Экзистенциальный ужас в SOMA

Экзистенциальный ужас в SOMA

Хоррор — это крайне субъективный жанр, ведь у всех нас разные страхи и фобии. Некоторые люди находят призраков страшными, в то время как другие находят ужасающих зомби. Однако самым сильным страхом считается экзистенциальный, потому что он затрагивает целое подсознание.

SOMA , разработанная шведскими вдохновителями ужасов из Frictional Games, использует этот глубокий страх перед человеческим существованием и эксплуатирует игрока, подвергая его сомнению в их личности как внутри игры, так и вне её.

Когда SOMA была впервые выпущена в 2015 году, она была встречена с некоторым понятным разочарованием. Frictional Games в то время были наиболее известны своей классикой ужасов Amnesia: A Dark Descent, которая была выпущена в 2011 году. Amnesia была уникальна своей ужасающей атмосферой, полностью сосредоточенной на том, чтобы напугать игрока. К сожалению, SOMA позиционировалась как «Sci-Fi Amnesia», поэтому игроки на тот момент не понимали, что именно сделало ее «хоррор-игрой». Конечно, в ней были монстры и несколько пугающих моментов, но её огромная сосредоточенность на сюжете и построении мира оставляла желать лучшего. Однако, особенно сейчас, почти 5 лет спустя, предельно ясно, что Frictional Games пытались создать, и теперь, когда я смотрю на это с новой точки зрения, она стала для меня чрезвычайно важной игрой, и я её обожаю.

Сюжет, нитью передающий ужас

SOMA начинается с нашего главного героя Саймона Джарретта, который просыпается от воспоминаний о выживании в автокатастрофе. Страдая от серьезного повреждения мозга, мы быстро узнаем, что Саймон отчаянно подал заявку на экспериментальное сканирование мозга, изобретённое аспирантом Дэвидом Мунши. Во время этого экспериментального сканирования Саймон теряет сознание, прежде чем очнуться в заброшенном подводном исследовательском центре, и, как мы вскоре узнаем, мы волшебным образом переместились почти на 100 лет в будущее. Я не буду повторять всю историю, чтобы сэкономить время, но я расскажу о наиболее важных моментах по мере продвижения.
Не прошло и 10 минут, а нас уже завалили вопросами о том, что происходит. Саймон вступает в контакт с женщиной по имени Кэтрин, которая показывает, что комета разрушила Землю и что станция, на которой он оказался, Пафос II, является последним форпостом человечества. И для героя, и для игрока довольно ужасно узнать, что они потенциально могут быть последними людьми на земле, кроме Кэтрин, когда всего несколько минут назад мы были в функциональном обществе, полном людей

В какой-то момент в начале игры Саймон сталкивается с роботом с голосом женщины, явно обеспокоенной звуком его панического дыхания. У игрока есть возможность поговорить с ней, но она не отвечает. Она — смятая, глухая каша на полу с присоединенными к ней трубами и терминалом, который мы должны использовать. Даже не задумываясь, игрок убирает одну из этих труб. Мгновенно робот начинает умолять игрока не делать этого. Когда игрок убирает вторую трубу, робот спрашивает: «Почему? Я был в порядке. Я был счастлив». Ее огни гаснут, и механический звук изо всех сил падает замертво.
Единственный способ продвинуться в игре — убить робота. Конечно, это всего лишь машина, но это звучит пугающе реально и по-человечески, и это заставляет игрока беспокоиться о возможности того, что он только что убил настоящего человека.

Вскоре после этого нас угостили ещё одним роботом. На этот раз, который,, кажется, не так расстроен, как первый, кого мы убили. Он привязан к стене, не может двигаться, но при этом выглядит пугающе счастливым и расслабленным. Когда Саймон спрашивает робота, что он такое, робот отвечает: «Ты слепой? Это я, Карл. Карл Семкен». Когда игрок опускает рычаг рядом с Карлом, в него стреляют электричеством, и он кричит от боли, пока игрок не потянет рычаг вверх. Когда Саймон разговаривает с ним, робот просит его найти врача. Не прошло и часа в игре, и мы узнали, что эти роботы не только чувствуют боль, но и полностью верят в то, что они люди. SOMA задает игроку навязчивый вопрос. Если эти роботы верят, что они люди, следует ли с ними обращаться как с людьми, даже если они не таковы?
После осмотра местности Саймон натыкается на труп, залитый кровью. Когда он осматривает значок, мы видим имя «Карл Семкен». Здесь SOMA начинает проявлять свою экзистенциальную силу, поскольку теперь мы понимаем, что робот, с которым мы только что разговаривали, когда-то был реальным человеком и что он несет свое сознание в своей памяти. Саймон обладает способностью слышать последние несколько минут чьей-то жизни, и с первых секунд тревожно слышит, как Карл шутливо разговаривает по радио с Кэтрин за несколько мгновений до своей смерти, или, по крайней мере, перед физической смертью.

Пройдя через станцию, мы наконец добираемся до Екатерины. Это довольно захватывающее чувство — наконец встретить на станции еще одного живого человека, но, войдя в ее офис, мы обнаруживаем, что она тоже робот. Она не что иное, как блок машин, к которому прикреплен монитор, на котором изображен искаженный портрет ее лица.

«Не позволяйте схемам вводить вас в заблуждение. Когда-то я был человеком»

Еще один замечательный момент в SOMA — это когда она позволяет игроку смотреть на себя со стороны. Это показывает, что Саймон не что иное, как робот в форме человека с красными глазами. Мы поставлены в такое же положение, как и все остальные на станции. Саймон физически не человек, но его сознание остаётся нетронутым. Как и роботы, которых мы встречали раньше, Саймон сначала обманул себя, поверив, что он человек, когда его доставили на станцию, поэтому мы все ещё могли видеть его человеческие руки.
Мы уже знали раньше, что Саймон был роботом, но видеть его в зеркале только усиливает экзистенциальный ужас того, что он не существует. Настоящий Саймон 100 лет назад после сканирования мозга казался нормальным. Мы играем как его копию, так что вопрос в том, мы больше даже Саймона? Или мы просто самозванцы?

При игре в SOMA возникает странное чувство одиночества . Это заставляет вас чувствовать пустоту внутри на протяжении большей части её истории, в некоторые моменты заставляя вас чувствовать, что вы теряете надежду, как и Саймон. Кэтрин, хотя и обладает всеми эмоциями и сознанием человеческого существа, является не чем иным, как бестелесным голосом, который ведет игрока через игру. Мы с ней от начала до конца, но почему-то чувство одиночества также не покидает нас.
Исследуя один из подводных участков SOMA , Саймон встречает еще одного робота, который снова представляет собой смятый беспорядок из механизмов. Он рассказывает, что его зовут Робин, и что он покончил жизнь самоубийством. Он объясняет, что до того, как его отсканировали в Ковчег, он покончил с собой, полагая, что у него не останется копии себя на Земле, и он сможет счастливо жить на Ковчеге.

Ковчег — это цифровой рай, созданный Кэтрин на станции, но он так и не был закончен и служит главной целью, которую игрок должен достичь и активировать, чтобы спасти человечество. Когда кого-то сканируют, его сознание копируется в ARK, поэтому они продолжают жить в реальном мире, в то время как их цифровой клон остается безопасным в цифровом мире.
К сожалению для Робина, его план самоубийства не сработал, как мы видим, когда он оказалася в ловушке в теле робота. Робин спрашивает: «Где все?», Когда мы узнаем, что он считает, что находится в Ковчеге, а не на Земле, не понимая, что он беспомощно заперт навсегда под водой. Разговаривая с Робином, Саймон изо всех сил пытается решить, говорить ему правду или нет. В конце концов, он решает солгать и воскликнуть, насколько прекрасен Ковчег.

Это крайне мрачный и удручающий момент. Наблюдать, как Саймон лжет и вводит Робина в заблуждение, больно. Конечно, Робин сейчас счастлив, но в какой момент в конце концов узнает, что на самом деле его нет в ARK? Саймон оставляет его с этой ложью, давая лишь возможность провести остаток своего существования в ловушке внутри машины, неспособной двигаться.
SOMA не только правильно понимает свой экзистенциальный ужас, но также и
интуитивный ужас.

Большинство врагов в SOMA чувствуют себя довольно слабыми, но только не Тэрри Акерс.

При перемещении по заброшенным залам станции Theta издалека доносится звук громкого визга. Звуки, которые издает Акерс, ужасающе тревожны, и это заставляет игрока воображать худшее из возможных, что могло бы за ними охотиться. Только когда мы видим Акерса, мы узнаем, что он даже хуже, чем мы ожидали бы увидеть. Хуже всего в Акерсе то, что он не робот, а, напротив, чрезвычайно изуродованный человек, который является органической сущностью, захватившей станцию. У него нет глаз, поэтому игрок должен медленно красться, чтобы не издавать звуки.
Этот момент в сочетании с ужасающей и устрашающей музыкой, которая играет на фоне, остался со мной даже после завершения игры. Кажется, что разработчики знали, что у них нет ничего, что могло бы сравниться с ужасом их предыдущей игры, Amnesia, поэтому они чувствовали себя так, как будто должны были превзойти ожидания.

Разобравшись с Акерсом, Саймон узнает, что для того, чтобы добраться до Ковчега, он должен найти новое тело с костюмом, способным выдержать давление погружения глубже под водой, чтобы перенести свое сознание. Они находят место пилота с обезглавленным окровавленным телом, сидящим на его месте в костюме, который нужен Саймону для прогресса. Снова игроки вынуждены принимать решение, которое они не хотят принимать, чтобы продвигаться дальше по игре. Хотя Саймон полностью осознает и осознает, он не существует физически, поэтому и герой, и игрок чувствуют, что они не полностью принадлежат станции. Он просто воспоминание из прошлого, отчаянно пытающийся найти хозяина, который перенесет его в Ковчег. Если мы существуем только виртуально, разве мы больше не люди?

Перенеся свое сознание в мертвое тело, Саймон с ужасом слышит, как он все еще разговаривает с места пилота, на котором он сидел несколько минут назад. Саймон, как и сканирование мозга 100 лет назад, является копией его прежнего «я». Саймон ругает Екатерину, аргументируя это тем, что было бы жестоко оставить его копию в покое. На этот раз, вместо того, чтобы делать выбор, у игроков остается два варианта. Либо оставьте его просыпаться в одиночестве и в ловушке, либо разрядите батарею и убейте его. Вместо того чтобы контролировать судьбу кого-то другого, нам теперь говорят управлять судьбой самих себя. Конечно, текущая версия Саймона продолжает жить, но разве жестоко оставлять предыдущую версию в покое? В конце концов, это была версия Саймона, за которую мы играли половину игры. Какой бы выбор ни сделал игрок, он не влияет на исход игры и не побуждает Саймона и Кэтрин к какой-то философской беседе о том, что только что сделал игрок. Вместо этого они хранят молчание, оставляя игрока преследовать чувство, что то, что они только что сделали, было неправильным.

Пройдя через бездну, Саймон встречает Сару, последнего живого человека на планете, который охраняет Ковчег. Единственное, что поддерживает ее жизнь, — это аппарат жизнеобеспечения, к которому она подключена. Это чрезвычайно странное чувство, когда вы напоминаете себе, что Саймон на данном этапе — просто ходячий труп. Для Сары ужасно узнать, что она не только последний человек на земле, но и что она разговаривает с окровавленным и искалеченным трупом, а сознательный ИИ занимает тело человека, с которым она работала и знала много лет назад. Сара предлагает Саймону убить ее.

«Саймон, это отстой. Я не хочу так жить»

Игрокам снова остается решить, убивать ли кого-то другого, на этот раз настоящего живого человека. К счастью, по крайней мере, на этот раз Сара дала нам согласие отключить систему жизнеобеспечения. Это решение, которое, как я ожидал, легко примет большинство игроков, но это не помогает осознавать, что мы убиваем последнего из когда-либо существовавших людей. Конечно, если мы запустим ARK, у нас будут виртуальные копии людей, но встретить и убить последнего физически существующего человека — это чрезвычайно захватывающее чувство, и это, возможно, самый мощный момент в игре. Когда Саймон отключает ее жизнеобеспечение, Сара просит его остаться с ней. Вместо того, чтобы быть окруженной семьей и друзьями, ее сопровождает машина, которая наблюдает, как ее жизнь медленно уходит.

«Не дай им умереть, ладно? Отправь их туда. К звёздам»

Когда Саймон достигает Ковчега, он находит мертвое тело на земле. При доступе к ее воспоминаниям и последним моментам выясняется, что это тело принадлежит Кэтрин, бестелесному голосу, который сопровождал нас на протяжении всей игры. Кэтрин спорит со своими коллегами о том, что хочет запустить ARK, но они пытаются остановить ее. После борьбы выясняется, что Кэтрин была случайно убита. Когда Саймон говорит ей об этом, она отвечает: «Как она умерла?». Приятно слышать, как Кэтрин обращается к себе в третьем лице. Как будто она так долго оставалась бестелесным голосом, что забыла, каково это быть человеком. У нее нет воспоминаний о своей прошлой жизни, она помнит только то, когда ее сканировали в тело робота.

Интересно, что на этом этапе игры Саймон внутри кажется совершенно мертвым. В начале игры он был зол и обеспокоен, постоянно задавая Екатерине вопросы о себе и станции. Он пережил столько боли и травм, что почти полностью утратил волю к существованию. Единственная причина, по которой он еще не уничтожил себя, — это цель спасти человечество.
После подготовки Ковчега к запуску в космос Саймон садится за терминал, и его и Кэтрин начинают сканировать в Ковчег. После завершения сканирования Саймон обнаруживает, что все еще сидит в терминале и его не переносят в Ковчег. «Я все ещё здесь? Я все ещё здесь». И снова Кэтрин должна объяснить Саймону, как работает передача, и что копия Саймона была отсканирована и помещена в симуляцию. Кэтрин рада, что копии уцелели, но Саймон в ярости и расстроен тем, что ему приходится умереть в одиночестве на станции. Кэтрин и Саймон начинают спорить, и хотя мы выполнили свою миссию, это не похоже на победу.

«Мне жаль, что ты так думаешь, Саймон. Я горжусь тем, что мы сделали. Мы позаботились о том, чтобы что-то из сотен тысяч лет истории человечества выжило, чтобы что-то продолжалось»

Саймон, из-за своего невежества и отчаяния хочет сбежать, но он остался один, и он напуган. Как и все на станции, он в ловушке, горько зная, что где-то в космосе есть его копия, живущая в утопии. Саймон непреднамеренно убил единственного человека, который был рядом с ним, и в считанные секунды потерял все. «Пожалуйста, не оставляйте меня в покое», — умоляет Саймон, поскольку игра постепенно превращается в черный цвет, оставляя игрока с чрезвычайно мрачным и запоминающимся финалом. Для копий Саймона и Кэтрин это победа, но для Саймона на станции это огромная потеря.

В сцене после титров симулированная копия Саймона просыпается в пещере, сидя на том же стуле, который он использовал, чтобы перенести себя в Ковчег. Это совершенно другая среда по сравнению с тем, к чему мы привыкли, поскольку вместо того, чтобы оказаться в ловушке на подводной станции, нам остается исследовать лес. Саймон встречает терминал, который просит его пройти опрос. Он спрашивает игрока, как он себя чувствует физически и морально, а также такие вопросы, как «Как вы воспринимаете свое новое существование?». Это очень горько-сладкий момент. Мы должны быть счастливы, что Саймон благополучно добрался до Ковчега, однако в глубине души мы знаем, что есть еще одна версия Саймона, одинокого и испуганного где-то в океане.

«Вас беспокоит тот факт, что вы больше не являетесь строго человеком?»

Пробираясьчерез лес, Саймон оказывается на берегу с видом на футуристический утопический город, за которым стоит Кэтрин. Саймон и Кэтрин воссоединились. Игра переходит к ARK, теперь плавающему в космосе. Мы видим, как земля охвачена пламенем, когда ARK уносится в космос, и игроку остается решать, что будет дальше. Человечество теперь в безопасности, фактически существует в идеальной симуляции, не ведая о мире, который они покинули.

SOMA выделяется тем, что заставляет игрока чувствовать себя некомфортно, ставит под сомнение их существование и стоит ли того, что они делают в игре. Финал яркий и захватывающий, но при этом болезненный и удручающий. Несмотря на то, что ему не хватает интуитивного ужаса, который сделал Амнезию такой запоминающейся, он доводит до совершенства экзистенциальный ужас того, что делает нас людьми, и того, на что мы готовы пойти, чтобы спасти себя от вымирания.

 

Источник

Читайте также