Оригинал опубликован 19 июня 2024
Intro: Я потерял чувство юмора?
Когда мне было одиннадцать, моим любимым фильмом было «Очень страшное кино 3». Для тех, кто не знает, «Очень страшное кино 3» — это комедия, пародирующая популярные фильмы ужасов 2000-х годов, такие как «Знаки» и «Звонок».
Этот фильм стал третьей частью популярной серии «Страшное кино», самой заметной франшизы в поджанре пародийных фильмов. В этот поджанр также входят картины, такие как «Знакомство со спартанцами«, «Нереальный блокбастер» и «Очень эпическое кино«, а также множество низкосортных проектов с дешевым производством и бессмысленными гэгами. Пародийные фильмы процветали в 2000-х годах, и «Очень страшное кино 3» собрало более $220 млн, несмотря на 35 % рейтинга на Rotten Tomatoes.
Когда я был подростком, впервые увидев этот головокружительный спуф-фест, я не задумывался о кинематографическом мастерстве фильма. Я просто любил «Очень страшное кино 3». Я смотрел его каждый месяц, устраивал показы для друзей и даже сделал его центральным событием на праздновании дня рождения.
Несколько месяцев назад я решил пересмотреть «Очень страшное кино 3» и, о боже, он не постарел. Уже через 30 минут я пришел к печальному выводу: мне это совсем не показалось смешным. Как фильм, столь важный для моей подростковой личности, мог казаться таким чужим? Я потерял чувство юмора или оно просто изменилось с возрастом? Я нормальный или это отклонение?
К счастью, множество научных исследований изучают пересечение юмора, старения и культурных традиций. Поэтому сегодня мы рассмотрим, как формируется и трансформируется наше чувство юмора с возрастом, а также физиологические факторы, определяющие нашу комедийную чувствительность.
Как меняется наше чувство юмора с течением времени?
Мы рождаемся маленькими какающими машинками без чувства юмора. Мы не умеем говорить смешными голосами, изображать комичные сценки и не понимаем игру слов — мы просто едим, спим, какаем, плачем и снова какаем. Однако среди этого хаоса постепенно начинает зарождаться чувство юмора.
Ранний опросник юмора [Early Humor Survey, EHS] — это стандартизированный инструмент, разработанный для оценки способностей ребенка к восприятию юмора в первые четыре года жизни. Данные опроса EHS, собираемые у родителей, показывают, что наше чувство юмора начинает формироваться в младенчестве, обычно около четырех месяцев. В этот период младенцы реагируют на простые стимулы смехом и начинают проявлять первые признаки чувства юмора.
Еще более поразительно то, как развитие юмора различается в зависимости от типа задач: понимание и восприятие бессмыслицы, каламбуров и трюков происходит с разной скоростью.
Как только мы выходим из подросткового возраста, частота юмористических взаимодействий начинает снижаться, и мы смеемся реже.
Исследование Gallup 2013 года, которое фиксировало частоту юмористических взаимодействий, выявило существование «скалы юмора» с возрастом — каждый год мы смеемся чуть меньше, чем в предыдущем. К 80 годам юмор почти исчезает из нашей жизни, но затем мы начинаем смеяться немного чаще (какое облегчение).
Несмотря на завораживающую визуализацию, данные могут быть интерпретированы неверно. Популярное мнение считает, что с возрастом люди утрачивают способность к юмору, как будто эта черта характера подвержена росту или падению. Однако на самом деле юмористическая чувствительность человека определяется множеством предпочтений, которые остаются стабильными на протяжении всей нашей жизни.
Многочисленные исследования посвящены тому, как изменяются вкусы в юморе с возрастом и как мы реагируем на различные стили юмора на разных этапах жизни. Одно из таких исследований, опубликованное в журнале Current Psychology, предлагало респондентам серию юмористических высказываний и оценивало их склонность к четырем различным типам шуток:
-
Самоусиливающийся юмор: поиск комического в повседневных ситуациях, часто с добродушными шутками в свой адрес.
-
Аффилиативный юмор: использование юмора для укрепления социальных связей и улучшения отношений путем обмена шутками и забавными историями, которые вызывают смех, избегая при этом негатива.
-
Самоуничижительный юмор: шутки за свой счет с целью получения одобрения или избегания конфликта, что иногда подрывает самооценку.
-
Агрессивный юмор: шутки или замечания, которые высмеивают, принижают или унижают других, часто с целью утверждения доминирующего положения или выражения враждебности.
В итоге исследование показало, что с возрастом люди больше ценят самоусиливающийся юмор и меньше — аффилиативный, самоуничижительный и агрессивный юмор.
Аналогичное исследование, проведенное среди 4200 немецких участников, показало, что с возрастом люди все больше предпочитают разрешение несоответствий — подход, который включает неожиданные или противоречивые элементы, приводящие к комическому сюрпризу. В формате шутки этот жанр включает завязку, указывающую на один исход, и ударную часть, которая обеспечивает неожиданный поворот, например: «Я только сегодня прилетела, и как же устали мои руки!»
Это исследование показывает, что с возрастом люди все больше ценят разрешение нелепостей и все меньше предпочитают нелепый юмор.
Возможно, в этом и заключается мое обретенное отвращение к «Очень страшное кино 3», фильму, который лучше всего описать как «84 минуты комедийной чепухи«. Вероятно, глупость ради глупости уже менее привлекательна для меня, тридцатилетнего…
Социальные нормы также играют важную роль в наших постоянно меняющихся отношениях с юмором. Разрыв между поколениями в том, что считается «подходящим», сильно влияет на наши интерпретации комедии.
Исследователи из Университета Акрона и Северо-Восточного университета для более глубокого понимания взаимодействия культурных норм и восприятия юмора попросили участников посмотреть серию комедийных фильмов и телевизионных клипов, а затем оценить сцены с точки зрения их уместности и комичности. В результате все возрастные группы нашли так называемые «подходящие» клипы одинаково смешными, в то время как пожилым людям менее доставляли удовольствие клипы, считавшиеся «неподходящими».
Концептуально говоря, оценка уместности юмора является относительной, особенно в контексте изменяющихся социальных стандартов. Юмор, в отличие от вина, не стареет, но часто страдает от несоответствия современным культурным нормам, что делает его восприятие более сложным, особенно в интернет-среде.
Чувство юмора, как индивидуальное, так и в зависимости от поколения, является динамичным и постоянно изменяющимся. С возрастом мы чаще предпочитаем юмор, который «уместен», самодостаточен и включает разрешение несоответствий, отказываясь от других юмористических стилей. Но что определяет изменения в наших предпочтениях в юморе, что делает наш вкус в этой ключевой части личности изменчивым? Является ли эволюция наших комедийных предпочтений результатом нашей природы или воспитания?
Почему меняется наше чувство юмора?
Несколько месяцев назад я писал о том, как и когда формируется наш музыкальный вкус. Согласно анализам данных Spotify, пик музыкальных открытий приходится на 24 года, а к 30 годам они в основном затихают. Музыка, которая была частью нашего детства, часто становится нашей любимой на всю жизнь.
В ходе изучения процесса формирования чувства юмора, меня заинтересовало, соответствуют ли эти результаты. Исследования показывают, что наше чувство юмора не следует аналогичной траектории, достигая пика в ранней взрослой жизни и снижаясь с возрастом. Большинство исследований указывают, что способность ценить и понимать юмор начинает ослабевать позже, в возрасте около 60 лет. Однако способность понимать и обрабатывать комедию может снижаться с возрастом.
В одном из широко цитируемых исследований ученые из Рурского университета и Университетского колледжа Лондона оценивали понимание юмора у пожилых людей, используя тестирование на способность завершать шутки в сочетании с исполнительной функцией. Пожилые участники выбирали меньше правильных шуток по сравнению с другими возрастными группами, и их выборы оказывались менее успешными с точки зрения вызова смеха.
В аналогичном исследовании польские ученые собрали данные о восприятии юмора, состоянии здоровья, образовании, занятости и возрасте 109 пожилых людей, чтобы определить когнитивные детерминанты понимания юмора. Анализ показал, что когнитивные функции и среднее образование играют наиболее значимую роль в предсказании уровня понимания юмора в позднем возрасте.
В ответ на эти выводы ученые попытались выяснить биологические основы, влияющие на наши комедийные способности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что психологические процессы, связанные с восприятием юмора, локализованы в правой лобной доле мозга. Одно из исследований показало, что у людей с повреждением этой области мозга снижается физическая и эмоциональная реакция на комедию (смех, улыбка и т. д.), а также возникают трудности с завершением шуток.
В случае «нормального» старения, когда нет травматического повреждения мозга, постепенные изменения в правой лобной доле вероятно влияют на ухудшение комедийных способностей, что может привести к трудностям в восприятии и получении удовольствия от юмора.
Эти выводы могут показаться депрессивными: старость лишает нас многих жизненных удовольствий, и смех не исключение. Кажется, что мы постоянно скатываемся вниз с юмористического обрыва, под влиянием физиологических изменений, которые мы не можем контролировать. Тем не менее, есть и хорошие новости. Несколько исследований показали, что при специальном обучении пожилые люди могут улучшить и сохранить свое чувство юмора. Большинство людей не будут проходить курсы по развитию чувства юмора, и это в порядке вещей, поскольку возможно, им это не требуется. Есть вероятность, что регулярное общение и социальное взаимодействие могут привести к аналогичным результатам. Мы не обречены на судьбу, лишенную юмора, только потому что правая лобная доля не работает как прежде.
Эпилог: Все мы хотим смеяться
Когда мне было 14 лет, моим любимым фильмом был «SuperПерцы«. Мне так нравился этот фильм, что я смотрел его три раза, пока он шел в кинотеатрах. Из-за глупых правил MPAA я не мог смотреть фильмы с рейтингом R без сопровождения взрослых, поэтому я умолял отца сопровождать меня на второй просмотр.
Когда я сел рядом с отцом, готовясь к очередному приступу смеха, меня постигло ужасное осознание: Я буду сидеть рядом с отцом во время печально известной последовательности рисования пениса. Для тех, кто не знает, в «SuperПерцы» есть 3-минутная сцена, в которой рассказывается об одержимости одного из персонажей рисованием пенисов. Мне, подростку, приходилось смотреть, как эти фаллосы мелькают по экрану, сидя рядом с главным авторитетом в моей жизни. Именно в этот момент у меня случился небольшой приступ паники…
Признаем ли мы, что смотрели это вместе? Будет ли он возмущен таким грубым юмором? Осудит ли он меня за мою любовь к этому фильму? Я страшно просчитался.
Когда сцена наконец наступила, весь зал разразился хохотом, а мой папа смеялся громче всех. Я был в шоке: как такое возможно? Всегда считалось, что существует взрослый и детский юмор, и они никогда не пересекаются. Было странно видеть, как мой папа так сильно смеется во время просмотра фильма.
После нескольких секунд замешательства я решил не думать о чем-то лишнем и просто посмеяться вместе с ним — отец и сын смеются над стильным монтажом фаллосов. Вспоминая прошлое, я понимаю, что недооценил способность отца находить забавное и его желание смеяться. По какой-то причине я всегда думал, что взрослые не испытывают такого же сильного влечения к смеху, как дети. Я предполагал, что по мере взросления потребность в юморе заменяется чтением The New York Times, обсуждением политики, поеданием мясных блюд, просмотром обзоров на Wirecutter, жалобами на цены на бензин и просмотром «Сопрано». Однако я ошибался. Все люди, даже взрослые, хотят смеяться.
Как-то несколько месяцев назад я зашел в магазин пляжных безделушек и наткнулся на подушку с надписью: «Смейся каждый день, как будто он последний». Меня это немного рассмешило, и я подумал: «Ну и глупая подушка». Я не считал нужным получать жизненные уроки от подушки — казалось, я был выше таких вещей. В конце концов, подушки предназначены для поддержки спины и комфортного сидения, а не для того, чтобы распространять мудрость.
Но впоследствии, изучая исследования о развитии чувства юмора и биологических основаниях его уменьшения, я задумался, может быть, в той подушке был свой смысл. С каждым годом мы все меньше смеемся, но наше желание по-прежнему остается. Меняется наш мозг, меняются культурные нормы, меняются обстоятельства в обществе, но в конечном итоге мы все такие же люди — мы все так же хотим смеяться (хотя это может быть над мемами про пенисы).
Мы рождаемся с юмором, но нам не суждено оставаться такими на всю жизнь. Может быть, стоило бы вывести эту мысль на подушке?