Сугубо моё личное мнение – это не что иное, как следствие вмешательства политики в науку. Ведь цвета Луны и Солнца из космоса непосредственно касаются полётов американцев на Луну.
Я перерыл множество научных статей и книг в поисках информации о цвете Луны и Солнца из космоса. К счастью, оказалось, что хоть в них нет прямого ответа в RGB, но есть полная информация о спектральной плотности излучения Солнца и отражательной способности Луны по спектру. Этого вполне достаточно, чтобы получить точные цвета в значениях RGB. Надо всего лишь аккуратно посчитать, что, собственно, я и сделал. В этой статье я с вами поделюсь результатами расчётов и, естественно, подробно расскажу о самих расчётах. И вы увидите Луну и Солнце из космоса в настоящих цветах!
Расчёты я проводил в программе Mathcad и, соответственно, фрагменты кода будут на встроенном языке программирования, который вполне годится в качестве понятного для всех псевдокода.
Заодно подробно расскажу, что же такое цветовая модель RGB, с которой, я думаю, вы все знакомы. Этот вопрос на самом деле тоже не совсем простой. К примеру, попробуйте ответить на следующие два вопроса. Пусть задан цвет
- Какие значения RGB имеет цвет, который в 2 раза темнее заданного?
- Какие значения RGB у серого цвета такой же яркости, как у заданного?
Казалось бы, что тут думать, поделить на 2 в первом случае, т. е. rgb(60,40,50) и усреднить во втором случае, т. е.
Также расскажу о цветовой температуре и как её вычислить.
Цветовое пространство XYZ
XYZ — это эталонная цветовая модель, заданная в строгом математическом смысле организацией CIE (International Commission on Illumination — Международная комиссия по освещению) в 1931 году. Модель CIE XYZ является мастер-моделью практически всех остальных цветовых моделей, используемых в технических областях. Цвет XYZ задаётся следующим образом:
где — спектральная плотность какой-либо энергетической фотометрической величины (например потока излучения, энергетической яркости и т. п., в абсолютном или относительном выражении) на диапазоне длин волн от 390 до
Данные функций цветового соответствия я скачал отсюда:
Из графиков видно, что выше
Указанные интегралы я вычисляю методом трапеций:
где c – номер координаты цветового пространства (1, 2, 3 для X, Y, Z соответственно); cw – таблица функций цветового соответствия; f – спектральная плотность;
Правильные функции цветового соответствия обладают тем свойством, что площадь под всеми тремя кривыми одинакова:
Это делается для того, чтобы равномерный спектр имел одинаковые значения координат XYZ. Проверим, выполняется ли это свойство:
где one – массив из 1; cmf2_ и cmf10_ – таблицы функций цветового соответствия для
Нормировка по яркости
Рассмотрим работу цифрового фотоаппарата. Основным элементом цифрового фотоаппарата является матрица, которая состоит из фотосенсоров. При проецировании изображения на матрицу, в каждом её фотосенсоре накапливается электрический заряд, пропорциональный энергии облучения фотосенсора. Фотосенсоры фиксируют яркость элемента изображения, не неся никакой информации о его цвете. Для получения информации о цвете матрицу фотосенсоров сверху накрывают матрицей миниатюрных светофильтров. Эти светофильтры выполняют роль функций цветового соответствия. Каждый пиксель состоит из нескольких фотосенсоров, на которые в сумме наложены всевозможные светофильтры.
Таким образом, в качестве функции нам следует брать спектральную плотность энергии облучения одного пикселя. Такую спектральную плотность можно представить в виде
где illumination – спектральная плотность излучения источника света; albedo – отражательная способность поверхности фотографируемого объекта; coef – некоторый постоянный коэффициент, который определяется временем экспозиции, диафрагмой, расстоянием от источника света до фотографируемого объекта и другими факторами. Под отражательной способностью подразумевается видимое альбедо, которое определяется как отношение яркости плоского элемента поверхности, освещенного параллельным пучком лучей, к яркости абсолютно белой поверхности, расположенной перпендикулярно к лучам.
Теперь представим, что мы выполняем работу фотоэкспонометра, с помощью которого фотограф устанавливает выдержку и диафрагму на фотоаппарате. Другими словами, нам нужно подобрать значение coef такое, чтобы снимок получился нормальным по яркости, не слишком тёмным, не слишком ярким. Представим, что за фотографируемым объектом расположен абсолютно белый экран. Отражательная способность albedo такого экрана по определению равна 1 на всех длинах волны. Зададим значение coef таким, чтобы визуальная яркость Y этого экрана на снимке была равна 1. Почему 1? Потому что в цветовой модели RGB максимально возможно значение яркости равно 1, которое достигается при
Следует отметить, что такая нормировка не гарантирует, что значение каждой координаты RGB будет меньше или равно 255. К примеру, если снять абсолютно белый экран при красном источнике света, то цвет RGB зашкалит.
Итак, значения координат цветового пространства XYZ я вычисляю следующим образом:
Нам необходимо как-то выразить цвет Солнца. Фотографировать его напрямую мы не можем, да и в нашей математической модели мы такой экстремальный случай не предусмотрели. Очевидно, нам нужно сфотографировать освещённую Солнцем поверхность белого цвета. Поскольку Солнце из космоса имеет красноватый оттенок, то, как я уже говорил, цвет абсолютно белого экрана при этом зашкаливает. Поэтому надо брать поверхность потемнее. Я опытным путём установил, что надо брать белую бумагу с альбедо 0.91. Больше альбедо брать нельзя, начинает зашкаливать. Таким образом, чтобы получить цвет Солнца, я просто в вышеуказанной формуле устанавливаю значение albedo равным 0.91 на всех длинах волны:
Цветовое пространство sRGB
Наиболее распространённое цветовое пространство с использованием модели RGB — sRGB. Поэтому, когда говорят про RGB без уточнений, подразумевают именно цветовое пространство sRGB, которое является стандартом представления цветового спектра с использованием модели RGB. Данный стандарт был создан Международным консорциумом по цвету (англ. International Color Consortium, ICC) в 1996 году для унификации использования модели RGB в мониторах, принтерах и Интернет-сайтах. Давайте разберём этот стандарт, описание которого доступно по адресу
Преобразование XYZ в sRGB происходит в три этапа. Сначала координаты XYZ преобразуются в линейные координаты RGB, затем линейные координаты преобразуются в нелинейные координаты RGB, и в конце нелинейные координаты преобразуются в 8-битные координаты RGB, которые, собственно, являются координатами цветового пространства sRGB.
Преобразование координат XYZ в линейные координаты RGB происходит следующим образом:
а обратное – так:
Интересно, откуда же взялись эти странные числа в квадратных матрицах? А взялись они из рекомендации ITU-R BT.709
Введём следующие функции:
Тогда требования рекомендации ITU-R BT.709 принимают следующий вид:
Имеем 8 уравнений, когда у нас 9 неизвестных элементов матрицы RGB_to_XYZ, т. е. не хватает ещё одного уравнения. А не хватающее уравнение задано неявно, мне пришлось самому догадаться до него. Суть этого уравнения состоит в том, что для белого цвета визуальная яркость Y должна быть равна 1:
Я нашёл точное решение этих уравнений в рациональных числах:
Если округлить числа в моём результате до четырёх знаков после запятой, то получатся как раз те самые странные числа в стандарте Международного консорциума по цвету. Я же в своих расчётах использую не округлённые матрицы, а вышеуказанные точные (насколько позволяют числа с плавающей запятой двойной точности).
Итак, линейные координаты RGB на основе таблицы функций цветового соответствия (cmf), спектральной плотности излучения (illumination) и отражательной способности (albedo) я вычисляю следующим образом:
Также я применяю линейные координаты RGB, усреднённые по
Из линейных координат RGB визуальная яркость Y вычисляется по такой формуле (по умолчанию массивы Mathcad нумеруются с нулевого элемента):
Продолжаем разбирать стандарт. Каждая линейная координата RGB преобразуется в нелинейную с помощью нелинейной функции lin2bit, а обратно – bit2lin, которые определены следующим образом:
Графики этих функций выглядят так:
Обратите внимание, 0 преобразуется в 0, 1 в 1.
В конце нелинейные координаты RGB преобразуются в 8-битные умножением на 255 с последующим округлением до целых чисел.
Таким образом, я определил следующие функции для преобразования линейных координат RGB в 8-битные и обратно:
Теперь мы готовы решить задачу из введения. Напоминаю условие.
Пусть задан цвет
1) Какие значения RGB имеет цвет, который в 2 раза темнее заданного?
2) Какие значения RGB у серого цвета такой же яркости, как у заданного?
Решение:
Ответы: 1)
Цветовая температура
Цветовая температура источника света, измеряемая в Кельвинах, определяется температурой абсолютно чёрного тела, расположенного на цветовой диаграмме там же, где и рассматриваемый источник излучения. Если источник света не попадает на кривую Планка (кривая, которая определяется множеством цветовых точек абсолютно чёрного тела при различных температурах), для его характеристики используется коррелированная цветовая температура. Эта величина также измеряется в Кельвинах и определяется температурой абсолютно чёрного тела, цвет которого максимально приближен к цвету источника света. Для нахождения коррелированной цветовой температуры источника излучения на цветовой диаграмме, построенной в координатах
Для абсолютно чёрного тела температуры T мощность излучения на единицу площади излучающей поверхности в единичном интервале длин волн выражается законом Планка:
Соответственно, спектральную плотность излучения абсолютно чёрного тела я вычисляю следующим образом (в нулевой колонке таблицы функций цветового соответствия cmf2 находятся значения длин волн в нанометрах):
Обратите внимание, я опустил постоянный множитель, т. к. он всё равно сокращается при дальнейшей нормировке по яркости (на цветовую температуру яркость источника света не влияет).
Далее вычисляю линейные координаты RGB:
Линейные координаты RGB преобразуются в координаты
На плоскости
К примеру, для стандартного источника белого света зависимость этого расстояния от температуры выглядит так:
Значение T, при котором эта зависимость имеет минимум, является цветовой температурой рассматриваемого источника света.
Спектральная плотность излучения Солнца
Данные спектральной плотности излучения Солнца в отсутствии атмосферы я скачал отсюда:
Как будет показано ниже, источники света D65 и E490 имеют цветовые температуры 6467K и 5912K соответственно. Спектральные плотности излучения источников света D65, E490 и абсолютно чёрных тел соответствующих температур выглядят следующим образом:
Можно заметить, что спектральная плотность излучения Солнца выше, чем у белого источника света на более длинных волнах, т. е. на длинах волн красного света (620-770 нм). Это значит, что Солнце имеет красноватый оттенок. Действительно, расчёты дают следующие цвета источников света D65, E490 и абсолютно чёрных тел соответствующих температур (как я уже говорил, рассматривается белая бумага с альбедо 0.91):
Обратите внимание, координаты sRGB у Солнца и абсолютно чёрного тела температуры 5912K точно совпадают. Это ничем не объясняется, просто так получается.
Цвет кружочков на последней картинке – это настоящий цвет Солнца из космоса. Человеческий глаз чётко видит красноватый оттенок Солнца. Так что, то, что Солнце из космоса белое – это большой миф! Следует отметить, что на фотографиях и видео программы «Аполлон» этот оттенок почему-то не наблюдается. На настоящих снимках видимый красноватый оттенок Солнца непременно проявился бы на белых поверхностях американского флага и скафандров. И как будет показано ниже, этот оттенок Солнца даёт заметный вклад в «красноту» Луны из космоса.
Луна по цвету разная или одинаковая?
Противники теории лунного заговора продвигают версию, что Луна по цвету разная. Якобы местами Луна серая, местами – коричневая, и при этом «Аполлоны» высаживались там, где Луна серая. Но эта версия прямо противоречит научным данным. В статье
Цветовые различия на Луне крайне малы.
Также Шевченко в своей книге
Много лет в этом направлении работал известный американский исследователь Т. Мак-Корд. Им было получено более 200 спектров для различных участков лунной поверхности размером 10-20 км каждый. Все полученные кривые в основном сходны по виду.
Так что, нет, Луна по цвету не разная, а одинаковая.
Данные о цвете Луны по Шевченко
Шевченко в своей книге
В своих расчётах я применяю кусочно-линейную интерполяцию этих данных. Недостающие данные на интервале 820-830 нм я получил прямым продолжением отрезка на интервале 690-820 нм.
Данные о цвете Луны по LRO
В работе
Фазовый угол можно выразить через азимутальный угол с помощью сферической теоремы косинусов следующим образом:
В расчётах я беру традиционные значения углов
Я сделал линейную экстраполяцию данных LRO на интервал 689-830 нм таким образом, чтобы отношение значений в точках 830 нм и 689 нм было такое же, как у данных Шевченко (график shev).
Данные о цвете Луны по «Кагуя»
В работе
Но работа интересна тем, что в ней говорится о колоссальных расхождениях данных «Кагуя» с данными миссии «Аполлон-16». И это один из редких случаев, когда в научном сообществе открыто говорится о несоответствиях, связанных с полётами американцев на Луну.
Результаты вычислений
Дальше я буду использовать следующие обозначения:
D65 – стандартный источник белого света D65;
E490 – источник света от Солнца в отсутствии атмосферы;
D65
Б-0.91 LRO(30°) Shevch. лин. (2°) 0.9076,0.9120,0.8968 0.1177,0.0931,0.0688 0.1202,0.0931,0.0697 лин. (10°) 0.9084,0.9122,0.8929 0.1165,0.0916,0.0687 0.1188,0.0917,0.0696 лин. (средн.) 0.9080,0.9121,0.8948 0.1171,0.0924,0.0688 0.1195,0.0924,0.0697 sRGB (100%) rgb(244,245,243) rgb(96,86,74) rgb(97,86,75) sRGB (200%) — rgb(133,119,104) rgb(134,119,104) sRGB (300%) — rgb(160,144,125) rgb(161,144,126) sRGB (400%) — rgb(182,164,143) rgb(184,164,144) цв. темп. 6467K 4928K 4891K
E490
Б-0.91 LRO(30°) Shevch. лин. (2°) 1.0005,0.8892,0.8490 0.1283,0.0909,0.0649 0.1310,0.0909,0.0657 лин. (10°) 1.0021,0.8888,0.8483 0.1272,0.0895,0.0650 0.1297,0.0895,0.0659 лин. (средн.) 1.0013,0.8890,0.8486 0.1277,0.0902,0.0649 0.1303,0.0902,0.0658 sRGB (100%) rgb(255,242,237) rgb(100,85,72) rgb(101,85,73) sRGB (200%) — rgb(138,118,101) rgb(140,118,102) sRGB (300%) — rgb(166,142,122) rgb(168,142,123) sRGB (400%) — rgb(189,162,139) rgb(191,162,140) цв. темп. 5912K 4550K 4512K
На следующем изображении приведены цвета поверхности Луны
Как видите, Луна из космоса имеет коричневый цвет как по данным LRO, так и по данным Шевченко. По Шевченко получается немного (еле заметно) краснее, чем по LRO.
Цвет Луны на фотографиях
В данном разделе мы займёмся раскраской фотографий. Пусть дано изображение img и цвет в линейных координатах RGB. Каждый пиксель изображения заменим пикселем заданного цвета такой же яркости, как у цвета исходного пикселя. Изображение в программе Mathcad представляется в виде одной матрицы координат sRGB, которая получается сшиванием трёх матриц “R”, “G”, “B” слева направо. С учётом этого процедура раскраски выглядит следующим образом:
Для интереса я взял фотографии с изображением лунной поверхности из фотоальбомов американской программы «Аполлон» и перекрасил в цвета, полученные из моих расчётов. Я привожу лишь результаты, а вывод о том, подлинные эти фотографии или фальшивые, сделайте сами.
Результат раскраски фотографии AS11-44-6552:
В середине расположены исходные фотографии. Cлева фотографии раскрашены в цвета согласно данным LRO при традиционных значениях углов
Как видите, красноватый оттенок Солнца дает заметный вклад в «красноту» поверхности Луны, которая в итоге выглядит коричневой, а никак не серой.
Серый цвет Луны на фотографиях НАСА можно было бы объяснить тем, что плёнка по некоторым причинам «ушла» в синий цвет, но эта версия сразу же отпадает, если проанализировать снимки градаций серого цвета в конце альбомов. На фотографии as11-44-chart приведён такой снимок для последней вышеуказанной фотографии. Я на эту фотографию наложил слева от градаций серого цвета настоящие серые цвета той же яркости, что и на фотографии, и также выписал значения координат sRGB. В итоге получилась следующее изображение:
Как видите, плёнка не только не «ушла» в синий цвет, а даже немного «ушла» в противоположную сторону от синего цвета. Такое отклонение никак не может превратить коричневый цвет в серый.
Результат раскраски фотографии AS11-40-5903:
На исходной фотографии лунная поверхность местами имеет не просто серый цвет, а даже небольшой синеватый оттенок. На фотографии as11-40-chart приведён соответствующий снимок градаций серого цвета:
Плёнка «ушла» не в «синий» цвет, а в «красный». И даже после этого почему-то лунная поверхность на фотографии НАСА имеет серый цвет.
Результат раскраски фотографии AS11-37-5455:
Это одна из редких фотографий программы «Аполлон», где лунная поверхность имеет коричневый оттенок, пусть и не целиком. Её любят показывать противники теории лунного заговора, мол, смотрите, коричневая же. Но здесь закрался подвох. Проанализируем фотографию as11-37-chart, на которой приведён соответствующий снимок градаций серого цвета:
Плёнка просто «ушла» в коричневый цвет. Вот и вся причина коричневого оттенка лунной поверхности на фотографиях НАСА.
Зависимость цвета лунной поверхности от условий освещения и наблюдения
Используя данные LRO, приведённые в работе
Как видно из картинки, меняется только яркость. В нижем ряду цвета практически одинаковые везде для человеческого глаза. Хотя, если присмотреться, в случае
Цвет лунного грунта
На сайте НАСА имеется очень странная фотография, а именно это фотография пробы лунного грунта № 10005.
Лунный грунт на фотографии выглядит коричневым, даже слишком коричневым с учётом того, что освещение производилось белым источником света. Правильность баланса белого можно проверить по цвету белой бумаги, которая попала в кадр.
Может это тот самый оранжевый грунт, который обнаружили астронавты «Аполлона-17»? Нет! В документе
А теперь послушаем, что говорит Нил Армстронг (астронавт «Аполлона-11») в интервью Патрику Муру
Когда вы смотрите на грунт вблизи или в руке, вы обнаруживаете, что на самом деле он угольно-серый, и мы особо не могли найти ничего отличного от этого цвета.
(When you look at the material at close range, as if in your hand, you find it’s a charcoal gray in fact, and we were never able to find any things that were very different from that color.)
Выходит, Нил Армстронг, не побоюсь этого слова, соврал.
Литература
1. Colour & Vision Research Laboratory – New CIE XYZ functions transformed from the CIE (2006) LMS functions
2. International Color Consortium – A Standard Default Color Space for the Internet: sRGB
3. Recommendation ITU-RBT.709 – Parameter values for the HDTV standards for production and international programme exchange
4. Robertson R. «Computation of correlated color temperature and distribution temperature» /.Opt. Soc. Am.58, 1528 (1968).
5. 2000 ASTM Standard Extraterrestrial Spectrum Reference E-490-00
6. CIE Standard Illuminant D65
7. «Первые итоги определения физико-механических свойств грунтов Луны», М.: 1970. Госстрой СССР, под ред. проф. д-ра техн. наук В. Г. Булычева, стр. 8.
8. Шевченко В.В., Луна и ее наблюдение, 1983, стр. 91-92.
9. Hapke, B., B. Denevi, H. Sato, S. Braden, and M. Robinson (2012), The wavelength dependence of the lunar phase curve as seen by the Lunar Reconnaissance Orbiter Wide-Angle Camera, J. Geophys. Res., 117, E00H15
10. Ohtake,M. et al. (2010), Deriving the Absolute Reflectance of Lunar Surface Using SELENE (Kaguya) Multiband Imager Data, Space Sci. Rev., 154, 57-77
11. THE APOLLO 11 DRIVE TUBES, Dissection and description by Judith H. Allton, NASA (1978)
12. BBC. Интервью Нила Армстронга Патрику Муру (1970)
Источник