Этим материалом мы начинаем цикл статей от приглашенных авторов, которые расскажут о различных аспектах комиксов. На примере выпусков без слов Игорь Кислицын, известный в кругах отечественной комикс-индустрии как «Дитрих», расскажет о том, какими приемами пользуются авторы для комиксов без слов и при каких условиях это удается или, наоборот, не получается. На протяжении нескольких месяцев Игорь публиковал свои материалы в паблике под рубрикой «Без лишних слов». Этот материал — компиляция всех предыдущих текстов в одной большой статье.
Для начала определимся — зачем вообще писать комикс без диалогов?
- Просто потому что это «круто», «необычно» и вообще. Это мы проигнорируем — не будем же мы всерьез рассматривать выпуск G.I. Joe, в котором происходит какое-то невнятное рубилово без слов? Там один сплошной экшен, есть там слова, нет там слов — отсутствие слов как раз-таки смотрится как попытка выделиться, так как в серийных комиксах к подобному приему прибегают нечасто. Когда автор считает, что для усиления эмоционального эффекта необходимо избавиться от диалогов и монологов, концентрируя внимание читателя на эмоциях и общей атмосфере. Зачастую это смерть персонажа либо расставание — то есть эмоции негативные. Из позитивных я могу вспомнить только отечественный комикс Евгения Яковлева «Девочка и камень».
Бессловесный комикс служит одной цели — «запустить» воображение читателя, который будет вынужден обращать больше внимания на раскадровки, эмоции на лицах, движения, жесты и все в таком духе — то есть на то, что зачастую либо ускользает совсем, либо не получает должного внимания.
Из этого вытекает логичный вывод — авторам необходимо при помощи всех вышеперечисленных элементов донести свою мысль, передать сюжет и атмосферу. Иначе смысл стремительно улетучивается.
На примере 7 комиксов мы попытались определить основные приемы для написания бессловесных комиксов. Попробуем собрать их вместе:
- Опосредованная коммуникация; Визуальные метафоры; Использование предметов окружения; Характерные действия;
Итого четыре. Разумеется, их может быть больше — они могли от меня ускользнуть. Рассмотрим их подробнее.
Опосредованная коммуникация
Персонажи не произносят слов — но они так или иначе связаны друг с другом. Связь персонажей можно показать, например, как Стражински:
Телевидение — отличный выбор. Например, в Amazing Spider-Man Vol 2 #39 есть показательный момент с Паркером и Уотсон. Оба персонажа в какой-то степени медийные личности, и они могут наблюдать друг за другом по телевидению.
Когда Мэри-Джейн смотрит репортаж по телевизору о Человеке-пауке или же Питер смотрит на рекламу с ней, они встают в один ряд с десятками тысяч других наблюдателей, и это взаимодействие перестает быть личным.
Иногда можно быть более прямолинейным — как Питер Томаси, который в Batman and Robin Vol 2 #18 поместил в сюжет письмо от Дэмина Уэйна его отцу Брюсу. Фактически, тот же самый текст можно было пустить как закадровый, — в обычных условиях Томаси так бы и сделал — но здесь он органично ввел его в мир комикса.
А вот Грант Моррисон в New X-Men Vol. 1 #121 пошел дальше, и мало того, что ввел телепатические символы, так еще и сложил из слизи текст, которым общаются Джин и Эмма.
При помощи опосредованной коммуникации автор может как показать связь между персонажами, так и создать полноценный диалог между ними. Самое важное здесь, на мой взгляд, то, что автор вплетает текст в сам мир комикса, причем чем более естественно это будет смотреться, тем лучше оно в итоге будет восприниматься.
Визуальные метафоры
Это уже интереснее. Положение предметов, постановка кадра, само по себе состояние предмета — тут очень большое поле для деятельности. Читатель должен понять, чего не хватает (или, наоборот, что здесь лишнее) и сделать для себя вывод об эмоциональном состоянии персонажа. Мой личный фаворит — вот эта страница из Amazing Spider-Man Vol 1 #655.
Всего то и нужно было, что показать то, как Джеймсон бреется в одиночестве, построив кадр так, чтобы читатель увидел свободное зеркало и свободную раковину. Нерасстеленная половина кровати и кольцо на пальце — одна страница передает все, что нужно читателю знать о происходящем.
Или эта страница из Fantastic Four Vol 1 #588. Замыкание Сью в себе очень ярко показано тем, что она заключила себя в защитное поле.
Это очень мощный прием, и читатель испытывает особое удовольствие, разгадывая те или иные метафоры. Если в вашем бессловесном комиксе нет чего-то подобного — всерьез задумайтесь, есть ли вообще смысл его писать.
Использование предметов окружения
Может показаться, что этот прием то же самое, что и опосредованная коммуникация, однако тут есть свои различия.
Например, автор может давать подсказки к происходящим событиям — как, например, в New X-Men Vol. 1 #121. Рисунок брата и сестры готовит нас к раскрытию тайны происхождения Кассандры Нова.
С помощью различных предметов — например, блокнотов или записок, — можно передавать мысли персонажа, вплетая их в сам мир комикса. Еще пример — Amazing Spider-Man Vol 2 #39.
Предметы окружения могут дать понять читателю ход мыслей персонажа, раскрыть суть происходящего события на странице, толкать сюжет вперед — список довольно обширен.
Их объединяет то, что для передачи авторского замысла автор использует только то, что существует в мире комикса, не прибегая ни к закадровому голосу, ни к диалогам.
Характерные действия
Но ведь персонажи не могут просто смотреть друг на друга или ловить метафоры — они должны действовать. И их действия и поступки могут отражать их внутреннее состояние.
Когда Бэтмен в Batman and Robin Vol 2 #18 на полной скорости сносит фонарный столб или крушит раздевалку, ты понимаешь — его одолевает горе и ярость.
Или вот такой момент в Fantastic Four Vol 1 #588, в котором к Франклину Ричардсу приходит не абы кто, а Паркер, который тоже потерял родственника, был бы гораздо менее драматическим, если бы это был Тони Старк или Стив Роджерс.
Не нужно заставлять персонажа говорить «как ему плохо» или «все будет хорошо» — пусть за него говорят его поступки. Это, кстати, относится и к словесным комиксам тоже.
Разумеется, эти четыре приема не являются абсолютными категориями — они могут сливаться друг в друга. Кроме озвученных выше есть еще множество деталей — например, построение панелей, общая динамика происходящего и так далее и так далее. Я выделил четыре, на мой взгляд, наиболее часто распространенных приема.
В конце концов, от бессловесного комикса требуется то же самое, что и от обычного, — рассказать связную, интересную историю. И когда не получается проговорить весь сюжет или вывалить гору закадрового текста, приходится прибегать к другим методам, которые многие зачастую игнорируют или же не уделяют им должного внимания.
Автор: Игорь «Дитрих» Кислицын.
Источник