Наивные вопросы, дельные ответы.
Разработка игр сегодня — дело не такое уж и сложное, по сравнению с тем, что было раньше. Создатели движков предлагают комфортные условия для начинающих, а сами инструменты постоянно эволюционируют, становясь удобнее. Steam заполняют инди-игры самого разного качества, потому что разместиться там — особого труда не стоит. И пока любители массово делают игры, все затаились и ждут инди-апокалипсиса. Но он всё никак не наступает.
Но о качестве мы сегодня говорить не будем. Обсудим лучше, как начинающей студии довести свою игру до конца и не бросить всё на полпути. На мои наивные вопросы отвечал Евгений Кистерёв, руководитель студии Mandragora (SKYHILL, Freaky Awesome) и ментор нашей инди-рубрики. Вместе с ним мы проследили весь путь разработки, от начала и до конца.
Несмотря на то, что я — не разработчик, а вопросы местами юмористические, мы надеемся, что они вам пригодятся.
Есть, в общем, идея сделать философский хоррор от первого лица. Там перемещение по разным мирам будет и сразу пять независимых сюжетных линий, которые в конце сходятся в одной точке. Катарсис, все дела. Мужчины плачут, женщины аплодируют стоя. Концепция есть на бумаге, аж три листа А4. Что делать дальше?
Если честно, то я не люблю игры, которые начинаются в голове как сюжетная история. Это очень грубое использование игры как инструмента для получения эмоций у игрока. Всё-таки игра для меня — это свобода. Поэтому я бы сначала подумал, почему вы делаете из этого игру, а не фильм например. Я не буду советовать рассчитать сроки, свои возможности. Пока не придёт понимание, как это сделать, такие советы только навредят. Не лишайте себя уникальной возможности почувствовать себя дураком. Это бесценный опыт! Поэтому у меня есть более компактный ответ: «Делайте, пришлите поиграть билд».
Есть проблема: нас только двое. Работаем мы на голом энтузиазме, совмещая разработку игры с работой, чтобы всё-таки питаться не только дошираками. Игра намечается большой и сложной, но мы и не торопимся. Один всё прописывает, второй визуализирует и кодит. У нас ведь всё получится, да?
У нас получилось!
В какой-то момент разработка по вечерам должна перейти в фуллтайм-разработку. Это было основной целью для нас на тот момент. Мы почти год работали над демкой SKYHILL перед тем, как подписались с Daedalic Entertainment и получили финансирование, которое позволило бросить работу.
Мы дружим, но не так давно. Нам, может быть, какой-то договор нужно заключить? Или как всё правильно организовать? Я слышал, что такие истории иногда плохо заканчиваются! Может, ИП сделать?
Пока нет денег — ИП будет лишней головной болью. Пусть это будет приятной проблемой. Не нужно торопиться. А вот что касается договоренностей, то это, безусловно, полезно. Можно просто написать документ, в котором объясняется:
- получают ли сейчас деньги люди и за что;
- как будут распределятся деньги после выхода игры;
- кто является владельцем студии или игры и какие условия выхода из проекта.
Не забывайте, что часто игру надо поддерживать, исправлять баги, портировать на другие платформы, и это может растянуться на годы.
После этого всем будет понятно, когда и при каких условиях они получат деньги. Очень часто мы начинаем совместную разработку с друзьями и хорошими знакомыми. Не нужно заранее создавать ситуации, при которых возможны ссоры и недопонимание! Обговорите все возможные проблемы. Можете подписать этот документ и убрать в стол в надежде никогда к нему не возвращаться.
Я бы написал его в свободной и удобной форме. Предмет договора (доля в прибыли игры или студии), распределение прибыли, а также что считается прибылью (доход минус расход?). Также нужно прописать условия выхода из проекта до разработки, после разработки и так далее. Прописать, кому принадлежат интеллектуальные права и на каких условиях. При желании можно обратиться к юристу.
Кстати, мы в разных городах живём и общаемся в Телеграмме. А документацию ведём в гуглодоке. Как нам правильно организовать рабочий процесс?
Как удобно, на самом деле. Я люблю, когда это происходит интуитивно и исходит из потребностей команды. Все люди разные. Не стоит создавать себе лишнюю головную боль. Я обычно задаюсь этими вопросами, когда чувствую потерю контроля над ситуацией. Все мои друзья-разработчики имеют разный набор систем для общения и упорядочивания рабочего процесса. Сейчас их так много, что каждый найдет себе что-то по душе.
Последняя наша конфигурация: задачи и обсуждение дизайна в Asana, реалтайм-общение в Slack, билды на BitBucket, документация в гуглдоках, на которые ведут ссылки из Asana. Dropbox и оффлайн-сервер в офисе для обмена файлами.
Игру делать мы затеяли ещё полгода назад, чисто по фану. Если что — выпустим бесплатно, но заработать всё-таки хочется, конечно. Но как-то всё вяло идёт. Прописали пару локаций и всё на этом. Что-то не так идёт, да? Желание не пропало, но как замотивировать себя и за что браться в первую очередь? Мы главное меню нарисовали красивое.
Для меня всегда главной целью является рабочий прототип игры минут на пять, чтобы другие смогли увидеть, над чем мы работаем. Желания и мотивация всё-таки такая сложная штука, что советов у меня нет. Не хотите — не делайте. Кто вам сказал, что оно вам нужно? Без удовольствия делать игры — пытка. Не обрекайте себя на это. А если вы получаете удовольствие от разработки, то никакая мотивация не нужна.
Кстати, мы с движком и визуализацией пока не определились. Что посоветуешь? Что мы точно сможем сделать вдвоём? Может, что-нибудь попроще выбрать или вообще визуальную новеллу сделать? В лоу-поли стилистике!
Мы в Mandragora всегда начинаем игру с того, что нам нужно многому научиться для её разработки. В начале разработки мы всегда как малые дети — приходится прыгать выше головы. Конечно, с точки зрения бизнеса это спорный подход, но если ты стоишь только в начале пути, то лучше набраться смелости и сделать то, что кажется невозможным. В конце пути будет очень приятно выкрутиться из этой ситуации и осознать, что ты теперь знаешь на порядок больше, чем раньше.
Ну а если прямо нужен совет по выбору движка, то делайте на том, о котором вы много раз слышали. Тогда хотя бы будет много источников и туториалов, а также людей, которым можно задавать глупые вопросы. А они ой как нужны!
Прошёл год. Мы прописали полностью где-то пятую часть игры и даже нарисовали несколько локаций! Пора, наверное, срочно колонку на DTF писать, чтобы о нас люди узнали? А то смотрю я на тонны инди-игр, которые тонут в Steam и как-то грустно становится…
Тут тяжело сказать. Каждый раз при выпуске игры мы понимаем, насколько больше усилий по продвижению нужно было сделать для получения результата. Поначалу ты думаешь, что твой паблик во «ВКонтакте» и публикация на одном из известных сайтов обеспечит известность игры, а потом понимаешь, насколько же ты ошибался.
Можно следить за другими разработчиками и издателями, смотреть, что делают они. DTF очень благосклонно относится к молодым разработчикам (спасибо!), и это хороший старт для вашей истории, но не ограничивайтесь этим. Вокруг куча возможностей!
Слышал, что вроде бы всякие конференции вроде DevGAMM помогают, но есть сложности — это же ехать куда-то, стенд там арендовать, с людьми общаться… Это точно нужно или можно обойтись? Мы умных статей начитались, вроде бы всё прекрасно понимаем.
Я знаю тех, кто забил на конференции и выпускает успешные игры. Для нас же это было очень полезно. Здесь я также оставлю вам право набить шишку и хотя бы попробовать. Я не упускаю возможности получить новый опыт. Только так приходят знания.
А чем такие поездки вообще могут быть полезны? На это же времени много тратится.
Никто не может сказать вам точно. Но есть много людей, кому это помогло. На одной из конференций я нашел друга, на которого проработал полтора года в качестве программиста его инди-игры перед тем, как создал свою компанию. Там же мы знакомимся с издателями, платформами, прессой, получаем награды, тусуемся и говорим жёнам, что это работа.
Поняли тут, кстати, что без художника сложновато. Вот, решили поискать третьего. Где и как искать?
Во «ВКонтакте» и на Фейсбуке есть куча групп по разработке игр. Также есть форумы и специальные площадки для поиска собратьев по несчастью. Я специально не буду называть очевидные. Просидев в Гугле 10 минут вы окунётесь в дивный новый мир игрового сообщества. Опять же, предыдущий вопрос как бы намекает.
Платить мы художнику, конечно, не будем — сами ведь не получаем за это деньги. Но если мы всё-таки выпустим игру и даже будем её продавать, то поделимся прибылью. Кажется, что тут где-то есть подводные камни…
Обычная практика. Главное — честно говорить людям, на что они подписываются, и уважать чужой труд.
Мы сделали играбельный прототип! Наверное, нужно его на ком-то потестировать. Я маме показал, ей всё понравилось. Сказала только, что монстры слишком страшные в игре, так что мы сделали их более позитивными. Нам фокус-группу надо как-то собрать? Или сразу журналистам отправить?
Лучше всего тестировать на незнакомых людях, которые не обязаны быть с вами вежливыми и улыбаться. Как бы не любили советовать для этого игровые конференции, мы всё-таки любим собирать незнакомых людей из интернета, делать анкеты и проводить альфа-тесты таким образом.
Катастрофа! Вышел Death Stranding Кодзимы, и там отчасти наши идеи дублируются. Что делать? Люди же скажут, что мы у Кодзимы всё украли. Нам срочно переделывать всё?
Пусть он об этом беспокоится. У вас лучше реализация идеи!
Всё потеряно, мотивации продолжать — ноль. Игра готова примерно наполовину. Может, нам на эпизодическую систему переключиться и выпустить то, что есть? Или вообще в раннем доступе выйти, авось через лет пять допилим игру.
Ранний доступ — это для честных людей, я считаю. Не люблю, когда этим злоупотребляют. Вполне возможно, что в раннем доступе вы продадите 50 копий и мотивации продолжать игру вообще не будет. Поэтому лучше всё-таки урезать игру, уменьшить количество контента и выпустить то, что есть. Если же нет мотивации на этом заработать, то всегда можно просто выложить игру на одну из площадок и освободить душу.
Но ранний доступ же что-то даёт полезное. В фичер Steam игра дважды попадает. Или как там сейчас всё устроено?
Игра в раннем доступе не попадает в раздел популярных новинок и, в целом, имеет меньше видимости в магазине. Это, безусловно, может быть полезно, если вы чётко уверены в своей механике, но у вас не хватает контента. Игры в раннем доступе должны выходить желательно релизного качества. Прошли те времена, когда там «заходили» поделки с обещанием доделать.
Посмотрите как это делают Klei например. Я бы десять раз подумал перед тем, как выпускать игру в ранний доступ. Нужно ответить себе чётко на вопрос: «Зачем я это делаю?». Если ответом будет нужда в деньгах, то лучше поискать их в другом месте (у издателей, инвесторов), чем выпускать сырой продукт. Не зря говорят, что у игры не может быть два релиза.
Ладно, мы кое-как отбросили сомнения и продолжили работу. Идёт тяжко: художник женился и завёл детей, очень медленно работает. Чувак-то он клёвый, конечно, но вот работа из-за него стоит. Что делать? Он нам половину артов нарисовал, не можем же мы его выгнать теперь. Да и это скандалом обернётся, наверное.
Если не обговорены условия выхода из проекта, то самое время это сделать и серьёзно поговорить. Не нужно доводить ситуацию до накала. Вполне возможно, что расставшись с человеком вы вздохнёте с облегчением и уже через месяц найдёте того, кто с вами на одной волне. Все люди, с которыми я работал, обычно очень хорошие, но жизнь — сложная штука, поэтому надо относиться к ситуации легко и честно обсуждать все проблемы, как только они появляются.
Прошёл ещё год. Игра разрастается, мы стали трезво смотреть на вещи. Нам нужны деньги. В общем, решили мы инвестора искать. Написали двум людям с деньгами, кратко обрисовали концепцию, показали билд. Я сделал потрясающую презентацию в PowerPoint с котятами на последнем слайде. Но они даже не ответили. Оно вообще надо? И как донести до инвесторов мысль, что мы крутые?
Возможно дело в игре, а возможно вы написали просто не тем людям или не в то время. Лучше писать дальше и добиться хотя бы пары рецензий от издателей. Даже если они отказывают, то попросите их вежливо в двух словах рассказать о причине отказа. Это поможет вам посмотреть на себя со стороны и понять, куда двигаться.
Наверное, проблема в котятах. Или как вообще должно выглядеть письмо инвестору? И как их искать?
Забавно, но я только что опубликовал список издателей инди-игр для ПК и консолей.
Можно начать оттуда. Ищите официальные контакты и присылаете короткое письмо с рассказом о себе и намерениях (для каких платформ игра и сколько её ещё делать), что вы ищите (PR, деньги, всё сразу). Обязательно прикрепляете видео геймплея игры, а демку — уже по запросу. Никто не будет играть непонятно во что. Издатели — люди занятые. Это то, что касается издателя в роли инвестора.
А условия какие должны быть? А то мы творцы, а не бизнесмены.
Если хотите денег за игру, то это уже бизнес. Если у вас есть более опытные друзья, то пообщайтесь с ними как только получите условия от издателя. Если нет, то лучше поищите. Мне и моим друзьям часто пишут начинающие разработчики с подобными вопросами. Иногда у меня есть время и я отвечаю. Но думаю, что написав десяти разработчикам, вы всё-таки поймете, насколько эти условия укладываются в общие стандарты индустрии. Обычно, если вы берёте деньги у издателя, то получаете меньший процент. Но будьте готовы отдать как минимум 30 процентов прибыли любому издателю, исходя из моей практики.
А чем издатель занимается в таком случае? Зачем он нам вообще, в 2018 году?
Затем же, зачем и в 2000 году. Да, вы можете выпустить игру самостоятельно в Steam, но у вас нет пиара, у вас нет построенных бизнес-связей с платформами, тестирования и, наконец, денег.
Прошло полгода. От инвестора мы решили отказаться, свободу любим. Даже уволились со своих работ, чтобы ничего не отвлекало. И это просто невозможно! Доширак мне уже снится, не могу смотреть на него. Может нам на «Кикстартер» выйти? Стоит ли? И как всё правильно провернуть, чтобы не облажаться?
Долго вы что-то, ребят! «Кикстартер» — это как репетиция релиза. Иногда получается, но чаще всего новички терпят крах. Подготовка и сама кампания занимает много времени и лишь оттягивает разработку. Но чем чёрт не шутит, правда? Может, именно вы соберёте там денег со своей офигенной игрой, да? Полезно почитать постмортемы тех, кто уже вставал на этот путь.
Я попытался освоить Fruity Loops, но не смог. Нужен композитор. Где взять и на каких условиях с ним работать? Приглашать кого-то в банду уже поздно, наверное.
С композиторами забавная ситуация. Их очень много и они готовы работать на совершенно разных условиях: от бесплатного участия ради портфолио до работы за деньги или участия в доле проекта. Также можно покупать уже готовую музыку на специализированных ресурсах. Это одна из самых быстро решаемых проблем.
Решили отказаться от собственной музыки. Будем лицензировать известные песни, так ведь нас сразу узнают. Может, кто-то даже игру купит, потому что трек любимой группы в трейлере услышал. Куда нам обращаться, что подписывать?
Лично я не сталкивался с подобным опытом, но, думаю, что лицензирование чужой музыки, которая даст хоть какой-то плюс к известности игры, обойдётся в копеечку. Хотя, опять же, никто не мешает попробовать. Помним ведь, да? Почувствовать себя дураком — бесценно. Но почувствовать себя удачливым безумцем ещё приятней!
Ещё полгода вперёд. Разработка близится к завершению. У нас уже, в принципе, всё готово — пора бы переводить игру на другие языки. Английского хватит или китайский тоже нужен? И как переводчика найти?
Кратко: китайский был бы очень полезен. Обычно мы переводим наши игры на столько языков, на сколько можем. Например, SKYHILL и Freaky Awesome поддерживают по 12 языков. Искать переводчиков также просто. Форма оплаты обычно фиксированная, но лучше всего обратиться за советом к друзьям и поискать проверенных переводчиков, так как оценить качество перевода на китайский язык вы вряд ли сможете.
Ой, есть же ещё такая штука — Steam Direct. Нам надо что-то с ней делать?
О боже, храни тех людей, кто придумал Steam Direct! Ну да, теперь вы без проблем можете публиковать любые игры в Steam. Нужно зарегистрироваться в качестве разработчика на Steam, затем заполнить официальную информацию и подтвердить её. На это может уйти около месяца. Затем вы заплатите 100 долларов и сможете выпустить игру. Как показывает практика, к сожалению, никакого контроля качества со стороны Valve нет.
А как сделать так, чтобы про нас узнали все пользователи Steam? Там же куча игр, мы утонем!
Ага, всё человечество бьётся над этим вопросом. Внимательно посмотрите на релизы ваших любимых инди-издателей за прошедший год и вы поймете ситуацию.
Хотим трейлер сделать. Посмотрели кучу всяких, поняли, что они все по одной схеме так-то строятся. Как нам свой ролик сделать таким, чтобы он выделялся, сразу цеплял?
Ха-ха. Как же я дам совет для всех, кто хочет сделать уникальный трейлер? Трейлер — это тоже кусочек творчества и креативности игровой студии. Стандартов здесь нет, хоть и есть общая похожесть игровых трейлеров. Но это может стать вашим уникальным преимуществом. Эксперименты — это прекрасно!
Так. Мы готовы к релизу. Сделали трейлер, выложили на YouTube и собрали 666 просмотров. Вроде бы неплохо! Я лично разослал прессе анонсы: про нас написали DTF и городское издание Нижней Салды. Ещё мы купили две новостные заметки на паре сайтов. Что ещё сейчас надо сделать?
Писать дальше ютуберам, пабликам, прессе. Это длительный процесс, требующий подготовки и знаний. Если у самих сил нет, то можно обратиться в PR-агентства, у которых уже есть налаженные контакты, но это будет стоить серьёзных денег.
Ой, опять кому-то платить! А насколько дорого и какие гарантии?
Обычно это стоит от 500 долларов за месяц работы и до бесконечности. Гарантий результата нет, как и с издателями. Здесь уже играет репутация PR-агенств, наличие у них налаженных связей с прессой и ютуберами. Советую очень ответственно отнестись к этому выбору, поспрашивать друзей, посмотреть на результаты игр из портфолио PR-агентства. Под результатами здесь стоит понимать публикации в прессе и количество видео, а не проданные копии, так как на продажи сама игра влияет очень сильно и с одним и тем же пиаром могут быть абсолютно разные результаты.
Ну, всё готово. На нашем паблике во «Вконтакте» движуха, люди вроде бы ждут релиз. Но вот вопрос — когда выпускать? Мы тут подумали, что было бы круто зарелизиться осенью, вместе с Call of Duty. Все же выпускаются осенью, что-то в этом есть!
Идеального времени для релиза нет, но обычно все небольшие разработчики стараются отодвигать дату выхода игры на пару недель от AAA-тайтлов. Пресса, ютуберы на всех одни. И как бы смешно ни звучали мысли о конкуренции вашего пиксельного платформера и Call of Duty, она есть, и у вас гораздо меньше шансов выиграть.
Подумали, кстати, что неплохо было бы на мобилках ещё релиз организовать, после выхода версии для ПК. Лучше самим портом заняться или на аутсорс отдать? Если отдавать, то кому? На это же деньги тоже нужны.
Мы всегда портировали сами. Это очень полезно, так как приобретаешь опыт портирования и понимаешь, какие ошибки в разработке в будущем можно не совершать благодаря более правильной организации ассетов и игрового кода.
Есть ведь в Steam ещё и кураторы какие-то. Можно же и им игру отправить, чтобы они посмотрели, внимание к ней привлекли. Только вот кураторов этих тьма просто. Как выбирать?
На данный момент Valve старается сильно продвинуть эту тему с кураторами, но пока не понятна их эффективность. Есть такая штука, как Curator Connect, через которую можно автоматически отправлять до 100 запросов на обзор игры кураторам. Они получают уведомления о предложенных играх. Не всегда куратор с большим количеством подписчиков полезнее нишевого куратора для аудитории таких игр, как ваша. Более мелких кураторов легче заинтересовать, и их аудитория может оказаться более лояльна к вашей игре.
Выпустились. Некоторые СМИ поставили нашей игре высокие оценки, оценив креатив и страдания, но большинство влепили 5-6 баллов. Ниже некуда! Жалуются на баги, скомканный сюжет, нестрашных монстров и говорят, что мы всё украли у Кодзимы. Один журналист вообще написал, что это не игра, а сырая котлета. Всё пропало, мы уходим из геймдева. Кстати, продажи не очень. Есть шанс что-то исправить?
Для начала, поздравляю! Любой релиз — это огромное событие и опыт. Не нужно расстраиваться, нужно учиться и делать зарубки на будущее. Иногда исправление багов может сильно помочь рейтингу игры и улучшить продажи. Но тут всё прозаично: если разработчик видит, что на поддержку игры тратится больше денег, чем она зарабатывает, то это становится дорогой к банкротству. Приходится оставлять проект и идти дальше уже с новыми знаниями к новой мечте.
Источник: DTF