Мир мафии – одна из самых обласканных тем в попкультуре.
Вот лишь некоторые узнаваемые кинематографические черты этого мира: итальянцы, честь семьи, дорогие костюмы, высокопарные речи и благородные доны (которым мы сопереживаем). И, конечно, подлые доны — абсолютные негодяи, которых непременно убьют.
Такой мир возник на экране в 70-е—90-е годы благодаря культовым фильмам “Однажды в Америке”, “Славные парни”, “Неприкасаемые”. Но в первую очередь. конечно, “Крестному отцу” — одной из главных культурных вех Америки.
А в 00-ых он был разрушен с появлением “Сопрано” – который использовал буквальные отсылки на фильм Копполы, цинично показывая неуместность такого мафиозного пафоса.
В посте сначала расскажу немного про мафию глазами «Крестного отца» и «Сопрано», а во второй части – приведу конкретные примеры, как в Сопрано ссылаются и переиспользуют фильм Копполы.
Мир Крестного Отца
Так вот, пару слов про главную гангстерскую ленту 70-ых.
Сразу после выхода фильм стал культовым – он получил Оскар как лучший фильм, собрал и единодушно объединил и высоколобых критиков, и простых зрителей – фильм все боготворили.
Впоследствии, “Крестный отец” стабильно входит в списки величайших фильмов всех времен.
Мафия там показана совсем не как набор алчных и подлых бандитов, решающих свои уголовные делишки, а как семья, где основная задача – отбивать внешние удары на близких и помогать друзьям.
В первой же сцене фильма, к Вито Корлеоне приходят просить помощи – и он соглашается на услуги, но как мудрый глава семьи, а не как жестокий босс ОПГ, который наверняка что-то потребует взамен.
За весь фильм, представители Корлеоне не делают ничего такого, что вызвало бы в нас внутреннее несогласие.
Да, Майкл Корлеоне убивает, но убивает убийц своего отца.
Да, Вито Корлеоне участвует в собрании вместе с другими боссами (среди которых есть негодяи) – но от выступает яро против наркотиков, которые видит злом.
И все это на фоне итальянских традиций, красивых речей, дорогих машин и костюмов.
После выхода фильма, “Крестного отца” ругали за такую романтизацию бандитов.
Роджер Эберт (один из главных кинокритиков XX века) писал:
«Коппола ловко строит фильм так, чтобы вызвать симпатию к героям. Мафия не является благотворительной организацией, а семья Корлеоне лишь немногим лучше других. И все же, когда Вито Корлеоне падает замертво посреди своего огорода, мы чувствуем утрату чего-то великого».
Да и сам Марио Пьюзо (автор романа) говорил в своем интервью New York Magazine, что большинство отраженного в книге – его фантазии, и он “никогда не встречал честного гангстера”.
Однако, такой образ мафиози надежно закрепился в массовом сознании – жестких, но благородных людей слова, которые на первое место ставят семью.
Ну а в 1999 году, через 27 лет после выхода “Крестного отца” появляется “Клан Сопрано” – сериал, который рассказывал про тех же самых италоамериканцев-бандитов, но совсем с другого боку, без гламура и лоска.
Мир Клана Сопрано
Сериал создал Дэвид Чейз, который до этого был успешным сериальным сценаристом на студии Paramount.
Всю карьеру он вынашивали идею отразить на экране свои личные отношения с матерью – которые были весьма драматическими и тяжелыми. Но в какой-то момент он понял, что мало кому будет интересно смотреть на взаимоотношения телевизионного продюсера со своей мамой.
Отсюда пришла идея сделать главного героя крутым харизматичным персонажем, за которым интересно будет наблюдать – Дэвид был итало-американцем, поэтому в качестве крутого персонажа на ум сразу пришли мафиози.
Вот так появился образ Тони Сопрано – внешне жесткого и крутого парня, руководящего ОПГ. Но с кучей детских комплексов и страхов внутри, возрастными проблемами и сложностями во взаимодействиях с семьей.
Который так не похож на привычного нам Вито Корлеоне.
Студия HBO, узнав про то, что Чейз пишет сценарий сериала про мафию сходу предложила ему снять телевизионную версию “Крестного отца” – на что Чейз ответил отказом, предложив свою версию.
Где сериал становится не респектабельным произведением про мафию – а семейная сага о кризисе среднего возраста и проблемах в отношениях с родственниками.
HBO увидело в этом потенциал и согласилось.
Чейз всегда хотел снимать так, чтобы ему было интересно это смотреть и его знакомым. А это означало реалистичные места, правдивые диалоги, многогранные персонажи со своими слабостями – все как в жизни.
Поэтому и гангстерский мир в Сопрано изначально создавался максимально реалистичным – ведь Чейз, выросший в Нью-Джерси, прекрасно знает манеру поведения настоящих бандитов, живущих по соседству (в отличии от создателя “Крестного отца” Марио Пьюзо).
Про контрастность восприятия бандитского мира у Копполы и у Чейза
Бандиты в сериале очень сильно хотят выглядеть респектабельными и властными мафиози, как их коллеги из “Крестного Отца”.
Но если в “КО” семья заседает в отелях на фоне американских флагов, то Сопрано предпочитали обсуждать деловые вопросы на парковках или пересекаться в торговых центрах. Или вообще, встречаться на заднем дворе домов (с постыдным убеганием, когда заметили федералов).
Вместо грозного одновременного убийства всех боссов из враждебных семей – беготня по зимнему лесу за бешеным русским.
Даже световая гамма произведений кардинально разная: «Крестный отец» погружен в темные полутона, там явно недостает света, будто мы исподтишка заглядываем за кулисы гангстерского мира.
Мир «Клана Сопрано» же залит обычным дневным светом, стирающим барьер между зрителем и героями — мы словно находимся в одном пространстве с героями.
“Сопрано” – продукт эпохи постмодерна. Герои сериала запоем смотрят фильмы про мафию, что позволяет им постоянно на них ссылаться.
Особняком стоит, конечно, произведение Копполы — его обожает большинство персонажей “Сопрано”.
Поэтому шоураннер Дэвид Чейз часто ссылается на первоисточник — либо посредством своих персонажей (проводит параллели с героями Копполы), либо через прямые упоминания.
Авторские отсылки
Создатели сериала часто отсылаются на “Крестного отца” на уровне самого повествования – отсылки кажутся понятными только нам, зрителям, персонажи как будто это не замечают.
Чаще всего, это служит целью показать нам неуместность пафоса “Крестного отца” в реалистичном мире Сопрано.
Поэтому в эпизоде, когда Тони попадает в кому, в его видениях почти все пронизано отсылками к фильму Копполы – два мира смешиваются в одном сюрреалистичном потоке.
Это и повторение фраз, выглядящих максимально неуместно (грубую фразу про “член наперевес” в “Крестном отце” говорил Сонни Корлеоне в компании бандитов, а в “Сопрано” ее произносят за семейным ужином)
Или параллель с поиском пистолета за бачком унитаза – Майклу Корлеоне нужен пистолет как орудие (он пришел убивать другого гангстера).
А Тони Сопрано, который вышел в туалет с семейного обеда, очевидно, не нужен пистолет – поэтому за бачком он находит пустоту.
Или Эй Джей, сын Тони, говорит Крису фразу “Сложно, но не невозможно”, аналогично Рокко из второго “Крестного отца”.
В Сопрано обсуждают убийство бандита Джуниора Сопрано, а в “Крестном отце” – убийство мафиози Хаймана Рота.
Но в “Крестном отце” обсуждалось сложное и выгодное убийство мафиози, который из партнера превратился в опасного конкурента.
А вот в Сопрано обсуждается убийство немощного старика.
Кстати, интересная деталь – Дядю Джуниора (которого хотят убивать в Сопрано) и Джонни Ола (ближайшего помощника Хаймана, которого хотят убивать в Крестном отце) – играет один и тот же актер, Доминик Кьянезе.
Понятно, что нельзя было обойтись без упоминания самой известной фразы из саги о Корлеоне – “предложение, от которого нельзя отказаться”.
Её говорит тренер футбольной команды, объясняя свой уход.
На что представили мафиози резонно замечают, что настоящее предложение, от которого тот не сможет отказаться, он пока не услышал.
Ну или взять полную пафоса фразу Вито Корлеоне, адресованную гробовщику, про то, чтобы он использовал все свое мастерство и умение, чтобы привести лицо сына в порядок перед похоронами (после того, как его изрешетили пулями).
В Сопрано в похожей ситуации после смерти матери, в похоронном бюро, ситуация отзеркаливается – гробовщик сам сходу говорит, что применит “все свое мастерство и умение”.
На что Тони отвечает вполне житейски, мол, давайте без фанатизма.
Иногда, отсылки чуть-чуть адаптируют и просто используют как дань уважения классике – например, в сцене покушения в “Крестном отце”, Дон Корлеоне покупал апельсины.
А перед своим покушением Сопрано берет апельсиновый сок Тропикана (что довольно буднично и гораздо ближе к американским реалиям 90-ых):
Кстати, ранее я уже писал про знаменитый миф о том, что в «Крестном отце» апельсины означают смерть.
Но авторские отсылки не так ценны, как прямое упоминание фильма персонажами фильма.
Ведь тогда с темой гангстерского пафоса взаимодействуют не создатели сериала – а напрямую, каждый раз подтверждая нереальность этого мафиозного мира.
Упоминания персонажами
Герои “Клана Сопрано” буквально грезят “Крестным отцом”.
Они хотят быть похожими на персонажей из фильма, хотят говорить такими же фразами – ровно как и реальные гангстеры после выхода фильма “Крестный отец”.
И в большинстве случаев, эта одержимость работает против них – либо выглядит комично, либо просто жалко.
Авторские отсылки используются для того, чтобы зрители поняли несостяотельность мифа “Крестного отца”.
А вот упоминания фильма внутри самого сериала нужно для того, чтобы неуместность сравнения почувствовали сами персонажи.
Иногда, большинство упоминаний просто подчеркивает страсть героев к фильму Копполы,
Так, у персонажа Поли Галтиери в автомобиле понтовейший гудок, который звучит как тема из “Крестного отца” (что даже внутри сериала подается как китч и вызывает усмешку):
Или когда персонаж Сильвио Данте пародирует фразу Майкла Корлеоне “Они снова затащили меня обратно” из третьего “Крестного Отца”.
Сил делал это несколько раз в сериале, это часто повторяющаяся шутка (и довольно культовый эпизод среди поклонников сериала):
Также, главные герои постоянно хотят интегрировать мафиозные вещи из “Крестного отца” в свой мир – что обычно заканчивается комично.
Например, обычное убийство бандита Брэндона (где стреляли в лицо и случайно попали в глаз), герои сразу окрещают “убийством со значением” – ведь именно так убили персонажа Мо Грина из “Крестного отца”!
Комичность ситуации в том, что Мо Грин – влиятельный мафиози, которого действительно, могут убить по-особенному. А Брэндон – уличная шпана, никто не будет закладывать в его убийство какой-то потаенный смысл.
Или название бара, которым владеет Тони, “Bada Bing” – это не просто “Пиф-паф”, а это именно те слова, который говорил Сонни Корлеоне при обсуждении убийства Соллоццо и капитана Маккласки:
Владение темой “Крестного отца” можно воспринимать даже неким обрядом инициации – совсем молодой и неопытный Крис тоже хочется приобщиться к поклонению “Крестным отцом” – но путает имя персонажи Лука Брази, чем вызывает негодование другого бандита.
И явно показывает, что еще не готов стать полноправным членом банды – ведь все опытные гангстеры в таких мелочах не ошибаются!
Но самое важное – это когда персонажи сами подтверждают несостоятельнотсть мифа “Крестного отца” своими цитатами.
Например, на свадьбе влиятельного босса из другой семьи, Крис спрашивает у Тони, попросил ли он услугу у босса? Ведь в фильме “Крестный отец” именно такой ритуал показывали на свадьбе дочери Вито Корлеоне.
На что Тони не понимает как реагировать, ведь нигде кроме как в “Крестном отце” такого обычая нет.
“Крестный отец” – один из любимейших фильмов Тони Сопрано. А сцена, которая ему нравится больше всего – где Майкл Корлеоне убивает Соллоцо и капитана полиции – ведь они стояли за покушением на его отца, Вито Корлеоне.
И самая яркая связь мифологической картины Копполы с реальностью Сопрано – когда сын Эй Джей Сопрано, пытается убить Джуниора, обидчика Тони.
Прямо как Майкл Корлеоне, который мстил врагам своего отца. В той самой любимой сцене Тони Сопрано.
Но неожиданно, вместо триумфа, который получил Майкл, у Эй Джея ничего не выходит, да и Тони его за это гневно ругает.
Сын в смятении, ведь он все делал в соответствии с законами гангстерского мифа!
На что Тони очень грустно отвечает, что, увы, это всего лишь фильм.
Тем самым подтверждая, как опасно верить в ванильный мир “Крестного отца”, и как сильно он отличается от мира Сопрано.
«Крестный отец» и «Клан Сопрано» – это два логичных этапа становления гангстерского мифа.
Первый этот миф воздвиг. Ну а второй же – этот миф разрушил и деромантизировал.
Спасибо за прочтение!
Мой телеграм-канал (пост взят оттуда):