Марк Дюпласс рулит
На личном опыте узнал, что такое стокгольмский синдром, столкнувшись с таким явлением, как мамблкор: в 90% случаев я думаю: «Что это за дерьмо сейчас было», но я фанат самой идеи такого кинематографа, поэтому упорно продолжаю давать шансы братьям Дюпласс, Джо Сванбергу и мужу Обри Плазы.
Мамблкор — это жанр, в котором принято не показывать, а рассказывать. Герои просто перемещаются между локациями и о чем-то беседуют. Как правило, реплики заранее не прописаны, и актеры импровизируют, а драма скрыта где-то в подтексте этих разговоров (вы наверняка знаете все лучше меня, и напишете правильное определение в комментариях). Если фильм хороший, получается своего рода поэзия, растворение в фрагменте жизни персонажей. Примеры таких алмазов: «Александра последняя» и «Кафе «Голубая сойка».
В фильме Алекса Леманна рассказывается про Джима и Аманду — двадцать два года назад они были влюбленной парой и планировали всю жизнь быть вместе, но с тех пор не виделись — случайным образом оба оказываются в родном городе и встречаются в магазине. Сначала они идут выпить по чашке кофе, но воспоминания о былых временах затягивают их все больше, и за один день они пытаются прожить ту жизнь, которую упустили за эти 20 лет.
Секрет просмотра этого фильма прост: подставляете на место главных героев себя и девчонку (или любой гендер по вашему предпочтению), которая вам нравится, и вам сразу же захочется, чтобы он никогда не кончался, потому что их прикосновения друг к другу, взгляды, смех — это и есть любовь (в ее идеализированном представлении, так-то мы все знаем, что любовь отстой).
Но «Кафе «Голубая сойка» не просто инди-версия «Дневников памяти». Драматизм здесь гораздо глубже, потому что в каждой фразе Джима и Аманды чувствуется столько сдержанных внутри эмоций, что ты понимаешь: скорее всего, вместе эти двое не останутся, и расстались они двадцать лет назад не от хорошей жизни. В конце фильма эмоции вырываются наружу, и мы становимся свидетелями трогательной концовки, после которой хочется просто молча смотреть в одну точку.
Крутость актерской игры Дюпласса и Сары Полсон не только в том, как они передали внутреннюю боль своих персонажей, но и в том, что все реплики являются их импровизацией. Они знали только характеры героев и приблизительный сюжет, но придуманные ими живые и нежные диалоги стали украшением фильма. Впрочем, если вы смотрели первый сезон «Утреннего шоу», в котором Дюпласс выделялся даже на фоне звездного актерского состава, то его перфоманс не должен вас удивлять.
Один из вдохновителей мамблкора, Джон Кассаветис, сказал: «Я никогда не видел, как взрывается вертолет. Никогда не видел, как кому-нибудь сносят голову. С какой стати я должен снимать об этом кино? Но я видел, как люди постепенно разрушают себя, видел, как люди отгораживаются от жизни… Я и сам такой. Поэтому я могу их понять». Фильм Алекса Леманна тоже будет понятен многим, потому что у многих из нас есть ошибки прошлого, которые уже не исправить, как не хотелось бы; многие из нас любят возвращаться в прошлое и представлять альтернативные вариации своей жизни, которых уже не будет. Если вы не из таких, то продолжайте кайфовать от своих счастливых будней, для всех остальных есть «Кафе «Голубая сойка»
PS. Подписывайтесь на телеграм-канал автора