Пьер Абеляр – личность неоднозначная, но внимания точно заслуживает. В этой исповеди есть определенная цель: Абеляр утверждает, что она поможет его анонимному другу (i.e. нам с вами) оценить тяжесть его страданий, и поэтому уже с личными бедствиями нам будет справиться легче. Я же вижу в этом всём просто желание выговориться и пожаловаться на (несправедливую) жизнь. Но никто и не говорит, что это плохо 🙂
Поскольку это средневековая литература, хочется провести параллель между «Историей» и рыцарским романом как жанром, и сходства есть.У рыцаря всегда при себе железный меч, у Абеляра же –диалектическое мышление. У него свои, интеллектуальные, победы: он побеждал других философов своим талантом и изобретательностью мысли.
Вообще, самый интересный эпизод его биографии, как по мне, – это отношения с Элоизой. А их любовь вполне себе походит на историю с Тристаном и Изольдой, хоть она и не такая трагическая. Несмотря на то, что Абеляр любил девушку, важнее ему была его репутация и карьера, а бедная Элоиза, понимая это, сама отреклась от него, сказав, что женитьба принесет несчастье в жизнь Абеляра, и он так и не сможет реализовать себя. Абеляр, конечно, не дурак, и дал Элоизе принести себя в жертву. В конце-концов, из писем мы узнаем, что Элоиза всё же упрекала его в эгоизме и обижалась на Абеляра.
Сам Абеляр так и не обрел четкую позицию в течение жизни насчет своих несчастий. Сначала он испытывает вину перед Богом из-за своих эротических и интеллектуальных аспектов жизни и считает, что Бог справедливо наказал его. Потом же – он оплакивает свои беды.
Если кто-то боится приниматься за эту исповедь, то могу сказать, что читается очень легко: «сюжетные» повороты в жизни Абеляра скучать вам точно не дадут.