Как «Готэм» переворачивает миф Бэтмена

Как «Готэм» переворачивает миф Бэтмена

21 сентября, как будто нам было мало двух крупных кинопремьер, вышел и первый эпизод четвертого сезона «Готэма», сериала, рассказывающего о юношеских годах Брюса Уэйна, заре полицейской карьеры Джима Гордона и восходящих звездах суперзлодейского набора Бэтмена.

У меня довольно сложные отношения с этим сериалом. Еще по премьеры я ждал его с нетерпением, но первые впечатления оказались крайне негативными. Он показался мне чрезвычайно картонным, полным переигрывающих актеров и нелепых сценарных решений. И все же, к концу первого сезона мнение изменилось.

Глупости и передергивания остались на месте, но за ними проступила сильная основная идея, которая все чаще находила выражение в оригинальных и талантливых сюжетных линиях. 

Сама концепция сериала, изначально казавшаяся крайне неудачной (какой смысл в Готэме без Бэтмена?), оказалась плодородной творческой почвой, способной отрыть новые страницы во вселенной, вроде бы уже исхоженной вдоль и поперек, исследовать персонажей, а главное – их связи друг с другом, образующие четкую и атмосферную картину Готэма, эволюционирующего со временем.

Но это все я уже говорил в предыдущей статье, посвященной началу второго сезона, третий же сезон, который мне удалось посмотреть лишь месяц назад, лишь закрепил траекторию. Да, в сериале все еще присутствуют сомнительные решения, но он отлично смотрится, держит интригу и умело жонглирует своими многочисленными линиями, чтобы не дать зрителю заскучать – в этом его преимущество перед остальной телевизионной супергероикой, которая вынуждена держать камеру преимущественно на одних и тех же рожах и работать с одной основной линией, от которой временами клонит в сон. 

Линия Брюса Уэйна, некогда состоящая из одних рыданий, все больше утверждалась как самая интересная. Мы видели, что Брюс взрослеет, учится искать выходы из крайне непростых ситуаций, разбирается с проблемами первой любви и проходит полумагическое обучение под присмотром ставленников Ра’с аль Гула.

Мальчик-актер тоже возмужал за это время и в нем стали, наконец, явно проступать черты того, кто в свое время посмотрит на Готэм из глазниц ушастой маски. Уэйн здесь уже способен на некоторые многоходовки, умеет действовать не только импульсивно и в лоб, и уже научился более-менее прилично драться.

Мы часто ноем, что нам не нужны ориджин-стори в фильмах, не нужно десять раз подряд видеть смерть дяди Бена или родителей Брюса, но это не совсем так. Нам не нужны ориджины, сделанные тяп-ляп, выдающие за пару минут базовую информацию, которую мы и так знаем, а вот ориджины детальные, длинные и подробные, превращающиеся в свою собственную историю – другое дело. 

История молодого Брюса стала самостоятельной, отдельной от мифа Бэтмена – это отдельный персонаж со своим набором проблем и черт характера, которого интересно исследовать не только из-за того, кем он станет потом.

Ведь если задуматься, Брюс Уэйн «Готэма» – это самый раскрытый и человечный Бэтмен из всех, что мы видели на экране, даже несмотря на то, что он еще даже не Бэтмен. Но мы знаем его как простого человека, мы успели пройти с ним через многие испытания – как супергеройские, так и вполне житейские, вроде первого поцелуя, и поэтому он выглядит куда ближе и понятнее бэтменов Уэста, Китона, Килмера, Бэйла, Аффлека (Клуни, будем считать, не было). Да, у них есть свои плюсы, но в плане раскрытого персонажа, заземления и настоящей драмы, именно этот Бэтмен вырывается вперед.

В прошлом сезоне случались и свои проблески гениальности (противопоставить которым те же «Стрела» или «Супергел» вряд ли что-то смогли бы, «Флэш» разве что подходил близко к действительно пробивающим драматическим сценам).

Спойлеры к третьему сезону: Пингвин ловит Фиш Муни, но не может убить ее, мучаясь вопросом, почему она не так давно пощадила его в такой же ситуации. И ее ответ («Потому что ты мой»), и реакция Кобблпота – это действительно мощные, без скидок, находки сценаристов, которые закрепляются дальше всей линией Пингвина и Риддлера. Нигма на причале, беседующий с призраком Освальда – это было и красиво написано, и красиво снято. Эта парочка по-прежнему остается главными звездами сериала. Их вражда, а затем и сольный взлет Загадочника (с тонкими деталями вроде зеленых бликов в очках), были самой удачной историей сезона.

Мне понравилась смелость шоураннеров. Они не побоялись взять из комиксов отрезанное лицо Джокера, за что я готов был им аплодировать, взялись за Суд Сов, а ведь это все – не классика, а совсем недавний ран Скотта Снайдера, причем принятый довольно противоречиво. 

Да, в конце все вышло скомкано – с зомбированием Уэйна (хотя само зомбирование было раскрыто постепенно и интересно, а не представлено взмахом волшебной палочки), с убийством и мгновенным воскрешением Альфреда.

Ра’с аль Гул – персонаж, которого сложно показать убедительно, все время он выходит каким-то недостаточно впечатляющим, мелковатым и простоватым для своего возраста, опыта и положения, но пока про вариант Раса из «Готэма» что-то сказать сложно, посмотрим, что будет дальше. У «Стрелы» он вышел довольно посредственно, даже у Нолана Голова Демона уступает остальным злодеям по яркости. Но вдруг у «Готэма» выйдет раскрыть его более интересно – они добивались успеха и с менее многообещающими персонажами. Они смогли адекватно ввести даже Безумного Шляпника, что само по себе поражает.

К слову, этот сериал отчасти выписывает индульгенцию Бэтмену, которого часто обвиняли в том, что именно он вызвал к жизни весь свой бестиарий, супергерой провоцирует преступников становиться суперзлодеями. Сериал же показывает, что Готэму не было прохода от этих костюмированных фриков задолго до того, как Уэйн додумался до своего костюма.

Тут скорее противоположная идея – Готэм формирует из Уэйна Бэтмена, лепит, как из глины, себе героя. Того, который нужен, а не того, которого заслуживает, что бы это ни значило. И не только убийством родителей, а и всеми последующими событиями, столкновением Брюса со злодеями и героями, о которых мы до сериала не знали ничего.

Обычно история развивалась так: Брюс видит убийство папы с мамой, затем уезжает из города тренироваться и возвращается Бэтменом – вот все, что мы знали. Он был оторван от собственного города, выступал внешней силой, обрушивающейся на местные порядки со своим видением справедливости. Богач, избивающий бедняков, которые грабили от безысходности.

Здесь же Брюс и его альтер-эго – плоть от плоти города, который сам диктует приход Темного Рыцаря своими событиями. 

Это ответ не на одно преступление, не личная месть, а реакция организма на среду, Брюс перевоплощается под влиянием атмосферы, медленно мутирует в существо, способное выжить здесь и перестать прогибаться под коррумпированную, пораженную преступностью и безнадежностью систему, дать ей отпор и попробовать изменить. В контексте этого парада фриков то, что миллиардер надевает карнавальный костюм и бьет всем морды, уже кажется не причудой садиста, а единственным логичным следствием.

«Готэм» вызывает уважение тем, что сумел показать именно цельный, атмосферный и крайне необычный образ города, рождающего героев и злодеев, его логику, настроение его жителей. «Стрела», «Флэш», «Агенты Щ.И.Т.» не добивались ничего подобного. «Сорвиголова» сделал то же самое, но несколько в меньших масштабах, учитывая, что там не было такого богатого набора действующих лиц.

Интересна и преемственность поколений преступного мира, его эволюция на наших глазах. Фальконе и Марони подготовили почву для новой эры, где Пингвин, Фиш и Барбара вели дела уже совсем иначе – а их правление пошатнет уже Джокер с еще более радикальными идеями. 

Четвертый сезон начинается довольно вяло, но так было и с предыдущими, они медленно, но верно разгонялись и выдавали самый сок в середине, финалы сезона страдали от чрезвычайно пыжащегося масштаба, но давали неплохие затравки, которые заставляли ждать продолжения еще год с нетерпением и любопытством.

Брюс как раз в концовке предыдущего сезона, наконец, достиг еще одного важного этапа на пути к Бэтмену – он надел маску (пока обычную, лыжную) и начал избивать преступников в подворотнях. 

Правда, здесь сценаристы отбросили все тонкости и пошли в лоб, поэтому Уэйн магическим образом оказывается в паре метров от рандомного нападения, причем нападают всегда грабители (не насильники, педофилы или маньяки) и всегда на влюбленную пару, чтобы еще топорнее представлять идею суррогатного спасения Брюсом своих родителей.

Отношения Брюса и Селины все еще натянутые и наблюдать за ними скучно – ясно, что сценаристы в непростой ситуации, им нельзя ни окончательно свести героев, ни окончательно рассорить, ведь этой паре придется поддерживать столько непростые отношения еще долгие годы. У этой линии есть свои удачные моменты, например, история с матерью Кошки или совместное похищение хрустальной совы из «Что? Где? Когда?» (окей, эта сова показывала только «где»), когда их показывают, как сведенных судьбой друзей – в эти моменты их сюжет наиболее ценен и интересен. Когда их снова приходится разводить по надуманным причинам, их разговоры превращаются в филлер. 

Гордон еще в полиции, Буллок все еще замещает комиссара, но их работа омрачается новой идеей Пингвина – он начал выдавать лицензии на преступления. Если ты грабишь кого-то без разрешения Пингвина – его люди тебя порешат, если с лицензией – тебя не имеет права трогать даже полиция. А не трогает она, потому что лицензирование позволило сократить преступность в разы и это меньшее зло. И вот с этой ключевой для старта сезона идеей у меня есть проблемы.

Зачем Пингвину требовать, чтобы лицензия отваживала полицию? Выходит, что ты можешь прийти в банк и спокойно забрать все деньги – легально, это типа законная операция, полиция тебе еще поможет их в мешки сложить. Причем именно ВСЕ деньги, не нужно торопиться и считать секунды до срабатывания сигналки и приезда полиции. Но если преступления превращаются в безопасную прогулку, не извращает ли это идею? Это значит, что любая бабушка может попросить лицензию у Пингвина и пойдет грабить – ведь это уже и не рискованно, и стрелять уметь не нужно. Все захотят стать преступниками – как это поможет снизить преступность?

Я могу поверить в то, что власти согласятся закрыть глаза на жертвы – не впервой обществу решаться на скармливание части население монстру, лишь бы он не сжег всю деревню. Но я не понимаю, зачем Пингвину требовать от полиции не вмешиваться. 

Это убивает всю суть преступности – риск, отсев неудачников, контроль численности и т.д. Пусть бы дальше воевали с копами, идея бы осталась та же. Он мог бы ввести лицензирование, но оставить отношения с законом там же – это было бы логично. Да, подмазать судей, облегчить наказание для лицензированных, но не полностью исключать риск, это не особо выгодно ему самому. Если грабить так легко, один псих может за день обойти все банки, вынести все деньги, стать богаче Пингвина, создать ему конкуреснциб и попутно обрушить экономику города, создать финансовый кризис и обрушить Готэм в пучину хаоса.

Я понимаю, что глубоко анализировать идею из комикс-сериала – то еще занятие, но на мой взгляд это один из ярчайших примеров того, что авторы иногда сильно дают маху и вылетают с трассы здравого смысла глубоко в маковое поле героиновых идей.  

Итог

Многое в сериале осталось на тех же местах, что и в конце прошлого сезона, статус кво еще не успел измениться, но перемены, естественно, грядут. Первый эпизод вышел довольно блеклым, но нельзя сказать, что сериал явно сдвинулся к пропасти и уже не увлекает – он продолжается в своем привычном ритме и ожидания от сезона у меня по-прежнему высокие.

Я не жду от него каких-то гениальных откровений, но мне стало окончательно ясно, что «Готэму» есть смысл прощать все его заскоки ради части талантливых линий и находок, и ради общего погружения в миф. 

Все-таки он действительно отлично представляет нам город, его историю и связи между всеми его многочисленными героями и злодеями – так, как мы не видели больше нигде.  

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также