Фансервис-кино как большой итог всей карьеры.
Кевин Смит — уникальный режиссёр. Киноманам он известен не столько как визионер или создатель невероятного кино, а скорее как гик, который каким-то чудом попал в высшую лигу Голливуда. Начав с дешёвых разговорных фильмов, он заработал свою славу за трешовые, пропитанные отсылками к культуре 90-х комедии в рамках собственной выдуманной вселенной.
Со временем к Смиту пришла огромная популярность, деньги — а вместе с ними некоторая «шиза». Внезапно комедии про травокуров, магазинных клерков, гиковские увлечения и культуру Голливуда сменились откровенным угаром («Бивень», «Йоганутые»).
Безумные идеи вроде человека-моржа, шутки про менструальную кровь и обязательная роль его родной дочери по имени Харли Квин — всё это поделило фанбазу режиссёра на два лагеря. Первые сели с ним на одну волну и начали превозносить трэш «позднего Смита» не меньше классики вроде «Догмы». А вторые посчитали, что режиссёр совсем поехал крышей на старости лет.
И поэтому новости о ребуте его, пожалуй, самого известного фильма, «Джея и Молчаливого Боба», были встречены с большим позитивом: два торчка из американского городка вновь едут в Голливуд, чтобы остановить съёмки очередного кино про персонажей комиксов, основанных на их личностях.
От этого фильма ожидали всё на свете: отличную комедию в духе классического Кевина Смита, попытку нажиться на фанатах и старой славе, очередной провальный трэш или вовсе нечто совершенно новое. Однако в итоге фильм оказался ничем из вышеперечисленного — и при этом частично всем сразу.
В США «Джей и Молчаливый Боб: Перезагрузка» вышел ещё в октябре 2019-го — но лишь ограниченным прокатом, а потому остался почти не замеченным широкой аудиторией. В СНГ про фильм вообще будто бы никто и не слышал, что необычно, учитывая культовый статус первой части. Исправляем эту несправедливость и рассказываем, что в этот раз вышло у Кевина Смита.
Ребут как самостоятельное кино
Для тех, кто просто любит смотреть фильмы и заинтересовался Кевином Смитом, этот фильм вряд ли станет хорошим выбором. «Перезагрузка» требует знания оригинальных похождений Джея и Молчаливого Боба — без этого не будут понятны многие подсюжеты, шутки и персонажи.
Более того, чтобы всё понять, лучше знать даже не вселенную фильмов Смита («Клерки», «Догма» и так далее), а всё его творчество и даже некоторые факты из жизни. Если вы не преданный фанат режиссёра — многие гэги проскочат мимо вас.
Кроме того, объективно как фильм «Перезагрузка» очень слабая: тут не лучшая операторская работа, поверхностный сюжет, местами вымученные шутки и тупые каламбуры. Порой кино выглядит как набор скетчей от звёзд и друзей Кевина Смита, которые пришли на съёмочную площадку от души посмеяться, а также поиздеваться над Голливудом и друг другом. А потом кто-то догадался смонтировать из этого полуторачасовой фильм.
Неудивительно, что кинокритики в очередной раз не пощадили режиссёра и разгромили картину. Это откровенный фансервис и «вечеринка для своих» — случайному зрителю тут просто нечего ловить.
Ребут как кино про Джея и Молчаливого Боба
А вот на фанатов свалилось всё и сразу. «Перезагрузка» оказалась не просто пересъёмкой оригинала: это и сиквел, и ребут, и один большой итог творчества Смита. Настоящий праздник для фанатов режиссёра.
«Перезагрузка» рассказывает новую историю, которая тесно связана с приключениями Джея и Молчаливого Боба двадцатилетней давности: мир вокруг двух травокуров-гедонистов изменился и повзрослел, нравы и порядки давно уже не те. А у Джея, ко всему прочему, 18 лет была дочь, о существовании которой он не знал.
В «Перезагрузке» есть всё: новые приключения знакомых героев, приятные референсы к прошлому фильму и камео не только героев «Джея и Молчаливого Боба», но и персонажей из других фильмов Кевина Смита. К примеру, именно тут вы можете узнать судьбу Локи из «Догмы» — неожиданный подарок для тех, кому это было интересно.
К тому же, никуда не делся искромётный юмор Смита, откровенно издевающегося над всей киноиндустрией Америки: шутки про правовые иски от Disney, бесконечные ремейки (или ребуты?) и неуёмная жажда денег больших студий.
И, конечно же, огромное количество самоиронии и метаюмора: чего стоит только то, что Джей и Молчаливый Боб едут в Голливуд избивать самого Кевина Смита за то, что он бездарь и снимает про них кино. И при этом сам режиссёр, как и раньше, играет Молчаливого Боба. В фильме Кевина Смита, где дочь Джея играет его родная дочь Харли Квин, которая тоже ненавидит Кевина Смита, который персонаж… В общем, вы поняли.
Ребут как драма и комментарий от режиссёра
«Перезагрузку» нельзя назвать цельным кино — она скачет от темы к теме и от жанра к жанру. В одни моменты это — кинопостановка или даже стендап от голливудских звёзд. В другие — трэшовая комедия с педофилами, Ку-Клукс-Кланом, камео ради камео и злыми русскими. Однако неожиданно в фильме нашлось место хорошей драме, живым эмоциям и саморефлексии режиссёра.
Кевин Смит подошёл к сиквелу-ребуту собственной отвязной комедии очень по-взрослому: мир и персонажи фильма не игнорируют тот факт, что прошло уже почти 20 лет с момента той самой поездки Джея и Боба в Голливуд. Все участники прошлого приключения помнят эти события, но при этом общая глупость, безбашенность и безумие сменились на какую-то лёгкую меланхолию.
Да, воры бриллиантов когда-то ходили в кошачьих костюмах и притворялись защитниками природы, чтобы уходить от стражей порядка. Но теперь всё в прошлом: кто-то сидит в тюрьме, а кто-то устроил себе спокойную жизнь и начал работать ведущим новостей. Герой Джейсона Ли, владеющий магазином комиксов, пытается смириться с тем, что американская культура гиков меняется — причём не в его пользу.
А персонаж Бена Аффлека остепенился и завёл дочку, что стало основной для, пожалуй, самой трогательной сцены в фильме. Герой делится мыслями о переменах в жизни и рефлексией как от своего лица, так и самого Аффлека, не упуская возможности пошутить про фильмы DC и похвалить себя в роли Бэтмена.
Через весь фильм тянется один большой комментарий от самого Кевина Смита: жизнь меняется, и когда-то придётся взрослеть. Нельзя оставаться отвязным и безалаберным гиком без обязательств, когда у тебя появляются дети, семья и серьёзная работа. Это не значит, что надо становиться «скучным взрослым» — но и 90-е уже никто не вернёт.
И, пожалуй, только Кевин Смит может говорить о проблемах жизни без отца буквально в следующей сцене после обливания людей калом или шуток про лобковые волосы.
Не ожидайте, что «Перезагрузка» станет для вас «Джеем и Молчаливым Бобом 2» или чем-то на уровне первой части. Последний на данный момент фильм Кевина Смита оказался скорее большим итогом всего его творчества и карьеры: закрытие сюжетных линий персонажей его вселенной, большой капустник из всех звёзд его фильмов, а также огромное количество мыслей и комментариев 50-летнего гика-стендапера.
«Перезагрузку» хочется сравнивать с каким-нибудь прощальным фильмом какого-нибудь культового режиссёра или даже с «Мстители: Финал» — это продукт для фанатов, проверяющий и вознаграждающий их знания и любовь к франшизе и самому Смиту.