Изменение богини Деметры: от хтонического божества к покровительнице земледелия

Из школьного курса истории мы знаем, что в античные времена Деметра носила статус божества плодородия и земледелия, у неё была дочка Персефона, которую по предварительному сговору с Зевсом и без согласия матери утащил в своё подземное царство влюблённый в нее по уши Аид. В итоге Персефона стала богиней весны – две трети года проводила время на земле с матерью, и только одну треть – у Аида, олицетворяя тем самым цикличность смены времён года. Но откуда взялась Персефона и такой ли была Деметра за всю историю существования греческой религии? Давайте разбираться.

Возникновение культа богини Деметры, предположительно, восходят к микенскому периоду истории Греции – около 1400-1200 гг до н.э. – и напрямую связан с мифом похищения Аидом Персефоны. В честь этого сказания проводились специальные обряды посвящения, известные как Элевсинские мистерии (греч. Ἐλευσίνια Μυστήρια). Суть этих обрядов заключалась в том, чтобы «возвысить человека над человеческой сферой до божественного и обеспечить его искупление, сделав его богом и таким образом даровав ему бессмертие». Для посвященных возрождение Персефоны символизировало вечность жизни, которая течет из поколения в поколение, и они верили, что получат награду в загробном мире. Да-да, вы будете весьма ошарашены, увидев богиню плодородия в несколько ином аспекте. Но об этом чуть позже.

Этимология имени “Деметра” до конца не ясна. Статус Богини-Матери, как воплощения материнства и плодородия Деметры определяется во втором элементе ее имени – “метр” (греч. μήτηρ), который, в свою очередь, образован от протоиндоевропейского корня “méh₂tēr“, что означает “мать“. А вот откуда происходит первая часть имени – Де/Да (греч. Δη), доподлинно неизвестно. Лингвист Роберт Стивен Пол Бикс утверждает, что если бы слово “Δη” на самом деле переводилось как «земля», это сближало бы богиню Деметру с Посейдоном, известным в Микенах как Энесидайон (греч. E-ne-si-da-o-ne) – «сотрясатель земли». Также, если учесть, что слово “Да” (греч. Δᾶ) на Аттике соответствует значению слова “Gē” (греч. Γῆ), то можно сделать вывод о том, что Деметра в данном ключе разделяла свои хтонические функции с партеногенной титанидой и одновременно – богиней земли Геей (Гайей):

Напомним, согласно “Теогонии” (происхождению богов) Гесиода, «широкогрудая» Гея возникла из хаОса (то есть – мифологического состояния Пустоты или зияющей Бездны, предшествующего эпохе Сотворения Вселенной) вместе с Эросом, богом любви (родителями которого также по мифам являлись Арес, бог войны и Афродита) и Тартаром (каким-то божеством, которое позже исчезнет, а это название перейдёт к области подземного мира, где томятся Титаны). От “любви” с Тартаром или самопроизвольно породила Гея первое поколение титанов и богов – Урана (“небо”), Оурею (богиню гор) и Понта (бога морей, которого позже вытеснил Посейдон по функциям). Затем супругом Геи стал Уран, и от их союза родились Океан (божество всех рек мира), двух братьев – Кея и Крия, Гипериона (отца Гелиоса, бога солнца), Иапета/Япета (отца титана Атласа/Атланта), Мнемозину (богиню памяти), Фемиду (богиню справедливости и божественного порядка, позже – богиню законов), Тейю (Эврифаэссу, богиню сияния), Рею (царицу богов и вторую богиню земли), Фебу и Тефию/Тетис (богиню речных божеств). Последним появился Кронос (бог-лидер, часто отождествляемый с богом времени Хроносом, который как раз-таки появился в начале времён и породил Эфир и хаОс, согласно орфическим гимнам).

Но вернёмся к богине Деметре. Вторая версия гласит, что первая часть её имени происходит от “Deo” – эпитета Деметры из уже упомянутых орфических гимнов, который является производным от ионического слова “zeia” (греч. ζειά), обозначающего преимущественно зерновые культуры: либо разновидности пшеницы – эммер и полбу, либо рожь. Таким образом, имя “Деметра” должно означать «Мать зерна», а вовсе не «Мать Земли».

Мы привыкли видеть, что пахоту, сев и жатву в древнем мире обычно выполняли мужчины. Но в то же время, пока мужская часть населения добывала себе пропитание охотой, заботу о сельском хозяйстве нередко брали на себя и женщины. Помимо функций деторождения и хранительницы домашнего очага, древняя женщина была в состоянии и посеять зерно, и собрать фрукты. Поэтому богиню Деметру как покровительницу земледельцев греки всегда изображали в женском облике, иногда держащей в руках цветы, фрукты и зерно.

Как к богине зерновых культур Деметре давали различные эпитеты: так, в Аттике она была известна как Халоас (от греч. ἅλως – «гумно» или «сад»), и в честь неё в Элевсине проводился одноимённый праздник, связанный с молотьбой – процессом рыхления зерна после сбора урожая. Позже праздник перенесли на зиму, поскольку тогда начинались «обрезки виноградных лоз и дегустация вина». Примерно в это время года в Греции почва вокруг виноградников разрезается и мотыжится, и завершается первый цикл брожения. Таким образом, фестиваль Халоа отныне стал священным и для бога Диониса, который «овладел праздниками Деметры, захватил ее гумно и вынудил аномалию зимнего праздника молотьбы».

Также Деметру величали Хлоей (что означает – “спелое или свежезеленое зерно“) и иногда – Иуло (от греч. ioulos, “сноп зерна“). Деметра как Хлоя была богиней молодой кукурузы и прочей растительности, а песни урожая в честь неё именовались в Греции «Иулои». Связана была Деметра и с жатвой. Так, жнецы звали богиню Амаллофор (“приносящая снопы“) и Амайя (“жнец“). За изобилие пищи, которую давала Деметра людям, её также прозвали Сито (“зерна“) и Гималис (“изобилия“). Поэтому иногда на статуях богиню изображали также с рогом изобилия. В честь Деметры древние греки проводили и другие известные торжества:

  1. Талисию (греч. Θαλύσια) – праздник первых плодов, во время которого пекли знаменитый талисийский хлеб. Также выпекались и лепёшки, известные как “омпниай” – они часто возлагались на алтарь как жертвоприношение олимпийским богам. Другие выпечки по случаю праздника богини Деметры включали в себя большие караваи – артои и мегалартос из Беотии (греч. artoi и Megalartos), а также большая каша – Мегаломазос (греч. Megalomazos).
  2. Фесмофория (или тесмофория; греч. Θεσμοφόρῐᾰ, от θεσμός (thesmós) – «закон» и ‎ φορός (phorós) – «несущий») – фестиваль, проводимый греками в честь Деметры и Персефоны, связанный с формой аграрной магии. Суть праздника заключалась в законах зернового земледелия, проводился он ежегодно, в основном примерно в то время, когда поздней осенью сеяли семена. При этом стоит учесть, что на всех торжествах, посвящённых Деметре, принимали участие исключительно женщины, обряды же держались в строгом секрете. Мужчины не имели права слышать и видеть эти церемонии.

Функции богини Деметры распространялись и на всю растительность в целом, а не только лишь на зерновые культуры, и ей давали и такие эпитеты, как: эукарпос (“хороший урожай“), карпофорос (“приносящая плоды“), малофорос (“несущая яблоки“) и Ория (“все плоды сезона“). И всё-таки роль Деметры как “Матери Земли” также имела место быть в почитании у греков. Дело в том, что Греция была не единым континентом, ей принадлежали разные острова (тот же Крит или Микены), и поэтому не удивительно, что в те времена один и тот же олимпийский бог мог сочетать в себе совершенно разные функции. Так, Деметра часто олицетворяла собой землю, из которой вырастает урожай, и тем самым отождествлялась с Геей. В Аркадии богиню называли Мелайна (“черная Деметра“) и изображали каким-то чудовищем, похожим на Медузу Горгону – змееволосой, с головой лошади, держащей голубя и дельфина, возможно, чтобы символизировать ее власть над подземным миром, воздухом и водой.

В Аркадии также в честь Деметры проводился культ Деспойна (греч. Δέσποινα, что означало либо «дом, хозяйство», либо от despotēs – «господин, госпожа, леди»). Связан этот культ был с мифом об изнасиловании Деметры богом Посейдоном, с которым в Аттике, кстати, разделяла схожие функции и характеристики. Там олимпийский бог почитался греками как Фитальмиос (греч.Φυτάλμιος) – бога растений, и торжества в его честь совпадали с праздником в честь Деметры и Диониса одновременно. В Аркадии же Посейдон теперь рассматривался как речной дух подземного мира, символом которого является лошадь или бык (в которого превращался речной бог Ахелой, а уж потом появилась некрасивая история с Минотавром, в которой был замешан сам Посейдон).

Итак, не только один лишь Зевс, второй по счёту после Урана владыка небес, бог бури и царь олимпийцев в поздних (да и ранних тоже) античных мифах славился своими любовными похождениями. Его братец Посейдон также был не чужд подобного рода вещей. Он однажды возжелал свою сестру Деметру, та ему отказала и приняла архаичный облик кобылы. Но и Посейдон тоже обернулся жеребцом и спарился с ней против воли. В результате от Деметры родилось двое детей – дочь Деспойна (которую позже отождествили с Персефоной) в образе кобылы и сын Арион – невероятно быстрый конь с чёрной гривой.

Но не стоит забывать, что олимпийские боги – это всё-таки не люди, а своеобразная метафора сил природы, и поэтому такие современные термины, как “инцест”, “разврат” и “зоофилия” вообще неприменимы к ним. На самом деле, все попытки богов соблазнить смертных, укрепить свою безграничную власть над ними, а также подвергнуть разного рода трансформациям – лишь отголоски древних культов, которые указывают нам на попытку древнего человека понять и хоть как-то объяснить устройство окружающего мира, исследуя его естественные пределы. Наконец, не стоит забывать о том, что в античные времена и в других древних цивилизациях господствовало такое мировоззрение, как анимизм – вера в то, что вся природа населена духами сверхъестественных существ, обитавших в деревьях, небесах, реках и в земле. Эти традиции вскоре нашли своё отражение и параллели в иных культурах мира.

Даже миф о том, что брат Посейдона – Зевс – насильно овладел своей сестрой Герой, перед этим якобы надавив ей на жалость, обернувшись больным кукушонком, а потом триста лет держал в тайне от других их союз и в итоге представил прочим богам Олимпа Геру как свою супругу и Царицу, можно трактовать как символический союз неба (которое олицетворял Зевс) и земли (которую также олицетворяла Гера). Человеческие качества богам греки приписали позже. Итак, как мы уже сказали выше, Деметра в Аркадии прочно ассоциировалась с землёй, а Посейдон олицетворял собой грунтовые воды, текущие под ней.

По мифам, Деспойна – это лишь титул дочери Деметры, а вот ее настоящее имя не могло быть раскрыто никому, кроме посвященных в ее тайны, и, следовательно, было утеряно с исчезновением элевсинской религии. Также титул “Деспойны” применялся по отношению к другим греческим богиням – Афродите, богини любви и красоты, Персефоне, самой Деметре и даже Гекате – богине магии, новолуния, некромантии и призраков. Образ Деметры как хтонического божества или даже богини подземного мира и смерти был замечен во Флии, Спарте и Гермионе. В той же Аттике Деметру называли Анесидоре, то есть посылающей дары из подземного мира. В Спарте ей дали эпитет “Хтония“. А вот в Арголиде и позже – в Спарте, Элиде и Левадии Деметра уже выполняла все функции её брата Аида. Так, в Элиде Деметру называли Хаминой (“богиней земли“), и это было связано с сошествием в Аид. В местной легенде Спарты в честь Деметры назвали углубление в земле – вход в подземный мир, через который души умерших могли легко пройти.

В Левадии Деметру даже “сосватали” и отождествили с Трофонием, который, согласно одному из многочисленных мифов, был древним божеством подземного мира. Да и сама Деметра, какой бы мягкой и милосердной она ни была, имела и свою темную сторону. Афиняне называли мертвых людей «Деметриями», но культ мёртвых в этом аспекте отражал веру в циклическое бессмертие, то есть в то, что новая жизнь прорастет из мертвого тела, как новое растение возникает из закопанных семян. Деметра не только умела давать ростки и оживлять всё вокруг, но также и после смерти принимала и людей, и растения в своё лоно, то есть – под землю. Как было сказано ещё в Библии, «прах мы есть и в прах возвратимся». Древнегреческий лирик Пиндар писал:

«Благословен тот, кто видел, прежде чем уйти под землю; ибо он знает конец жизни, а также знает ее божественное начало!».

Пиндар

Вторил ему в своих мемуарах и Эсхил:

«Да, призови Землю, которая все оживляет,

И воскрешает, и снова берет в свое чрево!»

Эсхил

Тёмная сторона богини Деметры выражена скорее в эпитете Эринис (“ярость“), от которого и произошли разгневанные призраки и богини возмездия (обычно за людские преступления и ложные клятвы) Эринии, которых иногда называют Эвменидами и Фуриями. Их легко было спутать с Немезидой, которая в оригинале поначалу олицетворяла возмездие лишь за грех тщеславия или высокомерия перед богами. Эпитет Эринис применялся по отношению к Деметре потому, что она держала зло сначала на Посейдона за то, что тот не смог обуздать свою страсть, а затем – и на его брата Зевса. В «Эвменидах» Эсхила мы видим внезапное превращение этих мстительных Эриний, этих разгневанных призраков, этих фигур ужаса в милосердных богинь плодородия, несущих в одной руке подземных змей, а в другой — знак своего двойственного аспекта – фрукты и цветы. Такова была общая тенденция греческой религии — превращение страха и уродства в красоту и спокойствие и наоборот.

Как мы знаем из школьной программы, Деметра была второй по счёту из шести детей-титанов и олимпийских богов, рождённых богиней Реей и Кроносом. От Геи и Урана последний узнал, что ему суждено быть побежденными собственными детьми, так же, как он сверг и даже оскопил своего отца. Поэтому титан не нашёл ничего лучше, чем проглотить каждого рождённого младенца. Лишь в двух случаях Рея-таки схитрила: когда родился Зевс, она спеленала камень и отдала его мужу. Такой же трюк был проделан и с Посейдоном, которого титанида (согласно аркадскому мифу) подменила жеребёнком, благодаря чему и сложился миф о Посейдоне как о покровителе лошадей.

Остальные боги же – Гестия (богиня домашнего очага), Гера, Аид и Деметра – прозябали во чреве своего отца. И быть им переваренными в желудочной кислоте, но в этот момент их младший брат Зевс тайно вырос и возмужал. Источники разнятся в том, кто же его воспитал – то Зевса вскормила молоком священная коза Амалфея/Амальтея, то куреты (или корибанты) – мифические танцоры, кричали и хлопали в ладоши, чтобы заглушить плач Зевса. То нимфа Адамантея спрятала Зевса от глаз его отца, повесив его на веревке на дереве между землей, морем и небом, которыми правил его отец Кронос, то согласно другим версиям мифа, Зевса взяла себе на воспитание его бабушка Гея, богиня земли. Один миф вообще повествует о том, как титан Кронос однажды сам отправился на Крит, а Зевс, который там и был спрятан на горе Ида, чтобы скрыться от отца, превратился в змею, а своих нимф-кормилиц – Гелику и Циносуру – в медведиц, которые впоследствии и стали известными созвездиями Малой и Большой Медведицы.

По совету богини – океаниды Метиды Зевс дал отцу снадобье, которое заставило его извергнуть детей обратно. Камень, которым хитроумная Рея подменила Зевса, позже установили на горе Парнас как местную реликвию. , Зевс также освободил и Гекатонхейров и циклопов, которые выковали для него его молнии, трезубец Посейдона и шлем тьмы Аида, разразилась великая война – Титаномахия, во время которой одни боги-титаны были повержены и низвергнуты в Тартар, другие же – Эпиметей, Океан, Гелиос, Атлас, Прометей и Астрей – приняли сторону Зевса. Также поддержала Зевса в этой борьбе богиня подземных вод – Стикс, за что ее воды сделались священными, а клятвы, произносимые богами её именем, отныне считались нерушимыми.

После Титаномахии разгневанная богиня Гея из своих недр наслала на Зевса порождённое им чудовище – змея Тифона, которого тоже пришлось одолеть. Здесь мы видим довольно типичный для древней мифологии мотив Хаоскампфа, то есть борьбы культурного героя или божества со злом (хаосом), которое олицетворяет в себе образ змея. Сведения о судьбе Кроноса после Титаномахии весьма разительны. Согласно Гомеру, бог-титан томится в Тартаре вместе со всеми другими титанами. Согласно орфическим поэмам он – узник пещеры Никс, богини ночи. Также бытует версия, что Кронос также был кастрирован своим сыном Зевсом, как когда-то Уран, однако эта жуткая тема была настолько отвергнута греческими мифографами того времени, что они скрывали ее из своих рассказов вплоть до наступления христианской эпохи.

Участие богини Деметры в Титаномахии не описывается практически нигде. С ней связан другой миф, в котором говорится о происхождении её дочурки Персефоны. И вот здесь нужно уточнить кое-что. Дело в том, что изначально в мифах эту богиню на самом деле звали Кора (от греч. korē), что означает “дева”. Есть и второй вариант происхождения этого слова от греч. “korwo“, что значит «растущий» (отсюда и «подросток»). Изначально в Элевсинских мистериях древние земледельцы наравне с Деметрой почитали как богиню урожая, и лишь позже эти две богини вместе разделяли общую роль и цариц подземного царства.

Но если богиней подземного царства считалась Деметра, при чём же здесь тогда Аид, спросите вы? И чья же тогда Персефона дочь? И почему ее, собственно говоря, назвали Персефоной? Есть только одна версия происхождения этого имени – от греческого слова “persophatta“, как обнаружено в восьми свидетельствах, семь из которых относятся к аттическим вазам V в. до н.э. Слово “persophatta”, в свою очередь, является производным от “parsa“, что означает «сноп кукурузы», а вот вторая часть – от греч. глагола “gwhen“, что значит “бить, ударять“. Если перевести это слово целиком, то получится «женщина – молотилка кукурузы» или «та, которая бьет колосья». Это, в свою очередь, соответствует раннему аграрному культу богини.

Есть версия, что Кора и Персефона на самом деле были разными богинями, но потом их стали отождествлять друг с другом, в результате чего и произошло слияние. Однако, подтверждения этому не нашлось, и слово Кора стало также эпитетом Персефоны. Насчёт появления на свет есть две версии. Одна описана Гесиодом и в гомеровском гимне Деметре: громовержец Зевс после ратных дел предался любовным утехам с другими богинями – родственницами и стал воспроизводить с ними многочисленное потомство. Так, от брака с Фемидой родились Оры (богини закона, справедливости и мира и по совместительству – времён года (ранее, потом их сменил Адонис в этой должности)) и Мойры – богини судьбы, от океаниды Эвриномы – богини красоты Хариты, от брака с Мнемозиной – 9 Муз….

Не избежала такой участи и Деметра. В школе об этом умалчивают, но на самом деле Зевс, несмотря на свой “законный” брак с Герой, которую насильно сделал своей женой, в какой-то момент сошёлся и с Деметрой. Плодом их “любви” и стала общая дочь – Кора/Персефона. Согласно орфической версии, а точнее – «Рапсодической теогонии» (первый век до н. э./н. э.), Зевс домогался до собственной матери – титаниды Реи, но та по понятным причинам отвергла его ухаживания. Громовержец же преследовал сопротивляющуюся Рею, которая в отчаянии превратилась в змею. Зевс также обернулся рептилией и всё-таки изнасиловал собственную мать, в результате чего родилась Персефона. Да не красавицей, а подобной Горгонам. Источник утверждает, что после насильственного акта богиня-титанида Рея стала известна миру как Деметра и в ужасе убежала, увидев, кого произвела на свет.

Но похотливый Зевс на этом не остановился – спарившись с Персефоной, собственной дочерью, он породил на свет Диониса, оригинальная функция которого заключалась не только в бражничестве. Это был также бог растительности и плодородия. Позже, согласно орфическому мифу, Персефона остается в доме своей матери под охраной куретов. Рея-Деметра предсказывает, что Персефоне суждено выйти замуж за бога солнца и искусств – Аполлона. Однако, это пророчество не сбывается, так как девушку, плетущую подвенечное платье, похитил Аид. Согласно эпической поэме “Дионисии” Нонна Панополисского, Персефона показана как прекрасная богиня, руки которой добивались олимпийцы – Аполлон, бог хитрости и посланник Гермес, бог войны и мужества Арес и бог огня, вулканов, кузнецов и плотников Гефест.

Очарованные красотой Персефоны боги также преподнесли ей различные дары, чтобы добиться ее расположения. Однако, Деметра, обеспокоенная тем, что Персефона может выйти замуж за Гефеста, обратилась за советом и помощью к Астрею, астрологическому божеству. Тот предрёк ей, что Персефона будет похищена и оплодотворена змеёй. Богиня спрятала дочь в пещере, но это не помогло – змей (а это был Зевс в его обличии) незаметно прополз внутрь и совершил своё грязное дело. Вследствие чего Персефона родила бога Загрея, о котором мы поговорим чуть позже.

Похищение Персефоны Аидом – пожалуй, самый популярный и очень древний миф в истории греческой культуры. Подробно это событие описывается в так называемых гомеровских гимнах (древнегреч.Ὁμηρικοὶ ὕμνοι) , датируемых седьмым веком до нашей эры, а то даже и шестым. Гимны называются “гомеровскими” не потому, что их написал Гомер, а из-за того, что в них используется та же форма эпической поэзии — дактилический гекзаметр, которым написаны «Илиада» и «Одиссея». Просто афинский историк Фукидид приписал в древности авторство этих двух поэм Гомеру, и ярлык прижился.

О том, как произошло похищение Персефоны, есть две версии – согласно орфическим мифам, Персефона плела (или шила) подвенечное платье, готовясь к свадьбе с Аполлоном, и Аид утащил ее к себе. Гомеровский гимн “К Деметре” излагает нам другую и более привычную версию событий – юная богиня беспечно веселилась на лугу и рвала цветы со своими подругами – Сиренами, нимфами Океанидами и дочерью бога Тритона (сына Посейдона и Амфитриты) – Палладой, которую позже во время поединка случайно смертельно ранила рождённая из головы Зевса богиня мудрости, справедливой войны и ремёсел Афина.

Место, где произошло похищение Персефоны, также различается в зависимости от географического положения и упоминания о том в мифах древних народов. Так, сицилийцы верили, что долина, где резвилась Персефона, располагалась в городе Энна, и после того, как Персефона оказалась в подземном мире, там возник колодец Циана. Другие источники указывали также остров Крит, Нисийскую равнину в Беотии, Аттику и уже потом – Нисион (или Мисион, Нисейская долина), упомянутый в гомеровском мифе. Вполне возможно, что местоположение луга вовсе не имело конкретного названия, оно было просто условностью, чтобы показать, что мифическая, волшебная и хтоническая страна была задумана в далеком прошлом.

А тем временем сам Громовержец вступил с Аидом, богом подземного мира и богатства, чуть ли не в сговор и позволил своему влюблённому брату похитить дочь Деметры без согласия на то богини. Аид подстерёг свою жертву в поле, прорвавшись чрез расщелину земли и унёс ничего не подозревающую Персефону на колеснице в свой мир. Богиня Деметра бросилась на поиски своей дочери по всей земле с факелами Гекаты. В большинстве версий она запрещает земле производить урожай и проклинает её в глубине своего отчаяния, в результате чего по всей Греции начинается засуха и свирепствует голод. Сирен, согласно более поздним мифам, также отправляют искать Персефону. Когда те вернулись ни с чем спустя девять дней, в наказание за это и их неосмотрительность богиня Деметра превратила Сирен в птиц с женской головой (или женщин с птичьим торсом) и изгнала на отдалённый остров, где те были вынуждены питаться моряками, корабли которых манили на скалы своими песнями, используя врождённый дар предвидения во зло людям и сводя их с ума.

Деметра погрузилась в глубокую скорбь о своей дочери и рано постарела. Из всех богов лишь лучезарный Гелиос, бог Солнца, был свидетелем похищения и поведал богине земледелия всю горькую правду. Деметра была опустошена и ошарашена известием о том, что тучегонитель Зевс, ее брат, вот так легко отдал свою племянницу в жёны Аиду. В гневе богиня покинула Олимп, облачилась в траур и обернулась простой смертной. Прежде плодородные нивы пожухли и завяли, и земли, куда ступала нога погружённой в печаль Деметры, становились бесплодны. Неминуемая гибель грозила всему живому. Но ей было уже всё равно.

После многих безнадёжных дней и томительных ночей бесцельного блуждания Деметра прибыла во дворец Келея/Целеуса, царя города Элевсина. Его дочери – Каллидика, Демо, Клисидика и Каллитоя преисполнились жалости и сочувствия к пожилой страннице Досо – так представилась богиня этим людям – и приютили её. Келейже устроил роскошный пир и даже позволил незнакомке нянчить своего сына Демосфена. Деметра тайно дала малышу амброзии – пищи богов, и клала его в пылающую печь, чтобы даровать ему бессмертие. Но этого не случилось. Хотя, согласно гомеровским гимнам, мальчик вовсе не получал несовместимых с жизнью ожогов и не измазался в саже, а “цветущим он стал, и смотреть на него было все равно, что смотреть на богов“.

Как-то раз царица Элевсина, Метанира вошла в комнату и, увидев в огне своего сына, подумала, что Деметра спятила и испуганно закричала. Это вызвало гнев богини земледелия, которая сетовала на то, что глупые смертные не понимают эту концепцию и ритуал. Демофонт никогда не обрел бы жизнь, свободную от смерти, но действия Деметры, по сути, подготовили и предопределили его увековечивание как получателя культа героя. И, хотя в гомеровских гимнах Демофонт выжил, другие версии мифа показали нам печальную картину, и в честь этого героя в Элевсине якобы стали проводиться погребальные игры в рамках квази-спортивного мероприятия, известного как Ballêtus.

Богиня Деметра решила на сей раз действовать по-доброму: она сделала своим преданным учеником другого сына Келея, Триптолема, передав ему навыки и основы земледелия, которым он впоследствии стал обучать других людей. Триптолем летал на колеснице, запряженной драконами. Впоследствии он стал первым жрецом культа Деметры и в равной степени был связан с дарованием надежды древних греков на загробную жизнь, связанной с распространением Элевсинских мистерий. Дальнейшая судьба этого персонажа неизвестна. Но на рельефах и античных вазах Триптолем часто изображался именно как спутник Деметры и её дочери Коры (Персефоны). Так, на барельефе V века в Национальном музее Афин есть иллюстрация, где мальчик Триптолем стоит между двумя богинями и получает от Деметры колос зерна (из золота, ныне утраченного):

Но вернёмся к истории похищения Персефоны. Деметра, хоть и нашла приют у элевсинского царя Келея, не забыла своего гнева на Зевса и о своей миссии – найти пропавшую дочь Персефону/Кору. Она поставила условие – ни одна трава не вырастет на многодарной земле, ни один цветок не зацветёт, да и на Олимпе сонм богов её не увидит до тех пор, пока Аид не вернёт дочь назад. А тем временем человечество оказалось уже на грани исчезновения, чего Громовержец Зевс не желал. Он с Олимпа послал к Деметре, сестре своей, сначала вестницу богов Ириду, а затем – и Гермеса в царство его брата Аида, и те передали богам волю Зевса. Деметра ответила решительным отказом на все мольбы, а вот владыка царства мёртвых сдался под давлением обстоятельств.

Но Аид схитрил и тайно предварительно заставил Персефону съесть зёрна граната, которые смогли бы удержать девушку насильно в подземном мире навсегда. Тогда Зевс поставил условие – две трети года Персефона будет жить на земле и только одну – вместе с Аидом. Так и случилось. Обняла свою дочь Деметра, и вместе с великой радостью богини вернулись на греческую землю плодородие и зелень. Заколосились хлебородные нивы, заблагоухали сады. Но вот настала осень – листья пожелтели, поля опустели, и богиня Деметра снова облачилась в траур.

В других версиях мифа Гермеса пока нет, и первым, от кого Деметра (и прочие боги) узнала о судьбе Персефоны, был Аскалаф, хранитель сада Аида, сын двух речных богов подземного царства – Стикс (Орфна, Горгира) и Ахерона. За разглашение информации Аскалаф был раздавлен тяжёлым камнем (это сделала разгневанная Деметра) и позже – превращён в филина либо самой богиней, либо ее дочерью. Об этом персонаже упоминает Овидий: «Так он стал самой отвратительной птицей; посланником горя; ленивой совой; печальным предзнаменованием для человечества». Более ранние источники гласят, что Персефону спасла и богиня Геката, которая искала ее вместе с Деметрой.

Этот миф о похищении Персефоны богом Аидом является этиологическим, то есть объясняет нам цикл смерти и возрождения, а также и смену времён года в Греции, начало нового цикла роста сельскохозяйственных культур. В подземном царстве Персефона проводит четыре или шесть месяцев – в зависимости от количества зёрен граната и версий мифа. Но мы то теперь знаем, что и без участия Аида в судьбе богини природы Персефона разделяла двойную роль владычицы подземного мира со своей матерью. Получается, что Аид в данном контексте выступает как фигура номинальная. Опять же, нужно правильно понимать контекст и истоки древних мифов.

И подтверждение этих слов заключается в том, что этот миф существовал ещё в догреческие времена, когда Аида называли Плутос (греч. πλούτος), что означает “богатство“. Нет, с деньгами или роскошью в привычном понимании это слово не имеет ничего общего. В те времена оно имело очень скромную трактовку. Богатством древние греки считали скорее зёрна, которые хранились в недрах земли (чуть выше уровня грунтовых вод и того места, где обитали души умерших) и прорастали в следующем году. В условиях, преобладавших в древние времена, богатство — это запас зерна, которым люди живут в то время года, когда дары природы скудны.

В Греции, в отличие от северных стран, никогда не бывает снега, климат другой. Кукурузу жители Аттики сеяли в октябре. Посевы прорастали немедленно и процветали в течение всей нашей зимы, за исключением двух или трех самых холодных недель в январе. Урожай созревал в мае, тогда же и происходил сбор, а обмолачивали зерна в июне. Культ Деметры в Аттике почитался также как Матери Кукурузы, а вот её дочь Персефона/Кора именовалась Кукурузной Девой. На той же Сицилии во время молотьбы зерна даже отмечался праздник, который назывался «Нисхождение Коры» (“Katagoge Kores“).

Считалось, что Кору, Кукурузную Деву, удерживал в подземных силосах бог богатства Плутос, то есть это было метафорой того, что древние фермеры хранили зёрна кукурузы под землёй в керамических кувшинах, которые назывались пифои. Эти же кувшины использовались и для погребальных обрядов. Через четыре месяца, когда приближается время осеннего сева, подземные силосы открывали и высевали семенную кукурузу. Этот процесс стал известен как “анодос” – восхождение Хлебной Девы, которой и считалась у греков Деметра, и по этому поводу произошли знаменитые Элевсинские мистерии.

Семена кукурузы, зерна старого урожая, которые вскоре прорастут и принесут новый урожай, закладывались на полях. Считалось, что именно осенью Кукурузная Дева (Кора) воссоединяется с Матерью Кукурузы (Деметрой), ибо в это время старый урожай и новый встречаются друг с другом. Таким образом, можно проследить, как в мифологии Плутос, бог богатства, стал богом подземного мира по имени Аид. Прорастание нового урожая – символ вечности жизни у древних аттикян. Мистерии тоже изначально не были сугубо мрачным торжеством – они даровали радость и счастье человеку, их темой было не похищение и разлука, а воссоединение. Позже древнейший аграрный миф, конечно, позабылся со временем и был возведен в человеческую сферу.

Горе и скорбь скорбящей матери, отчаяние поисков ее любимой дочери затрагивают самые глубокие чувства человека. Деметру также по праву называют “mater dolorosa“. В этой душераздирающей печали воссоединение матери и дочери представляло собой радостный контраст, волнуя умы людей глубочайшими эмоциями. Поскольку в Элевсинских мистериях возвращение Коры/Персефоны из подземного мира рассматривалось как символ бессмертия, древние греки отныне часто изображали её на саркофагах.

В мистических теориях орфиков и так называемых платоников Кора описывается как всепроникающая богиня природы, одновременно производящая и разрушающая все сущее (Орф. Гимн. 29. 16), и поэтому она упоминается в ряду или отождествлялись с другими мистическими божествами, такими как Исида, Рея, Ге, Гестия, Пандора, Артемида и даже Геката.

История о том, как Аид похитил Персефону и унёс в своё царство против ее воли, не упоминается Гомером вообще. В “Одиссее” он просто описывает ее как жену бога подземного мира и грозную королеву мёртвых, а о ее похищении в древнегреческом искусстве впервые упоминает Гесиод (Теог. 914). Вторым похожим “воскресающим” божеством, символом возрождения в Греции являлся смертный юноша по имени Адонис (“владыка”). Наиболее распространенная версия мифа показывает его не только царственной особой, но и продуктом кровосмешения. Адонис был сыном короля Кинира и его собственной дочери Смирны.

Миф показывает нам обоих как несведущих дураков, которые занялись сексом по пьяни. А когда Кинир смекнул, что к чему и какой позор навлёк на себя, попытался убить беременную дочурку. Но вмешалась богиня Афродита, приняла роды у Смирны, превратила ее в растение мирра, из которого добывают ароматическую смолу для обрядов погребения. А вот малыша Адониса отдала его на воспитание Персефоне, которая кормила его своей грудью. В другом варианте Персефона встретила Адониса только после того, как он был убит вепрем, и убитая горем богиня Афродита, подобно Психее, по своей глупости потерявшей бога Эроса/Амура и Орфею, лишившемуся Эвридики из-за укуса змеи, спустилась в подземное царство.

История с Адонисом – настоящая драма, полная ревности и закончившаяся смертью несчастного юноши. Ни златая Афродита, ни даже богиня охоты Артемида были не в силах избежать стрел Эроса, который зажёг в их сердцах пламя любви. Выбор сразу двух богинь пал на Адониса. Обе даже охотились с ним, и в какой-то момент Артемида возревновала его к Афродите и даже трижды попыталась убить. В первый раз она решила утопить юношу, бросив в него золотой миндаль, пока он находился в купальне. В другой – упросила Ареса, бога войны, столкнуть на него гору.

Но владыка морей Посейдон почему-то заступился за прекрасного Адониса – поток накрыл миндаль, а двигавшиеся к берегу реки скалы были остановлены. Но потом либо Артемида натравила на юношу разъярённого кабана, либо Адонис не послушался совета не охотиться на кабанов и львов, подстрелил вепря и от него же погиб. Есть и другая версия мифа, где к Адонису возревновал бог войны Арес, супруг Афродиты. Он воспользовался любовью Адониса к охоте и наслал на него дикого кабана.

Афродита спустилась в царство Аида, умоляя Персефону отпустить Адониса наверх на шесть месяцев. Но тут мифы сделали богиню природы любовницей юноши, и это вызвало ревность уже со стороны Афродиты. Заспорили из-за Адониса две богини, делили его, как вещь, а потом обратились за советом к самому Зевсу. И тот вынес свой вердикт, как когда-то брату Аиду: одну треть года Адонис должен проводить с каждой из богинь, а последнюю треть оставить себе. Также ему был предоставлен выбор, и Адонис сделал его в пользу Афродиты. Они вместе вскоре соорудили любовное гнёздышко под названием «Купальня Адониса», успели зачать двух детей – Голгоса и нимфу Берою. Один основал город Гольджи, другая – стала любовницей Посейдона.

Считается, что у богини Персефоны и Аида нет и не могло быть никаких детей, однако это далеко не так. Вопреки поздним “каноничным” сказаниям, Аид и Персефона вовсе не являлись противоположностью Зевсу и Гере. И там, и здесь были и свои любовные похождения, и вспышки ревности. Разница была лишь в том, что Аид правил Подземным миром, а Зевс восседал на светлом Олимпе. Но между этими двумя братьями было нечто общее – каждый из них заставил девушку обманом вступить с ним в брак и порой так или иначе изменял своим жёнам.

Так, известен миф про наяду по имени Минтэ (или Минта) с острова Коцит. Она была любовницей Аида до его встречи с Персефоной и переспала с ним, за что жестоко поплатилась: согласно одной версии, разгневанная Персефона разорвала ее на куски или растоптала её, и превратила в сладко пахнущее растение – мяту. Либо превращением занялся сам Аид, пытаясь спасти возлюбленную. Согласно другой версии, Минта стала утверждать, что Персефона недостойна Аида, так как недостаточно красива. Эти слова вызвали гнев со стороны ее матери, Деметры, и та превратила ее в мяту.

Другой возлюбленной Аида была нимфа Левка/Лейс (греч.Λεύκη , «Белый»), одна из дочерей титана Океана. Аид влюбился в нее и похитил так же, как и Персефону, унёс в подземный мир. Сообщается, что она прожила всю свою жизнь в его царстве и, когда умерла, бог подземного мира искал утешения, создав подходящий памятник их любви: на Елисейских полях Аид воздвиг белый тополь. Из него же греческий и легендарный герой Геракл сплёл себе венок как символ двойственности своих 12-ти подвигов.

Что касается детей Аида и Персефоны, то согласно орфическим мифам, когда тот похитил ее в разгар свадебного торжества с Аполлоном, когда она готовила себе подвенечное платье, у них родились Эринии – те самые богини возмездия за людские преступления и ложные клятвы. Вторым ребёнком, рождённым от Аида и Персефоны, стала Мелиноя, богиня кошмаров и безумия. Как утверждает орфический гимн № 71, под личиной Аида скрывался Зевс, который обманом оплодотворил Персефону. Орфизм предполагает, что Аид и Зевс – это одно и то же божество, а не два разных, и изображали их такими. Примером служит эпитет “Хтоний” или “Хтониос” (греч. Χθόνιος), который одинаково применялся как к Аиду, так и к Зевсу. Он означал “связанный с подземным миром“.

Основным фактором, способствующим рождению Мелинои, является тот факт, что Аид и Зевс временами были синкретизированы друг с другом. Также в орфических мистериях фигурировал и другой персонаж – Загрей. Его имя означает «Великий охотник». Он также стал, согласно одной версии, плодом “любви” Персефоны и Зевса, когда тот возлежал с ней в образе змеи, однако его рождение приписано также и Аиду как законному отцу, поскольку двух богов орфики сделали одним и тем же божеством. Как гласит миф, Зевс пустил Загрея на Олимп, но парнишка не получил одобрения от оставшихся в живых титанов (их настроила против него Гера), и те напали на него и расчленили. Деметра собрала Загрея по кускам, а Зевс сумел восстановить его сердце и превратил его в любовный эликсир, который дал выпить своей очередной пассии. Затем, спарившись с Семелой ,Зевс сумел вновь возродить Загрея в виде бога Диониса, который и взял себе это имя в качестве эпитета.

Также, как мы знаем, Семела была соперницей богини Геры, которая упросила любовницу ее супруга явить себя в божественном величии, недоступном для смертных. Глупая беременная девушка сделала все в точности и поплатилась жизнью, сгорев при пожаре. Спасти осталось лишь ребёнка, которого Зевс пришил к бедру и вынашивал его, пока тот не родится. Дионису добавили эпитет «дважды рожденный», хотя судя по мифам, это происходит трижды. Также Семела стала одной из немногих, чью душу забрали из царства Аида на Олимп под новым именем – Тиона. И то только потому, что она – мать Диониса. Также в число детей Зевса и Персефоны источники указывают Иакха или Сабазия.

Благодаря тому, что Гомер в “Одиссее” описал Персефону как царственную, почтенную и грозную царицу мира теней, которая властвует над душами умерших вместе с мужем и принимает участие в ритуалах некромантии (то есть вызова теней умерших с целью прорицания), прежний, “аграрный” аспект Персефоны со временем позабылся, и писатели поздней античности дали ей новые эпитеты – Юнона Инферно, Ауэрна,и Стигия. Но при этом, стоит заметить, Персефона и Аид в поздних версиях мифов больше никогда не конфликтовали друг с другом, тогда как Зевс и Гера часто скандалили, и ревнивая богиня преследовала и убивала его смертных любовниц одну за другой, не щадя даже детей.

Да, древние греки боялись Аида, поскольку он являлся метафорой смерти, его даже редко изображали на античных вазах. Иное дело – Персефона. Древние художники и сказители мифов видели в ней не столько суровую владычицу мира мёртвых, которая правит тенями и следит за тем, как бы кто не нарушил привычный ход вещей, вернувшись в мир живых – с этим прекрасно справлялся Аид и его слуги-божества, и даже Цербер, который изначально был стоглавым псом, а потом уже его количество голов сократили до привычных трёх, сколько – невинную жертву похищения и обстоятельств, изображения того, как ее уносит к себе Аид были излюбленной и популярной тематикой искусства поздней античности и Возрождения.

Для большинства греков того времени брак Персефоны с Аидом был исключительно браком со смертью и не мог служить образцом для человеческого брака, как те же Зевс и Гера, на которых позже спроецировали отношения между людьми. В результате чего божества, ранее олицетворявшие силы природы, стали восприниматься как близкие греческому народу существа, с такими же пороками и страстями, а их божественность заключалась лишь в употреблении амброзии и нектара, продлевающих им жизнь и дарующих вечную молодость. А вот в городе Локри греки уже не боялись смерти и рисовали судьбу Персефоны в исключительно позитивном ключе. В Локрах похищение Персефоны рассматривалось как модель перехода девушки от девичества к браку. Это была ужасающая перемена, зато она обеспечивала невесте высокий статус и положение в обществе. Таким образом, эти изображения показывают как ужас брака, так и триумф девушки, которая превращается из невесты в матрону.

В Древнем Риме Персефону называли Прозерпиной, и это имя происходит от глагола “proserpere“, то есть – «выползти». И это относилось к древнему римскому культу прорастания растений. В Риме была “своя” богиня плодородия, защитница прав плебеев и рассматривалась она как женская форма бога виноделия Liber Pater и унаследовала от него лишь имя – Либера. А затем, начиная с 205 г. до н.э., эта богиня была идентифицирована как Прозерпина под влиянием греческой культуры. Появился и аналог Аида – Dis Pater, связанный с минеральными водами и плодородной почвой. Постепенно этот бог слился с этрусским Оркусом – богом карателем за нарушение клятв, которого римляне превратили в бога подземного мира и смерти из-за его злой стороны.

От имени Оркуса, кстати, в европейском фольклоре пошло и итальянское слово “orco” (“орк”) и французское “ogre” (“огр”) в значении великана-людоеда. А уже потом, когда римляне окончательно завоевали Грецию, они не стали выдумывать ничего нового, а назвали бога подземного мира Плутоном, объединив характеристики двух предыдущих и смешав их с культом Аида. И Прозерпина также стала дочерью Церерой и превратилась в идентичный аналог Персефоны.

Также Персефона представала в виде посредницы меж двумя мирами, как славянская Баба Яга, помогая героям либо преодолеть испытания, как в случае с Психеей, либо ненадолго вернуться в мир живых, хотя и Аид был против, и это считалось нарушением установленного порядка. Так, легендарный певец Орфей в стремлении вернуть Эвридику к жизни заиграл на лире и сладкозвучно запел. Музыка любимца и сына одной из девяти Муз настолько покорила сердца обитателей подземного царства, что на их глазах выступили слёзы. Персефона, настолько очарованная сладкозвучной мелодией Орфея, убедила мужа позволить несчастному герою забрать его жену обратно, и тот дал согласие.

Также именно Персефона убедила Аида позволить герою “Илиады” Протестилаю, убитому Гектором во времена Троянской войны вернуться на ограниченный период времени в мир живых, чтобы увидеть свою жену Лаодамию. Также в числе жён упоминается и Полидора, дочь Менелая. Обе после встречи с возлюбленным покончили с собой. Другой миф рассказывает, что когда бог Дионис в сопровождении Деметры спустился в Аид за своей матерью, он предложил Персефоне растение мирта в обмен на Семелу, и та согласилась. В третьем источнике уже сама Персефона один – единственный раз унесла смертного человека в подземный мир – когда коанская нимфа и царица Эчемея/Эхемея (греч. Ἐχέμεια) разгневала богиню охоты Артемиду тем, что перестала ее почитать, и была застрелена насмерть.

Но были и исключения – когда Аид послал Танатоса, чтобы забрать душу коринфского царя Сизифа, тот надавил на жалость Персефоне и обманом уговорил ее вернуться в мир живых, за что был наказан бесполезным трудом – должен был вкатывать в гору камень. Хотя, на самом деле Сизиф провинился гораздо больше – и секреты богов смертным рассказал, и нарушил привычный ход жизни и смерти, из-за чего получился кавардак. В одном малоизвестном римском мифе Персефоне также приписывалось создание человека из глины (вместо титана Прометея). Завязался божественный спор о том, какой бог должен обладать человеком, в результате чего при жизни он был отдан Зевсу и Гее, а после смерти — Персефоне. Но вернёмся же, наконец, к Деметре.

Стоит отметить и любовные похождения богини Деметры. За всю историю существования культа богини плодородия у неё не оказалось постоянного супруга, и в современном контексте она покажется не моногамной и весьма развратной особой. Но, как мы уже сказали выше, древние мифы воспринимать в таком ключе нельзя, ибо боги всё-таки не люди. Это – преимущественно символизм и метафора. Так, в ранних мифах Аттики и Аркадии супругом Деметры являлся Посейдон. В первом случае бог разделял с ней схожие функции божества растительности, а во втором – Деметра олицетворяла землю, а Посейдон – грунтовые воды, текущие под ней.

Вторым супругом Деметры стал Зевс, ее брат, который олицетворял собой небо и грозы. А сама она почиталась божеством зерновых культур. От их брака родилась Кора – богиня плодородия, позже ставшая известной как Персефона. Нетрудно догадаться, что в этом мифе метафорически показан процесс орошения полей. Так, третий возлюбленный Деметры – Иасион – был полубогом, сыном одной из плеяд и Зевса. Это был принц острова Самофракия или Крит, который возлежал с Деметрой на трижды вспаханном поле и был поражен молнией ревнивым Зевсом. Она родила ему сыновей – близнецов. Первый сын – Филомел (Боот) – изобрёл плуг и повозку, а вот второй унаследовал раннее имя бога Аида – Плутос. Этот миф также отражал реальную жизнь – в древнегреческой культуре начало каждого сельскохозяйственного года включало в себя прорезание трех борозд на поле, чтобы обеспечить его плодородие.

Плутос тоже стал олицетворением богатства, которое трактовалось уже в более широком ключе. Неизменным атрибутом Плутоса стало изображение рога изобилия. Плутос стал символом процветания для древних греков, а вовсе не плутовства, как принято считать. И лишь Данте Алигьери в своей “Божественной комедии” низвёл персонажа до уровня демона четвёртого круга Преисподней, подстрекавшего людей к неразумному расточительству и жадности, говорящего кудахтанным голосом «Pape Satàn, pape Satàn aleppe». Также был и третий сын Деметры и Иасиона – Корибас – предводитель самофракийских корибантов.

А вот остальная часть мифов про Деметру уже носила чисто романтический характер. Четвёртым возлюбленным богини Деметры стал критский священник (или жрец) Карманор, провёдший ритуал очищения бога Аполлона из-за убийства дельфийского змея-дракона Пифона. От брака с Деметрой у него был сын Евбулей – факелоносец и полубог вспаханных земель, а также дочь Хрисотемида, полубогиня земледелия и победительница Пифийских игр. Согласно одному из мифов, Хрисотемида была возлюбленной Аполлона, от которого у нее была дочь Парфенос, но она умерла молодой и была преобразована в созвездие Девы.

Последним и пятым возлюбленным Деметры стал Мекон. Этот персонаж был прекрасным юношей, жителем Афин. О нём мы толком ничего не знаем, но важно то, что после своей смерти он превратился в цветок мака, ставший извечным символом богини земледелия.

Тёмная сторона Деметры выражалась не только в её гневе исключительно на Посейдона, когда тот овладел ею против воли в виде жеребца. Так, в Скифии, куда прибыл любимый ученик богини Триптолем обучать людей искусству земледелия, жил царь Линкус (Линк или Линх), который многому учился у Триптолема, а вот передавать важные знания своим людям отказался и напал на него с мечом, когда тот находился в глубоком сне. Когда Линх попытался проткнуть мечом грудь юноши, Деметра превратила царя в рысь. Похожая участь постигла и другого мифического царя гетов – Чарнабона (Или Харнабона). Тот сумел убить одного из драконов Триптолема, тянувших его колесницу. Но Деметра заменила рептилию и обрекла Харнабона на мучительную жизнь, а потом поместила на небо в качестве созвездия Змееносца, которое напоминало человека, пытающегося убить змею, в качестве предупреждения смертным.

Но не одного только царя скифов или гетов покарала Деметра. Царь Фессалии Эрисихтон также в полной мере познал гнев богини земледелия. Имя царя происходит от греч. Ἐρυσίχθων ὁ Θεσσαλός и означает «землеразрушитель». Миф повествует о том, как Эрисихтон возгордился, был надменен и нечестив и приказал срубить все деревья в одной из священных рощ Деметры, так как он хотел построить пристройку своего дворца и проводить там пиры. Он взял с собой двадцать человек и пошёл совершать злое дело. На глаза ему попался то ли дуб, то ли чёрный тополь, вокруг которого водили хороводы Дриады, нимфы деревьев. Царь вонзил топор в дерево, и оно застонало.

Источники разнятся в том, кто попытался остановить Эрисихтона в тот момент. Согласно одной версии, это была сама богиня Деметра, которая приняла облик смертной женщины и попыталась предупредить его о своём гневе и его последствиях. Но Эрисихтон не послушал странницу, а грубо приказал ей уйти, пригрозив ударить ее топором. Тогда Деметра приняла свой прежний облик и пообещала отомстить. Она наслала на него ненасытный голод, который он не в силах был утолить, как и жажду (навязанную ему Дионисом, который был так же зол на него, как и Деметра, а вот за что – доподлинно неизвестно).

Согласно другой, более популярной версии, когда Эрисихтон рубил дерево, оно стало стонать и кровоточить. И в этот момент царь увидел пред собой Гамадриаду, обитавшую в дубе или в тополе. Она явилась ему и молила о пощаде:

– “Дом свой растила я столько веков, сколько всходит на небе Селена. Твои предки еще не родились, когда, соки земные вбирая корнями, я к Солнцу тянулась. Счастья не будет тому, кто дом свой воздвигнет, другие порушив“…

Также предсмертные слова нимфы стали проклятием для Эрисихтона. Облачились Дриады в завядший и траурный наряд и доложили Деметре об убийстве их подруги. Гневу и негодованию богини не было предела.

Она решительно сказала, что теперь дерзкого Эрисихтона ждёт самое страшное наказание, от которого он будет мучиться не меньше, чем её дерево, что каждый раз кричало от боли ударов. Одной из своих нимф-помощниц Деметра приказала запрячь колесницу, на которой отправилась в одно из самых устрашающих мест мира. Она прибыла в страну мрака и обратилась за помощью к одному из детей богини раздора Эриды/Дискордии. Им оказался Лимос (греч. Λιμός), что означает – «голод». Это был дух Голода, самостоятельное божество неопределённого пола. Деметра воззвала к нему с просьбой вселиться в Эрисихтона и терзать его даже во время приёма пищи.

Дух сдержал своё обещание. Еда действовала как топливо в огне: чем больше царь её поглощал, тем голоднее становился. Эрисихтон продал все свое имущество, чтобы купить еды, но все еще оставался голодным. Наконец он продал в рабство собственную дочь Местру. Последнюю освободил из рабства ее бывший возлюбленный Посейдон, который дал ей дар превращаться в любое существо по своему желанию, чтобы избежать ее оков. Так, попадая в чужие руки, девушка после совершения сделки незаметно превращалась в птицу или мотылька, возвращаясь домой. Но Эрисихтон с каждым днём становился всё ненасытнее.

Вскоре вместе с продовольствием в трубу стали улетать и накопленные деньги, и отец буквально эксплуатировал Местру, чтобы прокормить себя и заработать денег, но в итоге это привело лишь к разорению. В конечном итоге Эрисихтон так обезумел от голода, что стал пожирать части собственного тела, пока не скончался в страшных муках (аутосаркофагия или самоканнибализм, он такой). В другом варианте Эрисихтон разрушил храм Деметры, желая построить крышу для своего дома; она наказала его таким же образом, а ближе к концу его жизни наслала на него змею и поместила в созвездие Змееносца. В предании об Эрисихтоне есть незначительный, на первый взгляд, элемент. Помимо того, что оно рассказывает людям о наказании богов, в нём освещается и идея бесполезной траты ресурсов и талантов. Из-за своего отца дочь Эрисихтона вынуждена была использовать редчайший дар лишь для обмана и добычи пищи, что, конечно, вызывает сочувствие к ней.

Другими жертвами гнева богини Деметры стали Аскалаб и Колонтас. Первый был сыном женщины по имени Мисме в Аттике, и блуждавшая в поисках своей дочери богиня попросилась к ним на ночлег. Женщина приняла Деметру радушно, дала утолить жажду, соблюла законы гостеприимства. А вот ее сын Аскалаб стал насмехаться над богиней и приказал принести целую бочку воды. В гневе Деметра превратила задиру в ящерицу – геккона, которого которого ненавидели и люди, и боги. В мифе Аргоса Деметра попросилась переночевать у Колонтаса (или Форонея), но тот отказал ей и подверг жестокому обращению. В наказание Деметра заживо сожгла Колонтаса в своем доме, но спасла его дочь Хтонию – единственную, кто отнёсся к богине благосклонно, и перевезла ее в город Гермион, где она основала собственное святилище.

В Риме эквивалентом Деметры стала богиня Церера, которая была известна как покровительница и защитница законов, касающихся низшего слоя населения – плебеев. Ее Авентинский храм служил плебеям культовым центром, юридическим архивом, сокровищницей и, возможно, даже судом. Поэт Вергилий называл Цереру “legifera Ceres” (лат. закононосная Церера). Но после применения модели “Interpretatio graeca”, то есть – тенденции древних греков отождествлять иностранных божеств со своими собственными богами, в Древнем Риме последовали тому же примеру, и Церера стала приобретать всё больше сходств с Деметрой. Поклонение Деметре В Риме формально слилось с культом Цереры примерно около 205 г. до н.э.

Также Деметру отождествили и с фригийской богиней – матерью Кибелой, которую в Греции восприняли неоднозначно. Некоторые позднеантичные источники и вовсе объединили несколько фигур «великой богини» в одно божество. Например, философ – платоник Апулей, писавший в конце II века, отождествил Цереру (Деметру) с египетской Исидой.

 

Источник

богини, божества, Деметры, земледелия, изменение, от, покровительнице, хтонического

Читайте также