом, и до конца дня усилие приходилось прикладывать даже для поднятия стакана (на котором еще не было утяжелителя), а на следующий день руки болели так, будто работал с весами в зале полтора часа после полугодового перерыва. И это всего лишь от махов руками по воздуху в течение 20 минут!
Думаю, такая игра должна быть в арсенале у каждого, кто использует VR для тренировок, как минимум потому, что эта одна из немногих игр, что дает нагрузку на прес — при импровизированных ударах коленями (есть на видео выше).
Assassin’s Creed Nexus (native) — AAA нативная игра
Продукт очень качественный. Версии PCVR нет, но графика хорошая и на MQ3. Концепция — погружение в воспоминания из прошлого. Геймдизайнеры обыграли это так, будто VR-шлем погружает тебя не в игру, а в сами воспоминания.
Система боя развита значительно хуже, чем в симуляторах боя на мечах, вроде B&S, но все остальное проработано отлично. Стиль прохождения может быть разным, в моем случае это stealth и постоянное лазание по крышам (сбылась детская мечта). Избегаю плохо проработанного рупокашного боя всегда, когда это возможно.
Чтобы залезть на крышу, приходится часто поднимать руки, а когда на них по килограмму веса, это быстро забивает плечи.
Похожие по физической нагрузке игры (где нужно метать ножи, скакать и лазать по крышам): Stride (1, 2), но сам играл в них менее 10 минут — рекомендовать не могу.
Кстати, в некоторой степени Assassin’s Creed можно воссоздать из B&S. Лазание по стенам имеется, а моды на карты, скрытые кинжалы и броню можно скачать. Нет сюжета, но боевая система на порядок лучше:
Байдарка для нагрузки на руки
Многие предпочитают Kayak VR: Mirage (PCVR, PSVR) всем аналогам: игра действительно красивая, весла ощущаются реалистично (особенно с утяжелителями), движения плавные, мультиплеер активный.
Whitewater VR Extreme Kayaking Adventure вышла недавно, тоже PCVR. По графике чуть уступает. Отличается тем, что на байдарке нам нужно спускаться по бурной реке, а не участвовать в гонках по водной глади. Почему-то спускаться по реке мне интереснее.
Хочу предупредить, что до этих игр я думал, что тошнота в VR мне больше никогда не грозит. Видимо, дело в том, что выставил настройки графики выше, чем способены вывозить мой PC и/или роутер, и возникали лаги, картина время от времени размазывалась. Либо дело в том, что спуск по реке в байдарке с непредсказуемым ускорением — то еще испытание для вестибулярки.
На Quest/Pico есть Marineverse kayaking. Попробовал, но удалил в пользу PCVR аналогов, т.к. хуже и графика, и физика. А вот морально устаревшую DownStream VR можно даже не ставить.
Скалолазание в VR — статичная нагрузка на дельты
Уже упомянутые Assassin’s Creed и B&S — отличные симуляторы билдеринга и скалолазания, и даже — на мой вкус — лучшие версии, чем те игры, которые специализируются исключительно на скалолазании. В B&S можно зацепиться рукой за все, угол чего меньше 150°, но целенаправленно карты не создаются с мыслью о том, что по ним будут лазать — как и в реальной жизни никто не закладывает в дома эти свойства специально. Таким образом, нам самим надо искать, за что зацепиться и получится ли это вообще, что добавляет некую интригу в геймплей, ну и конечно же свободу вариантов. Есть видео, раскрывающее этот тезис.
В специализированных играх, вроде Climb 2 (native), на зданиях размещены ручки (зацепки, рельефы), за которые можно хвататься, а все остальное остается «неприкосновенным». Например, можно видеть трубу, по которой вы полезли бы в реальной жизни, но геймдизайнер задумал, что вам нужно пользоваться двигающимися ручками (как они вообще двигаются?). Для меня это убивает и реалистичность, а следовательно погружение, и свободу выбора пути. Создается впечатление, что играешь в лабиринт, где уже раскидали крошки по правильному маршруту. И все равно игра позволяет нажать «B» и увидеть визуализацию пути. Как будто мне дадут пройти по-другому. Youtube.
Человеко-паучий опыт в VR
-
Swarm (PCVR, native) — маленькие карты, по которым можно перемещаться, как человек-паук, имея по пистолету в каждой руке. Все сделано хорошо, но за пару дней надоело, и больше не открывал.
-
Resist (PCVR, native) — город слишком уж недетализированный, ощущается пустым и искусственным. Физика использования «паутины» воспринимается неплохо. Зашел только один раз.
-
Yupitergrad (PSVR, PCVR, native) — аутентичная игра с минималистичной графикой. Физика хорошая, «паучья».
-
Windlands (1, 2) (PSVR, PCVR, native) — крюки работают немного с другой физикой, чем у человека-паука: вас притягивает к месту, куда стреляете, пока держитесь за выстреленную присоску.
-
Jet island (PCVR, native) — отпугнула графика и неинтуитивное управление, но все хвалят.
Резюмируя, скажу, что найти чего-то, во что захотелось бы играть постоянно или хотя бы пройти, не нашел, но приятные игры есть (Swarn, Yupitergrad). Во все пробовал играть со средними весами на руках, нагрузка как будто не ощущалась, разве что в Swarn немного.
Игры с ракеткой, отсортированные по убыванию качества
11TT (PCVR, native) — по-прежнему лучшая игра, на мой взгляд. Если бы пришлось удалить все игры, кроме одной, ее выбрал бы без раздумий! Подробнее об игре в предыдущей статье.
Но для тех, кто по каким-то причинам не заинтересован в настольном теннисе, есть альтернативы:
-
Racket Club — что-то между теннисом и бадминтоном. Похоже на Пиклбол (Pickleball), но есть стены. Физика очень хорошая, мультиплеер живой. Steam, QuestStore.
-
Арканоиды вроде Racket: Nx (PCVR, native) и C-smash (PSVR, native) — попробовал и тут же удалил: не мое. Но многие хвалят.
-
First Person Tennis — большой теннис. По сравнению с играми, что перечислил выше, менее адаптирован под VR, менее качественно сделан, но играть можно.
-
Racket Fury — никуда не годится в сравнении с 11TT, физика просто отвратительная.
Любая РПГ/Adventure/Horror для души
Тут главно поставить утяжелители на руки и на ноги и не лениться приседать, если есть геймплейная возможность. Перечислю несколько игр, которые сразу приходят на ум и которые не стыдно порекомендовать.
Into the Radius заслуженно считается PCVR-шедевром.
Asgard Wrath (PCVR) и Asgard Wrath 2 (native) — AAA рпг. Пробовал первую часть. Графика отличная, геймлей многообразный, контента — тьма, но быстро бросил по двум причинам: бесила ограниченность передвижения после Assassin’s Creed и аркадность сражений после B&S. Видимо, огромная проблема AAA-проектов в том, что разработчики сами не играют в VR (мнение: reddit post).
На Skyrim и Fallout 4 нужно ставить моды, иначе никак. Обе PCVR и обе бросил спустя пару часов в пользу других игр (которые были либо интереснее, либо давали лучший эффект тренировки), но обе были вполне играбельными.
Arizona Sunshine (1, 2) — нативный VR и PCVR зомби-шутер, пробовал давно на MQ2, было неплохо. Вторую часть очень хвалят, так же как и PCVR-ную The Walking Dead: Saints & Sinners, которую сразу же удалил, потому что подвисала на моем PC, но в будущем планирую пройти.
Half Life: Alyx (PCVR) — рекомендуют абсолютно все, как лучшую PCVR-игру, но я прошел где-то половину, и надоело. Да, все очень качественно, но почему-то не интересно.
Outer Wilds (PCVR) — квест под все платформы, у которого есть PCVR-версия. Сам не играл, но постоянно натыкаюсь на рекомендации игры как лучшего, что случалось в жизни играющих.
А также: Vertigo (1, 2), Lone echo (1, 2), No man sky, Resident Evil 7, etc…
Полезные телеграм-каналы
Я никак не аффилирован. Рекомендую, потому что считаю ресурсы полезными:
-
VRGames — в подгруппах qLoader и PCVR есть ссылки на софт и облако с бесплатными играми на MQ и PC соответсвтенно. Также ответят на любого рода вопросы о VR.
-
11TT — российское сообщество настольного тенниса; можно договориться поиграть с кем-то, спросить совета, записаться на турнир, купить адаптер-ракетки.
Вопросы, на кооторые еще предстоит овтетить
-
Как тренировать мышцы кора в VR? Есть приложения с йогой и фитнесом, но хочется найти более интересный способ.
-
Есть ли игры, которые сделают отжимания или планку интересными? Потенциально я мог бы и сам заняться разработкой такой игры, придумать бы геймплей.
Вместо заключения
Сколько себя помню, компьютерные игры всегда ассоциировались с двумя идеями.
-
очень интересно;
-
очень вредно, потому что итак весь день сидишь на работе.
И спорт (физкультура) — тоже с двумя:
-
очень полезно, если спорт не профессиональный;
-
муторно: не хочется добираться до спортзала, переодеваться, собирать сумку, нюхать чей-то axe effect в раздевалке, стирать вещи; иногда и напрягаться тоже нет сил.
VR-игры объединили для меня плюсы и от спорта, и от игр. Прошло уже 4 месяца, по-прежнему получается тренироваться по 2-4 часа в день, и все — дома, играя, не прикладывая волевых усилий для тренировок.
Стоит ли полностью отказываться от физической активности вне VR? Наверное, нет, но рассмотреть возможность добавления VR-тренировок в свою жизнь точно стоит! Это может сэкономить и время на дорогу до спортзала (и сам спортзал), и время, которое вы могли бы тратить на развлечения вроде (не-VR) видеоирг.