Кислев как полноценная фракция, первый официальный дебют Катая в истории сеттинга и все четыре бога Хаоса в одной игре.
3 февраля состоялся анонс третьей части Total War: Warhammer — отдельной ветви серии Total War в сеттинге настольного варгейма Warhammer Fantasy Battles от Games Workshop.
Как и ожидали фанаты, финальная часть трилогии расширит игровой мир на восток Старого Света и будет посвящена живущим там фракциям, в особенности Кислеву, вдохновлённой восточно-европейскими славянами стране, которой посвящён анонсирующий трейлер.
Пока что о третьей части известно довольно немного, но по трейлеру и словам разработчиков уже можно понять, чего стоит ждать и почему именно эта игра станет чуть ли не самым важным событием в истории Fantasy Battles.
Кислев — полноценная фракция
Кислев — это страна на востоке от огромной Империи людей и последний барьер между внутренним «средиземьем» и ордами Хаоса из ледяных Пустошей. Там живёт суровый народ из нескольких больших племён, вдохновлённых царской Русью времён Ивана Грозного, а также украинской, татарской и польской культурами.
В большинстве редакций оригинального настольного варгейма Кислев был представлен скорее дополнительными отрядами наёмников: у них не было полноценного свода правил, как, скажем, у той же Империи, зеленокожих, дворфов и прочих. Играя за людей, вы просто могли дополнительно присоединить к своему отряду странных мужиков в шубах с топорами или конницу крылатых гусар. Лор и состав армии у Кислева были прописаны гораздо хуже остальных фракций людей, поэтому собрать отдельную армию «вархаммерских славян» было очень тяжело.
С момента выхода восьмой редакции правил в 2010 году сеттинг Fantasy Battles перестали поддерживать официально — сейчас редакцией правил занимаются фанаты. Однако на волне популярности видеоигровой адаптации Games Workshop решила возродить Warhammer Fantasy с подзаголовком The Old World. Одной из ключевых фракций там станет как раз Кислев, арты новых юнитов которого кампания уже выкладывала в сеть.
Это действительно знаменательное для сеттинга событие. Во-первых, сам Кислев станет полноценной фракцией с проработанным войском и углублённым лором. Во-вторых, он создаётся одновременно и для настольного, и для видеоигрового варианта. Creative Assembly тесно сотрудничает с Games Workshop, поэтому и в игре, и в настольном варгейме будут одни и те же юниты.
Так, в трейлере можно заметить ледяную стражу — особое подразделение защитников царицы Кислева, Катерины, которая сражается ледяным оружием и умеет использовать простейшие заклинания магии холода, уникальной для кислевитов. Помимо них, в трейлере заметен новый, официальный вид медвежьей кавалерии — с рогами по сторонам от пасти.
Из заявленных девяти играбельных лордов на релизе Кислеву, скорее всего, достанутся два: по одному лорду на каждого из богов Хаоса, показанных в трейлере, два лорда для Катая (о котором позже) и один бонусный, чью личность Creative Assembly пока держит в секрете.
Одним из них очевидно станет Катерина — ледяная царица и дочь прежнего царя Кислева, Бориса Бокхи (Бориса Урсуса, «Красного Царя»). Она — любимая народом правительница с большим талантом к магии, чья красота соседствует с хладнокровием и решимостью настоящей воительницы.
Вторым лордом мог бы быть её отец, но согласно новейшему лору он уже мёртв. Скорее всего, другим лидером Кислева станет Юрий Коваленко — кочевник племени унголов, разводящий лучших коней в царстве. Интересен он тем, что участвовал в большом сражении с хаоситами, прозванной «Штормом Хаоса». В ходе битвы он отобрал загадочный красный камень у мёртвого чемпиона Хаоса, и драгоценность начала менять его тело. Рука мутирует и обращает его в демона — превращение Юрия в тварь богов Хаоса теперь лишь вопрос времени.
Несмотря на то, что по лору Юрий стал отшельником, чтобы уберечь людей от своего проклятья, он может быть вторым играбельным лордом Кислева. На это намекает письмо в трейлере, в котором Катерина как раз обращается к Юрию.
До Total War Warhammer III Кислев в принципе не появлялся в официальных играх. Кислевиты лишь слегка упоминаются в Warhammer: Dark Omen и Total War: Warhammer I и II (там жители царства выступают как часть Империи, что не совсем верно), а в Warhammer: Chaosbane третий акт сюжета проходит в одном из кислевитских городов.
Полноценной играбельной фракцией они не были нигде, кроме фанатских модов для Total War: Medival, Total War: Warhammer и Mount & Blade. Так что следующая игра серии станет их триумфальным дебютом — причём как в видеоиграх, так и в настольном варгейме.
Становление Катая
В трейлере можно заметить карту, на которой чётко видно название «Великий Катай», а также фигурку дракона — символа этой восточной страны из Warhammer Fantasy Battles.
Катай — это аналог Китая в сеттинге Warhammer Fantasy. Далёкая страна в сеттинге Старого Света, откуда торговцы возят дорогие товары и где крысолюды-скейвены переняли знания о тренировке самых опасных ассасинов в мире.
В настольной игре Катай не представлен ничем, кроме отрывков лора и беглых упоминаний. У Games Workshop были планы на свой аналог Восточной Азии в духе Кислева: сделать несколько юнитов в качестве наёмных отрядов. Но в итоге Катай не получил и их. У страны нет своих книг правил для отрядов или хотя бы моделей — несмотря на то, что в сеттинге это самая большая империя людей. Это, впрочем, не остановило фанатов, которые придумали Катаю свои книги правил, модели и арты.
Но теперь Катай станет полноценной играбельной фракцией: его можно заметить на картах царицы Катерины, да и сами разработчики подтвердили его как одну из сторон конфликта на релизе игры.
Впрочем, это не первый раз, когда фракцию создают практически с нуля: то же самое произошло с Берегом Вампиров, который добавили в DLC для Total War: Warhammer II. Официальной армии у пиратов-нежити не было, а вся информация о них строилась по мелким отрывкам лора и описаниям из настольного спин-оффа про битвы кораблей. В итоге Берег Вампиров был создан из небольших осколков информации и фанатских наработок. Скорее всего, то же самое сделают и с Катаем.
Появление Катая в Total War: Warhammer III — событие не менее, а то и более важное для развития франшизы, чем переработка Кислева. То, что и Creative Assembly, и Games Workshop готовы вводить новые фракции на основе мелких кусков лора мира, дарит надежду на появление полноценных армий Арабии (аналог арабских стран), Инда (аналог Индии), Ниппона (аналог Японии) и других, которые лишь вскользь упоминаются в книгах правил или получили максимум пару отрядов-наёмников.
Самые проработанные видеоигровые демоны Хаоса
В Total War: Warhammer силы богов Хаоса не просто получат реворк, как этого ждали фанаты (оригинальная фракция из первой части вышла очень слабой), а полноценные армии всех четырёх богов: Нургла, Слаанеша, Тзинча и Кхорна, которых показали в трейлере игры. Также в нём можно увидеть кровопускателей, рядовых демонов Кхорна, чемпионов Кхорна верхом на бронированных зверях и кровожада — огромного князя демонов с крыльями и хлыстом.
Скорее всего, каждый из богов получит по собственному лорду на релизе. Это сходится как с показанным в трейлере, так и заявлениями Creative Assembly о том, что третья часть получит самый богатый набор стартовых фракций и юнитов.
Восточный Warhammer
Уже заявлено, что карта мира будет сильно переработана и увеличена в сторону Востока. Действие новой части будет проходить именно там, а владельцы всех трёх Total War: Warhammer смогут играть на одной мега-карте, объединяющей центр Вихря, Старый Свет и земли на востоке от Империи Карла Франца.
Но чего ждать от этих мест? Помимо Кислева, Катая и орд четырёх богов Хаоса в этом регионе проживают и другие, не менее известные фракции Warhammer Fantasy. Например, дворфы Хаоса, злобный и жадный аналог обычных дворфов, владеющие магией и жуткими зверями-мутантами.
Также именно с востока в Старый Свет приходят огры — громадные увальни, обожающие драки и еду, что поклоняются Великой Пасти и работают наёмниками у всех, кто хорошо платит и кормит. Скорее всего, они станут фракцией из DLC с уникальной механикой на манер зверолюдов: огры, в основном, выступают дополнительными юнитами у полноценных рас. Почти все юниты огров — огромные великаны с дубинами, пушками и зверями-чудищами.
Загадочный игрок
В конце трейлера зрителю показывают безымянного старца, чья личность неизвестна. Вполне возможно, что это поражённый хаосом маг из трейлера первой Total War: Warhammer.
Также на сайте игры упоминается некий влиятельный «игрок», который ждёт своего часа и которому нужен свой воитель. Сложно сказать, о ком речь, кроме того, что за предзаказ Total War: Warhammer III игроки получат особую DLC-фракцию. Возможно, это удалённый из канона бог Хаоса Малал, который планировался и в Warhammer FB, и в Warhammer 40k. А может быть, это Бе’лакор, демон-принц и первый избранный всеми четырьмя богами Хаоса чемпион.
Возможные мелочи
В Total War: Warhammer за долгие годы существования подсерии было реализовано множество самых разных фракций и персонажей оригинальной Fantasy Battles. Но многое осталось за бортом — в основном, самые малопроработанные и непопулярные части лора. И так как Катай и Кислев получат своё полноценное вооплощение в сеттинге, можно надеяться и на остальных. Например, в Люстрии, большой земле на западе неподалёку от Вихря Магии, обитают племена амазонок и экспедиции конкистадоров.
Можно обновить Тилею и Эсталию, аналоги реальной Италии, а также Пограничные Княжества, которые на текущий момент крайне условно входят в состав Империи людей. Они уже есть в игре, но используют обычных юнитов, а не свои уникальные версии из рулбука. Помимо них можно добавить ещё и хобгоблинов, которые вместе с лесными гоблинами лишь слегка дополняют общую большую расу зеленокожих (орки, гоблины, великаны).
Также на территории Империи людей проживают другие существа, связанные с английским фольклором — полурослики, с которыми имперцы активно торгуют. Они, к слову, упоминаются в случайных событиях некоторых фракций. Вместе с ними по аналогии с зверолюдами и ограми можно добавить Псов войны — наёмников и ещё один дополнительный набор солдат из настольного варгейма.
В общем, сеттинг Fantasy Battles очень богат на идеи для обновлений и DLC. Пускай Creative Assembly уже сделала для него больше, чем какой-либо разработчик до них, потенциала для дальнейшего развития и расширения всё ещё достаточно.