«Я прижался к земле и вытянул руку, чтобы записать звук»: как живёт провинциал, зарабатывающий созданием шумов

Монолог саунд-дизайнера о своей профессии, отчаянии и пользе скучных городов.

«Я прижался к земле и вытянул руку, чтобы записать звук»: как живёт провинциал, зарабатывающий созданием шумов

Эдуард Лоскутов живёт во Владимирской области и работает саунд-дизайнером: создаёт шумовое оформление для анимации и рекламных роликов. Он рассказал TJ о том, как начинал с «нищебродского саунд-диза» и за пару лет добился работы со столичными студиями, «Сбербанком» и компанией PUMA.

Кто такой саунд-дизайнер

Я из маленького провинциального города. Друзья говорят, что я нашёл там, где нет плюсов, один большой плюс: мне здесь никто не мешает. И я учился играть на инструментах, что-то пытался сводить. Просто не на что было распылять время. Раньше я учился в художественной школе, потом занялся музыкой, звуком и думал, как бы это соединить. И когда четыре года назад дело дошло до саунд-дизайна, решил, что это близко к тому, что искал.

Ещё пару лет назад про саунд-дизайн мало кто знал. Сейчас это вроде бы на слуху, но конкретно, что это такое, по-прежнему понимают не все. Это не человек, который портит продукты или скачивает музыку и звуки из интернета и подставляет их. В идеале саунд-дизайнер разбирается в физике звука, знает теорию музыки, умеет записывать, работать с DAW (Digital Audio Workstation — цифровой рабочей станцией). Это ответвление звукорежиссуры — шумовое оформление.

Я пришёл к этому довольно просто. Писал музыку, и мне нравился один исполнитель, Кейон Крайст. У него были очень характерные ударные инструменты, я пытался их как-то сгенерировать, но не получалось. Однажды мы сидели с приятелем в гараже, что-то обсуждали – и вдруг падает доска на пол, и я такой: «Давай это запишем!» Записали – получились именно те самые ударки. А когда вернулся домой, подумал, что классно было бы собрать собственный семпл-пак перкуссионных инструментов.

Загуглил, как это делать, узнал словосочетание «саунд-дизайнер», и потом уже — что оно означает создание звуков и подбор фактуры.

На меня повлияли некоторые малоизвестные исполнители — Кейон Крайст, Rage Logic, которые добавляют в свою музыку пение птиц или что-то ещё. Увидел в Инстаграме фотографию, как исполнитель Дилан Бреди сидит в кустах с рекордером и записывает звук течения воды для своего альбома, и подумал: «А что, так можно было?»

Нищенская звукозапись

Денег на рекордер не было. У нас с приятелем был плохенький широкомембранный микрофон «Октава» и ноутбук. С этим мы и шли на улицу записывать. Выглядело, мягко говоря, странно: один идёт с открытым ноутбуком, аккумулятором, огромной звуковой картой, к которой присоединён здоровенный провод, и я с микрофоном и стойкой. Ветрозащиты не было, так что из десяти минут записи не бракованными были дай бог две. Мы вставали за деревья и прятались за стены, чтобы ветер не сильно задувал. Но самое забавное, что звуками, которые мы тогда записали, я озвучил 5 роликов, и они до сих пор у меня в библиотеке.