Случайно увидел эту игру…
По скриншотам — чисто книга-игра. А я с детства их обожаю. «Верная шпага короля», затисканная и вся в пометках карандашом, до сих пор лежит где-то в глубинах квартиры родителей. Так что игра была продана мне, буквально, минут за пять. Даже уговаривать не пришлось.
И вот, после работы, я её установил и запустил с мыслью глянуть что там, а на выходных уже плотно засесть.
Ага, счас…
Благо, что она проходится часов за пять, так что до полуночи я все ж управился.
Азарт, радость, разочарование, и даже порой комок к горлу подкатывал — давненько игры не вызывали у меня ничего подобного. Оказывается, для того, чтобы увлечь, не надо ни красочной графики, ни поисков сокровищ на карте — дайте хороший сюжет, проработанный мир и возможность испытать весь спектр эмоций. Все — успех вам обеспечен.
В общем, спать я пошел с мыслью, что «Жизнь и страдания господина Бранте» — это игра года, не меньше.
Прошли…не, не годы, конечно, но пара дней точно.
И в выходные я решил вернуться в игру: судя по количеству ачивок, я посмотрел хорошо если десятую часть игры. Так что надеялся увидеть ещё не одну прекрасную историю — собственной концовкой я был не вполне доволен. Да, мир стал лучше, но жизнь, что семьи, что самого главного героя, как-то не задалась
Ну что — попытка номер два. Поехали.
И, знаете, она уже не показалась настолько прекрасной.
Не сразу понял в чем тут дело, но к четвертой главе ответ стал очевиден: все дело в основополагающем принципе игры — в выборе и последствиях этого выбора.
Весь сюжет игры строится на том, что жизнь нашего героя начинается в тот момент, когда в его мире что-то пошло не так. И та роль в предстоящих событиях, что ему уготована — зависит лишь от наших действий. И нужно быть к готовым к тому, что не хватит ни времени, ни сил, чтобы исправить все недостатки этого мира.
Но для того, чтобы ощутить всю прелесть игры, необходимо выбирать не тот вариант, что указан в гайде по получению лучшей концовки, а тот, что близок по духу самому игроку.
Да, в итоге финал вряд ли будет идеален, но зато он будет лично ваш. Тот, что вы выбрали сами.
Есть такое избитое выражение: «Выбор — это не то, что ты выбираешь, а, в первую очередь, то, от чего ты отказываешься». Так вот, здесь оно как никогда к месту. Эту фразу можно даже считать девизом игры.
Важно осознавать, что сам Бранте — маленькая деталь механизма. При любом раскладе. Он никогда не стремился стать героем. Его никто не готовил с детства ни к подвигам во имя справедливости, ни к свершениям во имя Империи. Он — лишь человек, продирающийся к лучшей жизни и способный лишь реагировать на меняющиеся обстоятельства. Иногда слишком быстро меняющиеся. И в этом вся прелесть игры. А главное, знайте — всё в руках Близнецов, по крайней мере, пока вы не решите иначе.
И в первое прохождение в это верится.
Но стоит начать игру во второй раз, как все эти восторженные впечатления от игры рушатся. Нет, конечно же, не сразу, что вы. Игра достаточно хороша, чтобы поначалу вновь увлечь вас.
Но шаг за шагом становится очевидным, что та возможность выбора, которой я был готов петь оды в первые часы после окончания игры, далеко не так прекрасна.
Стоит чуть внимательнее присмотреться, и становится очевидным, что перед нами лишь незаконнорожденное дитя эквалайзера и калькулятора, пусть и завернутое в прекрасное одеяло сюжета.
А что не так-то? — спросите вы.
А дело в то, что в игре есть тонна характеристик, и их прокачка намертво привязана к принимаемым решениям, так что отыгрывать персонажа так, как хотелось бы вам…ну можно, конечно, но тогда жизнь вашего Бранте закончится, скорее всего, уже в четвертой главе, так как все приемлемые варианты будут жестко привязаны к определенным числам. И чтобы их набрать, необходимо жёстко колебаться вместе с генеральной линией партии, балансировать между совестью и складывающимися обстоятельствами. Вроде как это здорово и добавляет переживаний, но, к сожалению, реализация не выдерживает проверку повторными прохождениями.
В первых трех главах всё работает просто прекрасно. Вместе с юным Бранте мы шаг за шагом изучаем мир, наживаем друзей, заводим первых врагов, и в конце-концов выбираем свой Удел. И вроде все хорошо: живи, твори, люби. Свобода, как она есть, и рельсы, проложенные разработчиками совершенно не ощущаются.
Но, начиная с четвертой главы, в игровом процессе что-то ломается. Тут нам уже в лоб говорят, что для хорошего результата нужны вот такие-то цифры в характеристиках. И вот мы уже не отыгрываем роль героя, борющегося с ветрами исторического процесса, теперь мы своего рода бухгалтер. И наша задача — жонглирование статистикой ради получения требуемой комбинации цифр. Не дай бог, хоть одна из них упадет до неприемлемых значений — все прохождение насмарку. И уже неважно, что за решения придется принимать. Если нужно правосудие не ниже семи, значит, так тому и быть. Да еще и последствия вольных юных лет начинают сказываться. Местами очень непредсказуемо. И вроде разработчики понимали это, так как попытались предложить альтернативу вашим поступкам. Но в виде чего, как вы думаете? Правильно, в виде всё тех же самых комбинаций значений характеристик героя.
В общем, я решил, что положительные эмоции от игры важнее идеальной концовки. Поэтому игру я закрыл… но не удалил. Возможно, я уговорю сыграть в нее свою девушку, друзей, пару знакомых, после чего с удовольствием выслушаю истории жизни и страданий их героев. А если играли вы — то и ваши истории в комментариях с удовольствием прочитаю.
Все же игра великолепная. Пусть и со своими недостатками.