Главное из интервью с музыкантом.
Людвиг Йоранссон — композитор, написавший музыку к таким фильмам, как «Станция „Фрутвейл“» и «Чёрная пантера». За последнюю работу он получил «Оскар», и такое достижение помогло ему попасть на очередной проект по «Звёздным войнам» — сериал «Мандалорец».
Портал io9 пообщался с Йоранссоном — выбрали из беседы главное. Композитор рассказал, как ушёл от традиционного звучания «Звёздных войн» Джона Уильямса, и поделился деталями создания саундтрека.
Про начало работы над «Мандалорцем»
Благодаря саундтреку «Звёздных войн» я попал в классическую музыку. Я смотрел эти фильмы, когда был моложе, но именно мелодии оттуда остались со мной на всю жизнь.
Когда мы общались с Джоном Фавро касательно участия в «Мандалорце», я был сильно взволнован, ведь «Звёздные войны» — это священный грааль среди всех саундтреков для фильмов. И иметь возможность работать с этой музыкой и вселенной — само собой, это огромное давление. Но также это ужасно интересно, и потому давление превратилось в нечто, что смогло меня вдохновить.
Я не мог оторваться от сценариев сериала — все восемь серий прочитал залпом. Всё это время я мысленно отмечал некоторые вещи: «Окей, данная тема здесь повторяется — эти ребята собираются вернуться обратно».
После того, как я прочёл сценарий, я сразу же позвонил Джону, чтобы узнать его мысли — о ком должна быть музыка, какой саундтрек вам нужен, и какого звучания вы хотите?
Мои первые идеи были слегка сильнее связаны с оригинальными мелодиями «Звёздных войн». Но Джон говорил: «У нас ещё есть время». Он хотел, чтобы я поэкспериментировал и узнал, насколько далеко получится уйти. И если на какое-то звучание он реагировал по-особому, я сразу говорил: «Буду развивать эту мелодию дальше».
Так что всё началось с тех «Звёздных войн», к которым мы привыкли, но Джон хотел, чтобы я попробовал что-то новое. И, как мне кажется сейчас, он знал, что делает.
Как писалась музыка
Мы записывали саундтрек будто для трёх разных фильмов.Даже сложно сейчас вспомнить, потому что работы было очень много. Много музыки, много эпизодов, и мне кажется, что весь саундтрек я видел как единое целое. С точки зрения мелодии, с точки зрения темы, я хотел, чтобы всё это чувствовалось одинаково, как в одном фильме.
Но также я хотел, чтобы у каждого эпизода было своё собственное звучание, так что одна и та же тема в разных эпизодах и на разных планетах звучит совершенно по-разному.
Во время работы над саундтреком у меня было много времени, и это крайне важно. Обычно на ТВ его не хватает, но в случае с «Мандалорцем» я написал пять или шесть песен после прочтения сценария.
Всё происходило так: я знакомился с сюжетом, встречался с Джоном, а затем уезжал на студию и закрывался ото всех на месяц. У меня были гитары, барабаны и несколько флейт, потому что я умел на них играть, когда мне было шесть или семь лет.
Первый день в студии я просто игрался с набором флейт. Я начал с альтовой блокфлейты — до этого она мне никогда не попадалась. И у неё был такой уникальный звук, очень тёплый и личный. Я продолжал играть на ней весь день, записал её звук, а потом попросил своего звукорежиссёра сделать реверберацию и добавить задержки, чтобы флейта звучала более футуристично.
Я добавил томов (барабанов) и попытался придать музыке ритм сердцебиения. Затем сыграл на пианино, а потом перешёл за электрогитару на перегрузе. В саундтреке вы как раз можете её услышать.
Это было настолько интересно, я ходил от инструмента к инструменту, будто собирал пазл. И после трёх дней работы у меня была первая песня на четыре минуты.
Позже первые пять или шесть песен я принёс к Джону и Дэйву (Филони, режиссёру и продюсеру сериала — DTF). Первая из них, тема мандалорца, исполнялась совсем не в том виде, в котором вы можете услышать её в саундтреке. Там были флейта, том, пианино и электрогитара. И после первых же нот Джон с Дэйвом посмотрели друг на друга и сказали: «Да, это то что нужно. Эта мелодия — про него (мандалорца)».
Про вдохновение
Каждый слышит саундтрек сериала пор-разному. Кто-то говорит: «О, я слышу южноамериканские народные флейты. Но мне не хочется расстраивать людей, сказав, что это блокфлейта времён барокко.
Что мне было интересно, так это то, как мыслил Джон Уильямс в те годы, когда писал музыку к «Звёздным войнам». Чем он вдохновлялся? Что делал в то время? Он написал сотни саундтреков, но есть музыка, которую вы могли не слышать.
Я провёл небольшое исследование и послушал несколько странных — точнее, не совсем обычных — саундтреков за авторством Уильямса. И у Эннио Морркионе тоже. Мне всегда было любопытно, как они в 70-х использовали современные технологии в своей музыке.
И был один такой саундтрек от Уильямса под названием Earthquake, и он меня заинтересовал. Там были синтезаторы и барабаны. То же самое с Морриконе — он записал музыку для итальянского фильма, который выглядел как «Звёздные войны». И там тоже были синтезаторы. Так что я слушал много старого винила.
Про детёныша-спутника мандалорца
Первая песня, которую я написал для этого персонажа, слишком сильно отдавала «Звёздными войнами» — мелодия была милой, слегка приключенческой, и она отлично подходила вселенной. Это была одна из моих любимых песен, и я решил поставить её в конец первого эпизода.
Но когда Джон её услышал, он сказал мне: «Я хочу, чтобы в этой сцене передавались чувства мандалорца». Мандалорец вряд ли считал, что малыш очень милый. Он думал: «Кто это вообще такой?». И мне пришлось начать думать в другом ключе, написать что-то такое, что отражало бы эмоции мандалорца. Вы же не можете их увидеть — он всё время носит шлем, и вместо мимики историю рассказывает музыка.
О классической музыке «Звёздных войн»
Благодаря саундтреку «Звёздных войн» я мысленно переношусь в места, где никогда не бывал. Я слушаю его, закрываю глаза, и в этот момент просыпается воображение.
Я думаю, так случается потому, что Уильямс — потрясающий композитор. Он использовал оркестр так, как никто другой в фильмах до него.
В конце интервью Йоранссон поделился тем, что может ожидать фанатов в следующих сериях.