Из химеры в герои. Низшая мифология в массовой культуре

Сейчас низшая мифология чертовски привлекательна для читателей и зрителей. Оборотни, вампиры, кентавры, любые гибриды человека и зверя, любые химеры. Вероятно поэтому египетские высшие боги так популярны, с их птицеголовым Ра или Анубисом с головой шакала. Выглядят стильно, рисовать их интересно, показывать на экране тоже.

Человек с чертами зверя в древности

Конечно их коллеги «полностью люди», Зевс или Один, никуда из культуры не делись. Но посмотрите на пару веков назад. Высшие боги, творцы судеб мира, обычно выступали в облике схожим с людьми. Существа с элементами животных в облике его теряли во время приобщения к жизни людей. Энкиду из «Эпоса о Гильгамеше» теряет связь с дикими животными. В Скандинавии хрюльда расстается с хвостом становясь человеком.

Не-человеческий облик можно трактовать как грубость души и свирепость нравов, то есть отсутствие культуры. Существа с атрибутами животных чаще или выступали проводниками между мирами или использовались в произведении для порицания негативных сторон человека. Вспомните толпу пьяных фавнов или ведьм, в компании зверей из древнегреческих трагедий.

Правда есть одна тонкость. Архаичные образы высших богов из мифов имеют черты животных, например рога. Но чем позже появился образ, тем меньше у него таких черт или они вообще отсутствуют. Разводить животные и человеческие образы люди стали постепенно, и полностью они разделились с началом распространения христианства в Средневековье. Но даже такие боги вели себя как начальство, то есть правили, устраивали сложности героям, помогали им и решали как мир будет жить дальше.

Начало популярности в XX веке

В начале прошлого века начали болеть Египтом после открытия пирамид. Но там были Нефертити, Клеопатра и фараоны. В ряде произведений Лавкрафта египетские статуи это про кошмары и забытые сны страшного древнего мира. А сейчас Ра и Анубис модные и обаятельные. Еще одна иллюстрация подвижности человеческой культуры. Вероятно все это началось в том же XX веке, с поиска идентичности в национальной культуре, причем поиска не в городской среде, а в деревенской. А там магических животных обычно полный двор. Плюс это наложилось на другие тенденции и распространилось шире чем было задумано. Что заметно по вспышке интереса у европейских художников к «народной» теме. В России массово рисуют богатырей в борьбе с драконами, ведьм и леших на открытках, лубках и рекламных плакатах. В Норвегии Киттельсон пишет своих знаменитых троллей. В Англии Артур Рекем выпускает множество картин с феями из народных баллад. И эта волна постепенно станет сильнее.

Почему низшая мифология стала популярна?

Ситуация в корне помялась в последние тридцать лет. Бесчисленные арты изображают людей в виде зверей, которые живут обычной жизнью. Люди-кошки или люди-собаки готовят еду, ходят на свидание и концерты, ходят на свидания и общаются в чатах. В книгах и фильмах, как например в «Американских богах», высшие и низшие боги тусят вместе и разделяют общие проблемы. Высшие боги или создания часто низводятся до обычного существования или наделяются приземленными чертами, как в сериалах «Однажды в сказке» или «Люцифер».

Причину такой популярности разные исследователи видят по-разному. Есть мнение что все это из-за инфантильности современной культуры. Дети любят сказки, повзрослев, хотят уже более сложные сказки. Или потому что массовое общество (то есть среднего класса) восторжествовало, и люди хотят видеть похожих на себя персонажей занятых подобными вопросами жизни. Не просто так героическое фентези все больше про эмоции, внутренние переживания, а не про бои с гигантами как в историях о Конане-варваре.

А может быть это черта времени, увлечение, которое со временем пройдет, оставив заметный след в масс культуре.

blank

Мой паблик

 

Источник

Читайте также