В 1996-м году режиссер Николас Виндинг Рефн снял в Дании дешевый гангстерский фильм «Дилер» и этим запустил как минимум две замечательные карьеры — свою и актера Мадса Миккельсена. В 2004 году Рефн был вынужден выпустить продолжение этого кино, и оно получилось глубоким, врезающимся в память, волшебным, бескомпромиссным и грязным, особенным (этот ряд можно продолжать долго). Вам стоит его посмотреть, и сейчас я объясню почему.
После тепло принятого первого фильма Рефн покинул родину, чтобы прийти к успеху за рубежом с новым хоррором «Страх „Икс“», но не получилось, не фортануло — да так, что картина с треском провалилась и оставила автора с огромным долгом. Режиссеру пришлось жить на деньги родителей и снять продолжение своего главного на тот момент фильма, просто чтобы не остаться в нищете.
Отношение к проекту у него было соответствующее — примерно, как у работяги к задолбавшему заводу. Но когда Рефн понял, что станет отцом, всё в корне изменилось, и от идеи снять «Дилера 2» его перестало тошнить. У режиссера наконец-то появилась стоящая идея для этого фильма.
«Дилер 2», как и первая часть — очень дешево снятое кино в датских переулках, квартирах и прочих локациях, которые крайне напоминают российские места. Миккельсен исполнил в сиквеле главную роль и предстал в необычном для сегодняшнего зрителя амплуа. Это сейчас мы знаем его как статного, утонченного мужчину, но в «Дилере 2» он играет торчка Тони, который понятия не имеет как жить эту жизнь, всем всегда должен денег и вообще только что вышел из тюрьмы.
В душе Тони всё еще ребенок, который пытается добиться хотя бы капли одобрения со стороны жестокого отца-бандита, а еще осознать, что внезапно сам стал папой, и как-то принять эту ответственность. Рефн вложил в Тони свою боль, а еще личные страхи и переживания. Персонажи картины часто смешивают главного героя с говном, считая его идиотом, которому ничего нельзя доверить, он является ходячим олицетворением определения «не от мира сего». Кстати, изначально автор задумывал Тони человеком покруче, но однажды Миккельсен подошел к Рефну и по-дружески сказал ему: «Слушай, Ник, ты не такой клевый».
В сухом остатке фильм сделан из тех же бюджетных и обоссанных кирпичиков, что и первая часть, но гораздо более глубокий — просто потому, что в 1996 году начинающий автор не мог позволить себе такое высказывание.
Его произведение не отпускает меня до сих пор. Помимо того, что фильм полностью захватил и погрузил в свою тоскливую реальность, я все-таки живу в одном из иркутских микрорайонов, где, если оглядеться по сторонам, можно увидеть множество потенциальных актеров для продолжения «Дилера».
Конечно, гангстеры, наркотики, убийства и прочая грязь — лишь верхний слой, за которым скрывается история человека, пытающегося найти свое место в мире, история об отцах и сыновьях, мастерски показанная с разных углов. При этом она не лишена ярких и забавных моментов, а сам Тони — совсем не унылое говно. Например, в одной из сцен у него не встал на двух проституток, но главный герой не стал делать из этого трагедию, а лишь пошутил, что они лишились возможности увидеть царский член.
Если вы когда-нибудь задавались вопросом, почему фильмы Рефна такие неспешные и медитативные, то возможный (хотя и не очень верный) ответ в том, что режиссер уже наигрался с трясущейся камерой и экшеном в своей «дилерской» трилогии. Ранние фильмы полностью лишены неспешности его поздних работ, что, возможно, станет для кого-то из читателей плюсом, но вряд-ли отпугнет тех, кому пришлись по душе «Драйв» и «Неоновый демон».
Кстати, вам не обязательно смотреть первую часть, чтобы насладиться второй — в оригинальном фильме герой Микrельсена играет лишь второстепенную роль. Фильм 1996-го неплох, но не дает пищи для ума, а лишь показывает очень напряженную и затянутую неделю из жизни наркодилера. А третий фильм вообще можете смело пропускать — это просто вымученное поделие, снятое, чтобы Рефн наконец-то окончательно рассчитался с долгами.
P.S. Меня зовут Андрей Блинов, текст написал для своего проекта «Блинематограф» — зацени, если понравилась рецензия.