Мы все знаем 12-го бывшего ученика Иисуса Христа и апостола по имени Иуда Искариот, который был одержим жаждой золота и продал своего Учителя Первосвященникам из Синедриона за 30 серебренников и поцелуй в Гефсиманском саду. После чего то ли раскаялся и повесился на осине, согласно Евангелию от Матфея и Второзаконию, то ли использовал деньги за предательство Иисуса, чтобы купить поле, и «[пал] стремглав … разорвался посредине, и все его внутренности вырвались наружу», согласно Деяниям.
При этом мотив предательства Иуды весьма спорный. Так, в самом раннем повествовании, в Евангелии от Марка, когда он идет к первосвященникам, чтобы предать Иисуса, ему предлагают деньги в качестве награды, но неясно, являются ли деньги его мотивацией. В Евангелии от Матфея, с другой стороны, уже сам Иуда спрашивает, сколько Синедрион заплатит ему за предательство Иисуса. В Евангелиях от Луки и от Иоанна и вовсе утверждается, что Иуда был одержим Сатаной, который обманом заставил его сделать это. Одно из предположений заключалось в том, что Иуда ожидал, что Иисус свергнет римское правление Иудеи. С этой точки зрения Иуда — разочарованный ученик, предавший Иисуса не столько потому, что любил деньги, сколько потому, что любил свою страну и думал, что Иисус подвел ее. Другая состоит в том, что Иисус вызывал беспорядки, которые могли усилить напряженность в отношениях с римскими властями, и они думали, что его следует сдерживать до окончания Пасхи.
В любом случае, Евангелия показывают, что предательство Иисуса было исполнением Божьего замысла, однако персонаж всё равно наказуем и проклят в веках. Следствием такого апологетического подхода является то, что действия Иуды начинают рассматриваться как необходимые и неизбежные, но ведущие к осуждению. Причём сам Иисус Христос это предвидел и трижды провозгласил о том, позволил свершиться предательству и не сделал ничего, чтобы Иуда его не предал:
Но, оказывается, в Библии было аж несколько персонажей с таким же именем, как и у Искариота.
1. И один из них, самый знаменитый, упоминается в Книге Бытия Ветхого Завета и показан, как предок Иисуса, происходящий из рода Иакова, в честь которого и был назван Израиль.
По сюжету Библии Иуда был сыном Иакова и рос с 11-ю братьями и сестрой Диной. Когда брату Иосифу приснились вещие сны о том, что тот станет править миром, остальные подняли его на смех и возненавидели лишь тогда, когда их отец Иаков нарядил Иосифа в многоцветные одежды в знак особого благоволения к нему. Это вызвало зависть со стороны братьев и неистовое желание убить Иосифа. Они уже было бросили его в глубокую яму и готовы были разделаться с ним, но тут, завидев издали караван Измаильтян — так называли народ арабского племени, именно Иуда убедил продать Иосифа в рабство в Египет ( Бытие 37:26-28: «Какая польза, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? … Да не будет на нем рука наша, ибо он брат наш, плоть наша!»). Так они и поступили, заплатив за брата 20 серебренников и жестоко обманули своего отца, измазав одежды брата кровью жертвенного животного.
В Книге Бытия Иуда прямо описан как принимающий на себя руководящую роль среди 10 старших братьев, и спустя некоторое время после описанных событий ведёт переговоры со своим отцом относительно требования Иосифа о том, чтобы младшего брата Вениамина привезли в Египет. Иаков нехотя согласился, а вот сам Иосиф в то время уже стал фараоном, но до поры до времени родные не узнавали его. Положение Иуды еще больше укрепилось из-за нравственного падения его старших братьев — Рувима, Симеона и Левия. Первый уступает свое первородство из-за сексуальных проступков с наложницей Иакова — Валлой ( Быт. 35:22) и кровавой мести Симеона и Левия после изнасилования их сестры Дины ( Быт. гл. 34).
Библейская история заканчивается тем, что Иаков перед смертью благословляет Иуду, и тот женится дважды — на неизвестной хананеянке, от которой родилось три сына — Ир/Эр (был убит Богом Яхве за нечестивость), Онан и Шелах. Второго сына тоже убили из-за нарушения обычая левиратного брака (когда брат покойного женится на его вдове). По тем временам это могло иметь существенные экономические последствия, поскольку любой рожденный сын считался наследником умершего Эра и мог претендовать на двойную долю наследства первенца. И тогда Фамарь, несостоявшаяся супруга Эра и Онана, решила таки взять своё и вынудила Иуду совершить половой акт, притворившись проституткой. От своего деверя она родила двух детей — близнецов Фареса и Зехара. Они стали основателями Иудейского царства.
Другой Иуда — Иуда Зелот — персонаж Нового Завета:
О нём ничего неизвестно, кроме того, что он являлся одним из апостолов (после казни и Воскресения Иисуса Христа, разумеется). Третий новозаветный персонаж, на сей раз из Галилеи, тоже Иуда — являлся лидером еврейского восстания во время переписи населения и показан, как теократический националист, создатель движения зелотов, которые проповедовали, что только Бог правит Израилем, и призывали не платить Риму никаких налогов.
Четвёртый новозаветный Иуда упоминается уже как один из сводных братьев Иисуса Христа. Ничего плохого он не делал, но есть предположение, что Иуда написал Послание, в котором говорилось о противниках христианства, что они находятся внутри христианской общины, но не являются истинными христианами: они насмешники, лжеучителя, недовольные, предающиеся своим похотям и т. д. Послание заверяет своих читателей, что эти люди скоро будут судимы Богом. Заголовок Послания гласил: «Иуда, раб Иисуса Христа и брат Иакова».
Пятый Иуда, известный как Иуда Варсава, являлся новозаветным пророком. О нём коротко упоминается в Деяниях. После пребывания в Антиохии Иуда вернулся в Иерусалим. Говоря об апостолах, нельзя не упомянуть и Иуду Фаддея, который тоже сопровождал Иисуса Христа. Предание гласит, что Иуда проповедовал Евангелие в Иудее, Месопотамии, Ливии и других странах, был основоположником католической церкви, но из-за путаницы с Искариотом его имя не называли и часто заменяли другим.