История медиапотребления супергеройского кино

Вступление

В закладки

С появления на прилавках первых комиксов о людях, наделённых сверхспособностями, прошёл практически век. Век, преобразивший супергероику как жанр и сделавший её весомой частью как американской, так и мировой культуры. Если в тридцатых и сороковых годах никто не воспринимал всерьёз книжки с картинками, где мускулистые герои в цветных костюмах и масках сражались с абсолютным злом, то в наши дни использование этих образов приносит ключевым игрокам западного рынка в сфере комиксов – компаниям Marvel Comics и DC Comics – миллиарды долларов в год. Такой рост прибыли для студий и популярности среди потребителей связывают с двумя периодами: ренессанс жанра для комиксов в начале-середине 1960-х годов, когда супергерои перестали быть недостижимым идеалом в пользу человечности, и появление так называемых полнометражных «кинокомиксов» двадцатью годами позднее. Однако, если с первым фактором подъём очевиден и закономерен, то со вторым всё несколько сложнее. Именно поэтому супергеройские фильмы как культурный феномен будут более подробно разобраны в этой работе. Объектом разбора будут лишь те фильмы, что были сняты в США.

Супергеройское кино и кинокомикс

Прежде чем говорить о истории супергероики в кино, следует разобраться с терминологией, поскольку вопреки убеждениям рядового зрителя, кинокомикс и супергеройское кино – это пусть и схожие по смыслу понятия, но полноценными синонимами они не являются. Кинокомикс – это всегда экранизация графической новеллы (т.е. комикса), либо экранизация, которая в значительной степени на ней базируется. Примером может послужить фильм Джо и Энтони Руссо «Первый мститель: Противостояние» (2016 г.), который был снят по мотивам серии комиксов Marvel «Гражданская война» (2006-2007 г.). Примечательно также, что кинокомикс не обязан экранизировать одну конкретную новеллу и зачастую сочетает в себе разные истории об одном и более супергероях, как, например, фильм Зака Снайдера «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016 г.), основанный на комиксах DC: «Бэтмен. Возвращение Тёмного Рыцаря» (1986 г.) и Смерть Супермена (1992-1993 г.). Однако, несмотря на вышеперечисленное, нельзя забывать один важный нюанс: экранизации комиксов не всегда связаны с супергероями, поскольку их первоисточники не зиждутся на единственном жанре. Скандальный в России франко-британский сатирический фильм Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина» (2017 г.) основан на графическом романе, что делает его кинокомиксом, но не супергеройским фильмом.

Супергеройское кино в свою очередь обладает более широким толкованием и главным образом отличается от кинокомикса тем, что может, но не обязано иметь под собой комикс-первоисточник. Оно может быть снято как по оригинальному сценарию («Суперсемейка» (2004 г.) и «Хэнкок» (2008 г.)), так и брать в свою основу истории из самых разных медиа. Одним из наиболее известных американских супергероев не из комиксов является Бритт Рид, он же Зелёный Шершень.

Появившись в радиопередаче, он быстро завоевал народную любовь и стал главным героем серии малоизвестных киносериалов, более известного одноимённого сериала, а затем и современного высокобюджетного блокбастера.

На основе вышеописанного можно сделать мини-вывод: супергеройское кино – это не всегда кинокомикс, а кинокомикс – не всегда супергеройское кино, но тем не менее эти понятия тесно связаны.

Ранние годы, первая волна популярности

Первым супергеройским появлением на больших экранах принято считать чёрно-белый немой фильм «Знак Зорро» (1920 г.). Зарождение более массового супергеройского кино произошло, когда комиксы уже успешно закрепились в культуре, а киноиндустрия активно развивалась: в начале-середине 1940-х годов. Тогда в чёрно-белом звуковом формате вышли первые киносериалы о супергероях: «Приключения Капитана Марвела» (1941 г.) от Fawcett Comics, «Бэтмен» (1943 г.) и «Супермен» (1948 г.) от DC Comics, а также «Капитан Америка» (1944 г.) от Timely Comics (ныне Marvel Comics). В своём большинстве это были именно кинокомиксы, либо экранизации радиопостановок. Оригинальные сценарии если и имели место, не приносили фильмам широкой известности, тогда как у кинокомиксов уже существовала собственная фанбаза.

Помимо этого, причиной появления и успеха данных картин отчасти стали реальные события. В 1941 году США вступили в войну с Японией, а тремя годами позднее присоединились к войне против нацистов в Европе, поэтому в ранних супергеройских фильмах врагами людей со сверхспособностями выступали нарочито карикатурные японцы и немцы. Самих супергероев кино изображало непобедимыми или, по крайней мере, заметно превосходящими в силе своих оппонентов, поскольку аудитории, пережившей Великую депрессию и имеющей представление об ужасах Второй Мировой войны, нужен был образ всесильного защитника, который бы встал за их семью и их страну в тяжёлое время. Стал бы олицетворением патриотизма и героизма. За счёт зрительских потребностей тех лет в американской культуре закрепились Супермен (богоподобный пришелец на защите людей) и Капитан Америка (сверхсильный солдат на службе своей родины). Тем не менее ни комиксы, ни супергеройское кино в те годы не воспринимались инвесторами и широкой публикой всерьёз, считались развлечением, никогда не претендовали на глубокую сюжетную составляющую, таргетировались исключительно на целевые аудитории детей и подростков до шестнадцати лет.

Упадок

Начиная с начала 1950-х, в последующие два десятилетия упадок в индустрии комиксов положил конец первой волны популярности фильмов о супергероях. Кино с их участием выходило очень редко и уже не имело прежней популярности. У этого явления две основные причины. Первая из них – смена эпох. С окончанием Второй Мировой войны нужда целевой аудитории в образах всесильных героев со временем сошла на нет, а каких-либо более человечных альтернатив издания не предлагали вплоть до 1960-х. Вторая – судебные разбирательства между изданиями, из-за которых те терпели убытки и не имели финансовой возможности постоянно экранизировать комиксы. Наиболее ярким примером является иск, поданный DC Comics против Fawcett Comics за плагиат на основании поразительной схожести основных протагонистов их историй: Капитана Марвела и Супермена Продлившись несколько лет, конфликт был улажен вне суда в пользу истца. Fawcett Comics лишались права издавать комиксы и снимать кино про Капитана Марвела, а права на него сперва стали общественным достоянием, а двадцать лет спустя были приобретены DC. Немаловажен факт, что только DC в годы упадка активно продолжали выпускать супергеройские кинокомиксы, но больше ориентировались на телесериалы, чем на экраны кинотеатров. По вышеуказанной причине работы остались малоизвестными.

Ренессанс, первые полнометражные супергеройские блокбастеры

К возрождению жанра в кино во многом причастны опять же DC. Фильм Ричарда Доннера 1978 года о Супермене стал первым высокобюджетным кинокомиксом и имел колоссальный коммерческий успех: при бюджете в 55 миллионов долларов он собрал свыше 300 миллионов и вернул широкой публике интерес не только к конкретному герою, но и к супергеройскому кино в целом. Впервые фильмы перестали быть исключительно экранизациями комиксов или радиопостановок. Появились работы с полностью оригинальным сценарием, например, культовый фильм Пола Верховена «Робокоп» (1987 г.). Слегка изменился также подход к целевой аудитории: кинокомиксы продолжали ориентироваться на подростков и не страшились нарочито глупых костюмов или сценарных ходов, но в то же самое время начали изображать главных героев куда менее всесильными и куда более человечными, чтобы зритель мог сопереживать не только героической фигуре, но и персоне, скрывающейся за маской. Фильм Тима Бертона «Бэтмен» (1989 г.) уделяет одинаковое количество внимания как борьбе Бэтмена со злом в лице Джокера, так и трагической линии его рано осиротевшего альтер-эго Брюса Уэйна. Злодеи всё ещё сохраняли карикатурность, но она уже не чувствовалась так явно, как в первую волну популярности кинокомиксов. Также именно «Бэтмен» привнёс в супергеройское кино стиль, который до сих пор ассоциируется у поклонников жанра с фильмами от DC: совмещение юмора с неонуарной атмосферой.

После коммерческого успеха супергеройских блокбастеров 1980-х, инвесторы признали их производство выгодным. В течение десятилетия вышли три сиквела и спин-офф к «Супермену», однако не возымели успех первого фильма, а «Супермен 4: Борьба за мир» (1987 г.) не только был разгромлен зрителями и критиками, но и не окупил своё производство. Такой подъём популярности первого фильма и резкая критика последнего объясняется трендом того времени: вышедшими в 1977 году «Звёздными войнами» Джорджа Лукаса, которые совершили переворот в киноиндустрии, доказав, что широкая аудитория готова к лёгкой фантастике в кино. На волне этого «культурного взрыва» и появился первый «Супермен». Тем не менее студия DC на тот момент ещё не имела опыта в поставке производства полнометражных фильмов на конвейер и, поскольку ранее занимались только кино- и телесериалами, не смогла найти к серии правильный подход: бюджеты картин, как и сборы, с каждым новым фильмом падали, а общее качество, начиная от сценария и заканчивая спецэффектами, понижалось. С аналогичными проблемами сталкивались и другие режиссёры, снимавшие сиквелы супергеройских франшиз: «Робокопа» и «Бэтмена». Имели весомое место и проблемы с восприятием художественного видения у разных режиссёров одной серии. Их замены вели к резкой смене тона картин, который зритель отказывался воспринимать. Так фильм Джоэла Шумахера «Бэтмен и Робин» – последний в тетралогии о Бэтмене – был раскритикован за редизайн персонажей в пользу присущей супергеройским фильмам 1940-х «мультяшности» и полного отсутствия бертоновской мрачности из первых фильмов. Однако «мрачный» стиль Тима Бертона понравился аудитории, и это со временем заметили студии-конкуренты. Image Comics в 1997 году выпустили фильм «Спаун», собравший вдвое больше заявленного бюджета, а годом позднее Marvel Comics заявили о себе фильмом «Блэйд», собравшим 131 миллион долларов при бюджете в 45.

Возрождение супергеройских фильмов в 1980-е и 1990-е показало, что за время застоя аудитория сильно изменилась с середины века. Теперь она не только готова принять отход от классических героев, приветствует мрачность общей атмосферы, человечность персонажей и серьёзный тон в фильмах о супергероях, но и состоит не только из детей и подростков.

Киновселенные, вторая волна популярности

Несмотря на давнее и постоянное соперничество двух издательств в сфере комиксов, на киноэкранах в эпоху супергеройского ренессанса DC удерживало первенство как по сборам, так и по количеству выпущенных картин. Однако ещё выпуская Супермена, они столкнулись с проблемой производства сиквелов: с каждым фильмом ситуация только портилась, а смены режиссёров и актёров на ведущих ролях приводили только к убыткам. Всё изменилось, когда 20th Century Fox совместно с Marvel запустили серию фильмов о ранее малоизвестных героях комиксов – Людях Икс. В общей сложности за девятнадцать лет были выпущены одиннадцать фильмов, среди которых шесть картин основной серии, а также спин-оффы и сольные картины наиболее полюбившихся публике персонажей («Люди Икс. Начало. Росомаха» (2009), «Дэдпул» (2016) и «Логан» (2017)). От серий «Бэтмена» и «Супермена» «Людей Икс» отличало не только полное отсутствие провальных (с финансовой точки зрения) картин с выходом новых фильмов и сменой режиссёров, но и огромный успех относительно малобюджетных. Одним из недавних открытий киновселенной в этой среде стал вышеупомянутый Дэдпул, собравший в мировом прокате почти 800 миллионов долларов при бюджете в 58 и доказавший прибыльность супергероики с рейтингом R. Но самым важным открытием остался сам факт воплощения киновселенной в жизнь. Проблема, поставленная перед DC ещё в 1980-е, была решена их главным конкурентом.

Так почему Людям Икс это удалось, а Бэтмену и Супермену в своё время – нет? Часть людей связывает успех супергеройских фильмов начала нулевых с терактом 11 сентября 2001 года и переменами социального климата в США. Другое мнение гласит, что причина кроется в техническом прогрессе, благодаря которому спецэффекты и компьютерная графика стали смотреться убедительнее, чем в 1980-е и 1990-е. Также существует третье мнение, но оно сформировалось только с появлением следующей киновселенной от Marvel – Marvel Cinematic Universe.

В 2005 году после успеха первых фильмов о Людях Икс в Marvel Studios приняли решение создать свою обособленную киновселенную с распространением через Paramount Pictures. C момента выхода фильма о Железном Человеке в 2008 году Marvel отсняли свыше двадцати картин, среди которых, начиная с «Мстителей», четыре фильма-кроссовера, а также очень разножанровые сольные проекты. Согласно Boxofficemojo, на май 2019 года пять из десяти самых кассовых фильмов всех времён принадлежат Marvel Cinematic Universe (в дальнейшем сокращённо называется MCU). Здесь мы походим к третьему мнению, почему в наши дни супергероика в кино вновь обрела былую популярность и стала собирать огромные кассы. Считается, что причина тому в гибкости жанра, позволяющей воплощать очень разные по манере повествования, атмосфере и общему тону картины идеи, способные понравиться разным категориям зрителей. В рамках одной только MCU присутствовали картины в жанрах космическая опера («Стражи Галактики»), подростковая комедия («Человек-паук: Возвращение домой»), фантастика и фэнтези («Тор», «Доктор Стрэндж»). Тренд отхода от классики к разнообразию присутствует также в других кинокомиксах и супергеройских фильмах. Например, семейное кино от Pixar («Суперсемейка» и «Суперсемейка 2») и неонуар от DC (серия фильмов «Тёмный рыцарь»).

Ещё одним трендом новой эпохи стали ремейки кинокомиксов. Несмотря на тот факт, что они выпускались всегда – у одного только Супермена существует пять воплощений в кино и более десятка в целом – в начале нулевых с возобновлением спроса на супергероев случился настоящий «бум»: начались массовые перезапуски некогда успешных серий. После провала «Супермена 4: Борьба за мир» главный супергерой DC двадцать лет не появлялся в кинотеатрах, пока серию о нём не решили сперва переосмыслить фильмом «Возвращение Супермена» (2006 г.), который продолжал наиболее успешные картины и игнорировал провальные, а затем, в надежде подражать Marvel, и вовсе написали с чистого листа в фильме-ремейке «Человек из стали» (2013 г.). Похожая судьба ждала и Бэтмена, который после критики за несерьёзность «Бэтмена и Робина» Джоэла Шумахера получил намного более серьёзное воплощение в трилогии Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь». Среди фильмов от студии Marvel после застоя более чем в двадцать лет три раза был перезапущен Человек-паук: сначала в трилогии Сэма Рэйми, затем в дилогии Марка Уэбба, а после права на него были выкуплены Кевином Файги – главным продюсером MCU для перезагрузки истории героя в рамках общей киновселенной. Из супергеройских лент с оригинальными сценариями или сценариями не из комиксов в 2011 году был снят ремейк «Зелёного шершня», а в 2014 году – «Робокопа».

Хоть ремейки супергероики и стали появляться регулярно, единая причина для данного явления отсутствует. Один только Человек-паук все три раза был переснят по разным причинам. Трилогия Сэма Рэйми появилась, поскольку Sony Pictures выкупила у Metro-Goldwyn-Mayer права на персонажа, первый сольный фильм которого был выпущен ещё в 1977 году и давно устарел как с технической, так и со сценарной точки зрения. Дилогия Марка Уэбба стала неудачной попыткой всё тех же Sony Pictures запустить свою киновселенную, а последний перезапуск связан исключительно с вышеуказанной интеграцией супергероя в MCU. Единого мнения касательно супергеройских ремейков в целом у целевой аудитории также нет, и успех картины зависит от её качества и/или превосходства над предшественником. Так «Бэтмен. Начало» (первый фильм из трилогии «Тёмного рыцаря») получил высокие оценки критиков и зрителей, потому что вернул фанатам то, чего не хватало провалившимся фильмам Джоэла Шумахера: мрачной атмосферы и реалистичного экшна. Ремейк фильма «Хеллбой», выпущенный в 2019 году, напротив, заметно уступил предшественнику как по оценкам зрителей и критиков, так и по кассовым сборам. Из минусов отмечались непроработанные персонажи и плохой сюжет.

Вывод

Супергеройские фильмы проделали большой путь от дешёвых экранизаций кинокомиксов с комичными костюмами, нелепыми антагонистами и простым сюжетом до многомиллионных блокбастеров различных направлений: от лёгкой комедии до неонуарного триллера. За это время и студии, и зрители многое изменили в своём подходе к жанру. Производители осознали самое главное: супергероика в кино – это не только развлечение для детей и подростков, но и огромный культурный пласт, через который можно продвигать серьёзные идеи, на котором достаточно манёвра для фантазии. С наступлением второй волны популярности сверхлюди в цветных костюмах уходят в прошлое, их заменяют более жизненные образы: подростка с проблемами в отношениях, старого бывшего солдата или сироты в поисках своей настоящей мамы. В свою очередь у зрителей, которые раньше нуждались в богоподобных героях, со временем появилось желание видеть на экранах более «живых» и близких им персонажей, которые совмещают спасение мира с обычными делами, разбавляя это юмором. В настоящее время жанр продолжает развиваться творчески и бить новые рекорды коммерчески (фильм «Мстители: Финал», занявший первую строчку среди самых кассовых фильмов тому подтверждение). И пока в супергерои следуют тенденциям общества, а студии не воюют в судах, супергеройское кино будет востребовано.



 

Источник

Меню