Глава первая // Mr. Skygack
Самым первым зафиксированным в мире косплеем считается косплей Mr. Skygack — персонажа комикс-стрипов, впервые появившегося в Chicago Day Book в 1907 году. Это была история про своенравного инопланетянина, прилетевшим на Землю на метеорите для того, чтобы изучать земной быт. В сатирической форме стрип высмеивал социальные нормы общества, что было на тот момент неотъемлемой частью политики Chicago Day Book. Персонаж ушел вместе с закрытием газеты в 1917 году. Связано это было с тем, что газета ни разу не продавала рекламу за всё время своего существования и поэтому не приносила прибыли.
Но ещё до закрытия газеты, в 1908 году Mr. Skygack оставил след в истории, став вероятно первым персонажем на которого сделали косплей. Миссис Уильям Фелл из Цинциннати, штат Огайо, и ее муж приняли участие в маскараде, в костюме мистера Скайгака и мисс Дилпиклс (еще один популярный комический персонаж, который появился в той же газете).
Глава вторая // Forrest J Ackerman // Человек, который придумал «sci-fi»
Когда писатель Стивен Кинг впервые встретил режиссера Стивена Спилберга, их первый разговор был посвящен известному журналу «Famous Monsters of Filmland». На протяжении 25-и лет, начиная с 1958-го года, журнал «Famous Monsters» был одним из первых журналов, который родители запрещали своим детям приносить в дом. Он был блестящим, но в то же время дрянным детищем человека по имени Форест Джей Аккерман.
Номинировав Акермана в Зал славы ужасов в 1990 году, актер Роберт Энглунд — игравший роль Фредди Крюгера в фильмах «Кошмар на улице Вязов» назвал его «Хью Хефнером ужаса». Помимо того, что Акерман был огромным поклонником sci-fi, он был человеком который придумал сам термин «sci-fi». Как гласит история, это случилось в 1954 году, когда Аккерман слушал радио в своей машине. Диктор произнес словосочетание «hi-fi», изменив которое, и получился «sci-fi».
Но вернёмся на несколько лет назад. 1922 год, 6-ти летний Аккерман смотрит свой первый фильм «One Glorious Day», в 10-ть лет он покупает свой первый научно-фантастический журнал «Amazing Stories», а в 14-ть создаёт свой первый мальчишеский клуб научной фантастики. Как пишет одни из первых Sci-Fi фан зинов, а в 1933 его имя используют Джерри Сигел и Джо Шустер в своём рассказе «The Reign of the Superman», в качестве одного из персонажей. И так далее и тому подобное. За свою жизнь Форрест Джей Аккерман внёс огромный вклад в жанр Sci-Fi, но рассказ о данном человеке был бы не к месту в нашем сегодняшнем разговоре о косплее, если бы не событие 1939 года.
Впервые, именно в 1939 году в Нью Йорке проводится Worldcon — первый в мире фестиваль посвященный научной фантастике, посетило который около 200 человек. Интересно, что на момент проведения, официального названия сам фестиваль не имел и его окрестили «World Science Fiction Convention», но впоследствии получил целых два названия: «Nycon I (придуманное Аккерманом) и «The 1939 Worldcon». И именно на этом самом фестивале, Форрест Джей Аккерман надевает свой «футуристичный костюм», сшитый ему его девушкой Миртл Л Дуглас, так же известной как Morojo.
Миртл Дуглас была членом клуба научной фантастики, а также автором нескольких продолжительных фан зинов, выходящих в период с 1938 по 1958 года. Находясь в отношениях с Аккерманом, они с Morojo написали несколько совместных фан зинов, а также посетили вместе первый Worldcon надев те самые «футуристичные костюмы», которые сшила сама Миртл. К сожалению, говоря о зарождении косплея, или как он тогда ещё назывался, «маскарада», о вкладе Миртл Л Дуглас очень часто забывают. Не смотря на то, что именно она была автором, проектировщиком и создателем тех самых, первых, «футуристических» костюмов. Как впоследствии пишет Майк Резник: «это произвело настолько большой фуррор,что в 1940 году на Worldcon уже состоялся небольшой маскарад». И как мы знаем, то что случается дважды подряд — становится традицией. И с тех пор каждый год на Worldcon был маскарад.
Глава третья // Маскарады на Worldcon
В 1941 году, в фэнзине «Южная звезда» Милтон Ротман, который позже стал физиком-ядерщиком, описывает множество костюмов, наблюдаемых на sci-fi конвенте, в том числе одного из гостей, одетого в костюм «лупоглазого монстра» из одной из Лун Сатурна: «Полностью ручная работа. Синий и желтый костюм со шлемом из дюжин перьев, вставленных один за другим. Носить такой ужасно жарко».
Первые пару десятилетий — это и вправду напоминало бал маскарад. Выступления музыкальных групп, столы с напитками. Люди танцевали и хотя бы раз кто-то забирался на импровизированную сцену, за что нарушителя впоследствии выгоняли. А в конце вечера выбирали победителей. Все эти вечеринки были по своему неформальны. Но в какой-то момент костюмеры начали создавать всё более сложные и проработанные костюмы. Пожалуй, одной из первых великих костюмеров, можно назвать Ольгу Лей, жену писателя и учёного Вилли Лея, которая регулярно надевала детализированные костюмы в конце пятидесятых годов. Так же стоит упомянуть писателя/редактора Лина Картера, который ходил в костюмах даже дома, настраиваясь таким образом на нужный лад, при написании своих романов.
В начале шестидесятых фанаты тратили недели, а иногда и месяцы на подготовку костюмов. Самым креативным, на то время, из всех можно считать Брюса Пелза. В 1963 году он был Фафхрдом из романов Фрица Лейбера; после этого он наряжался в костюм «Хозяина Драконов» Джека Вэнса, был в образе Nicholas van Rijn из романов Пола Андерсона и т.д.
Джон и Джони Стопа выиграли ряд призов в период с 1960х по 1970 года. Они были Инкубом и Суккубом на Дискон I, персонажами книг Ли Брэккет в 1969ом, а так же втроём с дочерью были в костюме Феникса в 1974ом. Так же в ту эпоху, по настоящему запоминающиеся костюмы создавали Дрю и Кэти Сандерс, Астрид Андерсон, Пэт и Пэгги Кэннеди и т.д. Поскольку по современным стандартам, костюмы в ту эпоху были менее сложными, в маскараде также принимали участие и профессионалы. Самым знаменитым можно назвать Эдварда Элмера Смита, который в 1962 году пришел на фестиваль Chicon в костюме Северо-западного Смита — (персонажа серии рассказов писателя С. Л. Мура). А Фритз Либер, на том же фестивале, был в костюме своего же персонажа «Mind Spider».На одном из фестивалей Дэвид Геррольд танцевал стриптиз, показывая все 8 своих женских грудей. Дик и Пэт Лупофф были капитаном и Мэри Марвел на Pittcon в 1960 году. На NYCon III в 1967 году Айзек Азимов ходил с табачной трубкой, и даже вышел на сцену как «Харлан Эллисон». Харлан незамедлительно переоделся в «Айзека Азимова».
В этот период соревновались многие профессионалы — Марион Циммер Брэдли, Челси Куинн Ярбро, Сандра Майзель. Кэрол и Майк Резники соревновались 5 раз в 1970-х годах, выиграв четырежды. Интересно, что их совместное фото за 1974 год в костюмах «Белой Сибиллы и Ледяного Демона», за которые они одержали победу в номинации «Лучшее шоу», в газете Washington Post потеснило фото Ричарда Никсона с первой полосы, в период Уотергейтского скандала.
Первая нагота в рамках маскарадов была представлена лишь в 1952 году и более не это не повторялось вплоть до 1971 года. А вот уже в период с 70-х и по начало 1980-х годов насчитывалось полдюжины, или около того, костюмов с обнаженкой каждый год, многие их которых впоследствии даже становились призёрами. Вероятно, лучшим из них была Крис Лунди (aka Animal X) в качестве «Гарпии» в 1974 году.
Также было несколько костюмов, из-за которых впоследствии пришлось вносить изменения в правила маскарада. В 1969 году космический герой выступая на сцене выстрелил из бластера в аудиторию — над головами зрителей вспыхнуло огромное пламя. С того дня огонь в выступлениях запрещён. В 1972 году один из костюмеров — Скотт Шоу — пришел в образе своего собственного персонажа по имени «Турд» (какашка) и был покрыт тремя галлонами арахисового масла, кукурузным крахмалом и кукурузной шелухой и туалетной бумагой. Судя по всему он не интересовался, что происходит с арахисовым маслом, когда на протяжении четырёх часов на него светят софиты. Масло протухло, он уничтожил каждый костюм, которого касался, и нанес серьезный ущерб коврам и занавескам. После этого Шоу принял эпический душ и очень сильно переживал о том, что подумают о нём горничные, но дальше больше.
Как рассказывает Шоу, через несколько недель после конвента сантехника отеля взорвалась, будучи забитой огромным количеством арахисового масла. Отель обратился к организаторам фестиваля за компенсацией, на которую было выделено несколько тысяч долларов. С этого дня на фестивале появилось правило: «никаких съедобных костюмов».
В 1974 году, в связи с тем, что маскарад затянулся на 6 часов (например одна из групп исполнила весь саундтрек из фильма «Волшебник из страны ОЗ»), длительность выступлений сократили строго до одной минуты.
Треккеры (фанаты Стар Трека) открыли для себя Worldcon в 1967 году. 7 из них пришли в костюмах Спока (каждый при этом наивно полагал, что он будет такой один).
По мере того, как маскарады становились больше, закончились танцы, исчезли группы, и к началу 1970-х годов маскарады приняли тот облик, который вы знаете сегодня: строго соревнование с между косплеерами перед зрительным залом. К 1974 году Worldcon регулярно посещало более 100 костюмеров и эта цифра увеличивалась ещё на 100 с каждым годом, маскарады всегда начинались в 8:00, победители не объявлялись раньше до полуночи.
В 1982 году конкурс маскарадов, в связи с их объемами были поделены на категории, актуальные по сей день: новичок, подмастерье и мастер. Поскольку термин «косплей» еще не так активно используется в США, LA Times в 1986 году описывает маскарад Worldcon как «очень схожий с показом мод», который «показал мастеров, которые потратили сотни часов на создание костюмов, способные украсить фильм с бюджетом в 38 миллионов долларов и начинающих костюмеров, использующих минимум материалов».
По прошествии 40-ка лет проведения маскарадов на Worldcon, мнения всех костюмеров прошедших этот путь с самого начала сводятся к одному. Самым лучшим костюмом за весь этот период были «The Bat and Bitten» от Карен и Астрид Андерсон, представленные на Worldcon еще 1969 году.