«Эй, диск-жокей, поставь мой floppy-диск»

Рассказываем, кто записывает и пытается слушать музыку на дискетах, какие технологии применяют для таких проектов и что из этого получается: от сжатия аудио до «музыкальных инструментов».

«Эй, диск-жокей, поставь мой floppy-диск»
Фотография: Karim Ghantous. Источник: Unsplash.com

3½ дюйма для подкаста

Записать 33-минутный выпуск «Шоу непрошеной точности» на дискету попытался Теренс Иден, энтузиаст и эксперт по технологическим стандартам. В подготовительной части эксперимента он провел форматирование, после чего доступными остались ~11 тыс. килобит [HD-формат, 1440 Кб].

Теренс обработал аудиофайл с помощью Opus — специального кодека для сжатия с потерями. Его представили IETF в 2012 году как открытый и бесплатный стандарт от разработчиков CELT и SILK. Opus использует преимущества обоих предшественников: сочетает сильные стороны CELT с точки зрения сжатия музыкального и разговорного контента, плюс — специализацию SILK на работе с речью.

Формат видят практически все популярные плееры и бразуеры, а конвертацию можно осуществлять с помощью foobar2000 или в командной строке [вот компактный гайд], что и сделал Теренс:

opusenc in.wav --downmix-mono --bitrate 6 --cvbr --framesize 60 out.opus

Так он получил выпуск подкаста, который спокойно умещается на дискету: установил фиксированный битрейт в 6 кбит/с и размер аудиофрейма в 60 мс. Звучание выпуска после сжатия можно оценить здесь вместе с версиями для 4 кбит/с (удивительно, но разборчивая) и 2 кбит/с (не очень).

Фотография: Brian Kostiuk. Источник: Unsplash.com
Фотография: Brian Kostiuk. Источник: Unsplash.com

Есть вероятность, что автор эксперимента не знал о более совершенной версии — Codec 2. Она способна выдавать еще более впечатляющие результаты. [На Хабре есть перевод заметки о кодеке.]

Флоппитроны

В качестве развития проекта Иден попробовал записать на дискету альбом «A Hard Day’s Night». Пусть звучание и получилось как на старом радиоприемнике с кучей помех, но идея была реализована. Прослушать «гибкую пластинку» на Walkman’е он смог с помощью привода и Raspberry Pi Zero.

С дискетами и сопутствующей «инфраструктурой» чего только не делали. Так, пять лет назад на Хабре рассказывали об «органе» из дисководов. Посмотрите, как он выглядит, и послушайте, как звучит:

Его аналог называется Floppotron. Проект существует с 2012 года. За шесть лет с начала разработки количество используемых приводов для него увеличили с 2 до 64, а потом добавили и другое периферийное оборудование. Оцените кавер для легендарной «Bohemian Rhapsody».

Как думаете, что если такую музыку еще и на дискету записать?

Делайте, что угодно

Попытки выпуска настоящих релизов на дискетах действительно предпринимали. Два года назад западные СМИ рассказывали о лейбле, который выбрал именно такой способ, чтобы на некоторое время вернуть интерес к Vaporwavе-музыке. [На Хабре есть перевод статьи об этом из Rolling Stone.]

Фотография: Bob Abednego. Источник: Unsplash.com
Фотография: Bob Abednego. Источник: Unsplash.com

Чуть более практичный подход к ностальгии по формату можно увидеть в проекте Diskplayer. Это — бокс с дискетами, которые служат «стартером» для стриминга любимых альбомов. Здесь тоже задействована Raspberry Pi и цифро-аналоговый преобразователь HiFiBerry DAC+ Pro, а для переназначения альбомов — разработан простой и удобный интерфейс. [Репозиторий проекта на GitHub и подробный материал об этом эксперименте, заслуживающий отдельного перевода.]

P.S. Обсуждение на Хабре: зачем искать музыку без помощи стриминговых сервисов.

 

Источник

аудиомания, дискеты, музыкальные инструменты, работа со звуком, сжатие звука

Читайте также