<<Иван Грозный>> как продукт Сталинской эпохи

<<Иван Грозный>> как продукт Сталинской эпохи

С.М Эйзенштейн поставил себе интересную цель, снять фильм про Ивана Грозного и внести щепотку серой морали в его историю. Фильм должен был выйти в 3-х частях, но к сожалению финальная часть фильма так и не была снята(по причине смерти Эйзенштейна). Так каким же получился образ Ивана 4 и царя в этом прекрасном фильме ?

Александр Невский и первая попытка снять фильм об историческом деятеле.

Вообще стоит начать с того, что для Сергея Михайловича снимать фильм об исторической личности было не в новинку. Буквально за пару лет до съёмок <<Ивана Грозного>>, Эйзенштейн снимал фильм про Александра Невского. Невский был снят, как некая антифашистская пропаганда. И казалось бы, успех обеспечен, но не тут то было. Фильм выходит на экраны в 1938, а чуть позже, уже в 1939 году происходит подписание пакта Риббентропа-Молотова. И чтобы не усугублять отношения с Третьим Рейхом, фильм изъяли с кинопроката. Позже его вновь пустили в прокат, чтобы вызвать дух патриотизма у советского населения.

Иван Грозный. История создания.

Как и любой продукт Сталинской эпохи, фильм должен был укрепить Сталинскую власть. На дворе 1941 год и Эйзенштейну приходит заказа с Кремля. Снять фильм о великом царе, который смог объединить страну в единое целое. И вот мы переносимся в 1944 год, на дворе Великая Отечественная война и Сергей Эйзенштейн, находящийся в Алма-ате, принимается за создание своего детища.

Во время съёмок, режиссёр понимает, что историю Ивана Грозного не получится впихнуть в один фильм и по этой причине он делит фильм на три серии.

<<Иван Грозный>>

Первый фильм оправдывает правление Сталина и в целом говорит о том, что такое правление это в целом круто. Перед нами в картине предстаёт молодой царь, который создаёт единое государство и меж делом встревает в дворовые интриги. Царь предстаёт перед зрителем человеком обычным. Он наивен, с чистым лицом. Сам он не загрязнён властью и дворцовыми интригами. Создаётся впечатление, что все его действия не носили за собой фанатичного характера. Первый фильм хорошо идёт на руку Сталину, ибо сам фильм говорит, что властитель не такой и плохой, просто обстоятельства такие. Но уже в первом фильме, через некоторые кадры можно заметить посыл Эйзенштейна.

И вот на дворе январь 1945 и выходит первая серия. Она привлекает порядка 900 тысяч человек и сразу же получает партийное одобрение. Всей съёмочной команде выдают Сталинскую премию первой степени. А Эйзенштейн тем временем готовится к выпуску второй серии.

<< Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор>>

А тут уже интересней. Если первый фильм обелял Сталина, то второй уже прямо говорит о том, что его правление кровавое и больше переходит на те реалии. Если в первом фильме мы наблюдали за <<Чистым>> царём, который вселяет ужас в подданных ради государства, то во втором фильме мы наблюдаем уже другой образ. В целом в фильме и меняются декорации и всё идёт против оправдания подобного правления. Отдельного слова стоит эпизод с опричниками, ибо это нечто. Эйзенштейн позволяет себе сделать одну цветную сцену в фильме и это танец опричников. Действие и правда пугающее, если не видели, то милости прошу.

Танец опричников во всей красе.

Фильм делает больший упор на помешательство Ивана Грозного и на его хитрые репрессивные планы. Тут Эйзенштейн уже не пытается скрывать своих мыслей. И если первый фильм был сделан для Сталина, то второй идёт как высказывание режиссёра. Именно по этой причине фильм не вышел в свет и был заблокирован партией в своё время. По некоторым догадкам, Сталин увидел в фильме отражение себя и всей его свиты, через царя и опричников.

Но если исходит из диалога Сталина с создателями фильма, то основной претензией была не историчность показанного.

Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким.

Сталин

А вот критика ЦК ВКПб

Режиссёр С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета.

Центральный комитет

По итогу фильм вышел в свет в 1959 году.

Из-за критики второй серии, первая тоже была снята с проката.

Пересъёмки второй части и судьба третьего фильма.

После снятия первого фильма с проката, Эйзенштейн писал письма Сталину об аудиенции, чтоб обсудить его претензии. После чего состоялся диалог между Эйзенштейном, Сталиным, Молотовым, Ждановым и Черкасовым.

Эйзенштейн, выслушав критику властителей, хотел переснять второй фильм, с учётом критики, но из-за его болезни сроки сдвигались. После режиссёр умирает и вторая часть остаётся в изначальном варианте. Третья часть имелась на тот момент только на черновых записях и малом количестве готовых кадров.

Итог.

Картина Эйзенштейна определённо является алмазом Сталинской эпохи и по правде говоря смотрится бодро и по сей день. Режиссёр прибегает к интересным режиссёрским ходам для тех времён и тех обстоятельств, что определённо понравится любителям кино.

В нашей жизни правда всегда торжествует, но жизни часто не хватает.

С.М Эйзенштейн

Советский кинорежиссёр

Спасибо за прочтение.

 

Источник

Читайте также