Сценарист Роберт Киркман публиковал первые небольшие работы в комикс-индустрии через собственное издательство Funk-O-Tron. Довольно быстро его комиксы стали успешными, что позволило автору начать работать с Image Comics. Вскоре Киркман закрыл Funk-O-Tron, и все авторские проекты стал выпускать именно у Image.
Первым значительным успехом Роберта Киркмана у нового издателя стал комикс 2003 года «Неуязвимый» (Invincible): яркая история становления начинающего борца с преступностью. Многие до сих пор называют его лучшим супергеройским комиксом в принципе.
В том же году Киркман выпустил нечто совершенно иное, комикс, что вскоре принесет ему всемирную известность и займет его работой на ближайшие 15 с лишним лет. Это была черно-белая драма про зомби-апокалипсис — первый выпуск комикса «Ходячие мертвецы», который впоследствии потеснит оригинальную трилогию Джорджа Ромеро на пьедестале лучших произведений про восставших из мертвых каннибалов.
Но не все было так просто: чтобы «пропихнуть» идею комикса Image, Киркман пообещал издательству, помимо зомби, добавить еще чего-то необычного, чтобы зацепить читателя. И тогда он предложил идею, что зомби отправили на землю инопланетяне.
Хоть в основном сюжете комикса это так и не нашло отражения, именно благодаря этой идее Киркман и получил зеленый свет на свою работу. Зато появилась пасхалка, которая обыгрывает эту уловку автора: в 75 выпуске есть отсылка к этому плот-твисту в бонусной, пускай и неканоничной, концовке.
Учитывая серьезный успех комикса, сейчас нам кажется очевидным, что за этим последовала и его экранизация. Но не стоит забывать, что первый сезон сериала от AMC вышел только в 2010 году, а само ведение переговоров шло еще раньше. Это было совсем другое время в индустрии, да и сами «Ходячие мертвецы» были необычным проектом для телевидения: много крови, жестокости, насилия и атмосферы безысходности. А ведь бума с «Игрой престолов» от HBO еще не случилось.
Поэтому неудивительно, что экранизация комикса не с первого раза увидела свет. Гейл Энн Херд — довольно известный голливудский продюсер, на чьем счету фильмы «Терминатор», «Чужие», «Бездна», «Армагеддон» и многие, многие другие. Именно она занималась питчингом идеи экранизации комикса Роберта Киркмана и, помимо AMC, предлагала эту идею NBC и HBO, но те просили ее пойти на уступки в сторону уменьшения количества насилия в адаптации.
Уже тогда Гейл Херд понимала, что это — отличительная особенность комикса, а значит она должна остаться и в сериале. Как теперь говорят создатели, AMC стали для них настоящим джекпотом, потому как с самого начала доверяли творческой команде и поддерживали все решения, которые принимались относительно сериала.
20 января 2010 года AMC официально заявила, что заказала пилот экранизации «Ходячих мертвецов». В качестве продюсеров выступили Фрэнк Дарабонт, известный успешными киноадаптациями романов Стивена Кинга «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля» и «Мгла», и Гейл Херд. Дарабонт стал также главным сценаристом и занял режиссерское кресло в дебютном сезоне. В производстве должны были участвовать и создатели комикса Роберт Киркман и Тони Мур.
Пилотная серия под названием «Дни, изменившие мир» вышла в свет 31 октября 2010 года и моментально стала самым успешным запуском в истории телеканала AMC и самым успешным дебютом в том году среди всех кабельных телеканалов: его посмотрело 5,3 миллиона телезрителей. На Metacritic пилот получил 82 балла из 100. Уже 8 ноября AMC анонсировали второй сезон: кажется, они начали понимать, что наткнулись на золотую жилу.
Несмотря на значительный успех первого сезона и тот факт, что экранизация «Ходячих мертвецов» была настоящим детищем Фрэнка Дарабонта (даже некоторые актеры, участвующие в съемках сериала, пришли из предыдущих его проектов — например, Джеффри ДеМанн), его отстранили в июле 2011 года, спустя месяц после начала съемок второго сезона.
По версии AMC, из-за неуместного и конфликтного поведения по отношению к персоналу. В 2013 году Дарабонт предъявил телеканалу иск, по которому они должны возместить 280 миллионов долларов. Стороны не пришли к мирному соглашению, а суд до сих пор не вынес вердикта. За это время, другие люди, принимавшие участие в создании сериала, а именно сам Роберт Киркман, автор комикса, и продюсеры Гейл Анна Херд, Дэвид Алперт и Глен Маззара, который был еще и шоураннером второго и третьего сезонов, подали новый иск к AMC. Сумма всех этих исков доходит до 1 миллиарда долларов. Чем все закончится, судя по всему, мы узнаем в 2020 году, на который назначены новые и, возможно, финальные слушания в суде.
После Фрэнка Дарабонта у руля «Ходячих мертвецов» встал Глен Маззара, который до этого занимался сериалами «Сестра Готорн», «Столкновение» и «Щит». По его словам, нанимался он как человек, который должен был помогать создателю сериала, но, благодаря странным обстоятельствам, сам стал шоураннером.
Именно при его управлении «Ходячие мертвецы» стали одним из шоу с самыми высокими рейтингами на телевидении. Надо отметить, правда, что рейтинги сериала росли вплоть до шестого сезона, после которого количество зрителей стало только падать. Но и Маззара не продержался долго, под его руководством сняли второй и третий сезон, после чего, как он сам заявил, пришлось уйти из-за отсутствия полного контроля над процессом съемок. Тем не менее, Глен был рад, что сумел поучаствовать в чем-то столь масштабном и крутом.
Шоураннер сменился в январе 2013 года и теперь его пост занял Скотт Гимпл. Под его руководством «Ходячие мертвецы» ставили как свои рекорды, так и антирекорды по количеству зрителей. Гимпл до «Ходячих» писал сценарий для сериала «Жизнь как приговор», работал над проектом «Гонка» и «Вспомни, что будет».
Вот и в этот раз у руля всего съемочного процесса он встал, пройдя через кресло сценариста: с творческой командой он работал со второго сезона. Всего, со второго по восьмой сезон, он написал 67 эпизодов.
Скотт Гимпл был шоураннером дольше, чем кто-либо до и после него, да и менялся сериал больше всего именно его руками. Одно время выбранное Гимплом направление нравилось публике. Сериал до шестого своего сезона каждый раз ставил рейтинговые рекорды: первую серию пятого сезона посмотрело 17,3 миллиона зрителей. Дальше, правда, результаты стали только падать.
Пик недовольства аудитории пришелся на смерть одного из ключевых для сериала персонажей в восьмом сезоне. После этого фанаты даже завели петицию на Change.org с требованием убрать Скотта Гимпла с поста шоураннера: набрала она, правда, скромные 87 тысяч подписей.
Не сравнится с петицией с требованием переснять финальный сезон «Игры Престолов», которую подписало более полутора миллионов человек, правда?
AMC смогла найти компромисс и убрать Гимпла с поста шоураннера, при этом не увольняя. В итоге, его повысили и теперь он отвечает, в глобальном плане, сразу за «Ходячих мертвецов» и «Бойтесь ходячих мертвецов», спин-офф, который происходит в той же вселенной, но с акцентом на героях, вообще не появлявшихся в комиксе.
Должность шоураннера с девятого сезона занимает Анджела Канг. С творческой командой «Ходячих мертвецов» она работала со второго сезона, ее фамилию можно было обнаружить в титрах некоторых значимых эпизодов. Тем не менее до сериала она не была особо известна, и в качестве штатного сценариста работала только над невыпущенным сериалом от NBC «День 1» и над коротким шоу от FX «Терьеры».
Девятый сезон собрал минимальное за всю историю сериала количество людей перед экранами: в среднем за сезон, каждую серию посмотрело 4,95 миллионов человек, что меньше даже первого сезона, у которого этот результат составил 5,24 миллиона.
Тем не менее, Анджела Канг стала шоураннером и десятого сезона, который мы с вами увидим уже в октябре 2019 года, и успела пообещать, что зрителей опять ждет временной скачок в сюжете, хоть таким подходом аудитория и осталась недовольна в прошлый раз. Казалось бы, почему просто не закрыть сериал, если даже зрительский интерес вернуть не получается? Все просто: огромные продажи сопутствующего мерчендайза — от фигурок до туров на круизе с актерами из сериала (серьезно — Walker Stalker!).
Сериал все еще идет достаточно близко к первоисточнику, хоть и сильно различается с комиксом в деталях. Сюжет экранизации AMC сейчас находится примерно на 144 выпуске, если сравнивать с временной линией комикса, а в 193 выпуске случился внезапный конец истории. Телеканал же намерен продолжать делать проекты в этой вселенной еще около десяти лет. Правда, не только основной сериал, но и спин-оффы наподобие «Бойтесь ходячих мертвецов» (уже анонсирован и третий!). Тем интереснее все же узнать, что случится в десятом сезоне и что будет происходить дальше, не правда ли?
Одной из отличительных особенностей сериала стал грим актеров, играющих зомби: такой реалистичности, если так можно говорить в контексте живых мертвецов, пожалуй, не добился еще ни один проект. В первую очередь это заслуга Грега Никотеро, мастера по спецэффектам и гриму, который с 2013 стал еще и исполнительным продюсером «Ходячих мертвецов» (а позднее и спин-оффа «Бойтесь ходячих мертвецов»).
Никотеро учился у самого Тома Савини, который стал известен благодаря впечатляющим спецэффектам к культовым хоррорам (например, «Рассвет мертвецов», «Ночь мертвецов» и «Пятница, 13е») и даже получил прозвище «Гений крови».
Грег явно не отстает от своего учителя и его грим действительно заставляет мурашки пробежать по спине. И это не пустые слова: «Ходячие мертвецы» несколько раз получали премию Эмми за выдающийся мейкап
К сожалению, с визуальными эффектами у сериала как раз начали появляться проблемы: постепенно все их свели к довольно посредственному «размножению» отдельных зомби до размеров толпы. Выглядит это блекло и, если честно, во многих довольно старых играх CGI и то смотрелся лучше и зрелищнее.
Можно предположить, что такая ситуация сложилась из-за экономии бюджета. Тем более, что это и так довольно очевидно: уже сколько лет его снимают в городке Сенойя, штат Джорджия, просто перестраивая локации под нужды сюжета. Даже местные жители уже жаловаться устали на осаждающие их город толпы зомби, а вернее — фанатов сериала.
Есть у «Ходячих мертвецов» одно достижение, которое было безвозвратно утеряно с годами — речь об актерском составе. Для первого сезона Фрэнк Дарабонт собрал каст, отлично подходивший под образы героев. Тогда серий было мало, но актеры успевали показать эволюцию взглядов на выживание в зомби-апокалипсисе. В последующих сезонах многие сильные на старте персонажи превратились в фон, о котором вспоминали лишь при адаптации какой-то арки из комикса. И тут проблема даже не в большом количестве персонажей — их было немало и в первом, просто шоураннеры не понимали, как развивать героев. Претерпевших значительные изменения героев немного — Эндрю Линкольн смог передать полную эволюцию Рика Граймса, а Мелисса Макбрайд — Кэрол Пелетье. Остальные, к сожалению, почти не менялись.
Впоследствии в сериал приходило множество известных актеров, и некоторые из них смогли изменить своих персонажей, сделать их непохожими на прототипы из комикса. Например, это удалось Джеффри Дину Моргану, сыгравшему свою версию Нигана, которая некоторым фанатам показалась даже лучше версии Роберта Киркмана. Но были и обратные случаи, когда подача персонажа от AMC совершенно не нравилась фанатам, из-за чего они бросали сериал.
«Ходячие» с годами превратились в «Санта-Барбару» с зомби.
Различных обсуждений здесь больше, чем, собственно конфликтов, а в некоторых эпизодах даже не появляются живые мертвецы. В конце концов, сериал (как и комикс) всегда был в первую очередь про драму выживших, а не про выживание в зомби-апокалипсисе — это всего лишь яркий фон, вокруг которого строятся все конфликты. Сегодня у сериала множество проблем, которые AMC решает крайне неспешно — их вполне устраивают и рейтинги, и общая реакция фанбазы. Подбрасывая периодически какие-то линии из комикса, они неспешно заполняют сезоны филлерами, тянут время и все чаще идут на поводу фанатов (а когда-то сериал мог удивлять, ведь шел вразрез с комиксом!)
Подробнее о недостатках сериала и том, что сделало его культовым, Денис Майоров рассказывал в нашем Топе 100 сериалов по версии «Канобу».
Если вам хочется большего раскрытия этого мира, то точно стоит обратить внимание на спин-офф «Бойтесь ходячих мертвецов». Первый сезон сериала AMC заказала в марте 2015 года, правда, сразу продлив его и на второй. В этом проекте события не имеют никакого отношения к комиксному первоисточнику и развивают именно сериальную вселенную. Действие происходит в первые дни эпидемии в Лос-Анджелесе. Ранние сезоны пытались выдерживать серьезную тематику и эстетику оригинала, но ближе к четвертому уже взяли явный курс на бодрый трэшачок, отчего только выиграли в зрелищности и интересе зрителей (например, в четвертом сезоне был торнадо с зомби!).
По вселенной «Ходячих мертвецов» от AMC даже выходила видеоигра The Walking Dead: Survival Instinct, которая была приквелом к событиям сериала. Но получилась настолько невнятная и кривая поделка, что в принципе не заслуживает никакого внимания со стороны игроков. Ее наличие стоит воспринимать просто как необходимость выпуска мерчендайза по популярной франшизе.
The Walking Dead: Dead Reckoning же куда интереснее, хотя бы потому, что представляет из себя интерактивный комикс. Если вам интересна вселенная «Ходячих», то попробовать ее стоит. Тем более, что много времени она у вас не займет: всего шесть коротеньких глав плюс эпилог. Доступна на сайте AMC и как приложение в Amazon Appstore.
А еще в Tekken 7 можно поиграть за Нигана. Нового сюжета и подробностей о мире вы не получите, но зато можно какому-нибудь Кингу битой вломить.
Ждем новостей с San Diego Comic-Con с 17 по 21 июля, а потом и выхода нового сезона «Ходячих мертвецов» уже в октябре этого года!
Источник