Как фильмы ужасов используют крик

Какой приём самый жуткий и часто используемый в фильмах ужасов? Возможно, ответ лежит на поверхности.

В этом материале поговорим, что такое крик. И как его используют в кино для лучшего эффекта.

Как фильмы ужасов используют крик

Когда человек вообще прибегает к крику? Обычно в моменты сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных — например, восторг, удивление, волнение, страх, гнев и боль.

Фильмы ужасов часто показывают ситуации, когда героям страшно или больно. В такие моменты мы слышим вопль — и внутри нас всё замирает, мы чувствуем беспокойство. И кино, которое давно сделало крик одной из важных частей своего языка, может использовать этот звук именно для создания у зрителя нужной степени тревоги.

Видеоверсия статьи

Кинематографисты используют хаотичные, непредсказуемые звуки, чтобы вызвать определенные эмоции. Например, плач — его труднее игнорировать, если он становится нерегулярным и хаотичным. И именно хаотичный звук вызывает у человека большую тревогу. А крик — это, по сути, и есть хаос.

Американские учёные из университета Калифорнии выяснили, что в фильмах ужасов, например, на единицу времени приходится больше криков, чем в фильмах других жанров. А ещё авторы хорроров распеределяют крики в фильме таким образом, что произвести максимальное воздействие на зрителя: резкие звуки и вопли раздаются в самые неожиданные моменты и так, чтобы их было невозможно проигнорировать.

50 лучших криков в фильмах

Но ещё крики могут выполнять композиционную роль, а именно служить этаким “восклицательным знаком” в конце сцены или ослаблять саспенс: снимать напряжение, давая зрителю возможность разрядки.

Звезда ужасов актриса Лин Шэй говорила о крике следующее:

Это что-то вроде оргазма. Нарастающее напряжение в кино — это прелюдия, которая подводит вас к жуткому моменту. А затем звучит крик, как своего рода разрядка и кульминация.

Линда «Лин» Шэй

Актриса

Так работают классические джамп скеры (jump scare).

Но почему крик действует на нас так эффективно? Да, реакция может быть разная: кто-то от этого звука подпрыгивает на месте, кто-то вздрагивает, а кто-то не подаёт вида. Но все так или иначе испытывают мгновенный стресс, когда слышат, как кто-то кричит.

Дело в том, что крик — это один из самых важных сигналов, необходимый для выживания. Кричать и понимать крик не нужно учиться, это врождённая способность, доступная вне зависимости от языка и других форм общения — грубое, но понятное.

В 2015 году научный журнал Current biology опубликовал результаты исследования воздействия криков на человеческий мозг. В ходе опыта исследователи сначала измерили свойства и громкость криков по сравнению с обычным разговором. А затем посмотрели, как отобранные ими добровольцы реагируют непосредственно на сам крик. Исследователи также изучили изображения мозга людей, в тот момент, когда те слышали крик. Результаты работы оказались весьма неожиданными. Выяснилось следующее: обычно звуковой сигнал отправляется в часть коры головного мозга, которая расшифровывает его на такие составляющие, как пол говорящего, возраст, тон и прочее. Но крик не идёт по этому пути. Вместо этого он отправляется напрямую в миндалевидное тело — район мозга, особенно чувствительный к информации о страхе. Это означает, что крики по сути считаются не просто звуком, а сигналом тревоги для организма.

И как заявляли испытуемые, чем больше скорость и высота крика, тем он страшнее. Это может означать то, что способность кричать в ходе эволюции сформировалась у человека как специализированное средство общения. Ведь если крик активизирует в человеке быструю реакцию на опасность, значит, он повышает его шансы на выживание. И эффективность крика настолько велика, что человек способен расслышать, как вопит ребёнок даже на фоне пролетающего мимо самолёта или шума вечеринки.

И вот эту способность кинематографисты порой откровенно эксплуатируют для того, чтобы зритель почувствовал себя не в своей тарелке. Иногда с большим, а иногда и с меньшим успехом. Опять же, вспомним классические джамп скеры (jump scare).

Но так же крик может быть и эффективным инструментом для манипуляции. Некоторые телевизионные передачи и ток шоу намеренно создают напряженно-кричащую атмосферу для получения как можно большей рефлексии от зрителя. Даже те люди, которым далека выбранная тема телевизионной трансляции, невольно сопереживают, не в силах оторвать взгляд от телевизора. В такие моменты человека легче всего спровоцировать на какие-либо действия, например пожертвовать деньги. Этим, кстати, и пользуются многие мошенники.

Гормональный процесс запущен, и человек добровольно участвует в решении не своей проблемы. Поэтому если хочешь организовать подобную ситуацию, сделай так, чтобы люди о ней кричали.

А когда кричат на нас, мы почти перестаём понимать речь кричащего. Ведь мозг в такие моменты посылает в остальной организм сигнал опасности. Самая близкая в таком ключе ситуация, когда начальник кричит на подчинённого. И если у второго нет возможности уйти от раздражающего фактора, то он судорожно старается выполнить все условия для восстановления гармонии.

Но вернёмся к хоррорам. Если вспоминать крики именно в фильмах ужасов, то чаще всего они будут женскими или детскими. Это продиктовано тем, что крик мужчины часто воспринимается как жест агрессии, воли и демонстрации силы. А женский крик во многих случаях непроизвольный, он больше ассоциируется с образом человека в смертельной опасности. В английском языке даже есть склонность называть женский вскрик — scream, а мужской — shout.

Хотя, с другой стороны мужской крик может звучать очень смешно. Например, знаменитый «Крик Вельгельма» — звуковой сэмпл, который так часто используют в кино и телевидении, что он обрёл культовый статус среди работников индустрии и стал своеобразной «пасхалкой».

«Крик Вельгельма»

А крик и плач ребёнка вообще принято считать самым неприятным, что приходится испытывать человеческому слуху. Опять же, виновата всё та же эволюция с её механизмами заботы о потомстве.

А вот некоторые создатели фильмов прибегают ещё и к трансформации крика, например, они могут соединить его со звуком, которые издают животные. Ухо зрителя вполне может различить эти две дорожки. Но знакомые по отдельности, вместе эти звуки рождают в слушателе чувство чего-то потустороннего и противоестественного. Замиксованный крик искажает то, что вы ожидали услышать и, тем самым, застигает вас врасплох. В иных картинах крик и вовсе теряет человеческую природу. Услышав такой вопль, вы понимаете, что на экране происходит нечто за рамками вашего привычного представления о мире, даже если визуальный ряд пока не показывает ничего сверхъестественного или фантастического.

Физиологическое действие громкого звука на нас — это инструмент эффективный, но далеко исключительно на нём не уедешь. Зрителю попросту станет скучно слушать одни и те же вопли. При всей своей способности пугать самим своим наличием, крик может быть использован куда более многообразно: например помогать раскрывать героев, сюжет или эмоциональный потенциал сцены. Ведь в отличии от приматов, которые используют крики только для выражения гнева и страха, человек может проявлять с помощью крика более широкий спектр эмоций. Такие звуки тем сильнее действуют на нас эмоционально, чем лучше мы их понимаем. Они показывают самые глубокие чувства и переживания во всей их прямоте и непривлекательности, тем самым заставляя зрителя искренне сочувствовать персонажам.

Ведь иногда эмоции настолько сильные и болезненные, что мы просто не можем выразить их посредством слов. Иногда всё, что мы можем, это только кричать.

#крик #хоррор #разбор #видеоэссе

 

Источник

Читайте также