Как фантаст Нил Стивенсон повлиял на IT-индустрию?

Автор, предсказавший появление соцсетей и популяризовавший понятия «аватар» и «мультивселенная»

Как фантаст Нил Стивенсон повлиял на IT-индустрию?

Прошло несколько месяцев с тех пор, как сеть наводнили статьи о том, что многие ведущие IT-компании собираются создавать свои «метавселенные». Основной привет мы, конечно, передаем Марку Цукербергу, но его пример вдохновил Microsoft, Epic Games и ряд других корпораций. О реальной метавселенной говорят, как о некой «экосистеме», которая свяжет реальные и виртуальные миры. Но, даже если пока создания «образцовой» метавселенной придется подождать, можно вспомнить, что все великие идеи однажды были чьей-то фантазией… И в случае с метавселенной это была фантазия писателя Нила Стивенсона, описавшего эту самую обособленную «экосистему» виртуального мира в своем романе «Лавина». И это не первый случай, когда идеи Стивенсона вдохновляют людей из IT-индустрии на реальные проекты. У Стивенсона уже есть определенный статус писателя-визионера, способного анализировать текущие тенденции настолько точно, что в итоге он, можно сказать, предсказывает будущее. Или, возможно, наоборот — задает своими книгами вектор его развития.

Романы Стивенсона нередко становились обязательным чтением для целых команд разработчиков. Кто-то считал, что научная фантастика такого плана способствует развитию воображения, а кому-то хотелось таким образом объединить команду вокруг общей идеи, цели. Например, для создателей платежной системы PayPal знаковой книгой стал «Криптономикон». Питер Андреас Тиль, стоявший у истоков проекта, говорит, что этот роман был очень полезен. А разработчики Xbox читали уже упомянутую «Лавину».

«Лавина» безумно опередила свое время.

Марк Андриссен

На Джеффа Безоса Стивенсон даже работал и помогал главе Amazon в создании компании, занимающейся космическими полетами. Наконец, основатели Google, Ларри Пейдж и Сергей Брин, вдохновлялись описанной Стивенсоном программой «Земля» при работе над Google Earth. Брин говорит, что «Лавина» на десять лет опередила свое время. А Пейдж заявляет, что всего одна сцена из романа предвосхитила эпоху «облачных технологий».

Стивенсон рассказывает вам не только о том, что происходит, но и о том, как это происходит. Вы узнаете, как работают орбиты и что нужно для соединения двух космических аппаратов на разных орбитах. Вы узнаете, чем отличаются разные виды ракетного топлива.

Билл Гейтс о романе «Семиевие»

И все же не стоит ограничиваться «Лавиной». Во втором из своих популярных романов, «Алмазном веке», Стивенсон затрагивает тему 3D-принтеров, криптовалюты и, в первую очередь, широкого распространения нанотехнологий. Роман вышел в 1995 году. Кстати, по имени главной героини, Фионы, изначально должен был называться Kindle. Идея единой цифровой валюты более пристально рассматривается в том же «Криптономиконе», а вместе с ней вопросы компьютерной безопасности и свободного интернета. «Анафем» интересен скорее с научной точки зрения, чем с технической, хотя и его любят пытливые умы в IT-среде.

Помимо создания совершенно нового словарного запаса и написания красивой истории, Стивенсон также показывает, как любые проблемы можно решить с помощью интеллекта, если у вас достаточно времени.

Майкл Аррингтон

Кстати, интересно, что темы технологического развития Стивенсон зачастую переплетает с социальными прогнозами. И в этих элементах тоже можно найти нечто общее с реальной картиной мира, несмотря на то, что они не достигают той фантастической остроты. Мир победивших корпораций из «Лавины». Филы из «Алмазного века», разделяющие мир на различные группы по этническому, культурному и еще нескольким признакам…

Отдельный интерес представляет один из самых свежих романов Нила, «Падение». Его можно назвать точкой отсчета для новых предсказаний Стивенсона (местами неутешительных) о ближайшем будущем человечества и интернета. Особый интерес вызывает мотив информационного мусора, из-за которого становится почти невозможно отличить реальность от фейков. И, разумеется, тема цифрового бессмертия, которую автор, как обычно, не просто «нафантозировал», а построил на базе существующих исследований и технологий. И в одном из интервью даже рассказывал о том, что сейчас является главным препятствием на пути к реализации этого сюжета: мы пока просто не можем создать достаточно мощный компьютер.

Возвращаясь к теме Метавселенной, стоит отметить, что как и предприниматели сейчас, Стивенсон представлял ее скорее новым пространством для коммуникаций, нежели игрой. Здесь проводятся встречи, заключаются сделки и просто бурлит жизнь, не скованная условностями реального мира. Там работают отдельные внутренние способы передачи информации, и это особенно важный элемент, чтобы воспроизвести его в реальности. В каком-то смысле, любой активный пользователь социальных сетей сегодня живет в демо-версии Метавселенной, описанной Нилом в 1992 году. Не хватает именно элемента виртуальности, погружения. И передовые компании решили, что настало время предложить людям нечто большее. Если они не займутся этим сегодня, завтра их обойдут конкуренты.

Будущее будет намного лучше или намного хуже, но вопрос о будущем безусловно остается открытым. Мы точно не знаем, насколько близки к этой гонке, я подозреваю, что очень близки, хотя до конца не ясно. В отличие от мира политики, в мире технологий выбор отдельных людей все еще может иметь первостепенное значение.

Питер Тиль

Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.

 

Источник

Читайте также