Итоги-2021: кино

Наконец закончил подводить итоги. Тут просмотренное за 2021, без топов и мест. Только то, что понравилось или показалось интересным, даже если и не тянет на высший балл. Ключевых спойлеров нет, только синопсис и пару фраз моих впечатлений.

Падший/Fallen (1998) 8

Мистический триллер с Дэнзелом Вашингтоном. По сюжету опасного маньяка казнят на электрическом стуле, после чего в городе начинает происходить цепь ритуальных убийств, явно напоминающих почерк казнённого преступника. Позже выясняется, что ловить нужно не подражателя, а древнего демона, способного вселяться в тела людей.

Фильм явно старается ухватить два успешных тренда 90х: с одной стороны быть фильмом про мистико-религиозные дела вроде трилогии «Пророчество» с Кристофером Уокеном, а с другой заимствовать формулу мрачного триллера в духе финчеровского «Семь». Что любопытно, тут была сцена, которую намного позже попробуют повторить в «Днях минувшего будущего» про Икс-менов, а точнее эпизод, где один персонаж взаимодействует с гг через толпу прохожих.

————————————————————————————————-

Остановившаяся жизнь/Still Life (2013) 9

Британский фильм про «маленького человека» на госслужбе. Джон Мэй трудится в похоронном бюро, занимаясь поисками родственников людей, умерших в одиночестве. За много лет он выработал свой метод расследований, изучая личные вещи покойных, опрашивая их соседей и возможный круг знакомых. Каждый вечер, приходя с работы, Джон пополняет альбом фотографиями тех, чьих контактов не удалось найти, оказываясь для этих людей последним человеком, кто интересовался их жизнью.

Из приятного — фильм не давит мрачностью и чернухой. Найдя этот фильм, я вспомнил о схожей сюжетной завязке в фильме «Последнее слово» (The Last Word, 2008) — там молодой человек на заказ писал предсмертные записки для тех, кто решил покончить жизнь самоубийством. Однако там история довольно быстро уходила от описания профессии к мелодраме. «Остановившаяся жизнь» же почти полностью посвящена работе гг. Понравился момент, где тот соглашается купить спиртное компашке бомжей и выпить с ними чтобы узнать о прошлом одного из своих «клиентов» и заодно почтить его память. Опять же, сцена выполнена очень мягко и без чернухи.

————————————————————————————————-

Кровавая луна/Bloodmoon (1997) 8

Ооо! Отличный образец боевика категории Б. В Нью-Йорке один за другим начинают погибать выдающиеся спортсмены и мастера единоборств. Таинственный незнакомец бросает вызов сильнейшим бойцам, а после их поражения жестоко их убивает. По следу убийцы отправляется детектив в отставке, который в прошлом тоже был выдающимся мастером боевых искусств.

Это прямо такой трэшак, что почти каждую сцену и цитату можно разбирать на мемы. История напомнила задумкой боевик The One со Стетхемом и Джетом Ли. Роль главзлодея исполнил Даррен Шахлави, актёр и мастер боевых искусств. Его многие могут помнить по роли главзлодея во втором «Ип Мане». А ещё его персонаж в Bloodmoon временами выглядит как Вега из серии Street Fighter.

————————————————————————————————-

Юный детектив/The Kid Detective (2020) 7

Занятный фильмец про 30-с-чем-то-летнего чела, который работает частным детективом в провинциальном городишке. Ещё будучи школьником он отличился тем, что помог отыскать пропавшую школьницу, за что был награждён жителями и снискал всеобщую славу, благо что городок маленький и все относятся к друг другу по-соседски. С тех пор гг посчитал, что нашёл своё призвание в жизни и заделался детективом, помогая жителям в решении местных проблем: найти сбежавшую кошку, отыскать книгу, забытую стариком на скамейке. Горожане как могли подыгрывали в этом хобби молодому пареньку. Однако с тех пор прошло уже почти 20 лет, и местные уже начинают косо смотреть на детину, всё молодящегося и не добившегося ничего, кроме своего кабинета. Бизнес у гг идёт плохо, всё реже к нему обращаются за помощью. И вот, наконец, к нему в дверь стучится школьница, которой нужна помощь и она считает, что взрослые и полиция не станут её слушать.

Так вот, фильм пробудил очень интересные чувства: сам образ подающего надежды маленького дарования, который сталкивается с бытовухой и отсутствием чудес во взрослой жизни мне показался очень удачно переданным. Дальше, правда, история сворачивает в настоящий детектив с заговором и преступным умыслом, что мне уже было не так интересно. Однако за первую половину фильма я благодарен авторам.

————————————————————————————————-

Разыскиваются в Малибу/Malibu’s Most Wanted (2003) 8

Комедия из нулевых, которую в наши дни никто не рискнул бы снимать дабы не стриггерить особо чувствительные группы населения. Фильм рассказывает о Брэде, богатеньком сыне влиятельного политика, который мнит себя талантливым белым рэпером, при этом имея интеллект на уровне табуретки. Чтобы он не портил своими выходками имидж отца во время предвыборной кампании, секретарь политика поручает чёрным пацанам с района подстроить похищение непутёвого недорэпера. Поскольку им было велено только припугнуть парня, но не трогать его, похищенный внезапно понимает, что может крутить своими похитителями как хочет и списывает это на свою непомерную крутость, чем порождает кучу забавных ситуаций.

В главной роли — Джейми Кеннеди, которого обычно помнят по роли киногика из серии ужастиков «Крик». Фильм стебёт всех: белых, чёрных, мусульман, богатых, бедных, парней, девушек. Досталось даже выходившей примерно в то время «8й миле» с Эминемом.

————————————————————————————————-

Крутой Джо/Joe Somebody (2001) 10

Комедия про обычного офисного работягу по имени Джо, который решает постоять за себя, устав мириться с несправедливостью с тем, что всё всегда достаётся более расторопным и наглым. Однажды водитель на парковке публично унижает Джо на глазах его дочери. Джо решает, что не готов принять поражение и вызывает обидчика выяснить отношения старым добрым мордобоем. А время до часа расплаты Джо решает посвятить спортивным тренировкам с инструктором, в прошлом сделавшим себе имя на ролях во второсортных боевиках. Весть о бое за своё достоинство разносится по фирме, где работает Джо и внезапно все хотят стать его друзьями, зовут на вечеринки. Руководство фирмы, узнав о конфликте Джо, назначает ему серию встреч со штатным психологом, которая, похоже, лучше других видит, что новообретённые знакомства на самом деле не лучший круг общения для Джо.

Очень лёгкая и приятная лента. Тут даже засветилась совсем маленькая Хейден Панеттьер. Просмотр как-то даже воодушевляет.

————————————————————————————————-

Они похожи на людей/They Look Like People (2015) 8

Уайатт убеждён: пришельцы начали вторжение в наш мир. Будучи не в силах справляться со своими страхами в одиночку, он отправляется навестить своего давнего друга Кристиана. При встрече друзья вспоминают былое и даже отправляются в бар с девушкой Кристиана. Однако Уайатт знает, что нельзя терять бдительность. Он делится своими опасениями со старым другом. Тот с осторожностью выслушивает и даже пытается подойти к вопросу рационально. Уайатт остаётся погостить у Кристиана на пару дней, не забывая при этом готовиться к худшему.

Это первый из трёх хоррор-триллеров в поджанре «Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша», что мне приглянулись за год. Фильм с самого начала не делает тайны из того, что гг нездоров. Прикидывая ситуацию, если бы я спустя кучу лет наведался к своему бывшему другу или наоборот, во время просмотра меня удивляло то, с какой готовностью старый знакомый был готов выслушать и пойти на риски, проверяя безумную теорию Уайатта. Не убежал, не психовал, не советовал идти к психиатру. В фильме нет никаких страшных моментов или крови. Он снят на совсем небольшие деньги и единственный кадр с явной обработкой растиражировали все рецензенты. Почитав отзывы и анализ этого фильма мне открылся другой пласт истории, который при первом просмотре я совсем упустил из виду, поскольку всё внимание было направлено на борца с инопланетянами: а ведь Кристиан, при всей его открытости, тоже не в порядке, пусть и не выдвигает нереальных теорий (если что, он персонаж не воображаемый, если кто предположит). Оставлю ссылку тут, если кому-то будет интересно ознакомиться после/вместо просмотра.

————————————————————————————————-

Друг напрокат/Rent-A-Pal (2020) 9

Расцвет эпохи видеопроката. Гг, толстеющий затворник, живущий с матерью, регулярно наведывается в местный видеопрокат, где неустанно ищет видеоанкеты для знакомства с девушкой. Однажды ему на глаза попадается кассета с Энди, молодым человеком, предлагающим бескорыстную дружбу. Так, в просмотре этой кассеты Дэвид находит необходимые ему поддержку и сострадание. Когда же реальная жизнь вмешивается и создаёт препятствия для общения с другом из телевизора, Дэвид оказывается перед выбором.

У фильма несколько больших достоинств: умело передана эпоха, удачная стилизация картинки и затронута непростая тема парасоциальных отношений, в которых человек выстраивает в своём воображении связь с кем-то или чем-то. А сцена, где наклюкавшийся гг чокается с экраном телевизора, прямо очень пробирает.

————————————————————————————————-

Спасительница/Saint Maud (2019) 8

Нелюдимая девушка Мод устраивается сиделкой в дом престарелой актрисы. Набожная девушка видит в богемном образе жизни своей клиентки проявление греха и молится за неё. В шутку брошенная фраза о том, что Мод является спасением для актрисы оборачивается навязчивой идеей о том, что до смерти своей клиентки она должна добиться её исправления при жизни. Параллельно с этим, гг страдает от эпилептических припадков, которые она ошибочно трактует как прикосновение бога, поэтому очень дорожит «моментами откровений, посланных свыше».

Это фильм от инди-студии А24 и, признаться, я не большой фанат их продукции. Фильмы неплохие, однако сняты обычно не для меня. А вот Saint Maud стал приятным экскурсом в мир человека, который ненавидит себя за малодушие и старается подвести все вещи, которых боится и не понимает, под религиозное трактование. И да, хоррором тут тоже не пахнет, как бы авторы ни пытались создать иллюзию его присутствия.

————————————————————————————————-

Гремящий гром/Rolling Thunder (1977) 8

Чарльз возвращается из вьетнамского плена и обнаруживает, что мир забыл о нём. После похлопывания по плечу, вручения награды и машины, он остаётся сам по себе. Его жена нашла себе другого, его сын его даже не узнаёт. Полученная награда тоже не проходит незамеченной: местные реднеки в погоне за наживой убивают семью Чарльза, грабят его дом, а сам Чарльз лишается руки. Однако переживший пытки во Вьетнаме военный теперь находит для себя смысл: поквитаться с обидчиками за себя и свою семью.

Это драма от сценариста Пола Шредера, автора «Таксиста», вышедшего на год раньше. Rolling Thunder сохранил мрачность и реализм предыдущей работы Шредера, однако в отличие от истории Трэвиса Бикла, мне показалось, что здесь события бегут уж слишком быстро. Скорсезе в своём фильме давал проникнуться безысходностью и скопившейся злобой Трэвиса, а тут наш гг практически сразу начинает действовать.

Забавный факт: оригинальный сценарий предполагал камео Трэвиса Бикла в этой ленте — герои должны были столкнуться в кинотеатре.

Благодарю Ивана Провоторова, порекомендовавшего этот фильм. Он подробно написал о нём, очень рекомендую почитать.

А ещё тут появляется Томми Ли Джонс в роли сослуживца гг. Тут ТЛД молодой, что как бы является ответом известной шутке о том, что якобы актёр сразу родился старым.

————————————————————————————————-

Вор/Thief (1981) 8

Криминальная драма от Майкла Манна про Фрэнка, мастера взломов. Решив завязать с преступной жизнью, он соглашается на последнее дело, взяв заказ у мафии.

В принципе, стандартная история о профи, который оступился и попал в переплёт. Меня впечатлило то, сколько внимания уделено профессии главного героя: тут чел не просто вор, для него важно не столько награбленное, а сама наука взлома. Он постоянно изучает новые модели замков, устраивает эксперименты по сверлению различных сплавов бронированных сейфов, совершенствует своё мастерство. Вообще, этот фильм по многом выглядит как набросок идей для будущих работ этого режиссёра. Часть сюжетных линий и некоторые мысли найдут более полное воплощение во всем известной «Схватке» (Heat), например, образ любимой женщины как шанс на иную, счастливую жизнь вне криминала.

И снова Иван Провоторов не так давно писал об этом фильме подробно. Так уж вышло, что я с лентой ознакомился чуть раньше. А ещё совсем недавно умер Джеймс Каан, исполнитель главной роли.

————————————————————————————————-

Музыкальный конкурс Евровидение: История группы Fire Saga/Eurovision Song Contest: The Story of Fire Saga (2020) 10

Комедия с Уиллом Ферреллом и Рэйчел МакАдамс. Исландцы Ларс и Сигрит с детства любили петь и вершиной их достижений были выступления в местном баре. Однажды им выпадает шанс поучаствовать в международном конкурсе Евровидение.

Собственно, на Евровидение мне всегда было пофиг, поэтому оценивал скорее чисто как комедию с Ферреллом. Часть сатиры явно направлена на сам конкурс и здешние порядки, так что прошла мимо меня. Зато в фильме есть Дэн Стивенс, который неожиданно хорошо показал себя в комедийном ключе. Ну и чисто ферреловские приёмы вроде разговоров с эльфами очень радуют.

————————————————————————————————-

Человек-схема/Circuitry Man (1990) 9

Недалёкое будущее, где поверхность стала безжизненной пустыней, а технологии стали как оружием для дистанционных войн, так и новым наркотиком. Лори, бывшая телохранитель, нанята поучаствовать в сделке по продаже большой партии цифровых наркотиков опасному преступнику по прозвищу Plughead, который променял свою человечность на бесконечные аугментации своего тела. Сделка идёт не по плану и в руках Лори оказывается груз нелегальных чипов, которые она хочет сбыть в другом городе. Сбегая от преследования Плагхеда, она поневоле находит себе проводника в виде андроида-жиголо, который способен провести её через пустыню с дикими рейдерами.

Это такой киберпанк категории Б, который больше панк, чем кибер. По духу очень напоминает Hardware/»Железо», Demolitionist/»Разрушительницу» или «Киборга» с ван Даммом — то есть вокруг бегают всякие кибербомжи и кибернаркоманы. Сюжет много в себе не несёт, а вот в атмосферу погрузиться можно прямо очень. Там ещё сиквел есть, пока не брался, ибо в трейлере что-то большой перекос в юмор и наркоманию был, но под настроение собираюсь глянуть.

————————————————————————————————-

Чёрный дождь/Black Rain (1989) 9

Криминальный триллер от Ридли Скотта с Майклом Дугласом в главной роли. Гг отправляется в Японию сопровождать транспортировку важного преступника и оказывается ввязан в противостояние с якудзой и коррумпированной местной полицией. Чужая страна, чужие нравы и нежелание работать с иностранцем усугубляют и без того непростую ситуацию, которая изначально казалась стандартной процедурой.

Из референсов приведу Sleeping Dogs и фильм «Коррупционер» с Чоу Юнь-Фатом и Марком Уолбергом. А ещё в те годы Ридли умел снимать, картинка отличная, местами городские пейзажи очень напоминают Blade Runner.

————————————————————————————————-

Исчезающая точка/Vanishing Point (1971) 9

Фильм — нон-стоп гонка из Денвера в Сан-Франциско. Опытный водила получает заказ перегнать машину из одного штата в другой, а ему на хвост садится полиция со всех придорожных шоссе.

По сути это фильм-настроение, и если атмосфера дорожного приключения по Америке для вас звучит интересно, то стоит смотреть.
После просмотра этого фильма, мне стало понятно, откуда взялся персонаж радиодиджея, сыгранный Майклом Китоном в экранизации Need For Speed.

————————————————————————————————-

Правда о кошках и собаках/The Truth About Cats & Dogs (1996) 10

Очень лёгкая романтическая комедия о любителях собак. Эбби — ведущая программы для собачников на местном радио. Случайное знакомство в эфире смущает её и, комплексуя из-за своей внешности, она отправляет на свидание подругу вместо себя. Ноэль — полная противоположность Эбби, она красива и очень поверхностна. И теперь задача Эбби создать иллюзию для своего поклонника, словно Ноэль и есть Эбби — опытный ветеринар и эрудированная радиоведущая.

Хотя фильм и старается подать подругу героини, сыгранную Умой Турман, как стопроцентную красотку, против которой никто не устоит, мне изначально типаж Джанин Гарофало, сыгравшей саму застенчивую радиоведущую был больше по вкусу. Забавно, но я вообще нашёл этот фильм благодаря Максу Пейну: дело в том, что как-то раз, просматривая список актёров, принимавших участие в озвучке игр серии, я решил почитать фильмографию Джеймса МакКэффри, подарившего свой голос нью-йоркскому детективу. А в этом фильме он появился в небольшой роли бывшего бойфренда героини Умы Турман.

————————————————————————————————-

Смотри по сторонам/Better Watch Out (2016) 7

Канун Рождества, подросток Люк остаётся на попечении Эшли, его молодой няни, в которую он тайно влюблён. Когда к ним присоединяется друг Люка, трое детей оказываются объектом вломившихся в дом недоброжелателей и Эшли, как старшая, решает дать отпор незнакомцам.

Это триллер-обманка, который раскрывает свои карты довольно быстро. Из референсов я бы привёл The Loved Ones/»Любимых», «Яму», Love Object/»Объект любви» и P2/»Парковку». Изначально фильм был задуман как злая версия истории в духе фильма «Один дома» и целью было показать, что все те весёлые удары банками с краской и прочие забавные проказы имеют реальные последствия и могут привести к сильным увечьям. Если фильм в целом мне показался так себе, то сама идея показать главзлодея как желающего добиться признания и близости, пусть и насильственными действиями, мне понравилась, ибо тут в отличие от других фильмов на эту тему есть ещё вопрос возраста, что делает эту интерпретацию немного иной. А ещё у фильма интересная история создания — это один из тех случаев, когда фильм на зимнюю тематику снимали в летних условиях.

————————————————————————————————-

Уроки испанского/Language Lessons (2021) 8

Примечательная история от Марка Дюпласса, мастера разговорно-импровизационного жанра, известного как мамблкор. Его герой по имени Адам получает в подарок абонемент на онлайн-курс испанского языка, который когда-то мечтал выучить. Так Адам знакомится с Кариньо, преподавательницей из Коста-Рики. Ввиду своей открытой натуры и склонности много говорить, Адам постепенно сближается с Кариньо, болтая на темы, не связанные напрямую с учебными целями. Волею обстоятельств в какой-то момент эти двое становятся опорой друг другу, находясь в тысячах километров друг от друга.

Фильм, выполненный в формате screenlife, был задуман и снят в разгар недавнего карантина и сам по себе является небольшим манифестом о том, что даже оставшись в одиночестве, благодаря средствам связи можно найти поддержку неравнодушных людей. На меня фильм не подействовал настолько сильно, как я бы хотел, однако я хочу отметить его, поскольку он затрагивает хоть и простые, но от того не менее важные темы. И мне хотелось бы чтобы такого воодушевляющего кино о поддержке и дружбе было больше. На уровне идей Language Lessons мне напомнил другой фильм о дружбе на расстоянии — Sergio & Serguéi («Серхио и Сергей»), где дружили советский космонавт Сергей Крикалёв и радолюбитель из Кубы по имени Серхио.

 

Источник

Читайте также