В преддверии новой эры Барби, когда на экраны выходит фильм с талантливой Марго Робби в главной роли, я решила написать лонги о том, с чего все начиналось – о истоках культовой куклы и ее выхода в мир анимации.
Первые мультипликационные фильмы «Барби и рокеры: Неземное великолепие» и «Барби и The Sensations: Обратно на Землю». Оба фильма переместили Барби из пластика и ткани в мир, где мечты танцевали с пикселями и звуковыми волнами. Мультфильмы позволили нам увидеть эволюцию Барби от заветной игрушки до культурной иконы, символа стремления, расширения возможностей и безграничного творчества.
ИСТОКИ КУКЛЫ БАРБИ
Появление куклы Барби стало важной культурной вехой. С момента рождения эта игрушка быстро принесла компании Mattel международное признание и значительные доходы, превратившись в мощный бренд, занимающий лидирующие позиции в молодежной и массовой культуре. Однако со временем культовый образ стройной беловолосой куклы стал символизировать капитализм и объективацию женщин. Давайте рассмотрим хронологическую эволюцию образа Барби.
РОЖДЕНИЕ БАРБИ
В 1959 году Рут Хэндлер, жена основателя компании Mattel Эдварда Хэндлера, разработала концепцию куклы, изображающей зрелую девушку, назвав ее в честь своей дочери Барбары. Хотя идея создания кукол, изображающих полностью сформировавшихся женщин, поначалу вызвала скепсис в компании, Барби быстро завоевала популярность и стала одной из самых продаваемых игрушек уже в первый год своего существования. Эта история разворачивалась на фоне глубоких изменений в обществе, некий культурный взрыв.
Для того чтобы получить целостное представление о том, как Барби завоевала популярность, необходимо понять, как в то время относились к детству и игрушкам, особенно к куклам, предназначенным для девочек. В эпоху, предшествовавшую XX веку, представление о родительстве существенно отличалось от современного. Из-за высокой детской смертности дети, особенно представители среднего класса, с раннего возраста приобщались к домашним обязанностям: туда входил уход за младшими братьями и сестрами, а также привлечение к посильному труду. Примечательно, что представление о материнстве сводилось к выполнению домашних обязанностей, а не к интеллектуальному или эмоциональному развитию. Постепенно, по мере развития ХХ века, это представление менялось, что совпадало с формированием культуры детства и переосмыслением роли женщины.
ПЕРЕХОД К ДВАДЦАТОМУ ВЕКУ
В начале 1900-х годов на рынке появились дорогостоящие куклы-младенцы, в основном изготовленные из фарфора. Однако с появлением новых целлулоида, куклы стали более доступными и прочными. Эта демократизация позволила девочкам из разных экономических слоев играть в дочки-матери. Популярность таких кукол сохранялась вплоть до 1950-х годов, поскольку «взрослые» персонажи оставались в основном в виде бумажных вырезок. Примечательно, что Рут Хэндлер проницательно наблюдала за развитием предпочтений девочек, которые стремились воплотить в своих играх различные «взрослые ситуации».
БАРБИ КАК ОТРАЖЕНИЕ СТИЛЯ ЖИЗНИ
Появление Барби ознаменовало собой отход от предыдущих кукол. Помимо характерного телосложения, яркого макияжа и стильных образов, у Барби была своя история. Она обладала не только именем, но и многогранной личностью. Создатели представили Барби как умную, ориентированную на общение и отношения личность, отражающую сочетание традиционных ценностей с набирающими силу тенденциями освобождения женщин и изменения гендерных ролей. Барби, по сути, стала воплощением меняющегося духа времени.
Начиная с 1960-х годов характер Барби расширялся и охватывал различные профессии и занятия. Она побывала в таких ролях, как балерина, медсестра, бизнесвумен, художница. В 1961 году появился «парень» Барби — Кен, который вступил с ней в отношения, где Барби сохранила свою независимость и эмансипацию, что является отходом от традиционной динамики.
ПРИЕМ ИГРУШКИ И ВЛИЯНИЕ
Множество историй, личностей и профессий, приписываемых Барби, придали ей почти реалистичный характер, вызвав дискуссии, схожие с теми, что возникают вокруг реальных людей. Критики, в том числе консервативные представители СМИ и феминистки, осуждали открытую гендерную репрезентацию Барби. Критика вышла за пределы США, и даже в России высказывались опасения по поводу навязывания «американских ценностей». Образ куклы вызвал споры и среди родителей, в частности, в 1992 году возмущение вызвала говорящая Барби, которая укрепляла потребительские идеалы и закрепляла стереотипы.
Помимо социальных и экономических последствий, телосложение Барби также вызывало споры. По разным оценкам, пропорции куклы значительно отклонялись от здоровой массы тела, однако ее ярко выраженная талия стала предметом мечтаний для многих девочек и девушек. Стоит отметить, что на ярко выраженное телосложение Барби повлияла ее предшественница, кукла Лили, которая черпала вдохновение из комиксов в стиле pin-up. Эта связь, получившая название «синдром Барби», усилила стремление женщин и девушек к идеализированной внешности.
БАРБИ И РОКЕРЫ: НЕЗЕМНОЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ
Обратив свой взор к 1980-м годам, мы сталкиваемся с двумя специальными фильмами о Барби, которые, как правило, остаются в тени. Их наследие остается неясным, резко контрастируя с компьютерно-анимационными фильмами, которые доминируют в современном пейзаже. Это упущенная возможность, поскольку обе эти части несут в себе потенциал, заслуживающий повторного открытия.
Потенциальная возможность отмахнуться от них, как от «детской ерунды», велика, поскольку они имеют скромные рейтинги и вызывают пренебрежение. Однако такое осуждение не соответствует их истинной сути. Эти фильмы — не просто «мелочи для детей», — в них заложены сюжеты, несущие жизненные уроки, и персонажи, вызывающие отклик у зрителей.
В основе фильмов о Барби лежит мастерство, которое заслуживает признания. Несмотря на то, что фильмы не рассчитаны в первую очередь на взрослых, они обладают целым рядом достоинств, заслуживающих признания. Анимация, хотя и не сравнима с такими гигантами, как Pixar, сохраняет визуальную привлекательность, вызывает чувство ностальгии, усиливая связь с эпохой, которую представляет.
Кроме того, персонажи фильмов не просто карикатуры, — они обладают чувством родственности, что способствует установлению контакта, особенно с девушками. Глубину и достоверность голосам персонажей придает игра актеров, которую часто упускают из виду: Тим Карри, Анжелика Хьюстон и Келси Грэммар.
В конце 1980-х годов компания Hasbro вышла далеко за пределы сферы игрушек и погрузилась в мир анимации. Имея за плечами успехи анимации в виде «Трансформеров», «G.I. Joe» и «My Little Pony», компания взяла курс на рынок кукол, где доминировала Барби. В 1987 году на экранах телевизоров появился «Барби и рокеры: Неземное великолепие», яркий американский анимационный фильм, созданный творческой группой DIC Animation City в сотрудничестве с Saban Productions.
Все началось в 1985 году с появления кукол и мультфильма «Джем и голограммы». Мгновенное признание сериала открыло путь к беспрецедентному успеху, что стало привычной тенденцией для компании Hasbro. Этот триумф не остался незамеченным Mattel, создавшей Барби. Вдохновленная модой на рок-группы, компания запустила линию игрушек «Барби и рокеры», начав амбициозное путешествие по слиянию музыки и кукол. Сотрудничество с DIC Animation City привело к созданию анимационного фильма, который должен был вывести Барби и ее группу на экраны, создав яркое зрелище.
Однако это начинание не обошлось без подводных камней. Возник «синдром новых детей», когда харизма и мелодичность группы превозносились до почти божественного уровня, вызывая горячее восхищение. При знакомстве с фильмом нельзя не отметить, что оно носит отчетливый отпечаток DIC Animation, известной своими инновационными и зачастую нестандартными сюжетами. Но в то время как мини-сериал пытался проложить путь к созданию ежедневного мультсериала о Барби, переговоры между DIC и Mattel зашли в тупик. Идея создания непрерывного мультсериала осталась нереализованной, что привело к творческому расхождению, которое породило новый состав персонажей и изменило сюжет. В 1988 г. это направление материализовалось в виде «Мира Макси», спонсором которого стал не кто иной, как конкурент компании Mattel — Hasbro.
Позже, несмотря на свой потенциал и яркую энергетику, «Барби и рокеры» столкнулись с другой судьбой по сравнению со своими аналогами. Несмотря на то, что фильм стремился передать дух времени и стать таким же популярным, как другие мультсериалы того периода, ему не удалось добиться такого же успеха. Анимационный спецвыпуск ограничился двумя прямыми видеорелизами, и в 1990-е годы он стал еще менее заметным.
Тем не менее, «Барби и рокеры» вывели героиню и ее группу в мир, где они стали настоящими звездами. Наследие фильма осталось в памяти тех, кто наслаждался его песнями и приключениями.
Сам фильм начинается без формальностей, без традиционных вступлений и титров. Вместо этого на титульной карточке представлен «эпизод», в котором Барби занимает центральное место. Начинается ослепительная эскапада, в которой переплетаются музыка, мода и приключения.
Повествование разворачивается в Японии, где Барби и «Рокеры» — Кен, Дана, Диди, Деррик и Дива — вызывают восторг. Диктор объявляет их самой горячей музыкальной сенсацией в мире. Пока они выступают на сцене, прокручивающиеся статьи подчеркивают их популярность, провозглашая превосходство Барби на всемирной музыкальной премии и называя ее послом мира во всем мире.
В ресторане, напоминающем резиденцию Джетсонов, группа обдумывает свои дальнейшие действия. Спонтанный танцевальный номер и песня «Лучшие друзья» создают основу для приглашения Барби на грандиозный бал. На балу в сопровождении Кена Барби объявляет о своем следующей победе — выходе в открытый космос.
По мере воплощения этой дерзкой идеи в жизнь у группы возникают спонтанные композиции, отражающие музыкальный дух. Путешествие усугубляется подготовкой к полету в космос, кульминацией которого становится захватывающее выступление в невесомости. На фоне ярких визуальных эффектов и песен, группа выходит на центральную сцену, отстаивая мир во всем мире с помощью музыки.
Вердикт? Смешанные эмоции. Если анимация отличается визуальным великолепием для того времени, то музыка оставляет желать лучшего. Персонажи излучают ликование, а мотивы Барби, побудившие ее отправиться в космос, все еще непонятны. Но, несмотря на недостатки, эта анимационная глава служит кратким введением в мир Барби и оставляет желание у детей получить продолжение.
Подводя итог, можно сказать, что «Барби и рокеры: Неземное великолепие» остается реликвией прошлого, свидетельством творческих поисков эпохи. С новой точки зрения я ставлю мультфильму достойную оценку 8/10.
БАРБИ И THE SENSATIONS: ОБРАТНО НА ЗЕМЛЮ
С течением времени история Барби и ее музыкальных устремлений приняла новый оборот. В 1988 году произошла трансформация: на сцене появилась группа «Барби и The Sensations». Персонажи продолжали развиваться, а сама Барби снова отправилась в путешествие, в результате которого героиня вернулась на Землю в повороте времени, соединив прошлое с настоящим.
С точки зрения критиков, сиквел превосходит первый фильм, особенно по сюжетной линии. Он представляет собой иной сюжет, захватывающий внимание. Но, все же, некоторые зрители разочарованы их недостатками — от диалоговых нюансов и предсказуемости сюжета до несоответствия анимации и ориентации на возраст. Распространенное мнение о том, что эти фильмы рассчитаны исключительно на детскую аудиторию, можно рассматривать как чрезмерное упрощение, игнорирующее основные достоинства.
Несмотря на то, что первые фильмы о Барби не обладают таким лоском, как, например, культовый «Щелкунчик», премьера которого состоялась в 2001 г., они обладают особым шармом.
Во второй части мы сталкиваемся с новым ностальгическим сюжетом. Пусть она лаконична, пусть диалоги не являются литературным шедевром, но она удачно передает суть своей эпохи — эпохи, которая может вызвать приятные воспоминания у зрителей старшего поколения.
Анимация сохраняет достойное качество, отличается яркими цветами и иногда демонстрирует замысловатые фоны. Несмотря на неровности рисунка, персонажи остаются милыми, их оживляет подходящая и хорошо поставленная озвучка.
Отдельного упоминания заслуживает заразительный и безошибочно узнаваемый саундтрек 80-х годов, передающий суть эпохи.
В целом, «Барби и The Sensations: Обратно на Землю» — это маяк ностальгии, освещающий эпоху, которую часто затмевают ее компьютерно-анимационные преемники. Повествовательный резонанс, визуальная привлекательность и выразительный саундтрек сиквела ставят его в один ряд с другими. Моя одобрительная оценка 8/10 отражает искренние чувства, которыми проникнута эта ностальгическая жемчужина, приглашая зрителей вновь обрести связь с забытой главой вселенной Барби.
Екатерина Кодуа