Игровой гаджет, послуживший рекламой не только для Microsoft.
В 2015 году немецкие художники-активисты Ян Николай Неллес и Нора аль-Бадри провернули акцию, которую назвали «взлом Нефертити».
Пара выложила в открытый доступ подробную 3D-модель одного из самых известных произведений искусства Древнего Египта — бюста супруги фараона Эхнатона, правившего государством в XIV веке до нашей эры. Разумеется, никакого разрешения от Нового музея в Берлине, где хранится артефакт, у них не было.
В течение нескольких лет активисты утверждали, что заполучили все данные при помощи Kinect — контроллера для Xbox, производство которого Microsoft прекратила в октябре 2017-го. Они якобы пронесли контроллер вместе с источником питания и оборудованием для записи в музей и отсканировали скульптуру.
Художники даже опубликовали видео, в котором аль-Бадри со спрятанным под пальто контроллером обходит бюст кругами, периодически прикрывая его шарфом, чтобы охрана не заметила, ведь фотосъёмка в этом зале музея запрещена.
Как только информация о «взломе» стала распространяться в сети, многие подвергли слова Неллеса и аль-Бадри сомнению. Неудивительно, стоит лишь сравнить результат обычной попытки сканирования на Kinect с тем, что выложили в сеть «грабители». Разрешение оказывается несравнимо ниже.
Более того, чтобы создать трёхмерную модель объекта, он должен постоянно находиться в «поле зрения» камеры Kinect.
И шарф, которым время от времени накрывали гаджет активисты, и пуленепробиваемое стекло, за которым хранится известняковый бюст, только мешали бы инфракрасному сенсору.
И это не говоря уже о том, что для того, чтобы записывать данные сканирования с Kinect, необходим как минимум ноутбук с установленным на нём программным обеспечением. Маловероятно, что ноутбук вместе с блоком питания для него и контроллера уместился бы под пальто.
Вопрос о том, как при помощи гаджета от Microsoft с углом обзора камеры в 57 градусов по горизонтали можно было отсканировать верхнюю часть скульптуры, тоже оставался открытым.
Лишь два с лишним года спустя, в разговоре с порталом Eurogamer, активисты признались, что Kinect не был основным источником информации для них.
Официально мы до сих пор стоим на том, что отсканировали бюст в музее.
Однако, говоря откровенно, это была лишь часть процесса по сбору данных. Мы не только проводили съёмку на Kinect. Информация с контроллера помогла сделать определённые рассчёты, после чего мы совместили её с данными, полученными другим путём.
Как раз отсюда — и высокое разрешение, и большое число полигонов.
Неллес не уточняет, что это за «другие пути», которыми он и аль-Бадри пользовались в процессе «взлома». Тем не менее есть вероятность, что активистам каким-то образом удалось заполучить результаты сканирования, проведённого работниками музея, и создать на их основе файл, с помощью которого Нефертити можно распечатать на любом 3D-принтере.
Египетские власти требовали возвращения скульптуры несколько раз, впервые — после того, как тот оказался на экспозиции Нового музея в 1924 году. Однако каждый раз им отвечали отказом.
Целью Неллеса и аль-Бадри же было не возвращение ценности «на родину», хотя они и устроили выставку собственной копии в Каире. Они хотели показать, что подобные предметы истории — достояние человечества, а не какого-то конкретного государства.
Ну а Kinect, по признанию Неллеса, они использовали для того, чтобы «преподнести публике историю, которая лучше всего передавала бы их намерения».
Источник: DTF