История Аида/Гадеса, бога подземного царства

История Аида/Гадеса, бога подземного царства

Что мы знаем про Аида, властителя недр земли, где согласно верованиям древних греков, блуждают души умерших, протекает священная река Стикс и Ахеронт, а грозным и беспощадным стражником «зоны безопасности миров» является трёхглавый Цербер? Также из школьной программы известно, что по воле своего брата Зевса Аид похитил и насильно женил на себе дочь богини плодородия — Деметры, богиню весны Персефону, которая две трети года вынуждена была жить на земле, и лишь одну треть — в царстве мрачного Аида. Но есть и другие аспекты божества, о которых умолчали, дабы не вдаваться в подробности.

Происхождение имени Аида неясно, но с древних времен его обычно рассматривали как означающее «невидимый» . Обширный раздел диалога Платона « Кратил » посвящен этимологии имени бога, в котором Сократ приводит доводы в пользу народной этимологии не от «невидимого», а от «своего знания ( eidenai ) всех благородных вещей». Современные лингвисты предложили протогреческую форму * Awides («невидимый»). Самая ранняя засвидетельствованная форма — Aḯdēs ( Ἀΐδης ), в которой отсутствует предложенная дигамма . Вместо этого Мартин Литчфилд Уэст приводит доводы в пользу первоначального значения слова «тот, кто руководит собранием» из универсальности смерти.

Также, как и римляне, греки иногда называли Аида Плутоном ( Πλούτων Ploútōn ), что означает «богатый», учитывая, что из обители внизу (т.е. из почвы) приходят богатства ( например, плодородные культуры, металлы и так далее). Это божество было смесью греческого бога Аида и элевсинского Плутоса, и от этого же он получил жрицу, чего раньше в Греции не практиковалось. Более сложными названиями того же жанра были Плутодот Ploutodotēs ( Πλουτοδότης ) или Ploutodotḗr.( Πλουτοδοτήρ ), что означает «дающий богатство». Его также называли Зевсом катахтониосом (Ζεὺς καταχθόνιος), что означает «Зевс подземного мира», теми, кто избегал его настоящего имени, поскольку он имел полный контроль над подземным миром.

В числе эпитетов Аида были Агесандр ( Ἀγήσανδρος ) и Агесилаос ( Ἀγεσίλαος ), [12] оба от ágō ( ἄγω , «вести», «нести» или «приносить») и anḗr ( ἀνήρ , «человек») или лаос ( λαός , « люди» или «люди»), описывая Аида как бога, который уносит все. Никандр использует форму Hegesilaus ( Ἡγεσίλαος ).

В греческой мифологии Аид, бог греческого подземного мира, был первенцем титанов Кроноса и Реи . У него было три старшие сестры — Гестия , богиня домашнего очага, Деметра и Гера , а также младший брат Посейдон , которых отец проглотил целиком, как только они родились. Зевс был младшим ребенком, и благодаря махинациям их матери, Реи, именно он был единственным, кто избежал этой участи. Достигнув совершеннолетия, Зевсу удалось заставить отца извергнуть братьев и сестер. После освобождения шесть младших богов вместе с союзниками, которых им удалось собрать, бросили вызов старшим богам за власть в Титаномахии , божественной войне.

Война длилась десять лет и закончилась победой младших богов. После победы, согласно известному отрывку из « Илиады» ( книга XV , лн. 187–93), Аид и два его брата, Посейдон и Зевс, бросили жребий за власть над царствами. Зевс получил небо, Посейдон получил моря, а Аид получил подземный мир, невидимое царство, в которое отправляются души умерших, покидая мир. Несмотря на современные коннотации смерти как зла, Аид на самом деле был более альтруистически склонен в мифологии. Аид изображался пассивным и никогда — сугубо негативно; его роль часто заключалась лишь в поддержании относительного баланса. Тем не менее, его также изображали холодным и суровым, и он считал всех своих подданных в равной степени ответственными перед своими законами. Какие-либо другие индивидуальные аспекты его личности не приводятся, поскольку греки воздерживались от того, чтобы уделять ему много внимания, чтобы не привлекать его внимания.

Аид правил мертвыми при помощи других, над которыми он имел полную власть. Дом Аида был описан как полный «гостей», хотя он редко покидал подземный мир. [25] Его мало заботило то, что происходило в верхнем мире, так как его основное внимание было направлено на то, чтобы ни один из его подданных никогда не покидал его владения и приходил в ярость, когда кто-то пытался уйти, или если кто-то пытался украсть души из его царства. Его гнев был одинаково ужасен для любого, кто пытался обмануть смерть или иным образом перечить ему, как , к своей печали, узнали Сизиф и Пирифой. Обычно безразличный к своим подданным, Аид был очень сосредоточен на наказании этих двух человек; особенно Пирифой , когда он вошел в подземный мир в попытке украсть Персефону для себя и, следовательно, был вынужден сесть на «Кресло Забвения». Сизиф же дважды обманул смерть и был вынужден в наказание вечно катить камень в гору.

Другой миф касается греческого бога Асклепия , который изначально был полубогом, сыном Аполлона и Корониды , фессалийской принцессы. Еще при жизни он стал известным и талантливым врачом, которому со временем удалось вернуть мертвых к жизни. Чувствуя себя обманутым, Аид убедил Зевса убить его ударом молнии. После смерти он был перенесен на Олимп, где стал богом. Аид был изображен за пределами подземного мира только один раз в мифе, и даже это, как полагают, было случаем, когда он пытался защищать город Пилос и был атакован Гераклом. Однако, после того, как он был застрелен, Аид отправился на Олимп, чтобы вылечиться у врача богов — Пеана.

Кроме Геракла, единственными другими живыми людьми, отважившимися отправиться в подземный мир, были также небезызвестные герои : Одиссей , Эней (в сопровождении Сивиллы ), Орфей, к которому Аид проявил нехарактерную милость по настоянию Персефоны, которая была тронута музыкой Орфея, Тесей с Пирифой и, в позднем романе, Психея . Никому из них не понравилось то, что они увидели в царстве мертвых. В частности, греческий герой войны Ахиллес , которого Одиссей заколдовал кровавым возлиянием , сказал:

О сияющий Одиссей, никогда не пытайся утешить меня за то, что я умираю.Лучше я пойду за плугом в качестве раба к другомучеловеку, которому не выделена земля и не на что жить,чем быть королем над всеми погибшими мертвецами.— Душа Ахилла Одиссею. Гомер ,Одиссея11.488-491 (перевод Латтимора)

Напомним, певец Орфей однажды спустился в подземное царство в поисках своей жены Эвридики, которая умерла, когда ее укусила змея. Так прекрасна была музыка, которую он играл, что она очаровала даже Аида (а также его жену Персефону), которая позволила ему взять Эвридику в страну живых, но до тех пор, пока он не оглядывался на нее, уходя. Но Орфей нарушил условие и был вынужден жить без Эвридики. Он играл на лире и вся природа внимала печальной песне. Погиб Орфей страшно — его разорвали в клочья менады, свита бога виноделия Диониса, когда тот отказался отдаться им. В другой истории Тесей и Пирифой поклялись похитить и жениться на дочерях Зевса .

Тесей выбрал Елену , и вместе они похитили ее и решили удерживать ее, пока она не станет достаточно взрослой, чтобы выйти замуж. Пирифой выбрал Персефону . Они оставили Елену с матерью Тесея, Этрой , и отправились в подземный мир. Аид знал об их плане захватить его жену, поэтому он сделал вид, что предлагает им гостеприимство, и устроил пир; как только пара села, змеи обвились вокруг их ног и удерживали их там. В конце концов Тесей был спасен Гераклом, но Пирифой остался в ловушке в наказание за то, что осмелился искать жену бога для себя. В иных вариантах персонажа и вовсе скормили Церберу. Сизиф был смертным царем из Коринфа , который был наказан в Тартаре за то, что раскрыл речному богу Азопу местонахождение своей дочери Эгины после того , как Зевс похитил ее, а также за попытку обмануть смерть . Зевс, разгневанный на Сизифа за раскрытие тайны, подослал Танатоса к Сизифу, но тот ловко бросил бога смерти в собственные узы, и в результате никто не мог умереть, пока Арес не освободил Танатоса и не передал ему Сизифа.

Последним подвигом Геракла было захватить Цербера. Сначала Геракл отправился в Элевсин для посвящения в Элевсинские мистерии . Он сделал это, чтобы снять с себя вину за убийство кентавров и научиться входить и выходить из подземного мира живыми. Он нашел вход в подземный мир в Таэнаруме . Афина и Гермес помогли ему пройти и вернуться из Аида. Геракл попросил у Аида разрешения взять Цербера, на что Аид согласился, если Геракл не причинит вреда его «питомцу». Когда Геракл вытащил пса из Аида, он прошел через пещеру Ахерусию . В другом мифе — об Адмете и Алкестиде, после того, как Алкестида решила умереть вместо своего мужа Адмета , чтобы спасти его, Геракл вернул ее из мертвых, сражаясь и победив самого Аида. В других версиях, например , в пьесе Еврипида «Алкестида» , вместо этого Геракл сражался с Танатосом.

Аид, как бог мертвых, был устрашающей фигурой для тех, кто еще жив; не спешили навстречу ему, не желали клясться его именем и отворачивали лицо, принося ему жертву. Поскольку многих пугало простое произнесение слова «Аид», в ход пошли эвфемизмы и такие слова: «сумрачный Аид обогащается нашими вздохами и нашими слезами». Кроме того, его звали Климен («печально известный»), Полидегмон («принимающий многих») и, возможно, Эвбулей («добрый совет» или «благонамеренный»), все они были эвфемизмами для имени, которое было небезопасно произносить, которые превратились в эпитеты.

Большую часть времени он проводил в своем темном царстве. Грозный в бою, он доказал свою свирепость в знаменитой Титаномахии , битве олимпийцев против титанов , установившей власть Зевса. Аид, которого боялись и ненавидели, олицетворял неумолимую неизбежность смерти: «Почему мы ненавидим Аида больше, чем любого бога, если не потому, что он такой непреклонный и непреклонный?» Риторический вопрос принадлежит Агамемнону.

Аид, однако, не был злым богом, поскольку, хотя он был суровым, жестоким и безжалостным, он все же был справедлив. Аид правил подземным миром и поэтому чаще всего ассоциировался со смертью и боялся людей, но он не был самой Смертью — её функции исполнял Танатос , сын богини ночи Никты и Эреба , который является фактическим олицетворением смерти, хотя в пьесе Еврипида « Алкестида» довольно ясно утверждает, что Танатос и Аид были одним и тем же божеством, и дает интересное описание Аида как покрытого темной плащом и крылатого; кроме того, Аид также упоминается как Гесперос Теос («бог смерти и тьмы «).

Когда греки умилостивляли Аида, они стучали ладонями по земле, чтобы убедиться, что он их услышит. Черные животные, такие как овцы, были принесены ему в жертву. Хотя некоторые предполагают, что сама ярость отказа от человеческих жертвоприношений , выраженная в мифе, может подразумевать невысказанную память о каком-то далеком прошлом, прямых доказательств такого поворота нет. Кровь от всех хтонических жертвоприношений, в том числе и для умилостивления Аида, капала в яму или расселину в земле. Человек, принесший жертву, должен был отвернуть лицо.

В одном древнем источнике говорится, что он обладал Шапкой-невидимкой . Его колесница, запряженная четверкой вороных лошадей, производила устрашающее и впечатляющее зрелище. Эти звери были по-разному названы, согласно Клавдиану: Орфней , Эфон , Никтей и Аластор , в то время как другие авторы также перечисляли: Ноний, Аметей, Абастор, Абетор и Метей. Другими его обычными атрибутами были нарциссы и кипарисы, Ключ Аида и Цербер, трехголовый пес. Змеи также приписывались Аиду, поскольку его иногда изображали либо держащим их, либо сопровождающим их. Считается, что это имеет значение, поскольку в некоторых классических источниках Аид похитил Кору в образе змеи, которая впоследствии родила Загрея-Диониса.

Нося имя «Зевс», Зевс Олимпиос, великий царь богов, заметно отличается от Зевса Мейлихиоса, решительно хтонического персонажа, часто изображаемого в виде змеи, и, как видно заранее, они не могут быть различные проявления одного и того же бога, на самом деле всякий раз, когда упоминается «другой Зевс», это всегда относится к Гадесу. Зевса Мейлихиоса и Зевса Эвбулеуса часто называют альтернативными именами Аида.

Философ Гераклит , объединяя противоположности, провозгласил, что Аид и Дионис , сама сущность нерушимой жизни ( зоэ), есть один и тот же бог. Среди других свидетельств, Карл Кереньи отмечает в своей книге, что гомеровский гимн Деметре, мраморные изображения и эпитеты связывают Аида с Дионисом. Он также отмечает, что скорбящая богиня Деметра отказалась пить вино, так как она заявляет, что это было бы против них для нее, чтобы пить вино, которое является даром Диониса, после похищения Персефоны, из-за этой связи; что указывает на то, что Аид на самом деле мог быть «прикрытием» подземного мира Диониса. Он предполагает, что эта двойная идентичность могла быть знакома тем, кто соприкасался с мистериями . Дионис также разделял несколько эпитетов с Аидом, таких как Chthonios («подземный»), Eubouleus («Добрый советник»), и Euclius («славный» или «известный»).

Несколько слов о царстве Аида. В древних греческих мифах — это туманная и мрачная обитель мертвых (также называемая Эребом, а не Тартаром или в честь бога — Аидом), куда попадают все люди после смерти. Очень немногие смертные могли покинуть Аид после того, как вошли в него. Исключения составили только герои Геракл и Тесей. Даже Одиссей ( « Одиссея» , XI) призывает духов усопших, а не спускается к ним. Более поздняя греческая философия ввела идею о том, что все смертные судимы после смерти и либо вознаграждаются, либо проклинаются.

Было несколько частей царства Аида, в том числе — Элизиум , Луга Асфоделей и Тартар. Мифограф Аполлодор описывает Тартар как «мрачное место в Аиде, столь же далекое от Земли, как Земля далека от неба». Греческие мифографы не были полностью последовательны в отношении географии загробной жизни . Противоположный миф о загробной жизни касается Сада Гесперид , часто отождествляемого с Островами Блаженных , где могут обитать благословенные герои.

У эллинов умерший входил в подземный мир, пересекая Стикс , переправляемый Хароном (каир’-он), который брал обол , небольшую монету для перехода , которую благочестивые родственники помещали в рот умершего. Согласно шестой книге « Энеиды » Вергилия, на ближнем берегу сто лет собирались нищие и одинокие . Греки предлагали умилостивительные возлияния , чтобы умершие не вернулись в верхний мир и не «преследовали» тех, кто не похоронил их должным образом. Дальний берег реки охранял Цербер, трехголовый пес, побежденный Гераклом. Далее тени усопших входили в страну мертвых, чтобы предстать перед судом.

Пять рек царства Аида и их символические значения — это Ахерон (река печали или горя), Коцит (оплакивание), Флегетон (огонь), Лета (забвение) и Стикс (ненависть), река водами которой поклялись даже боги и в которую Ахиллес был окунут, чтобы сделать его непобедимым. Стикс образует границу между верхним и нижним мирами. Первая область Аида включает в себя Поля Асфоделей, описанные в « Одиссее XI», где тени героев уныло блуждают среди меньших духов, которые щебечут вокруг них, как летучие мыши. Только возлияния крови, предлагаемые им в мире живых, могут пробудить в них на время ощущения человечества.

Дальше лежал Эреб , который можно было принять за эвфоним Аида, чье собственное имя было ужасным. Было два бассейна: бассейн Леты , куда стекались обычные души, чтобы стереть всю память, и бассейн Мнемозины («память»), где вместо этого пили посвященные в мистерии. Во дворе дворца Аида и Персефоны сидят трое судей подземного мира: Минос , Радамант и Эак . Там у тривиума , посвященного Гекате , где сходятся три дороги, судят души, возвращаются на Поля Асфоделя.если они ни добродетельны, ни злы, отправлены дорогой в Тартар, если они нечестивы или злы, или отправлены в Элизиум (Острова Блаженных) с «безупречными» героями.

В римской же мифологии вход в подземный мир, расположенный в Авернусе , кратере недалеко от Кумы , был маршрутом, по которому Эней спускался в царство мертвых. С помощью синекдохи «Авернус» можно заменить подземным миром в целом. Ди инфери были коллективом божеств подземного мира.

Хотя, Аид редко изображался в произведениях искусства, а также в мифологии, потому что греки очень боялись его, нашлось место любовным похождениям даже владыке подземного царства. Так, в одном мифе океанида Левка была самой красивой из нимф. Аид влюбился в нее и похитил ее унёс в подземный мир. Она прожила всю свою жизнь в его царстве и, когда она умерла, бог искал утешения, создав подходящий памятник их любви: на Елисейских полях , где благочестивые проводят свою загробную жизнь, он породил белое дерево. Именно этим деревом увенчал себя Геракл в честь своего возвращения из подземного царства.

Другая нимфа, наяда Минте, обитательница реки Коцит, стала любовницей Аида после похищения и насильного замужества Персефоны. Сгорая от ревности, богиня весны растоптала нимфу ногой, превратив ее в садовую мяту в процессе. Согласно схолиасту Никандру Колофонскому, сам Аид превратил свою мертвую возлюбленную в траву мяты после того, как Персефона разорвала ее на куски за то, что она спала с ним. По другой версии, Аид отказался от Минте после женитьбы на Персефоне. Нимфа хвасталась, что она красивее богини весны и что Аид скоро заберет ее обратно. В гневе из-за высокомерия , направленного на ее дочь, сама Деметра растоптала Минту и превратила ее в мяту.

В римской мифологии было два бога подземного мира — Оркус и Дис Патер. Расскажу о них чуть подробнее. Dīs Pater, он же — Rex Infernus , — первоначально ассоциировался с плодородными сельскохозяйственными угодьями и минеральными богатствами, а поскольку эти полезные ископаемые добывались из-под земли, позже его отождествляли с хтоническим божеством Оркусом. Также этимология имени бога Патер («отец») может быть связано с ассоциацией с Юпитером. Что касается Оркуса, то он первоначально был богом подземного мира, карателем нарушенных клятв в этрусской и римской мифологии . Как и в случае с Аидом, имя бога также использовалось для самого подземного мира. Позже этрусский бог Айта , Оркус, Дис Патер и Аид слились в римской мифологии в единого персонажа — Плутона, а Персефона стала Прозерпиной и заменила собой прежнюю римскую богиню весны — Либеру.

Аид часто появляется в массовой культуре. Несмотря на его нынешний нейтралитет и отсутствие плохих поступков, его часто изображают злодеем из-за его связи со смертью и преступным миром. Так, Аид (под своим римским именем Плутон ) появляется в фильме Пазолини «Кентерберийские рассказы» . Его играет итальянский актер Джузеппе Арриджо. В фильме он случайно встречает слепого рогоносца сэра Января, прогуливаясь по секретному саду Января. Ему жаль Январь, поэтому он использует свои силы, чтобы вернуть ему зрение, чтобы он мог увидеть, как жена ему изменяет.

Аид появляется в фильмах « Перси Джексон и олимпийцы: Похититель молний» в исполнении Стива Кугана, а также в ремейке « Битвы титанов» и его продолжении «Гнев титанов», где его играет Ральф Файнс . Здесь Аид — опять злодей.

В трех телесериалах « Геркулес: Легендарные путешествия» , « Зена: королева воинов» и «Молодой Геракл » Аид был повторяющимся персонажем, которого чаще всего играл Эрик Томсон , хотя Марк Фергюсон и Стивен Ловатт также играли эту роль. Он был изображен перегруженным работой и недоукомплектованным персоналом.

В сериале комиксов DC « Смоллвиль » могущественное и демоническое божество Дарксайд было в истории Земли под многими именами, такими как Аид и Люцифер , а также было связано с индуистской богиней Кали .

Адаптация аниме-телесериала игры для PSP Kamigami no Asobi транслировалась с апреля 2014 года по июль 2014 года, где Аид — один из немногих богов, посланных Зевсом в академию, расположенную в отдельном царстве, которое напоминает человеческую среднюю школу, чтобы узнать о значение любви и человечества, в попытке обратить вспять ослабевающую связь между людьми и богами.

В диснеевском фильме 1997 года « Геркулес » Аид появляется как главный антагонист. В отличие от мифологического Аида, эта версия — быстро говорящее, вспыльчивое и злое божество; смесь Сатаны и хитрого голливудского агента. Он планирует свергнуть Зевса и править Вселенной, но перед этим убить Геракла, чтобы герой не помешал его замыслу. Однако он потерпел неудачу и на всю вечность оказался в ловушке в Реке Смерти. Персонажа озвучил Джеймс Вудс.

В 2016 году Аида сыграл Грег Джерманн в фильме « Однажды в сказке» . Эта версия основана на диснеевской версии Геркулеса и изображена влюбленной в Зелину, Злую Ведьму Запада. В последнем фильме диснеевской трилогии « Наследники » выясняется, что Аид является отцом главного героя Мэла, которого он получил от своего бывшего брака с Малефисентой , злодеем из диснеевского фильма « Спящая красавица» .

Он появляется в серии комиксов God of War (2010–11) от DC Comics , основанной на франшизе видеоигр. В нем он заключает пари с пятью другими олимпийскими богами, каждый из которых выбирает чемпиона для поиска амброзии Асклепия , эликсира с магическими целебными свойствами.

Кстати, в игре Gods of Rome по сюжету у Аида появляется сын по имени Тенебрус (Tenebrous), который хочет захватить мир с помощью ценного артефакта — сосуда Хаоса. Сам же Аид выглядит, как свирепый мертвец. У него есть крылья ворона на спине, шлем невидимости с такими же перьями, набедренная повязка, покрытая черепами, и деревянный посох с металлическим черепом на конце. В частности, из одной руки Аида торчат шипы. После победы Аид пожирает душу своего павшего противника. Это — единственная игра, где Аид больше не играет антагонистической или злодейской роли. Имя его якобы позабытого сына Тенебруса было явно позаимствовано разработчиками из «Звёздных войн».

 

Источник

Читайте также