Итоги года: лучшее из вышедшего

P.S. вышедшего в российский прокат

Итоги года: лучшее из вышедшего

Фэнтези года: «Легенда о Зелёном рыцаре»

Пятый полнометражный игровой фильм за авторством Дэвида Лоури — американского постановщика, отметившегося на кинофестивале Санденс в 2013 году. Лоури представляет зрителям своё, личное прочтение и понимание средневековой поэмы, чей автор до сих пор не известен. Её (поэмы) исследователь и переводчиком был сам Джон Рональд Руэл Толкин, который называл произведение «разноцветным витражом, через который можно заглянуть в Средние Века». Сюжет фильма концептуально отличается от первоисточника, однако многое в нём неизменно : юный сэр Гавейн, племянник Короля Артура и сын Моргаузы, проводит день в праздной неге, не обращая внимания на своё положения и забывая все требования, которым должен соответствовать Рыцарь Круглого стола, а Гавейн, на минуточку, ещё за всю свою жизнь не совершил ни один подвиг. Прибытие в рождественский день эко-чудовища — Зелёного рыцаря застаёт врасплох абсолютно всех. Монстр предлагает королю (или любому из его рыцарей) игру: нанести ему удар и через год прибыть за ответным, равным силе первому удару. Смельчаком оказывается наш главный герой, который решает вступить в игру не на жизнь, а на смерть. По итогу, картина вобрала в себя все необходимые качества, для того, чтобы понравиться зрителю, который устал от современных блокбастеров. Интересно, также то, что фильм получился неким олицетворением слова «арт-хаус»: Лоури здесь берёт на себя обязательства и режиссёра, и сценариста, и монтажёра, и продюсера. При просмотре, Вы будете приятно удивлены тем, что это также и рождественское кино.

Развлекательный (семейный) фильм года: «Охотники за привидениями: Наследники»

Новые «охотники» стали приятным десертом этого года. После ремейка-ребута 2016 года, плохо принятого как зрителями, так и критиками, студия Sony решила доверить бразды создания сыну режиссёра-постановщика оригинала 1984 года Джейсону Райтману («Мне бы в небо»). Продолжение, а это именно продолжение первых двух частей, игнорирующее провал 16 года, смогло найти грань между данью уважения и памяти и фансервисом, грамотно отвечая на вопросы, заданные ещё в 80-е, закрывая все арки и рассказывая при этом историю с новыми персонажами в лице Кэрри Кун, Пола Рада, Финна Вулфхарда и Маккены Грейс. Последняя, к слову, запела. Фильм изобилует отсылками и пасхалками, однако не паразитируя на этом. Джейсон Райтман давно зарекомендовал себя как профессионал и в триквеле это видно в каждой сцене. Наличие хорошего экшена, сценария, операторской работы и многого другого, наверное, в наше время не делают картину из ряда вон выдающуюся, однако они настолько гармоничны, что возвращают чувство приключения и авантюры, которые было привито каждому в детстве фильмами, выходящих по семейным телеканалам с утра.

Фантастика года: «Дюна»

Долгожданный эпос Дени Вильнёва, который добирался до больших экранов кинотеатров несколько лет (изначально релиз был запланирован в 2020 году), успел стать кассовым хитом и любимцем зрителей. У первоисточника за авторством Герберта Уэллса было несколько экранизаций: эта, сюрреалистичный фильм Дэвида Линча и не вышедшая картина Алехандро Ходоровски, которую успели окрестить «лучшим фильмом из когда-либо не созданных». Новый фильм Вильнёва — это самый настоящий киноаттракцион, но не в том смысле, который навязали ему кинокомиксы и сиквелы известных франшиз, а в том, что это фильм, передающий незабываемый киноопыт. Вильнёв сделал рискованный шаг, разбив историю на несколько фильмов, из-за чего говорить о сценарной составляющей картины, если и возможно, то крайне невежественно. Канадский постановщик с особой любовью подошёл к созданию, поставив в центр не столько обширный лор «Дюны» или экшен, как мог бы сделать любой другой автор, а высказывание, которое полноценно прозвучит лишь с выходом следующих частей. Благо сборы и успех у зрителей этому лишь соблаговоляет.

Экшен года: «Тихое место 2»

Новый фильм во франшизе Джона Красински не только учитывает ошибки первой части и развивает историю, но в некотором роде переворачивает её, делая это настолько мастерски и филигранно, что после просмотра остаётся только аплодировать. Дж. Красински вырос как постановщик. Если первая часть делала упор на саунд-дизайн, персонажей и лор, первое практически было не замечено зрителями домашнего проката, так как у них банально не было должной этому фильму аудиосистемы, а второе и третье «хромало на одну ногу», то сиквел совершает рокировку, расширяя не только место действия, историю персонажей, но и привнося экшен, который здесь не просто уместен, а крайне необходим (отдельные сцены даже пересматривал, настолько они хороши). Обидно лишь только то, что франшиза приобрела сериальную стилистику, оставляя мощный клиффхэнгер в конце, а не завершая картину по существующим правилам драматургии, тем самым оставляя зрителя «не насытившимся».

Хоррор года: «Прошлой ночью в Сохо»

Новая работа Эдгара Райта — автора трилогии «Корнетто» и «Малыша на драйве», отличается от всего, что он делал раньше. В первую очередь — это хоррор, новый жанр для Райта, чьи элементы так или иначе мелькали в его прошлых картинах, однако заметить это способны были лишь райтоманы. Во-вторых, фильм поднимает современные вопросы харассмента, положения женщин не только в обществе, но и их роль в человеческих взаимоотношениях, наказуемости преступлений. Сценарий был написан в соавторстве с Кристи Уилсон-Кёрнс (авторкой «1917»). В-третьих, Райт настоящий музыковед (это подтверждает также вышедший документальный фильм про братьев Спаркс). Если «Малыш» показался Вам крайне музыкальным, то «Прошлой ночью» для вас станет настоящим мюзиклом. На первый взгляд кажется, что британский постановщик пытается запрыгнуть в уходящий вагон социальных хорроров, укрытых пеленой неона и стиля, однако всё не так просто. Перед нами предстаёт наследник джалло-хорров, который бережно относится к традициям жанра, при этом, пытаясь задать и ответить на современные вопросы, которые так тревожат общественность в кино и мире. «Прошлая ночь» — большой шаг для Райта-режиссёра, и, наверное, на данный момент ключевой в карьере постановщика. Хоть фильм и ругают за сумбурность происходящего, невнятный сценарий и, на первый взгляд, не присущую ранним работам автора серьёзность и тематику, он всё равно способен удивить как рядового зрителя, так и фаната жанра.

Мюзикл года: «Вестсайдская история»

Ремейк культовой классики, взявшей 10 Оскаров в 1961 году, в том числе и за лучший фильм. Перед Спилбергом стояла, на первый взгляд, непосильная задача: перевести историю на современный лад, что означало не перенос действия в современные реалии, а изменение, дополнение истории культовой ленты. И Спилберг справился, очень бережно и кропотливо отнесясь к своим обязанностям. Хотя видно, что мэтру не столько интересны главные герои и их история, а это шекспировская история любви Ромео и Джульетты, перенесенная в конец 50-х голов XX столетия в Америку, сколько мир вокруг них: война банд, перестройка районов Нью-Йорка, миграция пуэрто-риканцев. И всё это под великолепный аккомпанемент Леонарда Бернстайна и в объективе кинокамеры Януша Камински. По итогу мы получили классический, во многих аспектах, мюзикл, который способен очаровать, растрогать и подарить веру в лучшее.

Вестерн года: «Земля кочевников»

Лауреат прошлогоднего Оскара и третья полнометражная работа Хлои Чжао стала настоящим бриллиантом, покорившем сердца как зрителей, так и критиков. Во многом масштабная история не то о женщине, пережившей горе, не то о людях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и вынужденных вести кочевой образ жизни, перебиваясь сезонными заработками, не то о целом идеологическом движении части современных американцев, не то о современной Америке в виде обличающего портрета, не то об эпохе, а обо всём сразу. Простота и аскетичность, обволакивающие эти истории, объединённые в одну, по настоящему завораживают, не прибегая к компьютерной графики или специально созданным декорациям, ведь это фальшь, а ей, если и есть место в жизни, то уж точно не в этом фильме. «Земля кочевников» — крайне удивительная в своей самобытности работа, которая гармонична во всём, и способна понравится многим.

Триллер года: «Последняя дуэль»

Если кто и имеет право называть себя рыцарем в этом году (в сфере кино, естественно), то это Сэр Ридли Скотт (Скотт обладает титулом рыцаря в реальной жизни) — многократный обладатель всевозможных премий и наград, мэтр киноиндустрии, человек, который способен в паре неласковых фраз всколыхнуть жур- и кинообщественность. Но более интересным, чем Ридли Скотт, может быть только его новый фильм (у них его в этом году аж два). «Последняя дуэль» поражает своей не стерильностью и правдоподобием. «Эффект Расёмона», применённый ещё автором книги, взятой за первоисточник, Эриком Джагером, помогает рассказать историю во всех подробностях и мелочах, даже которых не было в реальности, но которые были в сознании персонажей в тех или иных ситуациях. Ридли Скотт здесь в который раз доказывает своё мастерство, несмотря на возраст (а ему уже за 84), рассказывая, на первый взгляд, одну и ту же историю по-разному, используя всю мощь опыта и таланта. Можно бесконечно рассыпаться в эпитетах этому фильму, отмечать прекрасный каст: лучшая роль Джоди Комер в полнометражных фильмах, блистательное трио Дэймона, Аффлека и Драйвера (первые два сценаристы фильма), но лучше его посмотреть, так как это квинтэссенция всего того, что мы ждали от сэра Скотта.

Мультфильм года: «Душа»

Чисто технически «Душу» тяжело отнести к мультфильмам, вышедшим в 2021 году, так как в большинстве стран она вышла в конце 2020 года, но так как все ленты, представленные моём списке, выходили в российский прокат в 2021 году, то «Душа» на своём месте. Уже не новое, но, наверное, одно из главных детищ студии Pixar, замахнулось на очень серьёзную и глобальную тему жизни и смерти, счастья и долга, желания и нужды. Пит Доктер, ответственный за создание «ВАЛЛ-И», «Корпорации монстров», «Головоломки» и «Вверх», вместе с Кемпом Пауэрсом, совершил маленькую, в сравнении с другими работами своей студии, но большую, в сравнении других мультфильмов выходящих и выходивших, революцию во всём, начиная с технической составляющей, заканчивая художественной. Краткой рецензии не хватит, чтобы уместить всё то, за что можно и стоит любить этот мультфильм, и уж тем более не хватит, чтобы переубедить его противников, а у него их много (всё же Pixar в соотношении количество мультфильмов и качество обогнала все анимационные студии, в том числе и Ghibli, чем заслужило всякое внимание к своему творчеству), поэтому обойтись можно лишь рекомендацией.

Мультфильм года x2: «Лука»

Уже даже смешно и в некотором роде грустно, что одним из лучших мультиков вновь становится творение Pixar. Складывается ощущение, что всё к чему бы команда не притронулась — всё золото. «Лука» был обделён популярностью и овациями. Может всему виной снобизм практически всех (всё-таки зритель хочет рост качества по экспоненте), может не настолько масштабная история в плане затрагиваемых тем и места действия, а может всё сразу. Однако, «Лука» настолько здоровски сделанный мультфильм, что при его разборе и анализе удивляешься тому многообразному миру и истории, заключённой в эти, на первый взгляд, безжизненные 3D-модели и сцены. К несчастью, на фоне громких и общепризнанных мультфильмов, той же студии Pixar, «Лука» затеряется и у многих останется приятным летним воспоминанием, будучи одним из главных релизов уходящего года и его лучшим интернациональным мультиком.

 

Источник

Читайте также