Как Marvel создаёт дорогие спецэффекты и экономит на рабочей силе

Почему качество визуальных эффектов может пострадать из-за плохого менеджмента, и как художники работают с режиссёрами, которые никогда не снимали блокбастеры.

Как Marvel создаёт дорогие спецэффекты и экономит на рабочей силе

Это четвёртый текст о визуальных эффектах в кино. Первые три — тут, тут и тут.

В прошлый раз мы рассказывали о фрилансерах и крупных студиях. Обычно одиночкам работать сложнее, потому что их клиенты зачастую не знают, чего хотят, а также задерживают зарплату или не платят деньги вовсе.

Однако рабочие студий тоже не защищены от проблем с заказчиками, задержек выплат и переработок.

Это невероятно конкурентная индустрия. Столько денег, которые тратятся на визуальные эффекты, это невероятно низкорентабельный бизнес.

Келли Порт, супервайзер дилогии «Война бесконечности»

Конкуренция между крупными студиями выросла из-за чрезвычайной трудоёмкости работы над визуальными эффектами. На то, чтобы полностью закончить один фильм, у VFX-специалистов может уйти восемь-двенадцать месяцев работы на полной ставке. Поскольку такие инвестиции времени и финансовых затрат трудно окупить, конкуренция заставляет VFX-студии снижать цены на свои услуги — лишь бы мейджоры обратились именно к ним.

Иногда компании так отчаянно нуждаются в работе, что готовы снижать стоимость своей работы ниже, чем, по их мнению, она будет стоить на самом деле. Это вредит отрасли.

Келли Порт, супервайзер дилогии «Война бесконечности»

При такой малой марже, столь сжатых сроках и высоких требованиях студий к качеству, VFX-специалисты уходят в тяжёлые переработки — особенно ближе к релизу, когда работу уже нужно сдавать, а многие кадры ещё не доделаны. Отсюда растут ноги у историй про не завершённые кадры, утёкшие в сеть раньше времени.

Ближе к дедлайну <…> мы, как правило, дорабатываем кадры вплоть до релиза. Я доделывал [некоторые] кадры за неделю до того, как фильм выйдет в кинотеатрах.

Кайл МакКаллок, супервайзер по визуальным эффектам фильма «Тор: Рагнарёк»

По словам Кайла МакКаллока, переработки неизбежны для VFX-студий, потому что из-за той же конкуренции компаниям нужно дорожить своей репутацией — что им удастся выполнить большой объём работы в короткий срок и без потери качества.

Но если результат не оправдывает ожидания аудитории, именно на плечи рабочих ложится вина за низкое качество, а не на заказчика.

Из-за отраслевых стандартов работники VFX-индустрии должны полностью отказаться общаться с журналистами, поэтому многие художники либо предпочитают замалчивать отношение к их работе со стороны заказчиков, либо выгорают и покидают индустрию.

Marvel давно имеет репутацию компании, доводившей художников VFX до крайности. Рабочие недели по 60-80 часов могут длиться месяцами. Выгорания на рабочих местах среди VFX-специалистов — обычное дело. Поэтому неудивительно, что всё больше художников отказывается работать над проектами той же Marvel.

Я работал над несколькими проектами для Marvel и других блокбастеров в течение многих лет по множеству часов, в основном бесплатно. Больше нет. Я никогда не работаю бесплатно и не буду работать всю ночь из-за каких-то чрезвычайных ситуаций.

Анонимный VFX-художник

Художники по спецэффектам сводят проблемы Marvel к трем основным вопросам. Во-первых, заказчики хотят сходу увидеть почти завершенную работу, чтобы сравнить её с результатами других исполнителей. Во-вторых, высокое давление на специалистов приводит к их выгоранию. В-третьих, несмотря на раздутые бюджеты фильмов, Marvel платит сравнительно немного, из-за чего опытные и дорогостоящие специалисты отказываются от работы, а на их место приходят новички.

Также у мейджоров есть привычка запрашивать множество вариантов одного и того же кадра, чтобы выбрать какой-то один. Руководители Marvel часто требуют вносить изменения буквально за пару недель до релиза. Например, так случилось с фильмом «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия».

Мы буквально с нуля придумывали целый третий акт фильма за месяц до релиза, потому что режиссер не знал, чего он хочет.

Анонимный VFX-художник

Студия Marvel в последние годы приглашает режиссёров, которые раньше не работали не только с блокбастерами, но и вообще с большим объемом визуальных эффектов.

Поэтому VFX-студии всё чаще просят руководство Marvel начать работать с режиссёрами, обучать их, дать им понять, что множество итераций визуальных эффектов должно быть сокращено до необходимого минимума. К тому же если режиссёр предпочитает снимать длинные кадры, это увеличивает нагрузку на художников. Ведь чем дольше на экране находится CGI-объект или визуальный эффект, тем точнее и детальнее он должен выглядеть.

Благодаря обучению [режиссёра], благодаря более чёткой, более «решительной» визуализации, показанной режиссёрам в начале съёмочного процесса – мы все сможем быть на одной волне.

Анонимный VFX-художник

В современных блокбастерах компьютерной графики настолько много, что далеко не всегда один и тот же кадр обрабатывают специалисты одной компании.

Мейджоры боятся [зависеть от одной VFX-студии], поэтому они распределяют [задачи] между пятью или шестью разными исполнителями.

Саймон Стэнли-Клэмп, супервайзер студии Cinesite

Логика заказчиков проста: мейджору не придётся искать замену в последнюю минуту, если одна такая студия не справится или разорится, как это случилось с Rhythm & Hues, получившей премию «Оскар» за «Жизнь Пи» в 2012 году. Это была последняя крупная независимая студия визуальных эффектов в Лос-Анджелесе.

Собственно, именно этот случай не даёт возможности VFX-студиям отказаться от работы с проблемными клиентами. Ведь если они так сделают, то просто останутся без работы и, в конце концов, разорятся сами. Или, в крайнем случае, руководители студий урежут зарплату работникам. Например, Moving Picture Company, студия спецэффектов, которая работала над фильмом «Человек-паук: Нет пути домой», объявила в июле, что в этом году заморозит повышение зарплаты.

У Marvel в работе несколько блокбастеров сразу, так что студии, которые ими недовольны, рискуют потерять массу работы. Поэтому [VFX-студии] не сопротивляются так сильно, как с другими клиентами.

Анонимный VFX-художник

С популяризацией высокобюджетных кабельных шоу вроде «Игры престолов» от НВО, и дорогих фильмов и сериалов от Netflix, возникла потребность переноса качественных визуальных эффектов и на малые экраны. Стриминговые сервисы точно так же, как и голливудские мейджоры, распределяют задачу на несколько VFX-студий.

В результате специалистам приходится лавировать между тремя-четырьмя проектами одновременно. С одной стороны, у художников всегда найдётся работа. А с другой стороны, у них практически не остаётся времени на углублённое освоение каких-то специфических задач.

Там, где мы обычно работали над одним сериалом, теперь нам приходится делать куски пяти уникальных шоу. Довольно трудно обеспечить высочайшее качество работы в таком количестве разных проектов.

Люк Гроувс, VFX-продюсер студии Mr. X

Допустим, вместо того чтобы работать над визуальными эффектами фильма об открытом космосе, один и тот же специалист может в одно и то же время работать и над космосом, и с виртуальными джунглями, и с кадрами «под водой». И все эти три локации требуют совершенно разноимённых решений.

По мере того, как VFX-студии будут пытаться набирать всё больше разноплановых заказов, художникам и аниматорам будет только труднее сохранять качество результата.

Некоторые художники считают, что задача защищать работников лежит на самих VFX-студиях, а пенять на клиентов смысла нет. Именно руководство студий, как считают художники, должно оплачивать сверхурочные и управлять ожиданиями клиентов.

Однако это могут себе позволить только крупнейшие студии. А у менее авторитетных VFX-компаний может просто не хватить влияния, чтобы противостоять мейджорам.

В теории на помощь рабочим могут прийти профсоюзы. Согласно отчёту Variety от 2010 года, специалисты по визуальным эффектам считались едва ли не наибольшей частью кинобизнеса, не защищённой профсоюзами. С тех пор принимались некоторые попытки помочь в решении этого вопроса со стороны – например, Международный альянс работников театральной сцены пытался взять VFX-художников под своё крыло.

Объединение сотрудников в профсоюзы [может] резко изменить то, как VFX-студии устанавливают цену за работу. <…> Они не смогут просто свалить плохой результат на своих сотрудников. Это гарантирует, что сотрудниками нельзя так легко помыкать.

Анонимный VFX-художник

У аниматоров есть возможность организовать профсоюзы в своих компаниях с помощью Гильдии аниматоров. Эта организация защищает своих членов в спорах по заработной плате или разногласиях между работниками и работодателями. Крупные студии вроде Dreamworks, Walt Disney Animation Studios или Marvel Animation нанимают художников, состоящих в Гильдии.

Сейчас существует высокий спрос на персонал, поэтому у этих сотрудников есть необычная возможность организоваться, поскольку они действительно нужны производственным компаниям.

Питер Аллен, VFX-художник

Впрочем, создать профсоюз недостаточно, чтобы добиться хороших результатов для работников. Ведь руководство студий для сокращения расходов может обратиться к работникам, которые не состоят в профсоюзах, либо к аутсорсерам.

Нам, зрителям, порой кажется, что VFX-индустрия — это золотая жила, ведь результаты работы специалистов по визуальным эффектам мы видим практически в каждом фильме. Однако на практике многие работники бесплатно перерабатывают, а клиенты зачастую сами не знают, чего хотят. И, тем не менее, после того как тему защиты прав рабочих начали поднимать в прессе, в сфере визуальных эффектов начинаются перемены к лучшему. А значит, кинематографисты продолжат удивлять зрителей новыми мирами!

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

#лонг #cgi #vfx #marvel.

 

Источник

Читайте также