¡ЛитОбзор!
Недавно, устроил небольшую перестановку на книжной полке, и заметил среди старых книжек – одну, самую старую в коллекции. «Избранное» Бориса Житкова, выпущенное издательством «Правда» в 1988 году. Подумал: «Почему б не прочитать. Бестселлеры и научная фантастика поднадоели, возьмусь за что-нибудь попроще».
Далее в жизни обычного мальчика, сидящего на задней скамейке, начинаются настоящие приключения с новым другом: знакомство с поэзией, с науками, с греблей, с умением управлять парусной шлюпкой. Больше всего Чуковского в детстве удивлял круг общения Житкова, состоящий из людей старшего возраста, которые принадлежали к социальным «низам». Как оказалось, юный гимназист оказывал помощь подполью. Представьте, мальчику (Житкову) тринадцать лет, а он уже помогает в революционной деятельности; конец 19-го века. Крут.
Прежде слышал об авторе немного. Знал, что он известен, написанием небольших рассказов около морской тематики, историями про животных и проч. Помогает в борьбе с неопределённостью в самом начале вступительная статья Карнея Ивановича Чуковского. Да, да, да, «Тараканище», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Айболит». Как стало позже известно, он с детства дружил с Борисом Степановичем.
Познакомились они в гимназии, не сразу сдружились, потому что разнились характерами. Карней в статье писал:
«Нам он казался надменным. Но мне нравилось в нём всё, даже эта надменность. Мне нравилось, что он живёт в порту, над самым морем, среди кораблей и матросов; что все его дяди – все до одного! – адмиралы; что у него есть собственная лодка (кажется, даже под парусом), – и не только лодка, но и телескоп на трёх ножках, и скрипка, и чугунные шары для гимнастики, и дрессированный пёс».
С чего начались дружеские отношения столь разных мальчишек? Ответ: с умирающего слова – «отнюдь». Преподаватель русского языка завёл тему, что данное слово своё отживёт, и больше не будет употребляться в русской речи. «Камчатка» (последние парты класса), под предводительством Чуковского, резко отреагировала и устроила ответные меры по спасению русского слова. Благородный поступок или бессмысленный бунт всё-таки привлёк внимание сдержанного и молчаливого одноклассника. «С тех пор и началась моя странная дружба с Житковым», – пишет Чуковский.
Далее в жизни обычного мальчика, сидящего на задней скамейке, начинаются настоящие приключения с новым другом: знакомство с поэзией, с науками, с греблей, с умением управлять парусной шлюпкой. Больше всего Чуковского в детстве удивлял круг общения Житкова, состоящий из людей старшего возраста, которые принадлежали к социальным «низам». Как оказалось, юный гимназист оказывал помощь подполью. Представьте, мальчику (Житкову) тринадцать лет, а он уже помогает в революционной деятельности; конец 19-го века. Крут.
Позже судьбы лучших друзей разошлись. Длительное время они не виделись, почти 26 лет. Однако разлука, и столь внезапное появление Житкова на пороге дома Карнея Ивановича положительно повлияло в дальнейшем на обоих.
«Он пробыл у меня целый день. К вечеру его мрачность мало-помалу рассеялась, он разговорился с моими детьми и, усевшись среди них на диване, стал рассказывать им о разных морских приключениях. Они слушали его, очарованные, и, когда он заканчивал один свой рассказ, дружно кричали: «Ещё!»
Я слушал его рассказы урывками: приходили какие-то люди, постоянно звонил телефон. Но я видел, как увлечены его рассказами дети, и, когда он собрался уходить, я сказал:
– Слушай Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка!».
Благодаря Чуковскому появился новый писатель – Житков Борис Степанович, и его замечательные для детской аудитории остросюжетные и драматические произведения. Помимо вступительной статьи, о которой написано много, том сборника поделён на три части.
Первая часть уделена морским историям. Море – страсть автора, но больше всего уделено место в рассказах людям. Абсолютно разным людям, попавшим в ту или иную ситуацию. Например, «На воде» (или Шквал), рассказывается про опрокинутое судно из-за сильнейшего ветра. Экипаж выжил, и пытается выбраться из ловушки, где уцелевших матросов и пассажиров окружает только тьма и безумная паника. «Под водой» основной темой является преступная халатность со стороны чересчур самоуверенного капитана-подводника, погубившего почти весь свой экипаж.
Но, пожалуй, самый лучший рассказ из морских историй – «Механик Салерно», где действие происходит на корабле, в трюме которого воспламенились бочки с бертолетовой солью. Крайне взрывоопасное вещество. Капитан узнаёт об этом, дабы избежать среди пассажиров жертв, предпринимает умалчивать о случившемся на судне. Всеми приёмами, даже прибегая к способу умерщвления.
Вторая часть посвящена рассказам о животных. Автор очень любил животных. Больше всего подкупили истории про слонов. Их всего две. В первой слон взаимодействует с индусами: помогает ребятишкам достать с высоких веток фрукты, обеспечивает водой из колодца, участвует в строительстве одновременно в качестве грузчика, крана, артельщика. Да и защитники они ничего, с лёгкостью могут раздавить напавшего тигра, как рассказано во второй истории. Признаюсь, есть маленькая слабость к этим величественным существам. Есть мечта: не просто увидеть слона, а приблизится к нему вплотную, погладить, быть ополоснутым струёй воды из хобота, да что уж там покататься на нём верхом.
И, конечно, не обошлось без котиков. Только это необычные домашние питомцы, а своенравные хищники, избегающие встречи с людьми (рассказ «Беспризорная кошка»). А в «Мышкине» дело доходит до отмщения за прекрасного кота, попавшего в острые совиные когти.
«Что бывало» – это последняя третья часть сборника рассказов. В основном она составлена из маленьких историй о том, что бывало. Коротенькие рассказы показались не интересными. Так, описывались обычные бытовые моменты, что могут случиться с каждым человеком, или бедствия с природными стихиями.
А вот дальше, произведения объёмом от десяти страниц и более отличились своей неординарностью. Есть «Пекарня». Что ж неприметное название, под которым описана тайная операция по ограблению государственного банка в городе, только что занятым солдатами из «белого» движения. Подумаете: «Пф, ой, сделали подкоп к хранилищу и достали оттуда деньги. Посредственно». Мда, было бы легче лёгкого, если бы не суровые реалии того времени. Это и расчёты, маскировка, конспирация, надёжные люди с кинжалами за пазухой. Да, подробных деталей в рассказе не описывается. Зачем, если всё правильно преподнесено ключевыми словами, описывающими общую картину. А остальное додумает богатое воображение.
В целом достойное издание, к тому же дополненное иллюстрациями художника Бориса Владимировича Тржемецкого. Очень было интересно узнать часть из жизни самого автора. И, конечно, читать его литературные работы.