Как Коллин Этвуд на протяжении 30 лет одевает персонажей Тима Бертона

Оскароносная художница по костюмам Коллин Этвуд придумала роскошные костюмы для «Мемуаров гейши» и черную парадную форму для группы My Chemical Romance. С Тимом Бертоном она работала чаще, чем с другими режиссерами. При помощи избранных фильмов раскрываем основные аспекты их сотворчества.

Как Коллин Этвуд на протяжении 30 лет одевает персонажей Тима Бертона

В мире кино нередко встречаются многолетние плодотворные творческие союзы. Пожалуй, один из самых ярких примеров — тандем мрачного гения Тима Бертона и обладательницы четырех «Оскаров» Коллин Этвуд. Они познакомились во время работы над картиной «Эдвард руки-ножницы». Этвуд привел художник-постановщик Бо Уэлш, который сотрудничал с ней на съемочной площадке романтической комедии «Джо против вулкана».

За плечами Бертона и Этвуд — более десятка сделанных вместе фильмов. Их работа обычно строится по одной схеме. Сначала художница изучает сценарий. Затем встречается с режиссером и разговаривает с ним об особенностях персонажей. Зачастую на первое обсуждение она не приносит никаких набросков. Далее Коллин ищет подходящие рисунки и фото, параллельно занимаясь подбором тканей и созданием эскизов. По ее словам, в большинстве случаев у них с Тимом мало времени, поэтому у нее нет возможности встречаться с ним несколько раз и подробно объяснять свои идеи. На следующем этапе Этвуд делится с режиссером задумками. Если ему они нравятся, то начинается процесс пошива костюмов. Первая примерка делается с актером. На вторую, как правило, приходит Бертон и высказывает пожелания. Остальную связанную с костюмами работу он полностью оставляет на откуп Коллин.

«Эдвард руки-ножницы» (1990)

В 1989 году на экраны вышел «Бэтмен» Тима Бертона, который имел большой коммерческий успех. Изначально планировалось, что режиссер будет сразу снимать продолжение, но он взялся за другой проект.

Как ни странно, идея возникла из рисунка, сделанного мною давным-давно. То был всего лишь образ, который мне нравился. Он возник подсознательно и был связан с персонажем, который хочет прикасаться к предметам, но не может, он несет в себе одновременно созидательное и разрушительное начало — само воплощение противоречия <…>.

Тим Бертон. Из книги «Тим Бертон. Интервью. Беседы с Марком Солсбери»

Создавая костюм для Эдварда руки-ножницы, блестяще сыгранного Джонни Деппом, Этвуд ориентировалась в первую очередь на наброски Бертона. В общем-то в данном случае режиссер сделал за нее немалую часть работы. От художницы главным образом требовалось придумать, как лучше претворить его идею в жизнь. Знаменитый наряд Эдварда выполнен из множества обрезков кожи, купленных Коллин в магазинах на нью-йоркской улице Орчард-стрит. Образ дополняют ремешки и пряжки. Все это напоминает о происхождении персонажа, собранного из разных частей, словно монстр Франкенштейна. Съемки фильма проходили во Флориде, где было очень жарко. Этвуд признавалась, что жалела Деппа, которому приходилось в такую погоду носить кожаный костюм.

«Сонная Лощина» (1999)

Экранизация новеллы Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине» по сей день считается одним из самых удачных фильмов Тима Бертона. Картина, вдохновленная ужастиками легендарной студии Hammer и «Черной субботой» итальянского классика Марио Бавы, была обласкана критиками и получила три номинации на «Оскар»: за операторскую работу, дизайн костюмов и работу художника-постановщика. В последней категории лента победила.

После «Супермена» я не знал, чем заняться. И тогда прислали этот сценарий, который показался мне сильным и очень понравился. Никогда не доводилось раньше снимать настоящий фильм ужасов, что весьма забавно, ведь фильмы этого жанра — мои любимые. В сценарии были образы, за воплощение которых я бы с радостью взялся: ветряная мельница, Дерево Мертвых. Правда, я не самый большой любитель лошадей. Но рассказ Вашингтона Ирвинга по-настоящему увлекательный <…>.

Тим Бертон. Из книги «Тим Бертон. Интервью. Беседы с Марком Солсбери»

Успех готической сказки «Сонная Лощина», действие которой разворачивается в конце XVIII века, не в последнюю очередь обусловлен визуальным решением. Изначально Бертон и оператор Эммануэль Любецки хотели снять черно-белое кино в старом, «квадратном» формате. Эта задумка оказалась нереализуемой, и они выбрали почти монохромный вариант, благодаря которому усиливается фантастический аспект истории. На съемках использовался светофильтр, несколько приглушающий цвета. Вместе с тем в гардеробе персонажей присутствуют цветовые акценты. Этвуд признавалась, что с теплом вспоминает работу над фильмом: художница хорошо провела время, создавая костюмы. Во время работы она вдохновлялась преимущественно старыми картинами и описаниями одежды из книг. При этом у нее не было цели строго следовать исторической правде.

Когда Икабод находится в Сонной Лощине, он носит один и тот же костюм. Одежда его отличается простотой, строгостью и скромностью. Во-первых, Крейн не может похвастаться богатством. Соответственно, он не способен позволить себе обширный гардероб. Во-вторых, герой Деппа — человек практичный, в чьей жизни логика стоит на первом месте. У Этвуд получился минималистичный и элегантный костюм, частично благодаря ему Икабод напоминает хаммеровского героя.

Этвуд любит при помощи костюмов подсказывать, что произойдет в фильме в скором времени. В этом плане в «Сонной Лощине» интересен роскошный плащ с капюшоном Катрины Ван Тассэл (Кристина Риччи). В нем девушка приезжает в зловещий лес вслед за Крейном. Яркая особенность этого костюма — кроваво-красные розы, представляющие собой то ли вышивку, то ли рисунок, то ли аппликацию. Они намекают зрителям на то, что дальше Катрина и Икабод увидят, как кровоточит Дерево Мертвых, около которого загадочный и опасный Всадник (Кристофер Уокен) прячет отрубленные головы.

Другой пример — финальное платье коварной ведьмы Мэри Ван Тассэл (Миранда Ричардсон). Черная сетка похожа на переплетающиеся ветви, что отсылает к дальнейшей незавидной судьбе женщины: Всадник без головы затащит ее в ад через портал, расположенный в Дереве Мертвых. Вероятно, при создании наряда Этвуд вдохновлялась в первую очередь работой английского художника Эдварда Берн-Джонса «Сидония фон Борк 1560». На картине изображена главная героиня готического романа Вильгельма Майнхольда «Колдунья Сидония» — дама злая и склонная к плетению интриг. Кроме того, платье Ван Тассэл напоминает наряды с двух других картин — «Портрет женщины» Джулиано Романо и «Тщеславие» Фрэнка Кадогана Купера.

«Планета обезьян» (2001)

Новый век Бертон начал с «Планеты обезьян», которую сложно назвать его творческой удачей. Сам режиссер считает ленту своим «самым неубедительным фильмом». Картина неплохо показала себя в прокате, но вот критики ее не приняли. В основном нападкам подвергся сюжет, зато визуальную часть многие сочли сделанной на достойном уровне. Этвуд даже номинировали за дизайн костюмов на премию BAFTA. Правда, в итоге она проиграла Дженни Беван и историческому детективу «Госфорд-парк».

«Планета обезьян» стала четвертым совместным проектом Этвуд и Бертона. По словам Коллин, на тот момент режиссер уже мог просто дать ей общее представление о том, что чувствует, какие-то нечеткие идеи о форме и цвете. Именно от них она и отталкивалась. Для фильма понадобилось около тысячи костюмов, то есть Этвуд проделала поистине колоссальную работу.

Для приматов была придумана одежда, которую можно легко надевать и снимать. Многие их вещи ассиметричны. Естественно, создавая костюмы, Коллин не забывала об индивидуальности актеров, которым предстоит их носить. Например, по мнению Этвуд, Тим Рот привнес чудесную силу в характер Тэйда. Созданная для него одежда придавала его телу очень мощный вид. Также Коллин сделала для Тэйда более длинный шлем, чем у подчиняющихся ему воинов, чтобы он выделялся на их фоне.

В фильме Бертона люди живут во враждебной среде и подчиняются обезьянам, что нашло отражение в их костюмах. Вместе со своей помощницей Джейн Клайв Этвуд создала особую ткань, благодаря которой человеческая одежда стала напоминать кожу рептилии. Чтобы добиться нужного эффекта, вещи раскрасили разными цветами в несколько слоев. За основу для узоров были взяты шкуры животных и виды пересохшей земли с высоты птичьего полета. Костюм Лео (Марк Уолберг) отличается от одежды остальных людей. Этвуд не хотела, чтобы он носил набедренную повязку. Поэтому Лео ходит в изрядно потрепанной версии собственной военной формы.

«Крупная рыба» (2003)

Фантастическая трагикомедия «Крупная рыба» — масштабное полотно, для которого Этвуд создала десятки костюмов, причем только для основных персонажей, а ведь есть еще многочисленная массовка. В средней школе Кловердейла, где располагались производственные мастерские фильма, костюмерный цех занимал больше всего места. Классы и коридоры были заполнены стойками с кринолинами, поясами, бюстгальтерами и прочими вещами. Коллин разделила историю на разные темы и периоды. У каждой части были свои нюансы, связать их вместе художница попыталась посредством цвета и текстуры.

Хелена Бонэм Картер предстала в «Крупной рыбе» в двух образах: жительницы города Мираж Дженни и ведьмы, у которой глаз способен показывать смерть. Причем в сознании Эдварда Блума (Юэн Макгрегор) это как бы одна и та же женщина. Актриса рассказывала, что Этвуд всегда думает с точки зрения персонажа. По словам Хелены, играть кого-то — это словно заимствовать чужую кожу. Костюм — еще одна кожа, еще один слой характера. Больше всего Бонэм Картер нравился наряд ведьмы: платье, обувь и трость.

В числе немногих персонажей, проходящих через весь фильм, — великан Карл (Мэттью Макгрори). Этвуд и Бертон решили показать, как персонаж становится все более нормальным по мере развития сюжета. Сначала он живет в пещере и носит одежду из крысиных шкур и бог знает чего еще. Когда Карл покидает Эштон вместе с Эдвардом, на нем красуется пальто из палатки и обувь из чемоданов. В финале великан предстает в ничем не примечательном костюме с галстуком, то есть ему удалось интегрироваться в общество.

«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007)

Кровавый фильм о парикмахере-убийце (Джонни Депп) и его подружке, делающей пироги с начинкой из человеческого мяса (Хелена Бонэм Картер), выдержан преимущественно в мрачных тонах. Действие картины разворачивается во второй половине 1840-х годов. Этвуд называет этот период «самым темным временем викторианской эпохи». Тьма исходит из грязи. По словам художницы, люди, которые тогда ходили в чистой одежде, просто меняли ее несколько раз в течение дня. Испачкаться было легко, только выйдя на улицу. Для Коллин этот момент играл важную роль.

Этвуд заполнила плохо освещенные лондонские улицы потасканными проститутками, нищими и любителями опиума. Что касается стандартного наряда главного героя и по совместительству ключевого злодея, то он включает в себя грязную рубашку, скомканный шейный платок и поношенную кожаную куртку. Все костюмы Суини Тодда простые, так как персонаж Деппа по большому счету не осознает, что носит.

Коллин сравнивала мисс Ловетт с вороной. По мнению художницы, изготовительница зловещих пирогов всегда подбирала немного того или другого. Когда у героини Хелены Бонэм Картер появились деньги, она обзавелась новыми нарядами. Ее платья разного цвета, но неизменно изящные и сдержанные. При их создании Этвуд использовала немало аутентичных тканей. В каждом костюме есть оттенок красного, который не особенно бросается в глаза. В большинстве нарядов присутствуют бусины и блеск. По словам Коллин, мисс Ловетт носит фантастическое нижнее белье, скрытое от зрителей, — превосходные панталоны и корсеты.

«Алиса в Стране чудес» (2010)

Коллин Этвуд признавалась, что киноверсия культовой сказки Льюиса Кэролла, снятая Тимом Бертоном, — один из любимых ее проектов. Работая над костюмами, художница не хотела ориентироваться на те наряды, что в сознании большинства ассоциируются с кэролловскими персонажами. Чтобы найти идеи для фильма, она обратилась к иллюстрациям, выполненным сэром Джоном Тенниелом для первого издания сказок Кэролла в тесном сотрудничестве с самим писателем. Впрочем, в итоге прямых отсылок к ним почти нет. Также создатели ленты изначально решили базироваться на одежде 1860-х годов. Это десятилетие было выбрано неслучайно: именно тогда была впервые издана «Алиса в Стране чудес».

Бертон и Этвуд настолько хорошо понимают друг друга, что порой генерируют едва ли не идентичные идеи. Например, для «Алисы в Стране чудес» они принесли похожие скетчи Безумного шляпника — персонажа Джонни Деппа. В результате их совместной работы и не без помощи самого актера получился очень яркий образ — один из самых запоминающихся в фильме. По мнению Этвуд, Безумный шляпник в этой истории — реальный человек с большим сердцем, в связи с чем он носит озорную, но вместе с тем вполне традиционную одежду. Еще один важный момент — наряд героя Деппа отражает его психическое состояние. В частности, костюм становится темнее в те моменты, когда персонаж расстроен.

Мой герой — Безумный Шляпник — наверное, самый странный из всех. Тим раскопал, что в викторианской Англии шляпники действительно часто сходили с ума. Они в производстве дамских пышных шляп использовали клей, основанный на ртутных солях, — и травились ртутными парами

Джонни Депп, интервью «Российской газете»

В бертоновской «Алисе в Стране чудес» живые актеры соседствуют с нарисованными персонажами. Костюмы для последних Этвуд придумывала либо полностью самостоятельно, либо при участии аниматоров. Для нее эта работа стала новым опытом, который ей очень понравился. Иногда Колин давала полезные советы, не касающиеся костюмов. Например, когда она увидела эскиз Сони, то попросила аниматоров внести небольшое, но интересное изменение — сделать ушко мыши слегка порванным.

«Дом странных детей мисс Перегрин» (2016)

В основу фильма лег бестселлер Ренсома Риггза «Дом странных детей». Книга иллюстрирована старинными снимками, собранными писателем и его друзьями. При разработке костюмов Этвуд не стала копировать одежду с фотографий. Исключение — наряды близнецов, которые ей очень понравились. Коллин хотелось сохранить их странный и вычурный вид. В остальном художница старалась следовать описаниям, фигурирующим в романе Риггза.

Действие фильма частично происходит в 1940-х годах, в мире, где люди обладают необычными способностями. Каждый костюм отражал не только характер персонажа, но и его особенности. Эмма (Элла Парнелл) умеет управлять воздухом. Когда она снимает железные туфли, то взмывает в небо. При создании обуви для девушки Этвуд вдохновлялась утюгами. Коллин нравилось думать, что столь нетривиальную пару для Эммы сделал отец. Туфли гармонично сочетаются с голубым платьем из трех слоев тонкого шелка. Оно довольно легкое и наполняется воздухом, когда героиня Эллы Парнелл идет. Таким образом костюм намекает на ее оригинальную силу.

Я считаю, что мы сняли более человечную версию истории об особенных учениках. Я всегда воспринимал эти особенности не как суперспособности, а как своего рода заболевание. Эти люди не заинтересованы в том, чтобы спасти мир и победить всех злодеев на свете. Нет, они учатся воспринимать себя такими, какие они есть. И их адаптация к миру скорее схожа с тем, что испытывают дети с отклонениями в развитии или физическими недостатками. Хотя «отклонения» и «недостатки» — это ужасные слова, поэтому предлагаю остановиться на особенностях.

Тим Бертон, интервью kinopoisk.ru

Этвуд славится повышенным вниманием к деталям. Это особенно ярко проявилось в костюме мисс Перегрин (Ева Грин). Героиня умеет превращаться в птицу, что очень изящно передано в ее одежде. Наряд сшит из темно-синего шерстяного крепа. На рукавах есть вставки, украшенные металлической вышивкой на шелке и напоминающие перья. Внимательный зритель может заметить их, когда мисс Перегрин двигается. Кроме того, Коллин постаралась придать костюму викторианские нотки. По мнению Этвуд, героиня Евы Грин живет на свете несколько дольше, чем кажется.

Несмотря на то, что Этвуд и Бертон давно знакомы, она постоянно старается придумывать что-то новое и необычное для фильмов режиссера. Не в последнюю очередь именно в этом заключается секрет успеха их многолетнего творческого союза. Кроме того, по словам Коллин, Тим по-настоящему любит цвет, искусство, живопись и костюмы. Он не мешает и не пытается взять все под свой контроль, а просто позволяет Этвуд реализовывать задуманное. Как отмечает Коллин, Бертон — художник, живущий по собственным правилам. Тим весело проводит время и старается, чтобы окружающие его люди чувствовали себя так же.

Мария Букалова, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

 

Источник

Читайте также